№36 (178) от 15 октября 2025 г.
Почти три года назад в Орел поступила первая партия (28 из 48) новых ЛИАЗов, закупленных для МУП ТТП на средства инфраструктурного кредита. По условиям кредита, его погашение должно начаться уже в этом году. С учетом 3% годовых ежегодно из бюджета Орловской области федеральному центру надо будет возвращать по 80 миллионов рублей (если платежи распределять равномерно). За что будем платить? Как известно, половина, а порой и больше приобретенных ЛИАЗов мертвым грузом стоят в троллейбусном депо Орла. Кризис пассажирских перевозок в городе только усугубляется. ТТП продолжает нести убытки. Теперь еще и из бюджета деньги будут уходить. Но если муниципальное транспортное предприятие и горожане от приобретения ЛИАЗов ничего не выиграли, то это не значит, что их покупка была невыгодна. Очень даже выгодна. Вопрос – кому?
«Когда этот беспредел закончится?»
«10 новых пассажирских автобусов марки СИМАЗ поступили в Орловскую область». Такую информацию опубликовали на днях региональные СМИ, пояснив, что транспорт пришел в регион по программе государственного лизинга пассажирского транспорта. Суть программы в том, что ее участниками являются частные перевозчики, которые получают возможность приобрести новые транспортные средства на льготных условиях. В нашем случае лизинговые автобусы выйдут на так называемые трехзначные маршруты и будут возить пассажиров на Знаменку, в поселок Стрелецкий, микрорайон Болховский и Вятский Посад.
Примечательно, что хорошая в общем-то новость, вызвала не совсем хорошую реакцию пользователей соцсетей. Так, в группе «Общественный транспорт Орла онлайн» в ВК появились комментарии орловских пассажиров, в буквальном смысле слова измученных отвратительной работой городского транспорта. Людей, например, интересует, куда опять пропал 9-й автобусный маршрут и как им добираться до микрорайона Алроса? Граждане также спрашивают, будет ли обновляться трамвайный и троллейбусный парк ТТП? И вообще, когда закончится транспортный беспредел? И кто несет за него ответственность?
https://vk.com/bus57?from=groups&w=wall-32685421_19921
Увы, ответить на справедливые вопросы граждан администрации нечего. По существу нечего. Потому что, если отвечать правду, то можно случайно, как говорится, выйти на самих себя. Так что администрация города Орла скромно выражает сожаление и по привычке ссылается на сложную финансовую ситуацию, нехватку водителей и техническое состояние автобусов ТТП, объясняя, почему эти самые автобусы не выходят в должном количестве на девятый маршрут.
И здесь самое время вспомнить, как три года назад тогдашний вице-мэр, а ныне подсудимый Вадим Ничипоров рассказывал общественности о поступлении в Орел новых ЛИАЗов, закупленных на средства инфраструктурного кредита. Тогда, в 2022-м, ЛИАЗы вышли на 15, 16 и 48-й маршруты и частично на маршрут №9. А вскоре и полностью заменили на нем частные маршрутки ИП Кривовой. Тогда городские власти преподносили новые вместительные автобусы как панацею от транспортных проблем: дескать, запустим новые автобусы на проблемные маршруты, и все наладится. Не наладилось. Стало только хуже. Ту же девятку, которая – были же времена! – ходила через 10-15 минут, когда маршрут обслуживал частник, приходится ждать минут по 30-40, а то и по часу и более. И никакого прогресса, увы, не предвидится. В общем, пассажирам от закупки ЛИАЗов лучше не стало. С другой стороны, не стало лучше и ТТП. Наоборот, проблемы предприятия после пополнения автобусного парка только усугубились. Почему так произошло? Расскажем.
ТТП против ЛИАЗов
Напомним, что в 2022 году, когда городские и областные власти объявили о намерении закупить на средства выделенного Орловской области инфраструктурного кредита 48 автобусов большой вместимости (до 100 человек) на сумму более 820 миллионов рублей, коллектив ТТП возмутился. И на то были причины. Сотрудники трамвайно-троллейбусного предприятия через СМИ заявляли тогда, что МУП – это электротранспортное предприятие, и что прежде всего следует обновлять подвижной состав троллейбусов (в том числе на автономном ходе) и троллейбусную сеть, приобретать энергоподстанции. Однако мэрия настаивала на автобусах, хотя закупать их, как выясняется теперь, было смерти подобно. И вот почему.
Причина первая – техническая.
Инфраструктура и материальная база ТТП «заточена» именно для обслуживания электрического транспорта. Здесь отсутствуют условия для содержания и обслуживания автобусов – тем более таких, которые работают на газомоторном топливе. А ЛИАЗы как раз на нем и работают. В ТТП не было и нет специальных боксов для обслуживания газовых двигателей, соответствующих требованиям безопасности. Нет необходимого оборудования для их ремонта, так как ремонт газовых двигателей в корне отличается от ремонта двигателей дизельных.
Нет и квалифицированных специалистов, которые могли бы качественно и быстро ремонтировать технику и поддерживать ее в рабочем состоянии.
Сотрудники ТТП обслуживать газомоторные ЛИАЗы не могут в принципе, поскольку они специалисты по электротранспорту, да и не имеют лицензий для работы с техникой на газе.
То есть обслуживание и ремонт автобусов в МУП «ТТП г. Орла» осуществляться в принципе не может!
Причина вторая – экономическая.
Как говорят специалисты ТТП, автобусы с дизельным двигателем обслуживать гораздо проще, чем с газовым. Соответственно, и на ремонт уходит гораздо меньше времени. Ресурс дизельного двигателя больше, чем газового. К тому же газомоторная техника имеет дорогостоящие комплектующие (свечи, катушки зажигания и др.), которые необходимо менять. В дизельных двигателях такие комплектующие отсутствуют. То есть автобусы на газомоторном топливе увеличивают издержки МУПа, который и без того в долгах как в шелках. И надо сказать, что долги эти возросли более чем в полтора раза после поставки в ТТП ЛИАЗов.
Так, если осенью 2022-го (когда была закуплена первая партия ЛИАЗов) кредиторская задолженность ТТП составляла около 180 миллионов рублей, то в 2024-м, когда ЛИАЗы работали уже два года, она возросла до 289 миллионов рублей.
В ТТП изначально понимали: чем больше транспорта, тем больше расходов. Особенно, если этот транспорт – газомоторные ЛИАЗы. Как известно, автобусы требуют регулярного прохождения техобслуживания (ТО). Значит, необходимо периодически закупать недешевые запчасти и расходники (это не считая внепланового ремонта). Стоимость ТО-1 (техобслуживание через каждые 8-10 тыс. км пробега) для одного ЛИАЗа составляла 45 тысяч рублей, стоимость ТО-2 (20-30 тыс. км пробега) – 90 тысяч.
При этом себестоимость одной поездки на таком автобусе в 2022 году равнялась 43 рублям на одного пассажира, а стоимость проезда тогда составляла 22 рубля. Так что изначально было ясно: работа автобусов будет убыточной. Причем более убыточной, чем работа троллейбусов и трамваев.
Что и подтвердилось на практике: в 2024-м году на маршруты в Орле выходили не более половины ЛИАЗов (а порой и менее). Потому что запчасти и комплектующие покупать было не на что и прохождение ТО оплачивать тоже было нечем. Да и ряд неисправностей невозможно было устранить без специалистов, которых в ТТП не было. Сегодня картина не изменилась.
Причина третья – безопасность.
Теперь – самое страшное. Газомоторные ЛИАЗы не могут и не должны базироваться в троллейбусном депо. Размещение таких автобусов запрещено в непосредственной близости от линий электропередач, а без ЛЭП невозможно функционирование троллейбусов. В автобусах на газомоторном топливе возможна утечка газа, что может повлечь возгорание, которое приведет к катастрофе. Для обнаружения подобных утечек автобусы на газомоторном топливе должны проверяться в специальных боксах, где установлено соответствующее оборудование. Ни одно из этих условий (по крайней мере на момент поставки автобусов и до 2024 года) в ТТП не соблюдалось, так как необходимой для этого инфраструктуры здесь никогда не было. Был приобретен один переносной прибор для замера наличия газа в воздухе, но в условиях уличного хранения, особенно в ветреную погоду, определить утечку с его помощью практически невозможно.
Троллейбус им не нужен
Словом, рисков от данного приобретения было куда больше, чем преимуществ (если они вообще были). И сотрудники ТТП пытались донести свои аргументы до руководства мэрии. Но там стояли насмерть: надо закупать именно ЛИАЗы и именно газомоторные. Как говорят, даже надавили на начальство ТТП (хотя, может, и давления никакого не было), и те составили бумагу за подписью тогдашнего директора Чемерова, в которой обосновали, почему в рамках инфраструктурного кредита для ТТП необходимо закупить именно ЛИАЗы.
А вот мэр Парахин на встрече с сотрудниками трамвайно-троллейбусного предприятия обосновывал эту закупку совсем по-другому. Как сообщало издание «Орелград», Парахин заявил работникам ТТП, что «инфраструктурный кредит, на который будут закуплены автобусы, предназначен только для новых микрорайонов, поэтому деньги нельзя было пустить на закупку троллейбусов или модернизацию инфраструктуры электротранспорта».
«Инфраструктурный бюджетный кредит, который нам выдаётся из федерального бюджета, предусматривает транспортное обеспечение только новых районов. В новых микрорайонах у нас нет ни троллейбусной сети, ни трамвайных путей. Есть конкретные требования к этому ИБК, от которых мы не можем отклоняться. Другого такого большого финансирования в ближайшее время не ожидается», – вещал Парахин.
На самом деле это не так.
Процитируем, во-первых, выдержку из Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию (21 апреля 2021 года), в котором Владимир Путин говорил о предоставлении регионам инфраструктурных кредитов: «Приоритетами являются автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем ЖКХ и общественного транспорта (здесь и далее выделено нами. – Прим. ред.), комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии». Еще раз: один из приоритетов – обновление систем общественного транспорта. Ни о каких новых районах, куда этот транспорт якобы должен ходить, в Послании президента речи нет. Нет об этом речи и в постановлении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N1189, которое мы также процитируем. Это постановление утвердило Правила отбора проектов, на финансирование которых выделяются средства инфраструктурных кредитов. Итак, цитируем пункт третий Правил:
3. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – бюджетный кредит), подлежат использованию по следующим направлениям:
а) проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, территорий опережающего развития, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры, необходимых для создания и использования объектов недвижимости жилищного фонда;
б) приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования;
в) технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
г) утратил силу с 25 января 2023 г. – Постановление Правительства России от 16 января 2023 г. N 26
https://base.garant.ru/401537766/#block_1000
То есть деньги инфраструктурного кредита можно было направить и на реконструкцию электротранспортной инфраструктуры Орла, в которой она крайне нуждается, и на закупку новых троллейбусов и трамваев – никаких ограничений на этот счет не было и нет. И в других регионах власти именно так и поступали: закупали и трамваи, и троллейбусы. Но только не в Орле. Орловским чиновникам зачем-то понадобились именно газомоторные ЛИАЗы. Интересно, зачем?
Дави на газ!
Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит обратить внимание на некоторые любопытные факты.
Начнем с топлива. Как известно, ЛИАЗы заправляются метаном. Изначально, когда стало известно о закупке газомоторных автобусов для ТТП, на предприятии начали прорабатывать вопрос об устройстве заправки в районе троллейбусного депо, где базируются и автобусы. Однако мэрия в этом деле энтузиазма не проявила – инициативу спустили на тормозах. Зато стала востребованной газовая заправка ООО «Метан» в районе Наугорского шоссе, точнее – за Наугорским кладбищем. Именно туда ездят заправляться муниципальные ЛИАЗы. Ездят через весь город, через все светофоры. Хотя, например, в районе Лужков есть две газовые заправки, и топливо на них дешевле, чем на заправке «Метан». Почему для обслуживания ЛИАЗов была выбрана именно эта заправка? А потому, что, несмотря на дорогое топливо, ООО «Метан» было признано победителем торгов. Контракты с ним заключались ежеквартально. Правда, был какой-то период, когда торги выиграло другое ООО – структура Газпрома «МПГ Сибири». Однако автобусы ТТП там заправлялись недолго – из-за долгов их топливные карты были заблокированы, и тогда ТТП заключило с ООО «Метан» прямые договоры. Ну, а потом опять был проведен конкурс, который выиграло ООО «Метан». И ЛИАЗы так и катаются от СПЗ за город, хотя заправляться в тех же Лужках, например, было бы куда выгоднее – по объездной дороге на газпромовские заправки можно доехать быстро. Правда, там вряд ли станут заправлять автобусы в долг, а ООО «Метан» именно так и делает. Впрочем, в убытке заправщики не остаются – долги возвращают черед суд, с пенями и штрафами. А погашают за счет субсидий, выделенных из бюджета. На погашение каких именно долгов направить бюджетные деньги, решают в мэрии. В итоге ТТП теряет дважды – гоняя автобусы на далекую и дорогую заправку и выплачивая штрафные санкции по долгам. А теперь самое интересное. Учредителем и директором ООО «Метан», то есть хозяином той самой заправки, является гражданин Москаленко, он же – частный перевозчик, который обслуживает ряд автобусных маршрутов в городе Орле. Этот же гражданин Москаленко в один совсем не прекрасный день в октябре 2022 года прислал в МУП ТТП своего представителя. Это случилось 13 октября, когда в ТТП закончились деньги на заправку автобусов (ЛИАЗы тогда еще не пришли, без топлива остались ПАЗы). В результате техника МУПа не вышла на маршруты. В ТТП собрали водителей, и представитель ИП Москаленко предложил им поработать на его автобусах. По маршрутам ТТП. Выручка – пополам. Водители возмутились и обратились в Генеральную прокуратуру и к Александру Бастрыкину. Обращение опубликовали в СМИ. После этого в дело вступила прокуратура Орловской области – и мэрия моментально нашла деньги на заправку автобусов ТТП. После этого случая подобных форс-мажоров не допускали. Действовали по-другому. Купленные за счет средств инфраструктурного кредита ЛИАЗы стали использоваться как инструмент для перераспределения городских автобусных маршрутов в пользу частных перевозчиков.
«По просьбам трудящихся»
О том, как с помощью закупленных за бюджетный счет ЛИАЗов транспортный цех мэрии жонглировал маршрутами, наше издание рассказывало неоднократно. Однако, считаем, будет не лишним обрисовать эту схему еще раз. Выглядела она следующим образом.
В реестре автобусных маршрутов, а это основной документ в сфере организации пассажирских перевозок в Орле, указано, сколько именно машин и какого класса вместимости должны работать на том или ином маршруте. Руководство транспортного комитета мэрии имело полномочия вносить в этот реестр изменения. На каком основании? Ну, скажем, под предлогом жалоб граждан на работу перевозчиков. В итоге в реестр на определенные маршруты добавляли автобусы большой вместимости – например, не менее 100 мест (то есть ЛИАЗы). Это значит, что после таких изменений в реестр частный перевозчик должен был выпускать на линию, скажем, 8 ПАЗов и 2 ЛИАЗа. Но в Орле ни у кого из частных перевозчиков в автопарке ЛИАЗов нет. Стало быть, перевозчик, на маршруте которого в реестре появлялись ЛИАЗы, этого маршрута лишался. Если, конечно, не был готов в срочном порядке закупить большие автобусы (а к этому не был готов никто). Следующий шаг – заключение контракта с ТТП, так как ЛИАЗы есть только у них. При этом на самом предприятии изначально понимали, что обслуживать отобранный у частника маршрут они не смогут – половина, а то и две трети техники (как ЛИАзов, так и ПАЗов) не на ходу, но заявляться на конкурс приходится – по требованию мэрии. Естественно, ТТП конкурс выигрывает и… не может полноценно обслуживать тот или иной маршрут. Граждане, вынужденные ждать на остановках по 40-45 минут, возмущаются (вспомним, например, работу ТТП на 16-м маршруте, когда работники предприятий, расположенных в районе СПЗ, не могли уехать ни на работу, ни с работы), ТТП в ответ на претензии, заявляет о сложном финансовом положении и о невозможности исполнять условия контракта, мэрия идет навстречу пассажирам и… заключает прямые контракты с частными перевозчиками. Прямые контракты – это контракты без конкурса. То есть на маршрут, с которым не справилось ТТП, можно поставить любого перевозчика, нужного мэрии. И ставили. При этом из реестра маршрутов чудесным образом исчезали добавленные туда автобусы большой вместимости. А далее «нужный» перевозчик мог спокойно работать на маршруте ТТП. И вся выручка шла в кассу именно этого перевозчика, хотя можно было сделать иначе. Так, сотрудники ТТП неоднократно предлагали руководству транспортного цеха мэрии сделать предприятие городским оператором пассажирских перевозок, который сможет нанимать частных перевозчиков и получать прибыль, в том числе от аренды маршрутов. Надо ли говорить, что подобные предложения отклика не находили. А ведь такой вариант в случае его реализации стал бы спасительным для ТТП, да и сама система организации перевозок стала бы более прозрачной. Но, похоже, прозрачность как раз и была весьма нежелательной.
Ищи, кому выгодно
Что мы имеем в итоге? ТТП, которому под видом благодеяния навязали 48 ЛИАЗов, вместо того, чтобы обновить троллейбусный парк и инфраструктуру, продолжает нести убытки. Порядка половины закупленных за бюджетный счет автобусов на линию не выходят – находятся в ремонте. Дорогостоящие запчасти и расходники ТТП закупает за счет выручки. МУП несет убытки, кредиторская задолженность, несмотря на регулярные вливания из бюджета, не уменьшается. Напротив, на предприятии опять возникли проблемы с выплатой зарплаты. Пассажирам тоже лучше не стало – ЛИАЗы не только не помогли преодолеть транспортный кризис, но даже усугубили его – пример с работой маршрута №9 мы уже приводили.
И инфраструктурный кредит, полученный под 3% годовых сроком на 15 лет, надо отдавать – пусть и на льготных условиях, но отдавать. Так за что заплатил бюджет? За то, чтобы получала прибыль частная газовая заправка? За то, чтобы маршруты в городе Орле распределялись так, как это выгодно заинтересованным лицам, а не пассажирам и не муниципальному транспортному предприятию? Или за то, чтобы увеличились долги ТТП?
По большому счету, никаких объективных причин для закупки за счет средств инфраструктурного кредита именно ЛИАЗов на газомоторном топливе не было. А вот субъективные, похоже, были. Насколько мы знаем, об этих субъективных причинах хорошо известно правоохранительным органам. Известны и субъекты, заинтересованные в закупке ЛИАЗов – причем, вполне вероятно, по завышенной цене. Повторим: эти субъекты – вовсе не рядовые жители города Орла и не сотрудники ТТП. Надеемся, что эта информация не канет в Лету и получит развитие в виде уголовных дел и судебных приговоров.