№12 (64) от 5 апреля 2023 г.
В прошлом номере «Орловская среда-плюс» опубликовала материал издания «Аргументы недели», где шла речь об уголовных делах, в которых мэр Орла Юрий Парахин запутался, как в паутине. В числе прочих «заслуг» орловского градоначальника журналисты АН вспомнили и о пресловутой приемке моста «Дружба», который, по мнению специалистов-мостовиков, принимать было нельзя. Так, издание опубликовало акты, составленные комиссией городской администрации, которая в октябре 2020 года (до приемки моста) и в феврале 2021-го (уже после приемки) зафиксировала множественные недостатки, допущенные подрядчиками. Тем не менее мост с легкой руки мэра Парахина, поставившего свою подпись в акте приемки ввели в эксплуатацию. И тем самым превратили в мину замедленного действия. Так считает один из бывших специалистов УКХ города Орла, инженер-мостовик Валерий Заставный, который и фиксировал нарушения на мосту «Дружба» и был уволен с работы за свою принципиальную позицию.

«Строители во время капитального ремонта моста Дружбы заложили невидимые «мины» замедленного действия в отдельные элементы строения, что приведет к их ускоренному разрушению и в, конечном итоге, сокращению сроков нормативной эксплуатации моста, – рассказал Валерий Заставный «Орловской среде-плюс». – Через несколько десятков лет обследование покажет, что мост в неудовлетворительном состоянии, и будут даны рекомендации провести капитальный ремонт с заменой «заминированных» разрушенных элементов. Остановимся на этих элементах моста. Температурные разрезные вертикальные деформационные швы подпорной стенки на участках подходов от ул. Черкасская до опоры ОК-1 и между опорами ОП-2 и ОП-3 оштукатурены строителями без разделки швов. В результате появились вертикальные криволинейные трещины, которые со временем будут разрушать поверхность штукатурки и требовать ежегодного ремонта, заделки трещин.
При бетонировании «рубашки» опор-стенок ОК-1 и ОП-2 происходило смещение опалубки (ненадежно закрепленной), особенно первого яруса, образовав неровную поверхность стенки. Выравнивание производилось путем срубки выпуклых участков, затем оштукатуривания всей поверхности. Со временем оштукатуренная поверхность будет отслаиваться и разрушаться, требуя постоянного ремонта. В настоящее время появились трещины и очаговые сколы, особенно в местах рабочих стыков бетона.
Проектом предусматривалось усиление существующих опор-стенок ОК-1 и ОП-2 путем бурения скважин и инъектирования их раствором. Бурение скважин было выполнено, в них вставлены деревянные пробки диаметром 40 мм, которые забетонированы в слое бетона «рубашки», затем о них забыли, и работы по инъектированию оказались не завершены.
Возможно, строители по согласованию с проектировщиком предложили в теле опоры сделать соты для гигантских пчёл, добавить мёд и использовать мост как улей?
Проектировщик применил зарубежные технологии конструкции деформационных швов, которые должны выполнять специализированные организации, однако строители выполнили эти работы сами, применив другие материалы, и некачественно.В результате покрытие деформационных швов постоянно разрушается, и не достигнута герметичность, все швы текут, разрушая поверхность бетона шкафных стенок, разрушаются торцы балок пролетных строений и ригели опор от применения запрещенных агрессивных противогололедных средств при содержании сооружения.
Некачественно выполнена герметизация деформационных швов на всех опорах моста.
На опоре ОК-8 наблюдается провисание синтетического уплотнительного жгута, который выпал из деформационного шва, а также протечки по всей длине шва видны на шкафной стенке.
На покрытии проезжей части моста заметно выделяются поперечные полосы деформационных швов, покрытые неоднородным составом смеси битума и щебня. В отдельных местах имеются разрушения в виде раковин и выбоин глубиной от 10 до 60 мм, что требует постоянного ремонта по несколько раз в год.
Преднапряженные балки пролетных строений изготовлены на заводе ЖБК в спешном порядке, не прошли выдержку для набора прочности бетона и были отправлены на объект по железной дороге. Выгрузка и хранение производились на грузовых дворах ст. Лужки и ст. Орел в неблагоприятный период года — зимой. В результате длительного хранения от 6 до 8 месяцев на торцах балок появились трещины и разрушения раствора заделки анкерных узлов преднапряженной арматуры.При установке балок на мост не выполнен ремонт разрушенных торцевых участков (мол, их не видно), и в настоящее время установленные с дефектом балки продолжают разрушаться.
Во время ливней проезжая часть не обеспечивает водоотвод. Потоки воды, собранные с проезжей части, текут по кромке дороги, разливаясь по тротуарам, летят брызги на пешеходов, и в холодное время образуются наледи, угрожающие их безопасности.
Мостовое полотно проезжей части выполнено на одном уровне с тротуарами и разделено металлическим барьерным ограждением.
Как правило, данный тип мостового полотна применяется на участках трассы загородной зоны, а на участках городской зоны с интенсивным пешеходным движением рекомендуется устройство повышенного тротуара высотой 30-50 см над проезжей частью, как было устроено на старом мосту, или с железобетонным барьерным ограждением высотой 70-90 см, что предусмотрено на Красном мосту.
На проезжей части моста запроектированы и устроены дренажные лотки для водоотвода, но этого недостаточно. Мост имеет продольный уклон протяженностью более 150 м. Необходимо устраивать глубокие открытые или закрытые лотки с периодичным сбросом воды в водоотводные трубки и лотки под пролетным строением, что предусмотрено на Красном мосту.
В период эксплуатации сооружения вследствие произошедшего ДТП (удара грузового автомобиля) произошла деформация металлического барьерного ограждения с низовой стороны над опорой №2. На протяжении 15 м криволинейный брус выгнулся в сторону тротуара от 5 до 15 см, и одна стойка деформировалась с наклоном до 10 см.
На бетонном конусе укрепления береговой опоры ОК-8 и насыпи появились трещины, разрушения поверхности бетона и просадки отдельных плит в результате некачественного уплотнения и размыва песчаного основания.
Верхние секции железобетонных маршей лестничных сходов имеют ненадежное опирание на косые переходные площадки (консоли с моста), усиленные стальными листами, которые установлены по бокам марша (что является недостаточным).
В результате некачественной защиты металла от коррозии (окраска без очистки и грунтовки) перильные ограждения покрыты коррозией на 30% с шелушением краски.
До сдачи моста в эксплуатацию и после не произведена очистка русла реки Оки от строительного мусора.
Исходя из вышеуказанных выявленных дефектов сооружения, его надежность и безопасность, а также сроки эксплуатации будут уменьшаться. Во исполнение договорных гарантийных обязательств подрядная организация должна устранить дефекты, выявленные в процессе эксплуатации моста после претензии заказчика в установленные сроки», – считает Валерий Заставный, однако, зная незавидную судьбу подрядчика – ООО «Ремспецмост», ни на какие гарантии рассчитывать не приходится, так что устранять недостатки, скорее всего, в очередной раз придется устранять за счет орловских налогоплательщиков.
