“Орловская среда-плюс”, №2 (40) от 5 октября 2022 г.
Что творится в Орле с домами во время капитального ремонта и какие проблемы возникают у подрядчиков, довольно подробно рассмотрели депутаты профильного комитета областного совета. Одной из самых острых тем стала беда с запуском отремонтированных лифтов. Накануне вице-спикер облсовета выезжал по проблемным адресам и пытался найти концы – кто же ответственен за срыв запуска только что установленных и совершенно новых лифтов? Оказалось, найти крайнего довольно сложно, так как «крайних» просто забыли прописать в контрактах. Впрочем, как выяснилось, лифты далеко не единственная беда во время капремонта орловских многоэтажек. Очень интересное добавление сделал представитель одной из фирм, которая ремонтирует дома. Взгляд «изнутри» показал многие «острые углы», скрытые от посторонних глаз. Расскажем обо всем подробно.
Лифты буксуют?
Как рассказал замруководителя областного департамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Сергей Латынин, на этот год был запланирован капремонт в 251 многоквартирном доме. Причем речь тут не только о комплексном ремонте, но и о двух подпрограммах – ремонте крыш и замене отработавших свой срок лифтов. По состоянию на 12 сентября ремонт был завершен в 161 доме (96 крыш из запланированных 164, в 28 домах полностью заменили все лифты, комплексный ремонт завершили в 37 из 62 домов). По-прежнему не удается решить проблему с недобросовестными подрядчиками, которые, заключив контракты, низкими темпами выполняют работы. Но еще сложнее история с заменой лифтов в части домов. Как мы уже писали, самые большие перспективы остаться вообще без лифтов имеют те дома, которые собирают деньги на капремонт на спецсчета. Они не накопили достаточно средств для замены своих подъемников, а сроки достаточно жесткие. По области до 2024 года нужно заменить 1041 лифт, причем 451 подъемник – как раз в домах со спецсчетами.
Самой важной стала информация, что для таких домов вроде бы найден выход: Общественным советом при Минстрое предложен проект ускоренной замены лифтов в МКД со спецсчетами. Проект предлагает при непосредственном взаимодействии собственников жилья с производителями лифтов осуществлять замену лифтов по фиксированной цене с авансом в 30% и оплатой 20% по факту выполненных работ. Последующая рассрочка оплаты оставшихся 50% рассчитывается индивидуально на срок до 5 лет, – пояснил Сергей Латынин.
Что касается федеральной поддержки программы замены лифтов в домах, где собственники платят взносы в Фонд капремонта (то есть в «общий котел»), то здесь складывается очень интересная ситуация. Есть возможность получить значительные средства через фонд реформирования ЖКХ (в том числе и на замену лифтов), но по очень сложному механизму. Предполагается, что компенсация за замену лифтов будет производиться из федерального бюджета только в размере 50% от стоимости оборудования. При этом остальные работы оплачиваться в рамках поддержки не будут. В итоге получается, что федеральный центр компенсирует только 25% затрат, поскольку стоимость работ примерно сопоставима со стоимостью лифтового оборудования, за которое и предлагают компенсировать половину. При этом областная казна должна будет заложить в проект изначально всю сумму затрат на замену лифтов и лишь потом сможет получить из федерального центра компенсацию порядка 25. А цифры там колоссальные: на следующий год – 464 миллиона и 1 миллиард 600 миллионов – на 2024 год. Так что пока финансовый блок правительства области не согласен на такие условия.
Неведомые сроки
Фонд капремонта, как заверил чиновник, смог решить проблемы по первому этапу программы замены лифтов и даже сделать «определенные выводы». Увы, конкретно докладчик так и не расшифровал, как именно перестроил свою работу фонд. Известно лишь, что 89 лифтов, которые начали останавливать в конце июня и затем поэтапно вывели из эксплуатации до первого августа, заменены. Приняты работы по 70 лифтам. Остальные в процессе приемки. Разброс по времени был сделан с учетом предыдущих ошибок, когда несколько десятков лифтов были остановлены разом, а потом разом предъявлены к приемке – ни Ростехнадзор, ни специализированная организация просто физически не могли успеть принять все объекты в один момент. Более того, проблем добавило программное обеспечение. База данных работает так медленно, что заполнение данных на один лифт занимает по сути весь рабочий день. Поэтому теперь лифты будут выводиться на ремонт и вводиться в эксплуатацию с разбросом по времени. Так, управляющими компаниями завершено оформление страховых полисов и приглашены сотрудники Ростехнадзора для обследования 36 лифтов. Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин поднял вопрос о пуске лифтов, работы по которым давно завершены. При этом «на очной ставке» подрядчик утверждал, что лифт сдан и документы переданы в УК, а представитель УК настаивал, что никакие документы в глаза не видел. Как вообще работает профильный департамент, если депутатам приходится «очные ставки» организовывать, чтобы найти концы?
Сергей Латынин рассказал, что департаменту тоже приходится нередко устраивать «очные ставки». А что касается озвученных подрядчиком сроков окончания работ, то эта дата не означает, что лифт будет немедленно введён в эксплуатацию. Это лишь срок окончания монтажных работ! А еще необходимо дополнительное время для приёмки лифта и регистрации акта, а также время для передачи документов в управляющую компанию. У жителей возникло серьезное недопонимание: почему в объявлениях был указан один срок, а по факту лифты запускают гораздо позже. Выяснилось, что в договорах вообще не прописывается такой момент, как запуск в эксплуатацию. Указаны лишь сроки окончания работ по замене оборудования. А они все соблюдены. Но чтобы впредь не накалять обстановку в обществе, решено в договорах следующих периодов детально прописывать и точные сроки остановки лифтов, и границы завершения монтажных работ, и самое главное – сроки запуска подъемников в работу. Впрочем, есть одно существенное «но». Приемка лифтов – это достаточно долгий и сложный процесс. Комиссия осматривает всё, что сделано, и высока вероятность, что будут выданы какие-то замечания, требующие времени для устранения. И только после прохождения довольно долгой и сложной бюрократической процедуры регистрации нового лифта люди получат возможность подниматься наверх с тяжелыми сумками не по ступенькам, а в подъемнике.
Важное дополнение сделал депутат Руслан Фрайда. Он отметил, что критиковать департамент за такие странные взаимоотношения Фонда капремонта и подрядчиков некорректно. По словам депутата, предыдущий замгубернатора по инфраструктуре замкнул на себе взаимодействие с фондом, минуя департамент. И этот договор (с нечетко прописанными сроками) был заведомо невыгоден для Фонда капремонта. Из договора были исключены важнейшие пункты, которые, по сути, являлись рычагами воздействия на подрядчика. Теперь, не имея рычагов, Фонд и вынужден действовать, отметил депутат.
Неосторожно произнес господин Латынин словосочетание «энергоэффективный ремонт». Потому что тут же вице-спикер Михаил Вдовин предложил орловским чиновникам съездить в соседний Белгород и посмотреть, как должен выглядеть энергоэффективный ремонт. По словам депутата, в Белгородской области при капремонте дома обшивают очень толстым слоем утеплителя. В итоге люди начинают тратить гораздо меньше денег на отопление жилья. И это действительно эффективно.
Одна из существенных проблем, которую затронули на комитете, – сдвиг сроков капремонта конкретных домов, находящихся в плачевном состоянии. Жители опасаются, что некоторые орловские развалюхи теперь просто не достоят до тех дат, на которые им передвинули начало капремонта. Как пояснил один из участников обсуждения, корни проблемы надо искать в самом старте программы капремонта. Когда экономически обоснованный тариф был значительно уменьшен. Вот и получилось, что для нормальной реализации программы дома пришлось «двигать» по графику все дальше, дальше и дальше.
Взгляд изнутри
На комитет пригласили и руководителей организаций-подрядчиков, ремонтирующих дома. От имени подрядчиков выступил директор ООО «ЮНИОН» Анатолий Проскурня, который озвучил насущные проблемы подрядчиков.
Среди наиболее важных – увеличение предельной стоимости, из которой вытекает вопрос о софинансировании капремонта, так как малоэтажные дома зачастую не способны самостоятельно накопить средства на проведение капитального ремонта, таким образом «оттягивая» деньги с других объектов. И это касается прежде всего жилья в районах области.
– На такие объекты никто не заявляется, так как на ремонт сельских двухэтажек выделяются минимальные средства, которых явно недостаточно. И даже если торгуют по решению суда, нет гарантии, что найдется подрядчик, – отметил Анатолий Проскурня. – В связи с этим очень нужна программа по ремонту крыш, она является той золотой серединой, приемлемой и для города, и для села. Ведь качественная кровля и отмостка – это то, что сохранит и продлит жизнь дома на десятилетия!
Второй серьезной проблемой выступавший обозначил двойную страховку от профильной СРО (саморегулируемая организация). Жителям вряд ли интересны внутренние дела строителей. Но от таких «мелочей» программа капремонта превращается в серьезную проблему. О чем речь? По словам выступавшего, Фонд обязывает подрядчиков покупать на год страховку на случай ущерба третьим лицам. При заключении контракта СРО заставляет покупать еще одну страховку. По сути, на один и тот же контракт строительная организация вынуждена тратить вдвое больше денег. Причем эти средства идут не на строительные работы, не на зарплату сотрудников и даже не на стройматериалы, а на непонятную двойную страховку. И отказаться нельзя ни от одной, ни от другой страховки – подрядчика сразу внесут в черный список. А суммы там довольно приличные – по 200 тысяч на год на каждый дом.
Еще интереснее ситуация с проверками. Все в курсе, что с начала года введен мораторий на большую часть проверок. Однако СРО умудряется проверять подрядчиков по несколько раз в год. Каждая проверка – это внушительный пакет документов. И по электронной почте скинуть из Ливен в Орел этот пакет документов нельзя – бумаги надо привозить лично. Депутаты решили пригласить на одно из следующих заседаний комитета представителей этой самой СРО, чтобы выяснить причины таких странных телодвижений и по двойной страховке, и по бесконечным проверкам в то время, как на них введен мораторий.
Сергей Миляхин