№17 (159) от 14 мая 2025 г.
На апрельской сессии городского совета Контрольно-счетная палата представила годовой отчет о своей работе. Картина, как ее обрисовали аудиторы городской КСП, позволяет рядовым жителям гораздо лучше понять, как работает сложный городской механизм. Например, на каких строчках городская казна упорно, год за годом, теряет десятки, если не сотни миллионов рублей. На первый взгляд сухие цифры могут показаться скучными. Но при детальном рассмотрении именно в этих строчках таятся ответы на многое происходящее в современной орловской столице.
Ревизия, анализ, отписки
В прошлом году было проверено использование более 17 млрд рублей, в том числе бюджетных – 15,7 миллиарда. Выявлено нарушений на 4,5 миллиарда. 319 миллионов составили потери бюджета, а ущерб городской казне превысил 11 миллионов. Нарушителями было возвращено всего 3,8 миллиона. Обращает на себя внимание тот факт, что сократилось число возбужденных дел об административных правонарушениях как самими аудиторами (с 7 в 2023 до 6 в 2024), так и по обращениям в другие органы (с пяти дел до двух). Меньше стало и уголовных дел. Если по результатам проверок КСП в 2023 было возбуждено 3 дела, то в 2024 таких было всего одно.
«В ходе проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены множественные нарушения и недостатки, которые связаны с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, других нормативных правовых актов при расходовании средств бюджета и использовании муниципального имущества города Орла. Установлено 273 нарушения норм действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов. Объём выявленных финансовых нарушений составил 4 млрд 537,6 млн рублей (или 26,2% от общего объёма проверенных средств). По сравнению с 2023 годом объём выявленных финансовых нарушений в 2024 году снизился на 12,2 %», – говорится в отчете КСП.
И позвольте процитировать еще один очень показательный абзац, который во всех красках характеризует взаимодействие КСП и городской администрации по поводу выявленных нарушений.
«При поступлении от органов местного самоуправления и их структурных подразделений информации о результатах рассмотрения представлений, а также ответов на информационные письма Контрольно-счётной палаты города Орла осуществляется анализ принятых решений и мер. Данный анализ показал, что, как и в предыдущие годы, проверяемые органы и организации, структурные подразделения администрации города Орла, исполняющие полномочия учредителей, главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета города Орла, вместо принятия действенных мер, способных устранить выявленные нарушения и недостатки, не допустить их в будущем, продолжают практику формального «отписывания», а в ряде случаев дублирования ответов объектов проверки по результатам рассмотрения представлений Контрольно-счётной палаты города Орла. Непринятие должных мер к лицам, допустившим нарушения, приводит к негативным последствиям и ухудшению экономического состояния муниципальных учреждений и предприятий», – отмечает руководитель КСП в своем ежегодном отчете.
Неэффективное слияние
Достаточно большой раздел отчета посвящен проверке работы «Спецавтобазы», в состав которой вошел бывший ранее самостоятельным МУПом «Зеленстрой». Проверка коснулась лишь отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности «Спецавтобазы», но и этого оказалось более чем достаточно. В частности, аудиторы посчитали, что потери бюджета города в связи с уклонением «Спецавтобазы» от исполнения обязанности по расчёту и перечислению в бюджет части чистой прибыли по итогам работы в 2021-2023 гг. составили не менее 41 миллиона рублей. Есть в отчете и пункт по поводу слияния двух МУПов. Так, сотрудники КСП установили, что до 30.01.2023 администрация Орла имела возможность «слияния» двух муниципальных унитарных предприятий. За счёт прибыли «Спецавтобазы» за 2022 год в сумме 70 миллионов рублей возможно было без ущерба предприятию погасить кредиторскую задолженность «Зеленстроя» (на конец 2022 года – 23 миллиона рублей). Тогда не было бы необходимости выделения «Зеленстрою» из бюджета Орла субсидии на погашение кредиторской задолженности. Однако администрацией города был выбран наиболее неэффективный способ прекращения деятельности МУП «Зеленстрой», – посчитали в КСП. Такое решение повлекло выделение из бюджета города субсидии на погашение кредиторской задолженности предприятия, а потери городской казны в 2023 году только по одной строке составили 39 миллионов!
Но на этом раздел, посвященный слиянию двух МУПов, не заканчивается. Аудиторы отмечают, что в апреле 2023-го в оперативное управление «Спецавтобазы» передано движимое и недвижимое муниципальное имущество, ранее принадлежавшее на праве хозяйственного ведения «Зеленстрою». При этом в документы о передаче не был включен посадочный материал в количестве без малого полмиллиона штук на общую сумму не менее 3,3 млн рублей. Весь этот посадочный материал был продан «Спецавтобазе» и оплачен из средств городской казны, в связи с чем бюджету города причинён ущерб еще на 3,3 миллиона плюс к ранее упомянутому.
Возникли у проверяющих и вопросы к управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства (УСДХиБ). Дело в том, что в положении об этой городской структуре отсутствовали полномочия данного подразделения на исполнение функций учредителя «Спецавтобазы», что противоречит решению горсовета №27/0414-ГС и уставу самого предприятия. Также аудиторы вскрыли факты нарушений УСДХиБ установленного порядка формирования муниципальных заданий для «Спецавтобазы» на 2023 год. Конкретно в отчете КСП речь идет про то, что у УСДХиБ отсутствуют расчёты показателей объёма муниципальных услуг и работ. А значения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг не утверждены. Более того, объём финансового обеспечения муниципального задания рассчитан не на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. Также в отчете говорится, что показатели стоимости работ при определении размера субсидии на оплату выполнения муниципального задания не применялись.
Сотрудники КСП, детально изучив все документы, пришли к выводу, что УСДХиБ неэффективно исполняет возложенные полномочия ГРБС и учредителя «Спецавтобазы» по достоверному планированию расходов бюджета города Орла на выплату субсидий «Спецавтобазе», по формированию муниципальных заданий, определению нормативных затрат и размера субсидии на выполнение этих работ, а также по контролю за исполнением муниципальных заданий. В нарушение Бюджетного кодекса не была обеспечена реалистичность расходов бюджета города на перечисленные цели.
Дорого и некачественно
Очень интересный абзац в отчете касается и работы непосредственно самой «Спецавтобазы». Так, аудиторы вскрыли неправомерное расходование «Спецавтобазой» денежных средств на 21,5 миллиона рублей. В том числе более 18 миллионов ушло на оплату завышенного в 2,35 раза объёма работ по скашиванию травы на городских газонах и в 1,7 раза объёма работ по покосу территорий парков, скверов и набережных, не предусмотренного муниципальным заданием. Еще четверть миллиона была потрачена на оплату документально не подтверждённых работ по покосу. И ладно бы специалисты предприятия делали покос дороже, зато качественнее, чем конкуренты. Но и здесь нестыковка. В отчете КСП этого нет, зато есть в новостях СМИ и соцсетях. Каждый год орловцы жалуются, что в ходе покосов повреждаются или полностью срезаются триммерами молодые деревца. Кстати, и 2025-й год не стал исключением. На улице Картукова в ходе покоса триммерами выкосили буквально только что посаженные школьниками кусты в рамках акции «Сирень Победы». И что характерно – кусты были огорожены колышками! То есть мало того, что предприятию платят больше, чем частникам, за покос травы, так еще и на выходе город получает загубленные триммерами молодые посадки! Впрочем, вернемся к отчету КСП.
Аудиторы выяснили, что чуть менее 150 тысяч ушло в 2024 году на оплату работ по вывозу снега при отсутствии их документального подтверждения. 1,1 миллиона потрачено на оплату двигателя Gummins 6ISBe285, не предусмотренного заключённым договором поставки. 1,3 миллиона – на выплату заработной платы начальнику отдела кадров, не соответствующего квалификационным требованиям к занимаемой должности. Практически полмиллиона ушло на оплату третьим лицам услуг по установке, обслуживанию и демонтажу по завышенной стоимости МТК (предполагаем, речь про мобильную туалетную кабину).
Очень интересный факт: при наличии собственных грузовых автомобилей «Спецавтобаза» не использовала их для доставки песка, из-за чего бюджет потерял еще 2,2 миллиона.
Кроме того, аудиторы посчитали, что предприятие неэффективно израсходовало 6,2 миллиона рублей. О чем речь? Так, 4,4 миллиона было потрачено «Спецавтобазой» на оплату покоса травы собственными силами по цене в 1,5-2 раза выше, чем у привлечённых подрядчиков. Еще 1,5 миллиона ушло на оплату услуг третьих лиц по установке, обслуживанию и демонтажу мобильных туалетных кабин при наличии у «Спецавтобазы» необходимого муниципального имущества, приобретённого совсем недавно – в 2022 году. Речь про девять мобильных туалетных кабин «Стандарт» ECOGR и полуприцепа тракторного МВ-4,2 (илосос). Также внимание аудиторов привлекла выплата зарплаты контролерам на КПП (на снежной свалке), не выполнившим в полном объёме свои должностные обязанности по учёту рейсов и ведению журнала регистрации автотранспорта (это еще минус 200 тысяч из бюджета).
Возникли вопросы у КСП и к ведению бухучета на этом предприятии. Так, в нарушение 402-го ФЗ на «Спецавтобазе» отсутствует своевременный, достоверный и полный складской и бухгалтерский учёт товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Учреждение не обладает информацией об остатках ТМЦ на определённую дату; не обеспечивает сохранность ТМЦ, числящихся на балансе учреждения; не осуществляет своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учёта списания горюче-смазочных материалов. Аудиторы считают, что данные о расходе и остатках ГСМ в бухгалтерском учёте «Спецавтобазы» недостоверны. И в целом бухгалтерский учёт проверенного учреждения не даёт достоверную и полную информацию о приходе, движении и остатках горюче-смазочных материалов.
Что едят наши дети?
Некоторые разделы отчета КСП могут показаться незначительными ввиду малых объемов проверенных средств. И речь в первую очередь про детские сады и школы. Однако, если присмотреться к полученным результатам, то они могут натолкнуть на очень интересные размышления. Так, в ходе проверки детского сада №15 в числе прочего было выявлено следующее: «При организации питания воспитанников сада не соблюдались нормы по минимальным среднесуточным наборам пищевой продукции, установленные СанПин, практически по всему перечню пищевой продукции, в связи с чем дети существенно недополучали большую часть продуктов перечня», – отметили в своем отчете аудиторы.
Учитывая, что других детских садов в том году в планах проверки не было, невольно возникает вопрос: такая ситуация с питанием детей характерна только для одного детского сада? Или же это типичная картина для всех городских дошкольных учреждений? Может быть, депутатов заинтересует этот момент, и в планы на следующий год включат проверку именно питания детей во всех детских садах? Ведь эта проблема ранее неоднократно озвучивалась в городском совете. И по проверке одного садика сложно понять, удалось ли решить этот больной вопрос в целом по городу?
Ввиду ограниченного места в газете мы с позволения читателей пропустим несколько разделов отчета КСП. Но если кому интересно – можно самостоятельно изучить этот объемный документ на сайте КСП https://ksporel.ru/pages/deyatelnost-palaty/otchyot-o-rabote-ksp/o2024. Мы же перейдем к разделам, где суммы выявленных нарушений куда более впечатлительные.
Дорогая городская среда
В отчете КСП довольно подробно описаны результаты проверки работы «Объединенного муниципального заказчика» по нацпроекту «Жилье и городская среда». Так, аудиторы выяснили, что разработка ПСД прописана в уставе муниципального учреждения. Однако «ОМЗ» переложил эти функции на ООО «Торгово-строительная компания «Альянс», а не выполнил проектные работы самостоятельно, силами своих штатных специалистов. Муниципальный контракт №98 на сумму 5,2 млн рублей, по мнению аудиторов КСП, был заключен «ОМЗ» неправомерно. В связи с тем, что финансовое обеспечение деятельности «ОМЗ», в том числе выплата заработной платы специалистам, и оплата по контракту №98 шла за счёт средств бюджета, фактически получилось, что одни и те же работы были оплачены дважды на упомянутую ранее сумму.
Кроме того, в КСП посчитали, что сотрудники ОМЗ неправомерно включили в сметную документацию по благоустройству дворовых территорий одни федеральные единичные расценки (ФЕР) вместо других (27-02-010-04 вместо 27-02-10-02). В результате начальные максимальные цены муниципальных контрактов оказались завышенными – только по этой строке ущерб бюджету составил чуть более 2 миллионов рублей.
И куда же без некачественных «украшений» города! Проверкой КСП были установлены неэффективные расходы по оплате уличных светильников по ценам выше среднерыночных, а также оплате урн и скамеек, на которые отсутствуют паспорта качества. Неискушенный читатель подумает: «Ну, с кем не бывает? Забыли в кипе бумаг один-другой сертификат». Вот только за недолгий срок эксплуатации установленных скамеек и урн уже вскрылись существенные дефекты на полтора миллиона рублей! Так что «потеря» сертификатов уже аукнулась простым жителям – и на очень существенную сумму.
Неучтенная муниципальная недвижимость
Очень интересный раздел детально описывает итоги проверки эффективности управления и распоряжения УМИЗом муниципальной недвижимостью. И первый же пункт просто шокирует. По мнению аудиторов, сотрудниками УМИЗа «не осуществляется достоверный учёт муниципального имущества. Существующая система учёта муниципального имущества и ведения реестра не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципального имущества, не содержит всей предусмотренной законом информации».
Из дальнейших пояснений КСП становится понятно, что это не какая-то случайность. Все происходящее более чем закономерно. Ведь «из полномочий УМИЗ неправомерно исключено ведение учёта муниципального жилого фонда. Вместе с тем ведение реестра жилых помещений отдельно от реестра муниципального имущества не предусмотрено действующим законодательством. Законодательством установлено ведение одного единого реестра муниципального имущества, включающего сведения о муниципальном недвижимом имуществе – жилых помещениях».
В ходе проверки выяснилось, что реестр муниципального имущества за период с 1.01.2023 г. по 17.02.2024 г. на бумажном носителе вообще отсутствует. При этом, согласно действующим правилам, в случае несоответствия информации на электронном и бумажном носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
В реестре муниципального имущества по состоянию на 1.10.2024 г. отсутствовали 3 объекта незавершённого строительства общей стоимостью 169,6 млн рублей (проектные работы и прочие затраты по улице Орловских партизан на участке от Московского шоссе до ул. Космонавтов, благоустройство «умной» спортивной площадки по ул. Металлургов, реконструкция Колхозного моста).
Отметили аудиторы и такую особенность: часть объектов муниципальной казны имеют нулевую балансовую стоимость. Соответственно, по таким объектам отсутствует сумма начисленной амортизации и сумма остаточной стоимости. Кроме того, у многих объектов вообще отсутствует первоначальная стоимость.
У проверяющих возникли вопросы не только по учету, но и по другим действиям с недвижимостью. Так, например, УМИЗ не были приняты меры по учёту расчётов за коммуналку организаций, получивших муниципальные помещения в безвозмездное пользование. Также в отчете говорится, что УМИЗ не контролирует исполнение ссудополучателями договорных обязательств в части оплаты коммунальных услуг. При этом ежегодно из бюджета Орла производится оплата по судебным решениям о взыскании задолженности по коммунальным услугам нежилых помещений. В 2024 году (за 11 месяцев) из бюджета было оплачено по исполнительным листам 19 млн рублей, из которых 13,5 млн – задолженность по коммунальным услугам и еще почти 5,5 млн – судебные расходы. Из-за отсутствия сведений об оплате «коммуналки» не представляется возможным подтвердить достоверность имеющейся и оплаченной задолженности.
Потери только из-за неуплаты арендаторами муниципальных нежилых помещений арендной платы и штрафных санкций составили еще 13 миллионов рублей.
Кого испортил квартирный вопрос?
В ходе очередной проверки были вскрыты факты, когда вообще не были зарегистрированы в муниципальную собственность квартиры, безвозмездно полученные УМИЗ от застройщика «СЗ «Жилстрой-Инвест». То есть эти квартиры отсутствовали в реестре муниципального имущества и в муниципальной казне. По мнению аудиторов, отсутствие госрегистрации права муниципальной собственности могло привести к утрате муниципального имущества общей кадастровой стоимостью 18,1 млн рублей! И пока УМИЗ необоснованно удерживались безвозмездно полученные муниципальные квартиры, в бюджете города изыскивались дополнительные источники с целью закупки квартир и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, а также на исполнение соответствующих судебных решений.
По-настоящему булгаковские чудеса с квартирами происходили и на улице Широко-Холодной. В отчете КСП приводится такая история. В муниципальной собственности обнаружились две квартиры по одному и тому же адресу – квартира №1 в доме №8. Вот только одна квартира площадью 72,4 кв. м в новой 10-этажке, а вторая квартира площадью 45,2 кв. м в ветхом и уже снесённом доме. Ветхая квартира подлежала списанию и исключению из реестра муниципального имущества, как несуществующая уже более 5 лет. Однако она была необоснованно зарегистрирована УМИЗ в муниципальную собственность. Таким образом, в КСП посчитали, что существует риск списания новой квартиры вместо ветхой, и как следствие – утраты муниципального имущества кадастровой стоимостью почти 6 миллионов рублей!
Капитальное беззаконие
Не менее интересная история значится в отчете КСП по проверке все того же УМИЗа чуть дальше. Речь про пристройку к зданию по Гостиной, 6А. Решением № 65/1080-ГС в 2020 году было согласовано предоставление земельного участка площадью 40 кв. м в аренду на 49 лет. Важная деталь – этот земельный участок находится в границах заповедной зоны № 1. Тогда же (в 2020 году) управление градостроительства и архитектуры согласовало эскизный проект капитального ремонта торгового павильона. Одним из обязательных условий прописывался запрет капитального строительства. Только ремонт. В ходе контрольного мероприятия сотрудниками КСП было установлено, что в августе 2024 года используемый в разные периоды то под магазин, то под кафе павильон вывезли. На земельном участке в заповедной зоне начались строительные работы по заливке фундамента и подведению коммуникаций. То есть в границах заповедной зоны ведётся строительство нового объекта. Таким образом, аудиторы пришли к выводу, что УМИЗ не осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города. Не следит за сохранностью заповедной зоны и не приняло мер по освобождению муниципального земельного участка в заповедной зоне города Орла от незаконно возводимого объекта.
И «вишенка на торте» – громкая история со строительством магазина «Пятерочка» вместо спортивной школы бокса «Троя» на улице Приборостроительной. Мы подробно писали об этом случае в статье «Спортивный центр превращается… в магазин» в №19 (116) от 5 июня 2024 г. https://orelsredaplus.ru/sportivnyj-czentr-prevrashhaetsya-v-magazin/ В отчете КСП говорится, что отсутствие контроля УМИЗ за выполнением условий предоставления земельного участка без проведения торгов и по льготной ставке арендной платы привело к ущербу бюджету в виде недополученной арендной платы в размере 900 тысяч рублей и утрате земельного участка кадастровой стоимостью 7,5 миллиона рублей!
Бюджетные потери
Отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный экспертно-аналитической деятельности КСП. Так, в документе говорится, что по проведённым экспертно-аналитическим мероприятиям для депутатов и сотрудников горАда было подготовлено 213 предложений. При этом лишь 127 были учтены при принятии важных решений. Между тем многие предложения были направлены на совершенствование бюджетного процесса и усиление контроля за эффективным использованием муниципального имущества. Так, например, при анализе налоговых и неналоговых доходов к рассмотрению бюджета города в первом чтении было выявлено, что в доходах:
– не учтены поступления туристического налога;
– занижены доходы в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и доходы от платы за наём жилых помещений на сумму реально возможных поступлений от уплаты имеющейся задолженности;
– занижены доходы в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю в связи с тем, что в прогнозном показателе не учтено увеличение размера арендной платы на уровень инфляции, не превышающий 4,5%;
– занижены доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городскому округу «Город Орёл», в связи с ежегодным занижением планового показателя по указанным поступлениям АО «ГК «Орёл-Отель»;
– без обоснования причин в 1,5 раза снижены доходы от платы за использование земельных участков (…) (озеленение и благоустройство) по отношению к ожидаемым поступлениям 2024 года;
– не учтены показатели доходов от приватизации муниципального имущества ввиду того, что к рассмотрению бюджета города Орла в первом чтении не был утверждён прогнозный план приватизации на 2025 год;
– отсутствовали отдельные источники финансирования дефицита бюджета и прогнозные показатели по межбюджетным трансфертам в полном объёме.
Кроме всего прочего в своих обращениях КСП просит уделить особое внимание ряду важных нюансов. Например, на потери от передачи недвижимости в безвозмездное пользование. Так, Следственному управлению СК РФ по Орловской области в безвозмездное пользование переданы муниципальные помещения на Комсомольской и 3-й Курской общей площадью более 5 тысяч кв. м сроком на 49 лет, в связи с чем ежегодные потери бюджета города Орла составляют не менее 20 млн рублей.
Уже в который раз КСП указывает на неэффективную деятельность муниципальных унитарных предприятий. Основной объём отчислений (более 90 %) ежегодно поступал от МУП «Аптека № 2». Контрольно-счётная палата регулярно в своих документах пишет об убыточной деятельности муниципальных предприятий, которые либо вообще ничего не перечисляют в бюджет, либо перечисляют незначительные суммы. И при этом МУПы получают доходы от сдачи в аренду неиспользуемых в уставной деятельности помещений, находящихся у них в хозяйственном ведении!
Также в отчете говорится о низкой доходности находящихся в муниципальной собственности акций акционерных обществ, в связи с чем Контрольно-счётной палатой неоднократно предлагалось либо принять меры по эффективному управлению акциями, либо продать акции.
Обращают внимание аудиторы и на существенный рост дебиторской задолженности по плате за наём жилых помещений, что свидетельствует о крайне недостаточной работе МКУ «Жилищное управление Орла» по взысканию задолженности в нарушение бюджетного законодательства.
Но это все шла речь о доходах. С расходной частью бюджета все выглядит ненамного лучше. Так, при анализе расходной части бюджета сотрудниками КСП установлено, что в проекте бюджета города Орла на 2025 год не учтены принятые расходные обязательства на общую сумму 2 479,5 млн рублей, что противоречит Бюджетному кодексу.
В нарушение этого же кодекса недостаточно обоснованы и требуют уточнения размеры ассигнований по расходам бюджета на общую сумму 89 млн рублей. В документе подробно перечисляются объекты и суммы по каждому из них.
Опять же по поводу ранее упомянутой «Спецавтобазы», размер потребностей в ассигнованиях на работу этого учреждения (порядка 69 млн рублей) рассчитан и включён в проект бюджета города не на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, а на основании утверждённых единичных расценок.
Раздел по бюджету содержит еще массу интересной информации. Все желающие могут самостоятельно изучить отчет КСП, который выложен в открытый доступ в полном объеме https://ksporel.ru/pages/deyatelnost-palaty/otchyot-o-rabote-ksp/o2024
Сергей МИЛЯХИН