№7 (45) от 9 ноября 2022 г.
Состояние контейнерных площадок в очередной раз обсудили на заседании профильного комитета горсовета. Сколько бы ни говорили с высоких трибун, как все стало хорошо и прекрасно с увеличением платы за вывоз ТКО, суровая орловская действительность выглядит совершенно по-иному. Да, именно фотографии заваленных мусором площадок регулярно появляются в орловских соцсетях. После кавалерийского наскока отходы вывозят, а затем все возвращается на круги своя. В чем проблема и почему люди зачастую не могут подойти к контейнерам у себя же во дворах, пытались разобраться депутаты.
Станет «практичнее и эстетичнее»?
Создание и ремонт контейнерных площадок проводится в рамках ведомственной целевой программы «Обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов». В течение трёх лет планируется комплексно, включая подходы и подъезды, обустроить 82 контейнерные площадки. До конца года в Орле запланировано отремонтировать 15 контейнерных площадок. Обустройство подходов и подъездов к ним также включено в план работ.
Как рассказала замначальника управления ЖКХ мэрии Оксана Тарарыченкова, на все площадки завезены стройматериалы, проведена планировка территории. На нескольких площадках залиты бетонные основания и установлены закладные под стойки. Работы по всем пятнадцати площадкам должны быть завершены к 9 ноября.
Выступающую прервал председатель комитета Илья Жуков, который показал снимки только что устроенных площадок и порекомендовал не принимать работы такого качества.
Депутаты заострили внимание на качестве работ на новых площадках. Представитель мэрии отметила, что пора менять подход к устройству таких площадок в части замены материалов. «Со следующего года мы этот вопрос возьмем на особый контроль. У нас есть некоторые наработки, и мы пойдем по другому пути. Пусть это будет немного дороже, но практичнее и эстетичнее», – добавила чиновница.
Депутаты отметили, что эстетичность – не самое основное на сегодняшний день. Гораздо важнее качество работы.
«Или мы просто бросаем щебень, или на старую плиту заливаем бетон. Считаю, что администрации необходимо проработать вопрос либо по установке плит, либо по заливке бетоном. Но мы понимаем, что плиты можно устанавливать в любую погоду и даже под дождем. А вот заливать бетон мы можем только летом. А то, что сегодня есть, – это тихий ужас», – прокомментировал председатель комитета Илья Жуков.
Депутат Букалов — о двух мусорных «мирах»
Депутат Владимир Букалов вообще предложил использовать определение «два разных мира» для разных городских территорий, где накапливается мусор.
«Первый мир – это в кварталах многоквартирных домов. И второй мир – это частный сектор. Главная беда – в частном секторе. То, что делает «Зеленая роща», – это вообще мы идем не туда, – высказался Букалов. – У меня на округе 70% составляет частный сектор. Мы не учитываем реалий, в которых живут жители в частном секторе. Там жители выносят огромное количество разнокалиберного мусора со своих огородов и участков, из сараев. Да, в частном секторе много сараев! Они были, есть и будут. И места сбора отходов по своей концепции не соответствуют запросам жителей частного сектора. У меня нет готового решения, но лепить там из бюджета такие контейнерные площадки – это нелепо. Делать к ним какие-то подъезды – то же самое, потому что люди сваливают мусор огромными кучами. Перевозчик его не вывозит. Весь этот мусор гниет. Эти гниль и грязь закрывают и щебень, и асфальт на подъездах. Весь смысл теряется. Нужно понять мощности перевозчика и периодичность вывоза. На мой взгляд, решит проблему только какая-то бетонная площадка, достаточно большая, огороженная металлическим забором, и чтобы эту площадку вычищали с помощью погрузчика с последующей уборкой метлой. Только если такие площадки будут регулярно подметать, можно добиться чистоты. То, что мы делаем сейчас, – деньги на ветер. Проблема не решается, жители недовольны».
Коллегу поддержал депутат Головин, который отметил, что претензий к перевозчикам и самой «Зеленой роще» очень много. В частном секторе действительно нужна такая площадка, чтобы люди могли туда выносить крупногабаритные отходы. То есть нужно изменить комплексный подход к самим площадкам. Нужно разработать стандарт площадок на контейнер, плюс площадка для КГО. Еще один момент, на который обратил внимание Головин, – у нас очень большой «разрыв» между районными администрациями и мэрией. «Районные администрации практически исключены из системы по размещению площадок. Именно они должны подбирать места, следить за качеством выполняемых работ. Нужно разработать понятный алгоритм, по которому потом все будут работать. Кроме того, есть проблема с вывозом строительного мусора. Нужны площадки в районах, чтобы люди знали – сюда можно свезти весь негабарит, а дальше уже разбираться, куда его везти. Как вариант. Потому что человек опилил деревья, а куда везти ветки? На полигон — две тысячи за тонну древесины – это очень дорого», – отметил Головин.
Вокруг домов – помойка
«Я во многих городах был, по размеру сопоставимых с нашим, но проблема в таком масштабе складывается только в Орле, – высказался депутат Тимур Нерушев. – В крупных городах, в той же столице, контейнерные площадки находятся рядом с садиками, рядом со школами, на проезжей части, на придомовых территориях. Там нет ни грязи, ни мусора. Я хожу теперь как фотограф-любитель, у меня половина снимков – контейнерные площадки. И там нет никакого чуда конструкторской мысли. Площадки, как правило, разделены. Есть площадки для негабарита, есть площадки, где расположены «люльки». Большинство площадок – это на два, три, пять контейнеров, в зависимости от численности проживающих людей, места. Площадки закрытые! Без всякого разделения. У нас сортировка мусора заложена в тариф. Люди за это платят на самом деле. Я понимаю, что многие коммерческие структуры хотят, чтобы им облегчили жизнь. Но люди заплатили за сортировку, и это включено в тариф! Если вы хотите, чтобы жители сортировали – уберите сортировку из тарифа» – потребовал Нерушев.
«Сейчас тариф – больше восьми рублей, – продолжил депутат. – И у нас кому не позвонишь в «Зеленой роще» – это у нас полигон не принимает. Мы за это не отвечаем. Администрацию спрашиваешь – у нас договора нет. Почему у нас нет алгоритма прохождения сбора отходов? Почему не провели инвентаризацию этих площадок? Это не огромные деньги – сделать закрытые площадки. В основном не из-за отсутствия контейнеров грязь. На моём округе все завалено мусором не из-за того, что нет контейнеров. Есть две существенные проблемы: к этим площадкам банально невозможно подойти, и второе – на площадках стоят эти самые «люльки». Из них, что бы человек не выбросил, всё разлетается. И что разлетелось – никто не хочет собирать. Люди живут на обычной помойке. Раньше помойкой называли место вокруг мусорных баков, а теперь помойка у жителей – вся площадь дома, вокруг которого разлетелся мусор. На три-четыре контейнера закрытая площадка будет стоить тысяч 150 максимум. Справимся? Я понимаю, что где-то нужно на два-три контейнера. А мы делаем бетонные основания, заливаем по полметра бетоном. Зачем? Неужели контейнер столько весит, чтобы продавить обычный асфальт? Какие-то глобальные решения на пятнадцать площадок, как будто строительство космодрома у нас в городе! Да поставьте обычные ограждения на асфальте! Только они должны быть накрытыми и защищенными от ветра! Их можно поставить не пятнадцать, а пятьдесят точно, но для этого нужно поработать с оператором, а оператор должен поработать с перевозчиком – в какое место машины могут подъехать. Как им удобнее машиной забрать. Я все время возмущен. Я живу в центре города. Огорожено все. Но у нас контейнеры всегда стоят на проезжей части. И сколько бы я ни звонил в «Рощу», они всегда стоят на проезжей части…».
Депутат Швалов предложил администрации выработать универсальный подход к обустройству площадок в зависимости от типов контейнеров, их числа и возможностей перевозчика: разные машины предназначены для сбора и перевозки разных типов контейнеров. «Это очень важно в свете того, что в ближайшее время перевозчиками будет проторговываться контракт сразу на два года вперед. Но почему-то мнение перевозчиков не учитывается при обустройстве площадок, – поддержал идею коллеги Тимур Нерушев. – Между тем, такие детали должны быть прописаны в контракте. Мы живем не в «Зеленой роще». И поэтому администрация, а не «Роща» несет ответственность областной центр. «Зеленая роща» лишь выиграла конкурс на проведение определенного вида работ», – напомнил Нерушев.
Сергей МИЛЯХИН
Тем временем:
Напомним, месяцем ранее руководитель УК «Зеленая Роща» Александр Муромский в группе регоператора рассказал, что федеральным и региональным законодательством определены полномочия органов местного самоуправления по созданию мест накопления ТКО, предусматривающие устройство на территориях общего пользования контейнерных площадок, закупку и ремонт контейнеров.
В настоящее время в Орловской области услугой по обращению с ТКО охвачено около 90% населения, однако данный показатель существенно варьирует по муниципальным образованиям. В ряде районов более половины жителей не имеют возможности размещать ТКО на контейнерных площадках. Это способствует появлению стихийных свалок, несанкционированному сжиганию и захоронению отходов. До настоящего времени в регионе имеется несколько десятков не обеспеченных контейнерными площадками поселений с населением свыше 300 человек в каждом.
Проанализировав ситуацию, региональный оператор направил главам муниципальных образований адресные обращения о необходимости устройства в населенных пунктах площадок, оборудованных контейнерами. В настоящее время идет формирование местных бюджетов на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. В связи с этим регоператор обратился к главам муниципальных образований с просьбой при планировании бюджетов предусмотреть денежные средства, необходимые для создания новых контейнерных площадок, оснащённых контейнерами, и содержания имеющихся площадок.
Муромский подчеркнул, что мнение о наличии у региональных операторов обязательств по закупке и замене контейнеров для всех мест накопления ТКО является необоснованным. На закупку и ремонт мусоронакопительных емкостей региональные операторы могут тратить не более 1% от валовой выручки. Поэтому УК «Зеленая Роща» может закупать только 300-400 контейнеров и бункеров в год. При этом в период 2019 -2021 годов УК «Зеленая Роща» обеспечила поставку контейнеров в большинство муниципальных образований области, в полной мере использовав указанную целевую тарифную составляющую. Руководитель регоператора отметил, что острой проблемой является состояние земельных участков, прилегающих к контейнерным площадкам. Дело в том, что земельным законодательством и законодательством об обращении с отходами определено, что уборка земельного участка обеспечивается его собственником. Региональные операторы должны только подбирать отходы, просыпавшиеся при погрузке.
Александр Муромский сообщил, что, безусловно, часть фактов загрязнения отходами прилегающих к площадкам территорий связана с нарушением перевозчиками графиков вывоза ТКО. Но региональный оператор осуществляет ежедневный контроль за работой перевозчиков, при выявлении нарушений периодичности вывоза отходов к ним применяются штрафные меры, предусмотренные договорными отношениями.
Для повышения эффективности контроля УК «Зеленая Роща» внедряет автоматизированную систему управления, интегрирующую сведения о состоянии мест накопления ТКО и маршрутах мусоровозов. Система позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение конкретного мусоровоза и оперативно оценивать на основании фотоматериалов состояние контейнерных площадок до и после вывоза отходов. Сейчас более половины мусоровозов оснащены устройствами, интегрированными с автоматизированной системой. В оцифрованные маршруты вывоза ТКО загружены данные о 45% контейнерных площадок. Работа по оптимизации процесса контроля и мониторинга вывоза ТКО с использованием автоматизированной системы будет продолжена. В договорах на вывоз ТКО, которые будут заключены по итогам конкурсных процедур на период с 1 января 2023 года, использование перевозчиком данной системы в полном функциональном объеме будет обязательным пунктом.
По сообщениям из группы ВК Регоператора «Зеленая Роща»