№17 (114) от 22 мая 2024 г.
Детали реализации нацпроекта по формированию комфортной городской среды вызвали нешуточные страсти на заседании профильного комитета облсовета по ЖКХ. Впрочем, для орловцев, которые хоть изредка заглядывают в новости, происходящее не стало бы сюрпризом. Практически ни один крупный проект по благоустройству общественных пространств в нашей области не обходится без скандалов и судебных разбирательств. Сколько жалоб орловцев не доходят до ушей высокопоставленных чиновников, можно только догадываться. Так, например, в очередной раз при отчете по проекту обеспечения чистой водой ни слова не было сказано про давнюю беду огромного Наугорского микрорайона, у жителей которого из кранов течет жидкость непонятного мутно-желтого цвета. Впрочем, и попавшего в поле зрения оказалось достаточно, чтобы народные избранники в прямом смысле слова закипели.
Вечная очередь на ремонт
Как рассказала замруководителя облдепартамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Наталья Захарова, в 2023 году целевые показатели по всем трем проектам, за реализацию которых отвечает департамент, были достигнуты. Так, по состоянию на 1 мая 2024 года в Орловской области расселено 50,2 тысячи квадратных метров аварийного жилья, и обеспечено жильем около трех с половиной тысяч человек. 77 жилых помещений остаются условно расселенными по причине непредвиденных обстоятельств – это суды или розыск владельцев. Расселение будет проходить по мере вступления в силу решений судов и нахождения собственников. В целом программа расселения на 2019-2024 годы завершена досрочно, что позволит Орловской области раньше приступить к следующей программе – расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года. Власти ждут, когда на федеральном уровне примут соответствующее решение, определят условия программы и заложат лимиты на ее исполнение. В рамках проекта «Чистая вода» в 2023 году было построено 4 новых объекта водоснабжения, в результате чего доля населения, улучшившего качество питьевой воды, составила 94,2%. Введение новых объектов позволило снизить скорость тока воды по магистральным сетям, а это, в свою очередь, привело к снижению мутности и вторичного загрязнения уже внутри труб.
Что касается проекта по созданию комфортной городской среды, то в 2024 году планируется благоустроить 98 дворовых и 42 общественные территории в 37 муниципальных образованиях. На эти цели заложено 171,4 млн рублей (львиная доля – федеральные деньги).
В докладе по традиции не было обозначено ни одной проблемы. Между тем у депутатов возникли вопросы, поскольку реальность очень сильно отличается от бравых отчетов.
Так, вице-спикер Михаил Вдовин поинтересовался, почему финансирование ремонта дворовых территорий с каждым годом урезается. А те дворы, что уже не годами, а десятилетиями ждут очереди на ремонт, так и не попадают в программу по благоустройству? Ответ чиновников был стандартным: нет денег. На программу средства дают федералы, поэтому, сколько дворов профинансировали – столько и дождутся ремонта. Между тем Вдовин напомнил, что часть дворов ремонтируется за счет дорожного фонда. Почему бы региональным властям не подумать об увеличении числа дворов, которые отремонтируют за счет областных средств? – упал в пустоту вопрос вице-спикера. Также осталось без ответа и эмоциональное восклицание Вдовина: как попасть в программу «невезучим» домам? Впрочем, этот вопрос неоднократно уже задавался как на областных, так и на городских комитетах. Напомним, что чиновники установили систему баллов, которые необходимо набрать дому, чтобы его включили в программу. В итоге двухэтажки оказались практически отрезаны от проекта, так как просто не набирают нужного числа баллов. Хотя в этих домах живут точно такие же люди, которые платят точно такие же налоги и ходят по точно таким же разбитым дворам, как и жители высоток. При этом качество работ такое, что советские дворы дожили до наших дней. А первые из попавших в программу ремонта уже начинают рассыпаться.
В мутной воде
Одной из самых болезненных стала тема контроля за проводимыми работами. Так, на строительстве окского водозаборного узла сложилась очень непростая ситуация. Подрядчик получил колоссальный аванс – 109 миллионов, но в итоге провел строительные работы всего на 8% от плана. Но даже эти небольшие проценты по результатам строительной экспертизы заказчик отказался принимать из-за низкого качества. По словам докладчика, сейчас с подрядчиком на этом объекте работают следственные органы. И город рассматривает вероятность расторжения контракта с подрядной организацией. При авансе в 109 миллионов банковская гарантия на работы – всего 21 миллион. Вопрос – кто соглашался на такую банковскую гарантию? – также упал в пустоту. Подрядчик, понимая перспективы оказаться в «черном списке» недобросовестных, пытается переделать что возможно. Но пока город нацелен на расторжение и пересчитывает смету на удорожание. Вопрос: кто понесет ответственность за излишне потраченные из бюджета средства, увы, не прозвучал. Депутаты засомневались, что с подрядчика удастся взыскать выплаченный ему аванс. Проблема опять же в заказчике, представители которого не выезжали на объект и вовремя не среагировали на отклонение от проекта.
Докладчик отметила, что водозаборный узел – очень специфический объект, там монтируется очень узконаправленное оборудование, изготовленное по индивидуальному заказу конкретно под этот объект. Поэтому смена подрядчика будет сопряжена с рядом сложностей – ведь часть оборудования уже заказали. Размеры аванса определял заказчик в лице городского ОМЗ. Значительная часть аванса как раз и пошла на оборудование (порядка 90 миллионов), оборудование готово, и его готовы передать на ответственное хранение. Депутаты решили отправиться на объект, чтобы посмотреть все на месте. Возможно, в этом случае сомнения депутатов были беспочвенными, и подрядчик все же не так плох, как могло показаться. Однако, когда выяснилось, что оборудование еще не привезено, депутаты решили выбрать другое место для посещения. Благо, дальнейшее обсуждение показало, куда действительно необходимо наведаться депутатам.
Нацпроект «Развалины»
Наше издание уже писало подробно о ситуации со строительством общественного пространства «Болховкин луг» в городе Болхове в статье «Авиловские развалины» обошлись в 66 миллионов рублей» https://orelsredaplus.ru/avilovskie-razvaliny-oboshlis-v-66-millionov-rublej/
Этот объект вызвал самые горячие споры и обсуждения на заседании комитета. По словам госпожи Захаровой, осенью прошлого года работы были завершены. Объект был сдан. Состояние объекта было нормативное. После чего чиновница просто «перевела» стрелки, обвинив в жутком состоянии объекта… местную молодежь!
«Но он недалеко от реки, и мы объезжали в апреле эти объекты, в том числе и «Болховкин луг». Были даны рекомендации муниципальным образованиям – там должны дежурить наряды УМВД, хотя там и есть видеонаблюдение. Учитывая поведение нашей молодежи – они варварски относятся к новым объектам», – отметила Наталья Захарова. Однако депутатов сбить с толку не удалось.
Председатель комитета Сергей Кутенев отметил, что весна и разливы рек – отнюдь не чрезвычайное событие. Весна бывает каждый год. При изготовлении проектов нужно предусматривать природные сюрпризы – ведь это все легко прогнозируется.
А депутат Виталий Рыбаков задал вопрос: кто и как проводил геологические изыскания на территории «Болховкина луга» прежде чем вкладывать огромные федеральные средства в его благоустройство? Депутат Михаил Вдовин отметил, что, скорее всего, никаких изысканий не проводилось, так как это не капитальное строительство.
Что произошло в итоге – подробно описано в статье, ссылка на которую дана выше. Самое показательное, что проект был одобрен в Минстрое! То есть ни на месте, ни на самом верху не в курсе, что весной тает снег и текут ручьи? Михаил Вдовин отметил, что, если бы строители проводили геологические изыскания, их наказали бы за нецелевое использование средств. В итоге решено было уточнить к следующему комитету – положено ли было делать эти изыскания (и тогда они сделаны некачественно) или не положено.
Если подойти к свершившемуся как к неизбежному, то в первую очередь возникает вопрос, что намерены сделать власти, чтобы убрать болото, которое образовалось посреди «благоустроенной» территории? Докладчица отметила, что все замечания будут устранены в рамках гарантии. Что будет, когда гарантия закончится, все желающие могут посмотреть на примере температурных швов на мосту Дружбы народов в Орле. Там изначально была нарушена технология укладки швов. В итоге гарантии хватило всего на один ремонт. Все последующие восстановительные работы легли на плечи бюджета.
Ну а пока, как выяснилось, недоделки подрядчика в Болхове исправляют иностранные студенты. Вместо того чтобы посещать лекции и семинары в орловских вузах, наши гости из африканских стран подрабатывают на стройке на «Болховкином лугу».
Есть ли у них необходимые допуски для работ? Прошли ли они инструктаж по технике безопасности? И вообще, как оказались африканские студенты вдали от своих альма-матер, в орловской провинции? Внятных ответов на эти вопросы депутата Виталия Рыбакова услышать не удалось. Очевидно, африканцев привлек к работам подрядчик в рамках того самого гарантийного ремонта, о котором упоминалось выше. И теперь иностранные студенты, по сути, занимаются тем, что подрядчик должен был делать в самом начале – организуют дренажи для отвода воды, которая постоянно подтапливает «Болховкин луг».
Денег нет, но вы держитесь
Кстати, с окончанием строительства таких крупных объектов, построенных за счет федеральных средств, проблемы отнюдь не заканчиваются. Напротив, они зачастую продолжаются и даже нарастают. После строительства объекта всегда нужны средства на его дальнейшее содержание и поддержание в порядке. А с этим как раз большая беда. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать – уже лет через пять новые объекты будут в полуразрушенном состоянии, – констатировали депутаты. Особенно остро стоит проблема в районах.
«Понятно, что приведение в порядок территорий осуществляется за счет федеральных средств, но какова их судьба после истечения гарантийного срока? Что делать, если у муниципального района просто нет денег на дальнейшее поддержание таких объектов в надлежащем состоянии?» — спросил Сергей Кутенев. Наталья Захарова пояснила, что такая проблема действительно имеет место. Пока действует гарантия – подрядчик устраняет выявленные замечания. Что дальше… Увы. Пока в области нет решения на данный случай. Может быть, районы и получат деньги на содержание таких дорогих федеральных подарков в рамках дотаций, но это пока не точно. Зато совершенно точно, что, если не ухаживать за построенным, то все очень быстро будет разваливаться. Например, деревянные элементы требуют регулярной пропитки, иначе дерево просто сгниет.
Подводя итог обсуждения вопроса, Михаил Вдовин отметил, что уже давно предлагал депутатам брать и курировать все крупные стройки, которые происходят на их округах. Потому что проблемы возникают абсолютно на всех этапах, начиная с проектирования, к которому постоянно возникают вопросы (о чем неоднократно писало наше издание). Практически всегда есть проблемы с подрядчиками. Найти адекватных строителей, которые доведут до ума объект, – архисложная задача. Возникает проблема и на этапе прохождения экспертизы. «Наша экспертиза режет расценки, и в итоге по утвержденным расценкам никто не хочет выставляться на торги. Когда начинаются работы, выясняется, что необходимы незапланированные в проекте работы. Где взять деньги на это? Никто не знает. Проблем куча – и это на всех этапах! Пусть депутаты возьмут по одному объекту и будут курировать!» – эмоционально отметил Михаил Вдовин.
В итоге депутаты профильного комитета решили в следующем месяце с рабочим визитом посетить проблемные объекты и посмотреть все на месте.
Сергей МИЛЯХИН
Прямая речь
Депутат Орловского облсовета Евгений Косогов:
– «Мценская верста», «Феникс», «На крыльях перепелки» – мы в Орловской области научились замечательно придумывать названия общественных территорий. А делать общественные территории в Орловской области мы не научились. И как я вижу, контроля со стороны заказчика, со стороны главного распорядителя бюджетных средств – нет. Чтобы перечислить такие объекты только в городе Орле, не хватить пальцев рук – их все видят. А как сделаны объекты не в городе – это страх, это мрак! И делается все таким образом, чтобы просто федеральные деньги взять и освоить, а не сделать для людей, для жителей области, которые будут гулять в этих скверах и парках. Я не знаю, как это донести до руководства региона, но как можно так неэффективно, так преступно использовать денежные средства, которые дает федеральный центр, которые дает президент, и как можно не бояться этого?
Я, когда прошелся по «Болховкину лугу», увидел, что это же просто мрак! Даже обычные школьники говорят, что уже 20 процентов спортивного оборудования там – в нерабочем состоянии. Подрядчик, что, в марте-апреле не видел, в каком состоянии это оборудование? Ему плевать! Потому что, видимо, кто-то сверху ему разрешил это делать. Как можно на пешеходной дорожке рассыпать песок с щебнем? Там людям каким образом ходить? Как можно спуститься в этот «Болховкин луг» по песочной насыпи для инвалидов-колясочников? Как можно было принимать этот объект? Я посмотрел на это – и мне за Болхов стало больно. Какие туристы туда поедут? Они это увидят – у них волосы дыбом встанут!.. Если бы я был на месте того, кто подписывал акты приемки этого объекта, я бы ушел с занимаемой должности.