№16 (113) от 15 мая 2024 г.
На заседании профильного комитета облсовета аудиторы областной КСП рассказали о выборочной проверке строительства детского садика на улице Ливенской в Орле. По мнению аудиторов, выявленные нарушения были грубыми. Обычно отчеты по таким стройкам занимают от силы пару-тройку минут. Но не в этот раз. То ли аудитор подошла к делу со всей серьезностью и вникла в детали максимально полно, то ли действительно нарушений оказалось, как говорят, «вагон и маленькая тележка». Предоставим читателям на примере одного детского сада самим составить мнение о том, что творится на стройках областного центра. Увы, ни представителя подрядчика ООО «Авилон», ни представителей заказчика в лице «ОМЗ» или
УКСа на комитете не было. Так что возражения второй и третьей сторон, к сожалению, послушать не удалось.
Плюс год и минус десятки миллионов из бюджета
Аудитор Надежда Кутузова напомнила, что стройка велась в рамках нацпроекта «Демография». И благодаря новому детскому саду создано еще 105 мест для малышей до трех лет. Функции заказчика по этой стройке были возложены сначала на УКС, а с августа 2022 года – на МКУ «Объединенный муниципальный заказчик» («ОМЗ»). Всего было заключено шесть контрактов на 146,6 миллиона рублей. Один из них (на 141 миллион) предполагал одновременно и проектирование, и строительство объекта. Что характерно, фактическое исполнение контракта составило 211,9 миллиона рублей. Предполагалось изначально, что стройка займет всего один год. По факту же возведение садика, прокладка коммуникаций и т.д. растянулись почти на два года (1 год и 11 месяцев). Увеличение времени повлекло и рост цены объекта. В итоге потребовались дополнительные бюджетные миллионы, чтобы завершить работы и сдать садик в эксплуатацию.
По мнению проверяющих, во многом вина лежит на сотрудниках «УКС», которые своевременно не подготовили документацию для обоснования бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объекта. Также администрация города затянула с принятием решения о направлении инвестиций в стройку при наличии ПСД, требующей доработки. «Подрядчик не приступил к выполнению работ по проектированию объекта строительства в сроки, установленные контрактом № 77/20, приостановил работу на объекте вследствие необеспечения заказчиком необходимой технической документацией для подключения к инженерным сетям», – говорится в отчете. В итоге пришлось менять все разделы проекта, и контракт подорожал на 28,5 миллиона рублей.
Кроме того, правительство РФ приняло ряд антикризисных мер, позволяющих сторонам изменять существенные условия контрактов, в том числе и их стоимость. В случае со строительством детского сада на Ливенской стоимость объекта увеличилась еще на 42 миллиона, причем, самое интересное, увеличение цены контракта на 17 миллионов произошло в ходе корректировки стоимости по уже выполненным и оплаченным работам! При этом у властей было положительное заключение госэкспертизы, в том числе о достоверности сметной стоимости.
По мнению аудиторов, УКСом были приняты и оплачены услуги по разработке документации стоимостью 1,5 миллиона, не отвечающие требованиям и условиям контракта. Также заказчиком не были обеспечены контроль и своевременное исполнение условий контракта; не приняты меры по устранению замечаний, отраженных в заключении аудита «Орелгосэкспертизы»; не проведена претензионная работа по факту невыполнения исполнителем всего объема услуг, предусмотренных контрактом.
«Подарок» на память об УКСе
Надежда Кутузова продолжила перечислять выявленные нарушения. Вопреки постановлению правительства №563 администрацией города было принято решение о вложении бюджетных инвестиций в размере 145 млн рублей в объект капстроительства. Когда принималось такое решение, на руках у мэрских чиновников было заключение «Орелгосэкспертизы» о необходимости доработки документации. Более того, в УКСе не было положительного заключения госэкспертизы.
В нарушение требований закона № 44-Ф3 был неправомерно увеличен срок выполнения работ по первому этапу контракта. Заказчиком (все тем же УКСом) не было направлено никаких претензий по поводу нарушения сроков выполнения работ по первому этапу.
Еще одно выявленное нарушение: в документации об электронном аукционе и заключенном контракте отсутствует условие о размере аванса в отношении каждого этапа контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа, что повлекло 100-процентное авансирование первого этапа работ и отвлечение бюджетных средств в размере 48,9 миллиона рублей. Напомним, аванс подрядчик получил, а начало работ фактически было заморожено чуть ли не на год!
В нарушение постановления облправительства (вероятно, имелись в виду другие этапы) подрядчик получил аванс в размере 37%, хотя верхний предел был установлен в 30%. Неправомерная, по оценке КСП, выплата аванса составила чуть более 12 миллионов рублей. Также был выявлен факт оплаты заказчиком работ, вообще не выполненных подрядчиком. В частности, по устройству подвесных потолков типа «Армстронг» площадью 338 кв. м и по установке керамического плинтуса при устройстве пола стоимостью 1,9 миллиона рублей. Но и это еще не всё! Оказалось, что упомянутые работы вообще не соответствовали нормам установки подвесных потолков!
Оборудование в три раза дороже!
В нарушение федеральных законов заказчиком осуществлена приемка некачественно выполненных работ по укладке линолеума и установке дверных проемов. Правда, этот «косяк» подрядчику удалось устранить непосредственно в ходе выездной проверки КСП.
Проведенный анализ коснулся и закупки оборудования. В частности, холодильных шкафов. Здесь просто классика жанра – закупки оборудования осуществлялись с разницей в цене на 80-200% выше рыночных расценок. Желающие познакомиться с результатами проверки могут сами почитать заключение на сайте областной КСП. https://www.ksp-orel.ru/files/Itogi_KM_Livenski_ds-yasli.docx
Обычно после получения документов КСП у нарушителей есть возможность представить свои возражения, замечания, пояснения по вскрытым фактам. В этот раз представителей мэрии не было, поэтому мнение второй стороны зачитала опять же сама аудитор областной КСП. «Согласно ответу, требования КСП выполнены частично. Неправомерные расходы в результате фактически не выполненных работ по устройству потолка в добровольном порядке подрядчиком не возвращены. МКУ «ОМЗ» инициирована процедура иска в арбитражный суд. Материалы также переданы в прокуратуру Орловской области», – резюмировала Надежда Кутузова.
Чиновники опять будут в стороне?
Председатель профильного комитета Виталий Рыбаков напомнил, что основная часть нарушений касалась подготовки к проведению торгов и первого этапа работ, когда в роли заказчика выступал еще УКС. На тот момент это подразделение возглавлял господин Кузнецов, который летом 2022 года был временно отстранен от занимаемой должности, и в отношении него возбуждены уголовные дела. Правда, те дела никак не связаны с детским садом. Хотя это и проясняет многое в озвученной аудиторами КСП ситуации. Что же касается передачи документов с результатами проверки стройки садика на Ливенской в прокуратуру, то, увы, ни о результатах проверок, ни о том, движется ли дело вообще, аудиторам КСП не сообщают. Виталий Рыбаков провел аналогию с некачественным ремонтом улицы Ленина – там наказание настигло только подрядчика. В то же время никто из чиновников, которые принимали некачественную работу, ответственности не понес. Хотя все они продолжают занимать видные посты и постоянно мелькают в новостях.
«Затрачены впустую десятки миллионов. Чиновники принимают откровенную халтуру. Сейчас люди в погонах будут терзать этого подрядчика, а чиновники будут руки потирать. Они опять в стороне? Зачем УКС 100% аванс перечислял? Зачем создавал критическую ситуацию невозврата бюджетных денег? И сейчас город опять остался с носом! Я даю вам гарантию, что администрация никогда не отсудит излишне потраченные деньги назад. Эта ситуация создавалась искусственно!» – эмоционально отметил Виталий Рыбаков.
«Как вы яхту назовете – так она и поплывет»
Первый зампред облсовета Михаил Вдовин услышал только последние цифры, касающиеся потолка и плинтусов. И удивился, что это «ничтожно мало». Остальные цифры, которые звучали в начале, а именно удорожание контракта со 146 до 211 миллионов, как-то ускользнули от внимания вице-спикера. «Мы о чём вообще говорим? При объёме контракта в 211 млн – 1,8 млн – это ничтожно мало», – резюмировал Вдовин. Затем он потребовал назвать в реальных цифрах, сколько именно город потерял из-за искусственного увеличения цены закупленного оборудования (напомним, там указаны были только проценты – от 80% до 200%). Аудитор ответила, что конкретную цифру назвать сложно – в этом должны разбираться уже компетентные органы, ведь с момента закупки прошло уже 2 года.
Также Надежда Кутузова напомнила присутствующим о катастрофических последствиях выявленных нарушений: «Я назвала реальные нарушения кроме неэффективного использования средств на 1,8 миллиона. Увеличение суммы контракта на 28 миллионов рублей. Почему это произошло? Вот тут разбираться надо! Подрядчик «Альянс» должен был подготовить документацию на обоснование стоимости контракта в 141 миллион, а они не подготовили вовремя. УКС не проконтролировал. Затянули время! В результате получилось так, что на год продлили стройку. Цена контракта увеличилась! Вот это самое серьезное нарушение! К тому же наша проверка была выборочной, это тоже нужно учитывать. Все, что мы нашли, в акте отражено», – пояснила Надежда Кутузова.
«Миллион восемьсот тысяч. А куда эти деньги делись?» – уточнил Михаил Вдовин. «Вероятно, присвоены подрядчиком, – отметила Кутузова. – В проектной документации было прописано устройство потолка типа «Армстронг». И там, в потолке, должны были уложить девять тонн железа. А когда при проверке мы его вскрыли, там был совершенно другой потолок. По нашей оценке, стоимостью около 300 тысяч рублей. Два с лишним миллиона они получили для выполнения этих работ, но фактически использовали 300 тысяч. Работы проведены, но по факту в садике сделали совершенно другой потолок».
«Какое же это нецелевое использование средств? Нецелевое – это если хотели купить бумагу, а купили бутерброды. А здесь другая категория. Работ нет, а за них заплатили! Это хищение!» – возмутился Вдовин. При этом он просил аудиторов поточнее классифицировать выявленные нарушения. Ведь если следственные органы или прокуратура выявят воровство, то вопросы уже будут к КСП: почему они не называют вещи своими именами? И к тому же вопрос возникнет в целом к качеству проверок областных аудиторов. По крайней мере, у депутатов уже накапливаются замечания по поводу работы областной КСП – в план проверок включаются очень мелкие объекты. В то время как серьезные и большие стройки (по которым потом у правоохранительных органов возникают вопросы вплоть до возбуждения уголовных дел) почему-то остаются без внимания со стороны областных аудиторов. Хотя пример того же детского сада на Ливенской показывает, что стройки необходимо контролировать очень и очень серьезно. Ведь речь идет не только о хищениях бюджетных миллионов, а в первую очередь – о безопасности детей.
Депутаты пообещали вернуться к теме, когда станет известна реакция прокуратуры на переданные в надзорное ведомство из КСП результаты проверки.
Сергей МИЛЯХИН