№35 (87) от 11 октября 2023 г.
Необычную проблему затронули депутаты комитета горсовета по ЖКХ на сентябрьском заседании. Они решили разобраться со сроками проведения земляных работ, из-за которых перекрывается движение по очень оживленным трассам. Вернее, с тем, как исполняются принятые в Орле правила проведения этих самых раскопок, соблюдаются ли сроки завершения работ с последующим восстановлением асфальта? Выводы, увы, оказались неутешительными как для жителей, так и для властей. Почему орловцы будут и дальше стоять в километровых пробках, есть ли управа на эту напасть и что нужно сделать, чтобы увидеть свет в конце туннеля – в нашем материале.
Теория и практика
Пожалуй, последней каплей, заставившей обратить внимание на проблему перекрытых дорог из-за разрытых улиц, стали земляные работы на перекрестке Полесской и Салтыкова-Щедрина, развернувшиеся в первой декаде сентября. Напомним, здесь теплотрасса не прошла повторных гидравлических испытаний, из-за чего трубы пришлось срочно менять. Въезд в Советский район со стороны Тургеневского моста практически на две недели превратился в глухую пробку. С учетом перекрытого Красного моста это парализовало движение в городе в очень серьезных масштабах. И послужило поводом, чтобы депутаты разобрались: что мешало провести испытания не в начале учебного года, а хотя бы в конце лета, пока в транспорте еще нет потока студентов и школьников, да к тому же идет сезон отпусков?
Выяснилось, что все земельные работы (в теории!) ведутся на основании заявки в адрес мэрии. В ряде документов, которые предоставляет подрядчик, обязательно указывается план проведения работ, который рассматривается уже в городской администрации. Нередко сроки проведения работ урезаются чиновниками «до более объективных». Что касается самих работ, затрагивающих проезжую часть, то здесь вообще сроки стараются свести к минимально возможным: так, по словам представителя городской администрации, в большинстве случаев, когда речь заходит о ремонтах на дорогах, сроки срезаются с заявленных процентов на 50. Но дальнейшее обсуждение показало, что все это лишь красивая теория. Практика очень сильно отличается от того, что прописано в документах.
И секрет в том, что за нарушение заявленных сроков никаких административных мер воздействия в действующем областном (да и городском) законодательстве… не предусмотрено! То есть в теории сроки ремонта жестко оговорены, а на практике подрядчик может копать столько, сколько посчитает нужным. И это несмотря на подачу предварительного плана работ и на последующие сокращения сроков и рекомендации специалистов мэрии! Отмечались случаи, когда к началу работ приступали несвоевременно. Или затягивали сроки восстановления покрытия сверх всяких разумных пределов. Все, что остается мэрии, – смириться с положением дел и выдавать разрешение… на продление сроков работ. И если вы думаете, что это самое интересное, не спешите! Оказывается, подрядчик в Орле вообще может приступить к работам в отсутствие каких-либо разрешений!
Где искать управу?
Председатель комитета поинтересовался, можно ли как-то проработать вопрос с тем же Ростехнадзором, чтобы все же найти выход из тупика и навести порядок в соблюдении сроков ремонтных работ? В разговор включился первый заммэра Вадим Ничипоров и пояснил, что в существующих правилах благоустройства, которые действуют в Орле, все необходимые санкции и штрафы прописаны. Беда в том, что ответственность должна быть прописана и в областном законе. А там как раз зияет огромная юридическая дыра. Как только в областном законе об административной ответственности будет прописана эта норма, всё заработает. А пока Орел имеет то, что имеет… Никого из «копателей» оштрафовать город не может.
Депутат Сергей Швалов поинтересовался, какое подразделение вообще занимается выдачей разрешений на проведение земляных работ? Оказалось, что разрешения готовит управление строительства и благоустройства, а контролирует сроки и исполнение оно же совместно с АТК территориальных управлений. Депутат напомнил, что «еще не так давно в Орле выдачей всех документов и последующими работами по засыпке и восстановлению покрытия занималось муниципальное предприятие, которое содержало дороги, и оно было кровно заинтересовано, чтобы разрытие было засыпано тем, чем нужно, и пролито, уплотнено по всем нормам. Потому что последующие просадки этого места уже ложились бременем на само предприятие. Можно ли в этом направлении поработать?»
Вадим Ничипоров парировал, что перед получением разрешения на разрытие балансодержателем дороги (теперь в Орле это Спецавтобаза) заключается договор с подрядчиком, который собирается рыть траншею, на восстановление дорожного покрытия с гарантийным сроком 7 лет. В случае, если происходит просадка и подрядчик не реагирует на претензии (не устраняет дефекты), Спецавтобаза сама выполняет все необходимое по восстановлению дорожного покрытия, а затем обращается в суд за получением компенсации за выполненные работы.
Очень интересные подробности вскрылись по поводу установленного гарантийного срока. По словам Ничипорова, было очень сложно договориться с газовиками, которые не хотели подписывать документы на объявленных городом условиях. Роют в основном несколько крупных организаций – помимо газовиков, это тепловики («Квадра» и «Гортеплоэнерго»), а также Водоканал. Со строителями все проще, потому что они нанимают подрядчиков, и восстановление проходит обычно без каких-либо проволочек, – отметили в мэрии.
«А что, так можно было?»
Депутат Владимир Негин напомнил, что, собственно, обсуждение вопроса началось с ситуации на улице Полесской. И возник вопрос: замена труб была плановая или аварийная? Со слов Негина, депутатам пояснили, что работы велись планово. «Отсюда сразу вопрос: почему плановые работы делаются не когда город максимально пустой – с июня по вторую половину августа? Мы понимаем, что и работники ресурсоснабжающих организаций тоже в отпуск должны сходить. Но поставить весь город в пробку, когда люди даже с Карачевского шоссе на Васильевскую не могли повернуть из-за проблемы в Советском районе… Мы хотели бы обратиться к администрации: может быть, имеет смысл с соседними регионами поговорить, посмотреть практику крупных городов и административных центров? Посмотреть, какие там действуют регламенты. Может быть, имеет смысл разделить дороги на категории с точки зрения пропускной способности и последствий (если на этих дорогах стоят перекрытия)? Мы понимаем, что вопрос сложный и однозначного решения нет. Но нужно стремиться к тому, что, если разрытие идет на дорожной артерии и может привести к коллапсу на дорогах, то предъявлять особые требования к тому, кто осуществляет эти разрытия, соответственно. Еще раз повторю, если работы плановые, то рекомендовать их проводить в промежуток с июня по конец августа. Эту практику надо изучить в соседних регионах. Количество машин только растет, и мы понимаем, что каждое такое перекрытие очень серьезно сказывается на наших жителях», – эмоционально отметил Владимир Негин.
Заммэра Вадим Ничипоров опять все свел к отсутствию штрафных санкций. «Мы еще в конце прошлого года написали в «Квадру», что вы очень часто роете в этом месте. Мы собираемся там укладывать асфальт. Тем более у нас сейчас разработан под капитальный ремонт проект по улице Салтыкова-Щедрина. Поэтому мы написали письма именно с этим участком. Письма ушли осенью. Наступило лето, и «Квадра» заявила, что они планируют там проводить ремонт. Далее в конце августа они обратились, что у них возникла аварийная ситуация. Мы не согласились! Мы написали, что никакого разрешения на проведение земляных работ вы не получите. Тем не менее они разрыли. Без разрешения! Оштрафовать мы их не можем. Сейчас решаем вопрос с восстановлением асфальта, пытаемся подписать договор на гарантийное восстановление в течение 7 лет. То есть письмами мы обменялись. Штрафы выписать не смогли», – описал происходившее на этом участке Вадим Ничипоров.
Также заммэра отметил, что подобная работа (письма с просьбами согласовывать ремонты сетей и замену дорожного полотна) ведется со всеми организациями. «Мы весной отписали всем ресурсоснабжающим организациям, что планируем отремонтировать такие, такие и такие дороги – у нас план на три года вперед составлен. Основные, крупные дороги мы им назвали. Меняйте сети сейчас! К примеру, если вы видите, что сети не поменяли, а там будет ремонт – планируйте. Мы и впредь будем на три года составлять такие планы и сообщать, чтобы они заранее изыскивали средства на замену сетей. Но вот по этому участку возникла такая ситуация», – сообщил Ничипоров.
Немного с другой стороны раскрыла суть происходящего замначальника городского управления ЖКХ Галина Антонова. Она отметила, что практически все коммуникации расположены вдоль магистральных дорог. Отсюда и появилась эта «плановая-внеплановая» работа на Полесской. По словам Антоновой, тепловики вообще не планировали менять эту перемычку. «Система прошла первую опрессовку. Но когда делали вторую опрессовку в августе, система не выдержала. И они вынуждены были приступить к восстановлению участка экстренно. Хуже было бы, если б прорыв произошел зимой. Тогда остались бы люди без тепла, а коллапс был бы еще серьезнее – ведь мы все знаем, как зимой дороги заужены. Этот участок не предвещал никаких проблем. Сегодня трубопроводы, которые укладывают, не всегда выдерживают заявленные сроки. Участок трубы поменяли три-четыре года назад, а труба взяла и лопнула. А некоторые трубы по 30 лет лежат нормально!» – отметила Галина Антонова.
Владимир Негин заявил: «Город может бесконечно долго вникать в проблемы наших ресурсников, но там, во-первых, работают профессионалы, и все ремонты можно прогнозировать. И второе: всегда получается, что мы соглашаемся с проблемами других. Но никто из ресурсников не хочет вникать в проблемы жителей, которые живут в этом городе. Жители опоздали и в школы детей завезти, на секции, в детские сады, кто-то опоздал на работу, у кого-то сбились деловые встречи. Кто-нибудь вошел в положение жителей? А мы сразу говорим о бедных и несчастных сетевиках. Не бедные они и не несчастные! За все платят жители, и тарифы немаленькие. В советские времена, когда все стоило копейки, может быть, и можно было бы пожалеть. А сейчас будьте любезны – предвосхищайте и работайте! Нужен рычаг в виде рубля хорошего, чтобы рублем наказывать. Жителям же никто не выдаст справку, что он опоздал на работу из-за прорыва трубы. У жителей просто из зарплаты за опоздание вычтут, а кого-то, может быть, вообще уволили. У нас почему-то жалеют бедных-несчастных, что у них труба прорвалась. Пусть думают, как не допускать прорывов!» Председатель комитета отметил, что необходимо проработать все нюансы к началу следующего сезона ремонтов. Чтобы с приходом тепла было взаимопонимание и взаимодействие. Также нужно работать с областью по поводу введения штрафов. Без рычагов воздействия вряд ли удастся изменить сложившуюся систему. Очень хорошо было бы изучить опыт соседних регионов.
Сергей МИЛЯХИН