№27 (79) от 16 августа 2023 г.
Когда 25 июля на улицу Орловских партизан приехала бригада лесорубов в сопровождении полиции, местные жители, естественно, устремились в лес. Напомним, полицейские тогда стали живым щитом между гражданами и рабочими, чтобы первые, не дай бог, не помешали вторым уничтожать деревья в местном лесопарке, которые принесли в жертву ради строительства дороги от Московского шоссе к единственной новостройке на улице Космонавтов. Среди самых активных защитников прокуровского леса был и Евгений Пашин, житель дома №3 на ул. Орловских партизан. Тогда охранявший гастарбайтеров подполковник полиции показал на него пальцем и спросил у подрядчика: «Этот что ли здесь воду мутит?» Конечно, вряд ли высокий полицейский чин был осведомлен о том, что перед ним – заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный радист, ветеран журналистики и поистине живая легенда орловского радио Евгений Пашин, отдавший журналистской профессии более 30 лет жизни. В разные годы Евгений Викторович был корреспондентом, редактором, председателем Орловской государственной телерадиокомпании. Но какую бы должность в СМИ ни занимал Пашин, воду он точно никогда не мутил. «Журналист должен быть честным» – таким принципом руководствовался Евгений Пашин в своей профессиональной деятельности. Не изменяет ему и сейчас.
На прошлой неделе Евгений Пашин пригласил корреспондента ОС приехать на Прокуровку и прогуляться по окрестностям улицы Орловских партизан – как раз по тому участку, где началось строительство скандальной дороги. Чтобы посмотреть на происходящее взглядом не только местного жителя, но и честного журналиста, который не боится задавать неудобные вопросы. А таких вопросов у Евгения Пашина накопилось много. И если ответить на них честно, всем станет ясно, кто на самом деле мутит воду на улице Орловских партизан.
«Авантюра чистой воды»
Прогулка начинается со спортплощадки напротив дома №5 по ул. Орловских партизан. Здесь сейчас прекрасное футбольное поле с искусственным покрытием, тренажеры и приличная по размерам зеленая лужайка. Как говорит Евгений Пашин, на месте лужайки «благоустроители» намерены оборудовать стоянку для авто. Чуть поодаль – частные дома, от земельных участков их хозяев также намерены отрезать по несколько метров – очевидно, владельцы согласились уступить их за определенную плату.
– Я в молодости активно занимался спортом. И здесь с внуками в футбол играл, когда еще была совершенно неровная площадка, – рассказывает Евгений Пашин. – Потом здесь все выровняли, уложили искусственный газон, поставили ограждение – все стало гораздо лучше. Здесь стали тренироваться подростковые футбольные команды, ребята из ближайших домов сюда приходили играть, мои внуки здесь играли, и даже я сам играл – иногда я себе позволяю… Но когда здесь будет трасса, да еще стоянка рядом, – все будет загазовано. А в этом микрорайоне, назовем его Прокуровка, кроме этой, есть еще единственная спортплощадка – возле 45-й школы – в очень плохом состоянии, и все. Вообще здесь людям некуда деваться – только сидеть на лавочках возле домов, где старушки сидят. Есть, правда, еще баскетбольная площадка возле автобусной остановки, но она тоже в плохом состоянии.
Один из главных вопросов, волнующих жителей Прокуровки: как будет обеспечиваться безопасность жителей домов на улице Орловских партизан, выходящих фасадами на трассу?
– Каким образом они будут изолировать людей, выходящих из подъездов? – спрашивает Евгений Пашин. – Дети, мамаши с колясками – они сразу будут выходить на трассу, моментально. Будут ли в этом случае соблюдаться нормы безопасности? Каким образом и где этот вопрос обсуждается – публично, с участием жителей этих домов, экспертов и всех заинтересованных сторон?
Далее наш путь лежит к тому самому многострадальному лесу, где несколько недель назад бригада гастарбайтеров под охраной полиции и Росгвардии варварски вырубила несколько сотен деревьев. И хотя мэрия уверяет, что вместо 370 намеченных к вырубке зеленых насаждений снесли «всего» 140, Евгений Пашин говорит, что это не так:
– Я не знаю, вырубили ли 300 с лишним деревьев, но я сам насчитал 200 стволов – и дальше бросил считать. А в лесу они оставили свалки…
Действительно, в лесу осталась масса срубленных стволов, и не похоже, что кто-то собирается их отсюда убирать.
– Эта роща – кто-то называет ее лесом, кто-то лесопарком, неважно – это ценность, – говорит Евгений Пашин. – Леса называют легкими планеты. А это легкие нашего района. Поэтому этот лес нужно беречь, навести здесь порядок по-настоящему, сделать здесь тропы, дорожки, в том числе и лыжные, аллеи для прогулок, поставить беседки, скамейки и прочее, и прочее. Но до этого и в прежнее время ни у кого руки не доходили, а сейчас даже и мысли нет. Вместо этого они решили убить этот лес…
Войти в лес и пробраться через него к месту вырубки непросто – приходится пересекать немаленький ручей – но тем не менее нам это удается, благо место работ ничем не огорожено. Там, где должна пройти трасса, уже насыпаны горы песка (о нем расскажем отдельно – это невероятная история), здесь же свалены спиленные стволы и выкорчеванные корни.
– Что будет с этими стволами? – задается резонным вопросом Евгений Пашин и уточняет:
– Каким образом их будут продавать или еще что-то? Чья это собственность? Каким образом это все финансово будут проводить? Ведь каждый ствол стоит какую-то сумму. И каким образом это все оформляется по закону? И что думают наши правоохранительные органы по этому поводу?
Заметим, доступ ко всему этому «великолепию» свободный – и для взрослых, и для детей, и вообще для кого угодно – гуляй не хочу. Ни о какой безопасности граждан в данном случае речь не идет: к месту строительства трассы можно подойти с любой стороны. И с любыми намерениями. Что мы с Евгением Викторовичем успешно и проделываем: сначала подходим со стороны леса, потом – ради эксперимента – со стороны гаражей: никаких проблем!
– Это кстати, о том, как все здесь делается, – комментирует Пашин, пока мы пробираемся к будущей магистрали, – все стихийно: никаких ограждений, никаких транспарантов, никаких предупреждений, никаких сообщений – кто организатор работ, кто подрядчик, кто заказчик. (Добавим, нет также информации о сроках начала и окончания работ, не говоря уже о традиционных извинениях за причиненные жителям неудобства. – Прим. ред.).
Миновав участок со срубленными деревьями и наваленными здесь же кучами песка, мы пересекаем цветущий луг, пока еще не тронутый строителями, и выходим… к песчаной дороге слева от Силикатного пруда, которая ведет, с одной стороны, к улице Блынского, а с другой, к тому самому единственному дому на улице Космонавтов, ради которого, собственно, и затеяно пресловутое «благоустройство». Песок здесь свежий, насыпан явно не так давно. Как предполагает Евгений Пашин, эта дорога, видимо, кем-то рассматривалась в качестве альтернативной.
– Ее прокладывали поначалу, когда думали обойти этот лес. Потом, когда почувствовали, что есть какая-то свобода, или когда появилась спешка (когда появились федеральные деньги, и их потребовалось освоить, – добавляю я), решили по-другому…
Заметим, городские власти в разное время называли разные причины, чтобы объяснить, почему дорогу к единственному пока дому (а впоследствии к целому жилому массиву, который планируют построить) на улице Космонавтов, нельзя проложить через улицу Блынского.
Была версия о том, что поблизости находится школа №45, и трасса не может проходить рядом с учебным заведением. Также ссылались на коммуникации, которые мешают прокладке дороги. Действительно, трубы теплотрассы здесь проложены над землей (так часто делали в позднесоветский период).
– Ну, значит, надо работать, прятать их под землю, – считает Евгений Пашин, но чиновники уверяют, что это обойдется слишком дорого, хотя на самом деле, насколько мы знаем, стоимость альтернативных вариантов дороги никто даже не просчитывал.
– Вообще, когда проектировалось строительство этого дома, они вообще-то продумывали логистику, транспортное сообщение, просчитывали материальные затраты? – продолжает задавать логичные вопросы Евгений Пашин. – С учетом противоречий, с учетом интересов тех или других сторон, с учетом возможных неожиданностей?
Увы, вопросы риторические, ибо ответы на них известны. И сводятся, на наш взгляд, к одному емкому слову «нет». С этим согласен и Евгений Пашин.
– Это была авантюра чистой воды, – констатирует он. – Когда строили этот дом (на ул. Космонавтов. – Прим. ред.), каким образом, не имея транспортных путей, возили строительные материалы? Их же возили. Значит, другая дорога есть? С другой стороны, невдалеке идет трасса на улице Раздольной, и это заставляет думать, что, по идее, дорога от этого дома должна идти к ней. Зачем прокладывать ее к Московскому шоссе, в другую сторону? Шлея под хвост попала? Или, главное – ввязаться в схватку, а дальше разберемся? То, что они делают, выглядит как провокация. Причем они возбудили огромное количество людей, совершенно не просчитав, не рассчитав затраты, не выстроив логистические маршруты, убивая зеленый массив. Но они решили задачку вот так… А ссылки на то, что один маршрут дороже, чем другой… Извините, ребята, по-вашему, можно нарушать правила, лишь бы было дешевле? – удивляется Пашин и повторяет:
– Это полная авантюра.
– В конечном счете у меня есть уверенность, что им придется от всего этого отказаться. Но я опираюсь исключительно на понятие справедливости, потому что опираться на понятие «закон» очень сложно, – говорит Евгений Пашин. – Но, если говорить о справедливости, они обязаны просто восстановить эти посадки, посадить новые деревья, а в дальнейшем навести порядок в этом лесопарке. Сделать именно то, что необходимо, исходя из каких-то правил цивилизации, благоустройства и защиты интересов людей, здесь живущих.
Все законно, но дело возбуждено
Мы знаем, что точку зрения Евгения Пашина разделяют едва ли не все жители улицы Орловских партизан. Правда, их горький опыт далеко не всем позволяет надеяться на справедливость. Еще менее – на закон. Особенно после того, как прокуратура Орловской области, к которой граждане обращались за защитой своих прав и буквально взывали о помощи, фактически легитимизировала варварскую вырубку деревьев и прокладку автодороги под окнами жилых домов. На днях издание «ОрелТаймс» опубликовало интервью с прокурором Орловской области Алексеем Тимошиным, в котором тот подтвердил: дорога на улице Орловских партизан строится законно. Цитируем:
«Мы рассматриваем ситуацию с точки зрения закона. Проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза» в Москве. Эта дорога предусмотрена генпланом и была утверждена ещё в 2021 году. Дольщики построенного дома в ЖК «Солнечный» ждут её не первый год.
Мы проверили все документы по этой дороге. В результате нашего вмешательства удалось сохранить более двухсот деревьев, предусмотреть при строительстве более ста парковочных мест для жителей улицы Орловских партизан, установку металлических ограждений, искусственных неровностей на дороге и соответствующих дорожных знаков с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Также будут приняты меры к укреплению склона автомобильной дороги в районе пятого дома по улице Орловских партизан.
Могу сказать, что в рамках закона приняты все меры, чтобы минимизировать, скажем так, «эмоциональные» потери жильцов улицы Орловских партизан».
Возможно, нам показалось, но логика прокурорских пояснений в данном случае хромает. Если проект строительства дороги получил положительное заключение экспертизы, то каким образом после вмешательства прокуратуры в него были внесены изменения в части числа предназначенных к вырубке деревьев (тем более, что, по подсчетам Евгения Пашина, их вырубили не 140, как уверяла мэрия, а значительно больше)? Почему в проекте изначально не были предусмотрены и только после вмешательства прокуратуры появились дорожные знаки, ограждения и лежачие полицейские? Если это действительно так, то, с другой стороны, каким образом проект мог получить положительное заключение экспертизы? И что это за экспертиза в таком случае? Этим прокуратура не интересовалась?
А интересовалась ли прокуратура соблюдением требований безопасности при производстве работ? Наша прогулка по стройплощадке состоялась 10 августа, а интервью с прокурором было опубликовано 11 августа. Из него мы поняли, что Алексей Тимошин ничего не знает о том, что сейчас происходит на улице Орловских партизан – в частности, что элементарные требования безопасности подрядчиком не соблюдаются. Но самое интересное даже не это.
9 августа депутаты Орловского облсовета Руслан Перелыгин и Виталий Рыбаков, представители общественного движения «Родной Орел» и журналисты побывали на личном приеме у руководителя следственного управления Следственного комитета по Орловской области Петра Юдина. На встрече, в числе прочего, обсуждалась и проблема строительства скандальной дороги на улице Орловских партизан.
Так вот, как сообщил Петр Юдин, отвечая на вопрос Руслана Перелыгина, по факту этого самого строительства еще 8 июля возбуждено уголовное дело по статье 238 (выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Более того, дело находится на личном контроле председателя СК России Александра Бастрыкина.
Как мы могли убедиться спустя месяц после возбуждения дела, побывав на месте, дело возбуждено не зря – требования безопасности подрядчик по-прежнему не соблюдает. Но прокурор об этом почему-то ничего не сообщает. Как не сообщает и о том, интересовалась ли прокуратура в рамках проверки проекта строительства дороги его сметной стоимостью. Полагаем, что нет. А напрасно.
Как известно, на строительство 800-метровой дороги городская власть планирует потратить 111 миллионов рублей. Теперь – внимание: если верить прокурору, то изначально, до вмешательства прокуратуры дорогу должны были построить без ограждений, знаков и неровностей, а также без 100 парковочных мест за 111 миллионов рублей. А после вмешательства – уже со всем перечисленным – тоже за 111 миллионов рублей. Поскольку ни рубля свыше отведенного лимита федеральный центр орловским чиновникам не даст. Как такое может быть? Не знаем, искала ли прокуратура ответ на этот вопрос, но он очевиден: если это действительно так, то смета проекта однозначно завышена. Причем серьезно.
Кстати, такого же мнения придерживается и депутат Руслан Перелыгин, о чем он и сообщил Петру Юдину во время встречи с ним.
– Я провел определенные математические расчеты и получил стоимость одного квадратного метра дороги по улице Орловских партизан – 20 тысяч 500 рублей с копейками. Один квадратный метр, – рассказал Перелыгин. – При этом стоимость одного квадратного метра качественной дороги, которая проложена к дому тещи мэра Парахина, составляет 1760 рублей. И в этой связи жители улицы Орловских партизан обратились к вашему руководителю (Александру Бастрыкину. – Прим. ред.) с просьбой проверить сметную стоимость строительства дороги на их улице. Есть ли у вас возможность выяснить реальную стоимость? – обратился депутат к Петру Юдину. – Не может дорога протяженностью 780 метров, 400 из которых уже проложены ранее, стоить 111 миллионов. Средняя цена такой дороги (в общероссийском масштабе) составляет 25 миллионов рублей, это можно посчитать с помощью специального калькулятора в сети интернет, введя все параметры. Это уже с бордюрами. И у нас есть подозрения… Поэтому мы и просим инициировать экспертизу этой сметы. Ну не может один квадратный метр дороги стоить 20 тысяч 500 рублей. Даже с освещением, даже с пешеходными дорожками.
Кстати, Петр Юдин, отвечая Руслану Перелыгину, заявил, что в рамках уголовного дела будет проведено объективное разбирательство, в том числе и все необходимые экспертизы.
Надеемся, что так оно и будет. А еще просим прокуратуру Орловской области все-таки обратить внимание на несоблюдение требований безопасности при производстве работ на ул. Орловских партизан и привлечь виновных к ответственности. Ну, а «Орловская среда-плюс» будет следить за развитием ситуации и информировать своих читателей.
Татьяна Филева, фото автора
Тем временем:
В начале этой недели события на улице «Орловских партизан» приобрели почти анекдотический характер. В понедельник портал «ОрелТаймс» сообщил, что заказчики и подрядчики строительства дороги обратились сначала к журналистам, а затем и в полицию с заявлениями о… саботаже.
«Дело в том, что, по их мнению, кто-то намеренно саботирует проводимые работы. Правда, способ выбран крайне странный – привозить за свой счёт песок на стройку. ОрелТаймс определил круг лиц и возможные мотивы «саботажа».
В минувшую среду, 9 августа, в ОрелТаймс обратился главный специалист МКУ «ОМЗ» Орла Андрей Голунов, предприятие которого выступает заказчиком строительства скандальной дороги. Он рассказал, что пять автомобилей КамАЗ, под завязку загруженные песком, вывалили свой груз на стройплощадку, чем саботировали работы.
При этом колонну самосвалов сопровождал, человек, похожий на руководителя реготделения партии «Справедливая Россия» Руслана Перелыгина и тут же, на месте, он расплатился с водителями.
Важно, что своё обращение чиновник составил исключительно со слов свидетелей и крайне осторожно подходил к формулировкам: мол, возможны домыслы и совпадения.
Как удалось выяснить ОрелТаймс, подрядчик ООО «Монолит Строй» действительно обратился в Северный РОВД со схожим заявлением. Однако в ситуации «со слов жителей» оказалось крайне много странностей.
Кто песком стройку саботирует? Есть множество других, более дешёвых способов.
На месте строительства действительно лежит две большие кучи песка. Одна из которых уже постепенно превращается в дорогу, – пишет издание и приводит мнение эксперта:
– Судя по фотографиям, песок привезён для продолжения работ по строительству дороги. Никаких препятствий для работы здесь, конечно, нет. Более того, можно увидеть, что часть дороги уже утрамбовывается, то есть выполняются работы по устройству так называемого дорожного пирога – рассказал эксперт, пожелавший остаться анонимным.
Теперь орловской полиции предстоит отсмотреть камеры видеомониторинга по дорогам, вычислить карьер — откуда песок, а там, возможно, и узнать покупателя.
К слову, вероятно, это первый случай в России, когда строительный песок на стройке оказался саботажем», – резюмирует «ОрелТаймс».
ОС обратилась за комментарием к Руслану Перелыгину, и вот что рассказал депутат нашему корреспонденту:
– Это какая-то очередная клоунада. Я узнал о том, что я в чем-то там «участвовал», от журналистов. Мне звонят и рассказывают, что я, оказывается, просто песочный магнат. Не знаю, кто это выдумал, у кого хватило фантазии, но, видимо, кому-то очень не нравится наша с жителями активная жизненная позиция. Не даем мы им покоя. Вот и придумали глупость. На самом деле, если бы у меня было столько песка, я бы развез его по дворовым территориям своих избирателей, и он был бы в песочницах на детских площадках, но не строительном объекте.
Кстати, песок на место строительства завезли еще 4 августа. Местные жители сняли несколько огромных грузовиков, которые его туда привезли и выгрузили. А ведь им обещали, что грузовой транспорт по улице Орловских партизан ходить не будет, потому что подпорная стенка дома №5 ненадежная. Но на видео прекрасно видно, что грузовики заезжают через улицу Орловских партизан. А это очень опасно. Получается, граждан опять обманули?
А вообще песок мог завезти кто угодно: на стройплощадке нет никаких ограждений, нет никакой информации, что там ведется строительство. Но я считаю, что это сделал подрядчик, чтобы выполнять тот контракт, который он выиграл. И при сумме контракта в 111 миллионов строительный процесс организован, мягко говоря, несерьезно – могли бы найти средства на ограждение, информационные щиты и так далее.
То есть власть в лице Парахина опять не сдержала свое обещание о том, что строительство будет вестись с минимальными издержками для граждан. И второе. Жители до сих пор не могут получить информацию о том, как именно будет реализован проект этой дороги, не могут ознакомиться с документацией. На прошлой неделе приезжал какой-то специалист – то от заказчика, то ли от проектной организации – и говорил, что в проекте будут изменения. Какие изменения – никто добиться не может. Я как депутат областного совета сделал запрос, чтобы мне предоставили проектные документы. Но мне ответили, что проект предоставить не могут в связи с большим объемом данных. Я повторно им сообщил, что готов принять эти данные в электронном виде. Жду ответа. А пока никто не знает, что на самом деле с этой дорогой, как она будет идти, какие у нее параметры. Соблюдение безопасности работ никого не касается. Куда смотрит прокуратура?
ОС присоединяется к вопросу депутата Руслана Перелыгина и просит прокуратуру Орловской области рассматривать данную публикацию как официальное обращение с просьбой провести проверку соблюдения законодательства на предмет соблюдения норм безопасности при производстве строительных работ на улице Орловских партизан. Просим также принять меры для получения свободного доступа жителей, журналистов и депутатов к проектной документации по благоустройству улицы Орловских партизан.