Чтобы стать мэром Орла, диплом и стаж не требуются
№20 (162) от 4 июня 2025 г.
Нешуточная дискуссия разгорелась на майской сессии облсовета вокруг законопроекта «Об отдельных правоотношениях, связанных с избранием мэра города Орла». Новый Федеральный закон №33-ФЗ, принятый в марте нынешнего года, предусматривает, что глава административного центра субъекта Российской Федерации – в нашем случае города Орла – должен избираться представительным органом (Орловским горсоветом) из числа кандидатов, предложенных главой региона. А вот порядок рассмотрения этих кандидатов губернатором и представления их горсовету определяется областным законом, который в первом чтении приняли депутаты Орловского облсовета. Приняли, несмотря на то, что к законопроекту возникла масса нареканий. Перечислим главные претензии. Во-первых, закон дает право претендовать на должность мэра областного центра людям, не имеющим высшего образования и необходимого стажа работы. Во-вторых, губернатор не несет прямой ответственности за предложенных им кандидатов в градоначальники, поскольку отбирать этих кандидатов будет коллегиальный орган – некая комиссия. Как именно будет проходить отбор – неизвестно. И в-третьих, новый областной закон позволит Андрею Клычкову вновь предложить на должность мэра Орла своего давнего протеже Юрия Парахина.
Чем пахнет консенсус?
Вполне резонное опасение о втором пришествии Парахина в городскую власть высказал депутат Игорь Рыбаков в ходе обсуждения проекта областного закона:

Игорь Рыбаков
– Получается, товарищ Клычков опять может предложить (в мэры) Парахина. Как мы знаем, Парахин построил дорогу к теще за бюджетные средства, а также рекомендовал подсыпать пурген наблюдателям (на выборах), переодевать цыган и заставлял своих подчиненных фальсифицировать выборы. И Клычков опять может предложить этого… человека мэром? Это недоработка. Я хотел бы сказать товарищу Клычкову, что это недопустимо. Если вы опять это сделаете, вы авторитет власти просто опустите ниже плинтуса, – заявил Игорь Рыбаков.
А депутат Виталий Рыбаков добавил масла в огонь, намекнув, что если выбор Клычкова снова падет на Парахина, то это может свидетельствовать о нехорошей подоплеке такого выбора:

Виталий Рыбаков
– С одной стороны, хорошо, что будет консенсус между губернатором и мэром, но, с другой стороны, этот консенсус может попахивать коррупционным душком, как это мы видим на протяжении пяти лет.
– Что-то пахнет, но никто не может понять, что, – попытался сострить в ответ Андрей Клычков, но быстро сменил тон и стал разъяснять депутатам, что закон предусматривает процедуру, когда комиссия принимает документы кандидатов, рассматривает их и направляет губернатору.
– Губернатор подписывает документы, направляет их в городской совет, и депутаты принимают решение. К этому закону, я думаю, много процедурных вопросов, но это процедура, которая во всей России будет действовать, и с учетом выборов в горсовет нужно ее сейчас принять, а дальше в спокойном режиме работать в рамках всей области, – высказал свое мнение Клычков.
Тут в дискуссию вступил спикер облсовета Леонид Музалевский, затронувший болезненный вопрос о требованиях к кандидатам в мэры. Точнее, об отсутствии в законопроекте таких важнейших требований, как образование и опыт работы.
– Я дал поручение на июнь подготовить законодательную инициативу в Государственную думу по изменению определенных требований. Потому что ненормально, когда вообще никаких требований к кандидату на должность мэра мы не предъявляем, – сообщил Музалевский. – Ну хотя бы высшее образование должно быть? На мой взгляд, да. Стаж работы административной хотя бы три-пять лет – мне кажется, должен быть. Тут есть масса вопросов, мы еще будем обсуждать на профильном комитете, но на июнь, я думаю, мы выйдем с каким-то единым решением и внесем на обсуждение законодательную инициативу в Государственную думу.
Подробнее об этом рассказал вице-спикер Михаил Вдовин:

Михаил Вдовин
– По решению председателя областного совета я возглавил комиссию по рассмотрению этого вопроса. Комиссия два месяца рассматривала вопрос. Хочу обратить внимание, что порядок избрания мэра города Орла установлен федеральным законодательством… Мы же с вами регламентируем механизм внесения (кандидатур на должность мэра. – Прим. ред.). Так вот, в первоначальном варианте мы прописали квалификационные требования к кандидатам: наличие высшего образования, стажа работ не менее пять лет. И мы придерживаемся мнения, что эти требования должны быть прописаны. Однако мы получили протест прокурора, управления юстиции, что данные требования мы не имеем права прописать в силу особенностей федерального законодательства. К сожалению, не имеем права. Поэтому мы этот порядок откорректировали. И в настоящее время, учитывая все предложения администрации города, городского Совета народных депутатов, управления юстиции, прокуратуры, администрации Орловской области, мы вышли на абсолютно выверенный проект закона, – констатировал Вдовин.
Заметим, что законодательная инициатива – дело, конечно, хорошее и правильное, но не факт, что Госдума ее одобрит и внесет поправки в федеральный закон. Опять же неизвестно, сколько на это потребуется времени. Ну, а в ближайшей перспективе теоретически на должность мэра Орла смогут претендовать граждане со школьным аттестатом и без трудовой книжки. Впрочем, претендовать на должность не значит ее получить.
Коммунистическая «диалектика»
Тем временем обсуждение перешло в политическую плоскость. Вектор задал депутат Евгений Косогов:

Евгений Косогов
– Надо честно и трезво признать то, что по факту это все-таки не выборы, а назначение мэра, – со свойственной ему прямотой заявил Косогов. – Федеральное законодательство, конечно, мы поддерживаем. И на федеральном уровне, на мой взгляд, проводится правильная политика. Но вместе с тем мне непонятна позиция Андрея Евгеньевича, потому что и Геннадий Андреевич (Зюганов), и его коллеги всегда настаивали на прямых выборах мэра. Так вот, почему бы Андрей Евгеньевич не попросил бы какие-то отдельные поправки внести в федеральное законодательство по линии КПРФ, чтобы в части регионов была возможность проведения прямых выборов мэра. И вот если бы Андрей Евгеньевич поработал бы над этим вопросом с Геннадием Андреевичем в рамках поправок в федеральный закон, то это было бы реальным достижением. Потому что, на мой взгляд, жители города Орла хотят избрать того мэра, который возьмет ответственность за город, за жизнедеятельность города и за всех горожан.
Что думает по этому поводу сам Андрей Евгеньевич, осталось неясным, поскольку вместо Клычкова отвечать на выступление депутата Косогова взялся почему-то сенатор-коммунист Василий Иконников:
– Мы рассматриваем законопроект Орловской области, который вносит изменения в соответствии с федеральным законодательством. Сейчас вы говорите о том, что законодательство федеральное главенствует, и мы ничего другого не можем сделать, как применить федеральное законодательство. Привязка губернатора – смог бы он, не смог – привязка КПРФ сюда… Ну, послушайте, вы же начинаете от печки идти. Какое законодательство федеральное? Вот от него нужно и исходить. Вы же все поддерживаете линию президента, сейчас заявляете, а потом говорите, нет, тут мы не поддерживаем. Ну слушайте, вы тогда свяжитесь с представительством Справедливой России и задайте вопрос точно такой же, – попытался перевести стрелки Иконников в лучших традициях коммунистической «диалектики», умолчав о главном.
А главное в том, что, действительно, идя на выборы в Государственную думу в 2021 году, КПРФ обнародовала свою предвыборную программу под названием «Десять шагов к власти народа», в которой пунктом (или шагом) под номером 7 был провозглашен лозунг «Власть – в руки народа». И в этом пункте КПРФ декларировала следующее:
«Эффективность государственного управления следует решительно повысить. Нужно усилить контроль над деятельностью чиновников. Пора использовать механизм отзыва депутатов, нарушающих предвыборные обещания. КПРФ настаивает на выборности судей, членов Совета Федерации и глав местного самоуправления».
Из косноязычной речи Иконникова мы так и не поняли, то ли КПРФ больше не настаивает на выборности мэров, то ли настаивает, но как-то ненастойчиво, по-тихому, кулуарно, так сказать, в узких партийных кругах. На выручку сенатору попытался прийти его молодой партийных товарищ Иван Дынкович – правда, чуть позже. А сразу вслед за Иконниковым выступил вице-спикер областного совета единоросс Сергей Потемкин. И в отличие от сенатора-коммуниста не побоялся рассмотреть законопроект с точки зрения здравого смысла. А именно, указать на то, что, коль уж законодатель отдает выбор кандидатуры мэра в руки губернатора, то губернатор и должен отвечать впоследствии за этого мэра.
«А если там ошиблись?»
– Я всегда за единоначалие – я служил в армии, работал сотрудником милиции, где нужно подчиняться приказам, – вроде бы издалека начал Потемкин, но тут же перешел к конкретике:

Сергей Потемкин
– Я бы понял данный законопроект, если бы… Вообще должна быть ответственность. У нас по этому закону комиссия какая-то из каких-то людей рекомендует кого-то, и выбирается мэр. Были бы прямые выборы, мы хоть дурака изберем – это наш выбор, мы, орловчане, приняли такое решение. Здесь же нет четкой ответственности. Я согласен – наделить губернатора, чтобы он за это отвечал, что это его кандидатура. А согласно этому закону, он скажет: мне предложили двух людей, из двух я и выбрал. Должно быть, как в армии, единоначалие, или должна быть демократия – тогда это прямые выборы мэра. Хорошо, я бы даже это отложил. Но когда нет квалифицирующих признаков, то есть может человек без образования (стать кандидатом в мэры. – Прим. ред.), то есть могут любого предложить? Если у нас выборы депутата, и он идет не от партии, он должен пройти семь кругов ада, чтобы избраться. Депутатом! А это мэр, который будет пять лет руководить нашим городом! Ладно мы, а как наши дети будут по этому закону жить? Следующий вопрос. Мы всегда говорим: федеральное законодательство – как священная корова. А кто мы-то с вами? Мы – законодательное собрание. А что, если мы проголосуем против этого закона? – предположил Потемкин. – Нас, что, расстреляют? Есть процедура. А, может быть, если по этой процедуре пойдем, к нам прислушаются? А если там ошиблись? А нам по этому (закону) жить с вами! Не очень понимаю нашего сенатора с его выступлением, – завершил Сергей Потемкин свою речь, и с ним трудно было не согласиться.
Будут выборы – поддержим, не будет выборов – тоже поддержим
По идее, все, что сказал Потемкин, должен был сказать Иконников – как представитель КПРФ, которая, как уже говорилось, ратует за прямые выборы мэров. Во всяком случае на словах. Но орловский красный сенатор даже на словах не решился поддержать свою партию. Как и губернатор-коммунист Клычков. Их младший товарищ, руководитель фракции КПРФ в облсовете Иван Дынкович оказался смелее. И однозначно красноречивее сенатора. Дынковичу пришлось отвечать на прямой вопрос руководителя фракции СР Руслана Перелыгина, который, в свою очередь, сначала ответил на реплику сенатора Иконникова.

Руслан Перелыгин
– Сенатор Иконников посоветовал в Справедливую Россию обратиться. Спасибо за совет. Обратились. Справедливая Россия категорически против вот таких комиссий. Прямые выборы мэра – это прямая ответственность перед населением, – заявил Руслан Перелыгин и обратился к коммунистам:
– Вы отвечайте за свою партию, и хотелось бы от вашей фракции услышать, поддерживаете ли вы данную инициативу или не поддерживаете? Геннадий Андреевич Зюганов не поддерживает с трибун. Если вы поддерживаете, значит, у вас какое-то сплошное лицемерие. И вы ни одного программного предложения КПРФ – 10 шагов было – не внедрили… Если бы у нас губернатор мало ошибался с кадрами, можно было бы что-то подумать на эту тему, а когда кадровая чехарда… Больше 30 ключевых руководителей за семь с половиной лет, что он здесь находится, сбежали, кто-то сел, кто-то присел, к кому-то вы ходите иногда в сизо, – намекнул на визит Иконникова к арестованному советнику губернатора Лежневу депутат Перелыгин и завершил свое выступление, после чего слово взял Иван Дынкович, проявивший чудеса дипломатии.

Иван Дынкович
– Безусловно, если бы были прямые выборы мэра, мы поддержим это и, конечно, мы выступаем за данный механизм избрания, – заявил руководитель фракции КПРФ. По логике вещей, фраза требовала продолжения. Примерно такого: но поскольку прямых выборов мэра нет, то мы поддерживаем предложенный законопроект и выступаем за другой механизм избрания. Но этого Дынкович, разумеется, не сказал. Он просто начал хвалить обсуждаемый законопроект. Но осторожно, с оговорками.
– Он никого не зажимает и достаточно либеральный. А, по нашему мнению, зажимать, конечно, надо. Потому что депутаты предоставляют большой комплект документов для избрания, глава региона проходит муниципальный фильтр, а глава большого города столичного не имеет квалификационных требований – и это неправильно. Я думаю, что мы обращение в июне поддержим. Что касается механизма, то здесь не надо упрощать – для нас, оппозиционных партий, это вообще хорошо. Мы имеем право комиссии по этому закону представлять свою кандидатуру – партии, которые находятся в Государственной думе, и партии, которые находятся в областном совете народных депутатов. Я думаю, мы будем представлять эти кандидатуры.
А судьи кто?
О намерении выдвинуть кандидата в мэры от своей партии заявил и руководитель фракции ЛДПР Владислав Числов. Правда, у него возник резонный вопрос: а кто и, главное, как будет оценивать кандидатов? В частности, Числов заинтересовался тем, в каком режиме будет работать та самая пресловутая комиссия – в открытом или в закрытом?

Владислав Числов
– До этого были выборы, и было очень сложно попасть на работу комиссии, посмотреть, как она работает, мы получали только итоговые решения. А если этот процесс будет открытый, все будут видеть, как принимаются решения, кто как голосует. И я думаю, что тогда будет немножечко все по-иному, – предположил Числов.
Коллегу поддержал депутат Виталий Рыбаков и попросил Клычкова включить его в комиссию, которая будет отбирать кандидатов в мэры. Кроме того, депутат выступил с интересным предложением: рассматривать не только образование кандидата, но и его послужной список – особенно это актуально в случае действующего мэра Орла Юрия Парахина. Под послужным списком Рыбаков имел в виду, конечно, не перечень должностей, а перечень достижений либо провалов градоначальника на занимаемой должности.
– Мы знаем, что у Парахина высшее образование есть, даже ученая степень доктора наук, и мы знаем, как в Воронеже он ее защищал, но пока молчим. Но надо еще добавить, что дыма без огня не бывает. Вы посмотрите послужной список Парахина: с 2020 года, как его Клычков назначил, арестовали двух первых замов, начальника Жилищного управления, начальника УКСа. Это же какая-то сплошная беда с этой личностью! И я знаю, что Андрей Евгеньевич Клычков его и на следующий срок назначит, потому что у них связка. А какая связка, вы скоро узнаете, – интригующе закончил Рыбаков свое выступление.
Дискуссию продолжил Руслан Перелыгин, поделившийся своими наблюдениями за работой комиссии, подобной той, которая будет отбирать кандидатов на должность мэра.
– Я в 2017 году участвовал в конкурсе на должность сити-менеджера Орла. Тогда победил, как все помнят, Муромский. Я попросил, чтобы конкурс был открытый. Что вы! Пришли журналисты, их выгнали, закрыли, председателем комиссии был Бударин. У Муромского три листочка было – он прочитал, и всё. Я подготовил дипломную работу – лучшие практики Белгородской, Курской, Брянской областей – что нужно для пополнения бюджета. Они все проковырялись в телефонах, прозевали, и в итоге мне звонили: сними кандидатуру. Но если бы это было в общественном поле, и люди могли бы реально оценить по достоинству участников конкурса, это было бы по-другому. А по факту, кого надо было избрать, того избрали, – рассказал Перелыгин и заявил, что поддерживает предложение депутата Числова о том, что конкурс должен быть открытым.
А вот депутат Кошелев поддержал предложение спикера Музалевского перейти к голосованию, что депутаты и сделали. Как и ожидалось, законопроект поддержали большинством голосов. Против проголосовали шесть депутатов, двое воздержались. И это были не коммунисты.
Татьяна Филева