№39 (181) от 12 ноября 2025 г.
Я очень хорошо помню тот день, когда мой отец повёл меня в мавзолей Ленина и Сталина. Отстояв дичайшую очередь, мы медленно и даже благоговейно прошли мимо двух легендарных покойников. Сталин в мундире генералиссимуса с наградами производил впечатление просто спящего человека, чем выгодно отличался от щуплого, похожего на восковую куклу, мёртвого, бедно одетого Ленина.
На улице отец, с невероятным пиететом, рассказал мне о великих вождях мирового пролетариата, возможно, с надеждой зародить во мне уважение и восхищение этими необыкновенными людьми, но я, будучи всего лишь благополучным ребёнком из благополучной семьи, сумела только рассмешить его своим детским наивным вопросом: «А они тоже ходили в туалет?»
К чему это я вспомнила? А вот к чему! После просмотра нескольких серий фильма «Хроники русской революции» наш несменяемый лидер современных, вполне себе обуржуазившихся, коммунистов разразился критикой в адрес сериала, назвав его «гадостью»!
Особенно ему не понравилась трактовка режиссёром Кончаловским и замечательным артистом Евгением Ткачуком образа Ленина! Ну, надо же? Как это артист смеет изображать не бронзовое божество с вытянутой рукой, а живого, неоднозначного, многогранного, не терпящего возражений человека с ярко выраженным психотипом неврастеника, который позволял ему быть одновременно гением и злодеем, человеком железной воли и шутом гороховым, уметь смеяться над собой и жестоко высмеивать других.
Ничего оскорбительного в этом диагнозе нет! Общеизвестно, что Владимира Ильича всю жизнь мучили жуткие мигрени, бессонница, резкие смены настроений и раздражительность, порождённые крайним переутомлением, что всё вместе, в конце концов, привело к болезни мозга и смерти. И как гениально в последней серии Ткачук одними глазами уже потерявшего речь Ленина сыграл трагическое понимание того, ЧТО он натворил!
Да неужели господин Зюганов до сих пор уверен, что революцию делали на энтузиазме, без денег, в отрицании ленинского лозунга: «Грабь награбленное», вежливые, хорошо воспитанные люди в белых перчатках, без конца перед всеми извиняющиеся за отдавленные ноги! Он так и не смог избавиться от стереотипа, почти святого, самого мудрого, справедливого, самого человечного дедушки Ленина, навязанного советской пропагандой с подачи самого Сталина!
Он, наверное, забыл, что именно Ленин запретил партийное инакомыслие: «Партия – не дискуссионный клуб», «Кто не с нами, тот против нас», а Сталин этот запрет узаконил: «Другого мнения быть не может!»
Навязанные им постулаты были много лет путеводной звездой в развитии советского общества: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства», «Социализм – это невозможность умереть с голоду желающему работать», «Революционная целесообразность выше догмата демократизма».
Правда, партийная элита позволяла себе вольно обращаться с его высказываниями. Например, из «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшим для нас являются кино и цирк» оставили только «Из всех искусств важнейшим для нас является кино!» и на этом выстроили экономическую политику в искусстве вообще, сделав кино мощнейшим инструментом лакировки действительности и пропаганды и агитации идей социализма. И чем им цирк не угодил?
Гениальный (без тени иронии) Ленин предупреждал: «Никогда идеал коммунизма не будет скомпрометирован, если этого не сделают сами коммунисты».
Не прошло и ста лет, как коммунисты ЭТО сделали!
Они замечательно приспособились к капиталистическим условиям, но почему-то не отказались от ленинской нетерпимости к другому мнению.
Признаюсь честно: меня сериал разочаровал! Я заставляла себя его смотреть, так как не люблю судить о чём-то со слов критиков. Предпочитаю первоисточники. Смотреть было НЕ ИНТЕРЕСНО. На мой взгляд, сериал вполне можно было уложить в восемь серий. В нём слишком много пьянства, неуместного секса и просто проходных сцен ни о чём, к тому же сыгранных бездарно!
Художники и операторы на высоте, но вытянуть всё они, конечно, не могли. Я рассчитывала увидеть произведение искусства, ну, хотя бы уровня «Ликвидации», которая, кстати, вообще не содержит ни слова правды. Весь сценарий придуман от начала до конца, но всё написано, снято и сыграно ТАЛАНТЛИВО!
Господин Зюганов посчитал творение Кончаловского недостаточно объективным! Где он встречал историческую объективность, не знаю. История состоит из огромного количества субъективных воспоминаний и мнений, а также общеизвестно, что каждая власть старается перекроить её под себя. Поэтому, думаю, существуют лишь исторические предположения, более или менее похожие на правду, и то на короткой дистанции.
Впрочем, моё мнение может быть ошибочным!
Сериал Кончаловского являет собой попытку субъективного восприятия событий тех далёких лет глазами отдельных личностей, а не, как было принято, революционных масс! Он может нравиться или не нравиться, как всякий результат коллективного творчества! Но на полном серьёзе требовать прекращения показа и говорить, что «в условиях войны за это отдали бы под трибунал и правильно бы сделали», может только догматик, уверенный в собственной непогрешимости!
А не лучше бы было этому непогрешимому господину самому вспомнить о трибунале, но в другом контексте, вспомнив слова Ленина о том, что партия – «ум, честь и совесть нашей эпохи»?
Партия есть, а куда делось всё остальное?
Куда же смотрел непогрешимый Геннадий Андреевич, когда разыгрывали низкопробный фарс с выборами мэра Орла? Всем известно, что без его одобрения в области ничего не происходит! Вот приедет барин – барин нас рассудит.
И вот, если бы барин посоветовал коммунисту Клычкову, неукоснительно следуя заветам Ильича про честь и совесть (про ум я уже промолчу), предложить в пару Парахину достойного конкурента, а не спойлера, то, возможно, игра была бы действительно честной, а не обыкновенной подставой в договорном матче!
Ведь то, что второй кандидат не получил ни одного голоса, говорит о нечистоплотной работе губернатора, направленной только на протаскивание уже заведомо ИМ избранного кандидата!
Нехорошо, Геннадий Андреевич, «в условиях войны…»
В тех же условиях меня крайне удивляют странные траты мэрии на новогодние украшения! В этом вопросе я даже впервые за много лет согласна с нашим пожизненным депутатом М. В. Вдовиным.
Это же надо: 17 миллионов на гигантских Дедов Морозов с такими же Снегурочками! Зачем? Ведь дети увидят только их сапоги и то с трудом! И ёлку поставили, аккурат к 7 Ноября – это за два месяца до Нового года!
Начала этот марафон Москва, а мы, как все провинциалы, поддержали! Интересно, чем вызвана такая спешка? Москва объясняет это подготовкой к фестивалю «Зима в Москве», а Орёл вообще никак не объясняет.
Но возникает опасение, что эти манипуляции вызваны стремлением как можно быстрее освоить средства, выделенные на подготовку к Новому Году, получить зарплаты и премии, а возможно, и просто положить сколько-то в карман, боясь, что с первого января какая-нибудь денежная реформа обнулит наши сбережения, как это уже в недалёком прошлом нашей страны бывало! Меня бы это не удивило.
Хуже другое. Психологически власть лишила людей праздника! Три месяца умирать от новогодней радости в «несусветной красоте» не каждый выдержит! Ведь в Новый Год важна неожиданность! Вечером засыпаешь, как обычно, а утром просыпаешься – стоит наряженная ёлка! Класс!!!
А теперь? К 31 декабря все чувства протухнут! Экономическая целесообразность перестаёт считаться с природой и человеком в природе!
Наступает великая эпоха «РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»! Аминь!
С уважением ко всем ветвям власти,
гражданка России Людмила Парицкая