№19 (161) от 28 мая 2025 г.
Мультик про кота Матроскина, конечно, смотрели все. И, конечно, все помнят, как пес Шарик нарисовал на печке «фигвам». Рисунок имел двойное значение. С одной стороны – «национальная индейская изба», а с другой – собственно «фиг вам», то есть довольно грубый, но скрытый отказ Шарика выполнить требование Матроскина. В нашей истории своеобразными «фигвамами» стали муниципальные «избы», то есть квартиры, которые город получил от застройщиков и в которые должен был вселить граждан. Тех граждан, которые в них крайне нуждаются. Однако вместо этого гражданам скрыто говорят «фиг вам!». То есть новые благоустроенные квартиры годами стоят пустыми. И таких квартир не одна, не две и даже не десять.
То, чего не может быть
Эта потрясающая история началась с претензии. Претензию выставил начальник Управления муниципального имущества и землепользования города Орла Сергей Поляков руководителю одной из строительных компаний. В декабре 2023 года эта компания в соответствии с областным законом (о нем – чуть ниже) безвозмездно передала УМИЗу жилые помещения в построенном ею доме на улице Автовокзальной. По закону площадь передаваемых городу помещений должна составлять не менее 10% от общей площади жилых помещений в доме (в соответствии с проектной площадью). Однако КСП города Орла в ходе проверки выяснила, что застройщик передал чуть меньше – не хватило (только не смейтесь) 79 квадратных сантиметров. И господин Поляков потребовал от компании вернуть – нет, не сантиметры, а деньги за недостающие сантиметры – в сумме 63 тысячи 659 рублей с копейками. В противном случае пригрозил судом. Застройщик стал разбираться и в конце концов выяснил, что аудиторы ошиблись при подсчете, и городу передали даже чуть более 10% от общей площади жилья. Но дело в общем-то не в процентах и не в сантиметрах.
Дело в том, что в поисках истины застройщик решил пересчитать все переданные мэрии квартиры. Сделать это для него оказалось нетрудно – домами управляет УК, учрежденная им же, которая, естественно, владеет полной информацией обо всех жилых помещениях в построенных домах. В том числе и о квартирах, переданных муниципалитету. И тут выяснилось то, чего, по мнению застройщика, просто не может быть. Точнее, не должно. И тем не менее…
Итак, в том самом доме на улице Автовокзальной администрации города Орла были переданы 15 квартир. Так вот, из этих 15 квартир нанимателями заселены шесть, причем в двух из шести живут по несколько нанимателей – каждый в своей комнате (по сути, эти квартиры стали коммунальными). Остальные девять квартир пустуют. Соответственно, и за жилищно-коммунальные услуги никто не платит. По подсчетам управляющей компании, задолженность по платежам за ЖКУ по этим квартирам составляет на сегодняшний день более 464 тысяч рублей. Задолженность эта сформировалась с декабря 2023 года, то есть с момента передачи квартир муниципалитету. То есть полтора года в этих квартирах никто не живет.
Дальше – больше. Оказалось, что и еще в одном доме того же застройщика – на улице Широко-Холодной, из пяти переданных мэрии в 2022 году квартир не занято… пять. И задолженность по платежам за ЖКУ здесь составляет 305 тысяч рублей.
Итого по двум домам – 769 тысяч рублей.
Естественно, управляющая компания направила в адрес мэра Парахина досудебную претензию, предложив погасить задолженность в добровольном порядке. В противном случае УК намерена обратиться в суд.
Тем временем застройщик задался резонным вопросом: сколько же жилой площади, которую отдали мэрии, она не использует? Управляющая компания подсчитала и выдала ответ. Площадь квартир в двух домах, в которых никто не живет и за которые никто не платит, – 1011 квадратных метров! Если умножить на коммерческую цену квадратного метра, которая на сегодняшний день составляет порядка 94 тысяч рублей, получится 96 миллионов.
А дальше – еще интереснее. Застройщик заинтересовался, а что происходит с квартирами, переданными муниципалитету в домах, построенных другими компаниями? Оказалось – то же самое. Квартиры-призраки, например, есть в доме 20 на улице Родзевича-Белевича. В этом доме мэрия получила от застройщика более 25 квартир. Часть из них, по имеющейся информации, пустуют. Оплата за ЖКУ в управляющую компанию, соответственно, опять же не поступает. В двух квартирах, где жильцы есть, занято по одной комнате. Остальные комнаты не заселены. При этом среди пустующих есть однокомнатные квартиры. Однако одиноких нанимателей почему-то заселили не в них, а, например, в одну из комнат трехкомнатной квартиры площадью 81 квадратный метр. Сколько всего таких пустующих квартир, переданных компаниями-застройщиками (а таких компаний только по нашим данным как минимум три) администрации города Орла, сказать трудно. Но судя только по известным нам случаям речь может идти о десятках! Если же хотя бы примерно подсчитать в денежном выражении, сколько миллионов мэрия «заморозила», не вселяя нанимателей в переданные ей квартиры, становится не по себе – и не от величины суммы. От степени цинизма и аморальности всего происходящего.
Квартиры-призраки и квартиры-двойники
Здесь надо напомнить, зачем, собственно, застройщики передают администрации города квартиры в новых домах. Согласно областному закону №1884-ОЗ, строительная компания за право арендовать земельный участок под застройку без проведения торгов передает в муниципальную собственность не менее 10 процентов общей площади жилых помещений в построенном многоквартирном доме. И эти жилые помещения, опять же по закону, мэрия должна – повторим – должна (!) предоставлять гражданам. Причем далеко не всем гражданам, а лишь тем, кто лишился жилья в результате чрезвычайных ситуаций, тем, кого переселяют из аварийных домов, а также детям-сиротам. Больше никому!
И вот здесь начинается самое интересное. Совсем недавно Контрольно-счетная палата города Орла отчиталась о своей деятельности в 2024 году. В отчете КСП имеется раздел «Проверка отдельных вопросов эффективности управления и распоряжения Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла муниципальным недвижимым имуществом в 2023 г. и прошедшем периоде 2024 г. (иные периоды – в случае необходимости)». Так вот, в ходе этой проверки КСП установила, что «квартиры, безвозмездно полученные УМИЗ от застройщика ООО «СЗ «Жилстрой-Инвест» по акту безвозмездной передачи, неправомерно не были зарегистрированы в муниципальную собственность, таким образом, отсутствовали в Реестре муниципального имущества и в муниципальной казне».
А далее КСП констатирует: «Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные квартиры и учёта в Реестре муниципального имущества города Орла могло привести к утрате муниципального имущества общей кадастровой стоимостью 18 млн 172,4 тыс. рублей. УМИЗ необоснованно удерживались безвозмездно полученные муниципальные квартиры, в то время как в бюджете города Орла изыскивались дополнительные источники с целью закупки квартир и переселения граждан из аварийного ветхого жилья, исполнения соответствующих судебных решений».
То есть контрольный орган фактически подтверждает то, о чем говорилось выше. Квартиры, переданные застройщиком мэрии, чтобы предоставить их жителям расселяемых аварийных домов, даже не были оформлены в муниципальную собственность. Соответственно, их как бы и не было. И заселить жильцов в эти квартиры-призраки было невозможно. То есть они простаивали пустыми. В то время как администрация Орла тратила бюджетные деньги, чтобы закупить жилье для переселения граждан из аварийных домов. Более того, КСП прямо говорит, что эти квартиры могли быть утрачены. Каким же образом? Этого аудиторы не расшифровывают, но догадаться нетрудно – тем более прецеденты имелись. Не у нас, правда – в Новосибирске, где 10 лет назад раскрыли крупную аферу с муниципальным жильем.
В начале 2015 года были заключены под стражу подозреваемые в мошенничестве члены организованной группы, состоящей из чиновников мэрии Новосибирска и риелторов. Как установило следствие, они незаконно продавали муниципальное жилье, предназначенное для социально не защищенных категорий граждан и горожан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как писало тогда издание «Новосибирские новости», «следователи выяснили, что сотрудники Управления по жилищным вопросам мэрии, получая от застройщика социальное жилье, не регистрировали его в Росреестре. Квартиры становились собственностью подставных лиц посредством сделки купли-продажи. При этом стоимость жилья искусственно занижалась на 30-50%. Впоследствии квартиры продавались по рыночной стоимости через агентство недвижимости, участвующее в сговоре. Людям, которые приобретали это жилье, права собственности на квартиры передавались по дополнительному соглашению. Разница между окончательной ценой и стоимостью, указанной в первоначальном договоре купли-продажи, доставалась участникам противоправной схемы». Таким образом участники группы продали полторы тысячи муниципальных квартир. При этом полученные от продажи по заниженной стоимости средства перечислялись в бюджет города, а разница, как уже говорилось, шла в карман конкретным людям.
Есть и еще способы распорядиться муниципальной недвижимостью, полученной от застройщика, не так, как этого требует закон. Один из них гипотетически описан все в том же отчете КСП. Читаем.
«В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности находятся две квартиры по одному и тому же адресу: г. Орёл, ул. Широко-Холодная, д. 8, кв. 1. Одна квартира площадью 72,4 кв. м в новом 10-этажном многоквартирном жилом доме, вторая квартира площадью 45,2 кв. м находилась в ветхом снесённом многоквартирном жилом доме №8 по ул. Широко-Холодная. Ветхая квартира подлежала списанию и исключению из Реестра муниципального имущества как несуществующая уже более 4-5 лет, однако была необоснованно зарегистрирована УМИЗ в муниципальную собственность.
Таким образом, существует риск списания новой квартиры вместо ветхой квартиры, а следовательно, утраты муниципального имущества кадастровой стоимостью 5 987,96 тыс. рублей».
А теперь дополним информацию КСП. Дело в том, что квартира №1 в доме №8 на улице Широко-Холодной – одна из тех пяти пустующих квартир, которые наш застройщик передал мэрии еще в 2022 году, и которая до сих пор не заселена. Как не заселены и девять квартир в доме №4 на Автовокзальной улице, также построенном вместо аварийной двухэтажки (и, скорее всего, с тем же адресом). Может быть, есть смысл проверить и эти квартиры на наличие двойников?
Кому – квартира, а кому – «фигвам»
В Орле – сотни аварийных домов. Тысячи граждан ждут расселения годами. Идут в суды. Суды выносят решения о расселении, которые мэрия обязана исполнять. Аналогичным образом – с помощью прокуратуры и судов – добиваются положенных по закону квартир дети-сироты.
В 2023 году, например, в Жилищном управлении орловской мэрии находилось свыше сорока неисполненных судебных решений. В сентябре этого года тогдашний начальник Жилуправления Анжелла Дробина рассказывала депутатам горсовета, как она и ее сотрудники стараются изыскать свободную жилплощадь, чтобы расселить граждан из аварийного жилья. Вот, дескать, провели инвентаризацию части муниципального жилищного фонда, нашли 17 пустых квартир, но квартиры эти в непригодном состоянии, замусоренные, им требуется ремонт, а денег на ремонт в бюджете нет… и все в таком же духе. А тем временем в 2022-2023 годах застройщики передали мэрии 55 новых благоустроенных квартир в четырех домах: по ул. Родзевича-Белевича, 20, ул. Автовокзальной, 4, ул. Левый берег реки Оки, 113 и ул. Широко-Холодной, 8. Однако, повторим: до сих пор часть этих жилых помещений пустует, а в доме на Широко-Холодной свободны от жильцов все пять переданных муниципалитету квартир.
Между тем та же самая Анжелла Дробина в феврале 2024 года докладывала тем же депутатам горсовета, что в Орле на учете стоит более 300 сирот, которым муниципалитет обязан предоставить жилье. В 2023 году квартирами обеспечили 58 человек, в 2024-м планировали приобрести для них 72 квартиры. Как мы понимаем теперь, имеющиеся в наличии свободные квартиры в перечисленных выше домах для предоставления сиротам даже не рассматривались. А ведь очередь можно было уменьшить по крайней мере на полтора-два десятка человек и не тратить при этом на покупку квартир бюджетные деньги. Но ни Жилищное управление, ни Управление муниципального имущества и землепользования мэрии, которое, собственно, и распоряжается муниципальными квартирами, этого почему-то не сделали. Напротив, из новых благоустроенных квартир чиновники горадминистрации сделали «фигвамы» – специфические орловские «избы», которые вроде как и есть, но жить в них тем, кому положено в них жить, не дают.
Хотя, впрочем, ведь есть и исключения – небольшая, по нашим данным, часть этих квартир все же заселена. Что наводит на нехорошие мысли. Почему, например, в доме на Автовокзальной улице шесть квартир заселили, а девять – не заселили? По какому принципу отбирали нанимателей? По закону, дающему право на получение муниципального жилья, или по каким-то другим критериям? Почему, например, в свободных муниципальных квартирах дома №20 на улице Родзевича-Белевича или на Левом берегу Оки не оказались жители аварийного дома №146 на улице Васильевской, где в декабре 2023 года обрушилась крыша? Это происшествие, кстати, стало поводом для уголовного преследования госпожи Дробиной, которую обвинили в халатности, поскольку она, как отмечала прокуратура, не обеспечила надлежащий контроль за техническим состоянием аварийного дома и не приняла должные меры по расселению жителей. Впрочем, мы вполне допускаем, что госпожа Дробина могла быть и не в курсе того, что в распоряжении УМИЗ имеются несколько десятков свободных квартир в новых домах. У нас вообще складывается впечатление, что Жилуправление мэрии кто-то просто использует в своих целях в качестве исполнителей. Неслучайно вокруг этой структуры – детища мэра Парахина – так много скандалов. И неслучайно руководители этого управления меняются как перчатки. И если незадачливые экс-начальницы Татьяна Решетова и Анжелла Дробина доработались до уголовных дел, то пришедшие им на смену Ольга Стеблецова, а потом и Энрико Чапкин, судя по всему, на такие жертвы готовы не были – и, проработав в управлении считанные месяцы, покинули должность.
Зачем УМИЗу «консервы»?
Другое дело – УМИЗ. Его нынешний начальник господин Поляков – чиновник со стажем. Более 10 лет он работал в должности заместителя начальника Управления муниципального имущества и землепользования, а в 2021 году, после ухода Решетовой в Жилуправление, возглавил его. Поэтому заподозрить Полякова в некомпетентности или, паче того, в наивности никак нельзя. Более того, мы бы его даже в халатности не заподозрили: о какой халатности может идти речь, если Поляков требует с застройщика компенсацию за якобы не доданные мэрии 79 квадратных сантиметров жилой площади! У этого человека, как говорится, каждый сантиметр под контролем. Вот, правда, Контрольно-счетная палата считает иначе. Среди десятка претензий к работе УМИЗ, отраженных в отчете КСП, главная (под номером один) сформулирована так: «Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла не осуществляется достоверный учёт муниципального имущества. Существующая система учёта муниципального имущества и ведения Реестра не даёт полных и достоверных данных о качественном и количественном составе муниципального имущества, не содержит всей предусмотренной законом информации».
Добавим, помимо того, что УМИЗ не ведет должный учет городского имущества, оно еще за это имущество и не платит. Как мы отмечали выше, по жилищно-коммунальным платежам за пустующие квартиры только в двух домах УМИЗ задолжало более 700 тысяч рублей. А ведь есть и другие квартиры в других домах – и долги за них взыскиваются через суд. Если полистать картотеку Арбитражного суда Орловской области, то там обнаружится целый массив таких исков – причем удовлетворенных. А это значит, что помимо самих долгов УМИЗ оплачивает из бюджета неустойки, пени, госпошлину, компенсацию услуг представителей истцов, исполнительский сбор. Сумма таких расходов по каждому делу о взыскании задолженности, как говорят юристы, может достигать ста тысяч рублей. Но, похоже, ни господина Полякова, ни его начальника Парахина такие бюджетные издержки не смущают – в противном случае квартиры-фигвамы все до одной были бы заселены нанимателями, и те платили бы по коммунальным счетам, избавив мэрию от лишних расходов. Однако эти квартиры зачем-то «законсервировали».
Повторим, господина Полякова, готового судиться с компанией-застройщиком за 79 сантиметров площади, трудно заподозрить в банальной халатности – не такая у него квалификация. А вот кое в чем другом, возможно, более серьезном, заподозрить можно было бы. Но только после того, как будут даны ответы на ряд вопросов. Журналисты, ограниченные требованиями законодательства (например, о персональных данных), такие ответы могут получить не всегда. Поэтому мы обращаемся к прокуратуре Орловской области и просим проверить факты, изложенные в данной публикации. А именно:
– Просим проверить, сколько жилых помещений, безвозмездно переданных компаниями-застройщиками в собственность муниципальному образованию г. Орел и расположенных по следующим адресам:
1) г. Орел, ул. Родзевича-Белевича, д. 20;
2) г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 4, д. 6;
3) г. Орел, ул. Левый берег реки Оки, д. 113;
4) г. Орел, ул. Широко-Холодная, д. 6, д. 8;
в настоящее время находятся без нанимателей из числа граждан, которым предназначены данные помещения в соответствии с законом Орловской области от 4.12.2015 №1884-ОЗ (ред. от 24.12.2024 г.).
– Просим проверить, сколько квартир, расположенных по вышеуказанным адресам и переданных в собственность муниципальному образованию, поставлены на учет в Реестре муниципального имущества города Орла? Сколько квартир не поставлено на учет?
– Просим проверить, соответствуют ли наниматели муниципальных жилых помещений в указанных выше домах, требованиям, указанным в законе Орловской области от 4.12.2015 №1884-ОЗ (ред. от 24.12.2024 г.), то есть являются ли они гражданами, лишившимися жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, гражданами, переселенными из аварийного жилищного фонда, либо гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– В связи со всем вышеизложенным просим по результатам проверки дать правовую оценку действиям (бездействию) начальника УМИЗ города Орла Полякова С.В. и мэра города Орла Парахина Ю.Н.
(Перечень жилых помещений, переданных муниципальному образованию город Орел для использования в целях, предусмотренных указанным областным законом, имеется в редакции, и мы готовы предоставить его прокуратуре).
Наконец, «Орловская среда-плюс» хотела бы обратиться к руководству и депутатам Орловского облсовета, которые в свое время приняли очень нужный и полезный закон, который позволяет, с одной стороны, обеспечить наиболее нуждающихся жителей области жильем, а с другой – сократить бюджетные расходы на эти цели. Этот закон, как мы видим, выполняется по большей части в одностороннем порядке – во всяком случае в городе Орле. То есть застройщики свои обязательства соблюдают – квартиры городу предоставляют. А вот город (в лице УМИЗ) эти квартиры превращает в призраки. Тогда как наиболее нуждающиеся в них граждане годами ждут достойного жилья, мучаясь в общагах и трущобах. Что эти граждане думают и говорят о нашей власти, даже воспроизводить не хочется – мы приличная газета. Но, полагаем, нашим депутатам, принимавшим закон в интересах этих самых граждан, было бы не лишним поинтересоваться: а как он работает? В чьих интересах – граждан или кого-то другого? И, может быть, даже спросить у кого-то другого: а что происходит?
Надеемся, что наша публикация заинтересует не только надзорные органы, но и депутатский корпус области и города, а рассказанная нами история получит продолжение – и муниципальные «фигвамы» опять превратятся в квартиры, и в них будут жить те, кому там жить положено. По закону и по совести.
Татьяна Филёва
Комментирует депутат Орловского облсовета, председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков:

Виталий РЫБАКОВ
– Знакомясь с фактами, изложенными в отчете КСП, и выясняя степень и сроки заселения квартир, переданных, согласно закону Орловской области о 10-процентной передаче жилой площади, застройщиком муниципалитету, я ничему не удивился.
Я лично выезжал на улицу Родзевича-Белевича, дом 20, где, по полученной информации, которую надо детально изучить правоохранительным органам, в течении двух лет пустуют квартиры, которые переданы администрации Орла по акту. Повторю: квартиры передаются по закону, который мы, депутаты, не так давно единогласно приняли, и который направлен на скорейшее решение жилищных проблем граждан, переселяемых из аварийного жилья, и детей-сирот. Закон для нашей области имеет огромную социальную значимость. А вот как его начали использовать чиновники администрации, где до сих пор рулит ставленник Клычкова мэр Парахин, требует отдельного пояснения, которое я дам чуть ниже в своем комментарии. Полагаю, эта информация заинтересует правоохранительные органы!
В 2023-2024 годах в Орле ввели в эксплуатацию 25 многоквартирных домов с общей площадью жилья 228 тысяч квадратных метров. В соответствии с законом, порядка 20 тысяч квадратных метров застройщики, которые работают на территории города, передали по актам муниципальному образованию город Орел.
Поясняю: если площадь малогабаритной квартиры – 40 квадратных метров, то это 500 квартир. В денежном выражении 1 метр квадратный стоит, грубо говоря, порядка 90 тысяч рублей, то есть сумма преданного жилья выглядит весьма внушительно – 1 миллиард 800 миллионов.
За три года при таких темпах строительства и передачи этой десятины сумма получается еще более значительная – 5 миллиардов 400 миллионов рублей! И если бы региональные и муниципальные власти следовали букве закона, то все нуждающиеся вовремя получили бы то, что им положено по закону, и очереди не было бы! А чиновники за исполнение этого закона, которое не требует ни копейки бюджетных денег, получили бы, образно говоря, ордена и медали…
Но доктор экономических наук мэр Парахин и его команда все благие намерения депутатов направили в другое русло! И что это за русло – будем тщательно будем проверять. Дело за малым – необходимо оперативное закрепление доказательной базы правоохранительными органами!
Граждане могут подумать, что пустующие квартиры в доме 20 на улице Родзевича Белевича – это единичный случай, попадающий под категорию очередной ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ мэра Парахина и его команды. Но это не так. Как гласит известная русская поговорка, ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.
Как выяснилось во время моего выезда на место, в новых домах на улице Автовокзальной тоже в течении двух лет пустуют 11 квартир, переданных по акту администрации Парахина.
Отсюда возникает важный и серьезный вопрос: кто в течение двух лет оплачивает содержание и отопление этих квартир? Ведь квартплата только за пустые квартиры в двух домах (на улицах Автовокзальной и Широко-Холодной) составила с момента их передачи более 700 тысяч рублей. Они будут оплачены из кармана налогоплательщиков, то есть из бюджета города, а главным распорядителем бюджетных средств, как известно, является доктор наук и финансист Парахин.
Мы знаем, что сейчас под арестом находятся подчинённые Парахина экс-руководитель и сотрудники жилищного управления города Орла – за каких-то 54 миллиона рублей на всех, привлеченных к уголовной ответственности (хотя, полагаю, это только верхушка коррупционного айсберга). А ведь в случае со «спрятанными» квартирами можно говорить о потерях для бюджета на сотни миллионов рублей!
И в этом точно не виноваты ни Таня, ни Света – ведь именно Юрий Николаевич и Сергей Васильевич поставлены губернатором Клычковым, чтобы соблюдать интересы города и его жителей!
В этой ситуации с квартирами хочу обратить внимание на особый цинизм и изощренность людей, которые в ней замешаны. С другой стороны, эта ситуация показывает, что они шли на это дело сознательно!
Граждане города Орла могут удивиться, почему два года управляющие компании терпели убытки и не возмущались. Неужели ни ЖЭУ, ни соседи не догадывались, что на их деньги годами содержатся эти квартиры? Полагаю, все эти деяния были тщательно продуманы!
Скорее всего, УК собирали цифры по долгам за содержание этих квартир, а затем, подозреваю, по договоренности с чиновниками команды мэра Парахина (что надо проверять, чтобы исключить вероятность очередной ТЕХНИЧЕСКОЙ ОШИБКИ) и по их совету, управляющая компания подавала в арбитражный суд иск о взыскании задолженности – и долги всегда взыскивались. При этом расходы из бюджета с ведома финансиста Парахина списывались как расходы на исполнение решений суда и судебные издержки. И виновных нет! Элегантно!
Однако, как в свое время правильно заметил великий русский драматург Островский, НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ! Элегантная схема получила огласку. Ждем реакции надзорных и правоохранительных органов. А я как депутат буду держать ситуацию на личном контроле.