№22 (164) от 18 июня 2025 г.
Итоги работы муниципального сектора экономики Орла за минувший год не очень обрадовали депутатов. Вопрос рассматривался на профильном комитете горсовета.
Заместитель мэра города Алексей Степанов напомнил, что в этом секторе трудится 1 576 орловцев; средняя зарплата – около 36 тысяч рублей. При этом муниципальный сектор год за годом несет убытки. По разным предприятиям ситуация очень отличается, но общий финансовый результат – минус. По сравнению с МУПами частные предприниматели имеют более мягкий режим налогообложения и больше возможностей для дифференцирования своего бизнеса, – напомнил Степанов. Если МУП создается только для одной цели, то ООО может в свой устав вписать все «от гвоздей до космических кораблей» и браться за любые контракты. Примером такого неравенства назвали одни из последних торгов, когда изначально объявили аукцион на 900 тысяч (и эта цена была обоснована), а выиграли по последнему предложению за 250 тысяч. При таком демпинге на торгах у МУПов практически нет шансов выиграть, – отметили выступающие.
По информации заммэра, администрация города для поддержки МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» занимается взысканием недоплаченных субсидий за перевозку льготных пассажиров. Спор идет с профильным облдепартаментом. За 2021 год просужено 8,8 млн рублей, получение средств ожидается до конца этого года. Также в настоящее время в суде рассматривается дело по выплате ЕСПБ за 2022 год на сумму 27,95 млн руб. Готовятся исковые заявления за 2023 и 2024 годы на общую сумму еще около 67 млн руб.
Кроме того, администрация Орла участвует в суде по компенсации убытков (недополученной выручке), возникших у предприятия вследствие закрытия трамвайного движения в Железнодорожном районе летом и осенью 2024 года в связи с ремонтом подземного участка тепломагистрали, производимым АО «Квадра». Сумма иска составляет более 7 млн руб.
Для стабилизации финансово-хозяйственной деятельности ТТП в 2024 году получено пять троллейбусов производства «Транс-Альфа» из Санкт-Петербурга. В начале 2025 года из Санкт-Петербурга прибыло 15 троллейбусов.
Наиболее заметна в экономике областного центра работа предприятий ЖКХ. Так, финансовый результат МУП «Орелводоканал» за 2024 год – прибыль в размере 58,5 млн руб. Но в текущем году ситуация может серьезно измениться. Введено новое нормирование по потреблению воды в жилых домах без приборов учета. Есть опасения, что норматив приведет к убыткам. Компенсация нововведения заложена в плату «Водоканала». Но тариф на другие строчки (в частности, на электроэнергию) растет просто бешеными темпами, – отмечали участники комитета. И уже по первому кварталу, по тем квитанциям, что выставлены «Водоканалу» энергетиками, видно – тариф достиг тех значений, которые были запланированы на весь год. Что будет во второй половине года, легко предсказать. В связи с этим отправлено письмо в областное управление по тарифам, готовится письмо в облправительство, чтобы «Водоканал» предоставили возможность целевого субсидирования. Кстати, уже который год «Водоканал» не получает прибыли от основной деятельности (от водоснабжения и водоотведения). Прибыль идет от инвестпрограммы (от техприсоединения, от собственных инвестиций и реконструкции). И в этом плане деятельность «Водоканала» очень тесно связана с расширением жилищного строительства (особенно многоквартирных домов) и возведением промышленных объектов, а также наращиванием их мощностей.
Долгое время считавшийся проблемным МУП Ритуально-обрядовых услуг с приходом нового руководителя смог увеличить объем выручки относительно 2023 года на 1,7 млн рублей. По многолетней традиции с положительным финансовым результатом отработали прошлый год и муниципальные аптеки.
Что касается банно-прачечного хозяйства и «Орелбыта», то администрация намерена подать в суд на ФНС, так как нашим предприятиям установили непомерные налоги на недвижимость по кадастровой стоимости, приравняв бани к торговым центрам. Хотя в переписке с налоговой «отцы города» просили приравнять бани к социальным объектам. Что характерно, письма направлялись и в областные структуры, чтобы те поддержали позицию города в споре с налоговиками. Но областные чиновники встали на сторону налоговой. Город же намерен теперь отстаивать свою позицию в суде, – рассказали депутатам на комитете.
Отдельно рассматривался вопрос о судьбе «Орелтеплосервиса». Александр Степанов напомнил депутатам, что «Теплосервис» «накачали» не самыми современными и эффективными котельными. Поэтому без поддержки администрации это предприятие просто не продержится. Хотя работу с должниками акционерное общество ведет самостоятельно и довольно успешно.
На балансовой комиссии рассмотрели вопрос об оплате кредиторской задолженности школ за теплоснабжение. В рамках подготовки к новому учебному году счета учебных заведений будут разблокироваться, и долги за тепло будут погашаться по мере поступления средств в бюджет. Но наполнение бюджета спрогнозировать невозможно, поэтому ни конкретные сроки, ни суммы не озвучивались. Кроме того, предприятию согласована субсидия в размере 1,3 миллиона. В ближайшее время будет рассматриваться вопрос о перечислении средств.
На комитете был затронут вопрос, который постоянно задают жители: как платить за тепло? По 1/12 в течение всего года или по 1/7 только в отопительный сезон? Представители мэрии пояснили, что с точки зрения экономики юридического лица равномерное поступление средств в виде 1/12 лучше. А с точки зрения людей платить 1/7 выгоднее. Поэтому здесь решение не за городом. Как будет идти оплата, определяется областью. Из позитивного был отмечен тот факт, что за тепло собираемость платежей с физических лиц достаточно высокая – порядка 90%.
Отметили выступающие и проблемы с привлечением инвесторов. Город безуспешно пытался сдать в концессию котельные, но бизнес видит, что они нерентабельные, и брать их никто не стал. Проблема в том, что котельные отапливают по 1-2 дома. Был приведен пример котельной в Лужках – ее строили для всего жилого массива, с учетом предстоящего отопления школы. На этапе строительства предполагалось, что РЖД откажется от своей котельной, и вся нагрузка переключится на новый объект. В итоге же новую котельную подключили только к школе, а РЖД продолжила отапливать жилье. Получилось, что рядом оказались две котельные, которые сопоставимы по мощностям. Но у новой городской котельной КПД слишком низкий – ведь обслуживает она только одну школу вместо предполагавшегося целого квартала.
Еще одна из причин, по которой не удается добиться рентабельной работы котельных, кроется в тарифах. На комитете приводилась следующая ситуация. Условно повышается тариф на тепло на 4%. Но при этом поднимаются тарифы на электроэнергию, воду, газ; растет и МРОТ. И в итоге те 4%, что планировалось по теплу, никак не складываются из других повышений. При этом и один тариф жестко закреплен, и другие тарифы также жестко прописаны. Если бы тариф на тепло выводился по рыночным законам, то рост был бы совершенно иным. И, следовательно, были бы совершенно иные показатели по рентабельности работы котельных. Увы, решить этот вопрос ни на уровне города, ни уровне региона невозможно. Это должно решаться только на уровне федерации.
Нельзя забывать также о колоссальных потерях тепла, связанных с износом оборудования. Любой инвестор готов работать на прозрачных условиях. Алексей Степанов привел такой пример. Берется прогнозируемый период – 15 лет. Рассчитывается инфляция, рост зарплат, выводится цена за гигаватт, и с учетом выхода в ноль нужно устанавливать тариф условно не рубль, как сейчас, а 15. Понятно, что на такой рост платы за тепло никто не согласится. Поэтому и не удается найти инвесторов на котельные. Из 12 существующих 11 котельных работают с убытком.
Депутат Сергей Швалов отметил, что в корне проблем лежит постоянное повышение тарифов на базовые энергоносители: «На взгляд нашей фракции, это глубочайшая ошибка – запланированный на законодательном уровне рост тарифов на энергоносители, от которых потом зависит всё. Потом боремся героически с последствиями. Повышаем выплаты пенсионерам, повышаем зарплаты. Причем подается это все под соусом – нам нужно людям зарплаты повышать! В отдельно взятых областях нужно повышать зарплаты, поэтому запускается механизм повышения тарифов, которые закладываются в себестоимость каждого товара, каждой услуги. Это абсолютно неправильно! И если устранить причину бесконечного разгона тарифов, то удалось бы решить сразу массу проблем… И ведь все это маскируется под необходимость модернизации сетей, под другие необходимые шаги. Но в реальности все это делается далеко не в тех объемах, как идет наращивание тарифов». Но, увы, ни от депутатов горсовета, ни от сотрудников горадминистрации разгон инфляции (как и ее торможение) совершенно не зависят.