№44 (186) от 17 декабря 2025 г.
На минувшей неделе тема капитального ремонта МКД внезапно стала одной из центральных в местных СМИ. И как обычно, поводом послужило не что-то хорошее, а ЧП. Конкретно – поломка только что замененного и толком даже не поработавшего лифта в доме №3 по улице Игнатова. ЧП напомнило про очень серьезную проблему – качества проводимого за деньги жителей капитального ремонта. Тему затронули и на профильном комитете областного совета. Причем оказалось, что руководитель Фонда капремонта толком о ситуации в доме №3 ничего не знает. Попутно в ходе обсуждения вскрылись и другие «мелочи», из-за которых некоторые жители считают капремонт чем-то вроде стихийного бедствия. Хотя по задумке орловцы должны были бы радоваться, что до их дома добрались рабочие.
«Немного потерпеть»
Руководитель регионального фонда капремонта Владимир Слизовский отметил, что острой проблемой остаётся значительная задолженность по взносам за капремонт. По состоянию на 2025 год общий размер задолженности на счёте регионального оператора составляет 658 млн рублей, из которых 137,1 млн рублей — задолженность за пределами сроков исковой давности, которая может быть признана безнадёжной к взысканию. Рост задолженности во многом связан с проведённой фондом масштабной работой по выявлению и сверке площадей с данными ЕГРН, по результатам которой был проведен перерасчёт сумм для собственников. На претензионно-исковую работу в 2025 году было выделено 11 млн рублей, средства освоены полностью. За истекший период поданы заявления в суды на общую сумму более 73 млн рублей, а взыскано по итогам этой работы более 46 млн рублей. На сегодняшний день собираемость взносов на капремонт – 93,75% (в 2024 году было 92%).
На 2025 год были запланированы работы более чем на 926 млн рублей. Это и ремонт 31 крыши, и комплексный ремонт 56 домов и замена 48 лифтов. На текущий момент из 31 запланированной крыши сданы 26, по остальным пяти объектам идёт подготовка к приёмке. На 2026 год запланирован комплексный ремонт 103 МКД, работы на 5 крышах и замена 314 лифтов в 88 домах. Более половины объектов уже законтрактованы. При этом в 2026 году собственникам самостоятельно предстоит заменить 402 лифта в 91 доме. В случае, если в 26 году люди сами не справятся с этой большой и очень сложной работой, предусмотрено, что деньги таких домов со спецсчета будут переведены в «общий котел», а заменой лифта займется уже сам фонд, – пояснил руководитель регионального фонда капремонта.
Зампред комитета Руслан Фрайда уточнил, есть ли какие-то проблемы с заменой лифтов в домах. Директор фонда проинформировал, что существует проблема задержки запуска высокотехнологичного оборудования, так как одновременно ведется замена более 300 единиц. «Ввиду запуска одновременно такого количества высокотехнологичного оборудования есть проблемы по скорости ввода в эксплуатацию. У меня инженерный центр не успевает все оперативно отрабатывать. Да, придется немного потерпеть именно с запуском. Это главная трудность», – отметил Слизовский. Между тем, по лифтам проблемы все же есть, и очень даже серьезные.
Филиал ада в своем же доме
Очень подробно о произошедшем ЧП с лифтом накануне комитета рассказали наши коллеги из издания «ОрелГрад», опубликовавшие письмо жителей пострадавшего дома №3 по улице Игнатова. https://orelgrad.ru/2025/12/08/v-orle-novyjj-lift-poterpel-krushenie/
«По программе капремонта в нашем доме начали замену двух лифтов. Этот процесс изначально сопровождался нарушениями: лифты стали устанавливать под старую, неотремонтированную кровлю. Как только пошли регулярные дожди, подрядчик остановил работы по монтажу. Только после продолжительных обращений жильцов в управляющую компанию, фонд капремонта, жилищную инспекцию и к губернатору Орловской области управляющая компания произвела необходимый ремонт кровли, и работы по установке лифтов продолжились. Первым заменили грузовой лифт. 1 декабря 2025 года он был принят комиссией, подписаны все документы, и на следующий день его запустили в эксплуатацию. И тогда же начался демонтаж пассажирского лифта. 4 декабря 2025 года этот новый лифт совершил неконтролируемый подъем на технический этаж, с силой ударился о крышу лифтовой шахты и упал на уровень 14-го этажа. Это не поломка. Это авария. Нам, жильцам, чудовищно повезло, что в тот момент в кабине никого не было. В противном случае трагедии было бы не избежать. Теперь наш дом полностью остался без лифтов. Пожилые люди, семьи с колясками, все жители оказались в заложниках у этой ситуации», – говорится в тексте письма, опубликованного «ОрелГрадом».
Самое печальное в этой истории, что ситуация с лифтом на Игнатова не исключение. В письме жители приводят аналогичную проблему, с которой столкнулись жители другой многоэтажки. И все произошло также после замены лифтового оборудования на новое. «Мы не одни в этой беде. Из общения с соседями нам стало известно, что похожая опасная ситуация произошла в четырнадцатиэтажке по соседству, по ул. Октябрьской, 205, где также параллельно меняют лифты по программе капремонта. Там новый пассажирский лифт вел себя неадекватно: ехал вниз, внезапно остановился, а затем бесконтрольно понесся вверх. Людям в испуге удалось выйти только на 14-м этаже. Этот факт доказывает, что проблема носит системный характер и связана с качеством работ или самого оборудования новых лифтов», – говорится в обращении жителей в редакцию СМИ.
В ходе заседания профильного комитета депутаты попросили руководителя фонда капремонта прокомментировать ситуацию, описанную жителями в обращении к СМИ. «По Игнатова, 3 у нас 14-этажный дом. Два лифта. Один (грузовой) был смонтирован, проведена приемка и проверка инженерным центром, Ростехнадзор ввел в эксплуатацию. Передали управляющей компании для дальнейшего использования. Что там произошло дальше – не знаю. Кто туда залез, или по гарантии что-то сломалось… Работает комиссия. Ко мне пришли жители, не УК пришла, а сами люди. Срочно вытащили подрядчика и побежали туда разбираться. Пока выводов комиссии нет. В случае, если там ошибка подрядчика – в течение 2 недель он поправит все за свой счет, исправит кабину разбитую и что необходимо», – рассказал с трибуны Владимир Слизовский. Что произойдет, если вскроется не вина подрядчика, и сколько в этом случае займет устранение неисправностей, а также что произошло в других домах, на которые ссылались люди в своем обращении – увы, ответа не прозвучало.
При этом стало понятно, что помимо проблемы «бешеных» лифтов, в причинах которой еще только предстоит разобраться, есть и другие серьезные беды. В частности, это связано с огромным объемом запланированных работ по замене подъемников, из-за чего затягиваются сроки ввода нового оборудования в эксплуатацию. И если для чиновников такие задержки – это всего лишь просьба немного потерпеть, то для жителей верхних этажей каждый лишний день без подъемника – это филиал ада в своем же доме. Спуститься-подняться за продуктами, выйти погулять во двор, отправиться по делам – каждый выход превращается в настоящую каторгу с последующим возвратом пешком по лестнице в родные стены. А все, что в этой ситуации может сделать глава регионального фонда – это констатировать факты задержек с запуском лифтов. Никаких реальных шагов (например, взять на временную работу в фонд дополнительных сотрудников, чтобы активизировать приемку лифтов) в ходе заседания комитета озвучено не было.
Ремонтировать отремонтированное?
Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин поинтересовался, почему опять идет ремонт дома на углу Салтыкова-Щедрина и Пионерской? Ведь капремонт этой многоэтажки прошел относительно недавно и сопровождался чередой скандалов (предположим, что речь шла о доме №37А). Так что депутаты прекрасно помнят и этот дом и то, что он только-только вышел из ремонта. И вот опять красивое здание опутано строительными лесами. Что случилось? Оказалось, что в 2025-м ремонт идет не за счет собственников. Гарантийный срок по этому зданию закончен, и новый ремонт идет… за счет средств областного бюджета. Михаил Вдовин удивился: кто и как принял решение на ремонт дома за счет средств бюджета? Там что, живет кто-то из больших чиновников, если средства на ремонт внезапно пошли не за счет сбора с жителей, а за счет щедрой и, судя по всему, бездонной областной казны? Вице-спикер напомнил, что в областном центре есть люди, которые десятки лет ждут очереди, у них льется с потолков, но им все время переносят срок ремонта на более и более отдаленную перспективу. И внезапно дом, который только-только (всего 9 лет назад) прошел через капремонт, опять ремонтируется? По словам Владимира Слизовского, жители пошли в суд и выиграли дело. Теперь фонд вынужден выполнять решение суда. А поскольку тратить на это средства, собранные с других домов, нельзя, вот и пришлось исполнять решение суда за счет бюджета региона.
Здесь стоит отметить одну важную деталь. Когда с трибуны выступают чиновники или руководители высшего звена различных предприятий (фондов), то необходимо обращать внимание не только на то, что они говорят, но и на то, о чем они старательно пытаются умолчать. Например, конкретно по дому №37А на Салтыкова-Щедрина во время подготовки этой статьи мы обнаружили в соцсетях фотографии 2023 года.

Фото – группа «Граждане Орла» в ВК
https://vk.com/wall-148721487_156158
На снимках видно, как с только что отремонтированных балконов на тротуар (то есть на головы пешеходов) отваливаются огромные куски штукатурки. Руководитель фонда изящно промолчал о том, что же произошло с этим домом. Виноват ли был проектировщик? Или это строители так налепили штукатурку, что она продержалась ровно до окончания гарантийного срока? Или это УК так умудрилась обслуживать (а вернее, не обслуживать дом), что он через 9 лет потребовал повторного ремонта? Без ответа на эти вопросы ситуация выглядит не просто некрасиво, но даже опасно (для тех же пешеходов). И это – не считая колоссальной потери финансов. Впрочем, вернемся к комитету.
Михаил Вдовин отметил, что в такой ситуации ремонт домов не закончится никогда. После гарантийного срока (когда застройщик уже ни при чем) люди добиваются устранения недоделок. Резонно возникает вопрос: а как фонд контролирует (и контролирует ли вообще) качество ремонта, если по прошествии каких-то 9 лет дому опять нужна помощь строителей? Ответа не последовало.
Между тем, депутаты напомнили, что аукнется еще и капремонт Ленинской и других домов, по которым уже в ходе самого ремонта жители жаловались на некачественные работы. Участники комитета спросили: сколько домов по суду сделают в этом году? Оказалось, что две многоэтажки будут переделывать вслед за «специалистами». В следующем году в рамках исполнения судебных решений список может оказаться куда длиннее. Так, по словам директора фонда, на 2026-й высока вероятность начать ремонт недоделанных девяти домов по улице Ленинской.
Депутат Виталий Рыбаков поинтересовался ситуацией в Мценске: «Вы разбирались, как работала фирма семьи Кочетаева, есть ли там проблемы после ремонта, проведенного этой фирмой?» Слизовский отметил, что проблем не видит: «Что касается фирмы «Стандарт» и ее работы по Мценску и Мценскому району, то нареканий по качеству работ (которые прошли через фонд, а не по спецсчетам – их вообще не так много было)… по ходу самих работ нарекания были, но они исправлялись в процессе – это рабочие моменты. Глобальных проблем не припомню, надо поднимать документы. Сейчас там занимаются правоохранительные органы. Может быть, они что выявят», – отметил глава фонда капремонта.
Виталий Рыбаков отметил, что, по его информации, внимание обратить все же стоит. «Мне стало известно, что там недостаточно утеплителя на чердаках. Когда мы делали депутатский запрос (наши коллеги из Мценска), там рабочие Кочетаева срочно перекладывали утеплитель. Поэтому я прошу вас обратить не это внимание, потому что зима и морозы вскроют эти недоделки», – отметил депутат. Так что высока вероятность, что в ближайшее время тема капремонта опять окажется в центре внимания СМИ. И опять в связи с проблемами.
Сергей МИЛЯХИН
Прямая речь
Депутат Орловского облсовета Игорь Рыбаков:

– Ситуация с аварией нового лифта в многоэтажном доме по улице Игнатова вызывает у Справедливой Команды много вопросов.
Совместно с депутатами жители дома 3 по улице Игнатова и Октябрьская, д. 205 долгое время добивались замены аварийных лифтов в доме. И вот осенью начались работы. 1 декабря комиссия приняла новый грузовой лифт, проведя соответствующие проверки, и на следующий день его запустили в эксплуатацию. Казалось бы – долгожданное обновление, безопасность и комфорт. Но уже 4 декабря случается авария, всего лишь через 3 дня после принятия работ!
Слизовский Владимир Николаевич, директор регионального фонда капитального ремонта, прокомментировал ситуацию, отметив, что на месте уже работает комиссия и выясняет причины аварии. В ближайшие две недели подрядчик должен исправить ситуацию.
Справедливая Команда держит данный вопрос на контроле. Также настаиваем на проведении необходимых проверок поставляемого оборудования и квалификации подрядчиков для исключения таких ситуаций в будущем.
Источник: https://vk.com/rybakovigor