№11 (49) от 7 декабря 2022 г.
В редакцию нашей газеты обратились предприниматели с просьбой помочь в решении давней и системной проблемы. Речь идет о нормативах накопления отходов. В письме говорится, что летом 2021 года предприятия розничной торговли Орла (наряду с другими предприятиями) начали получать от «Зеленой рощи» предложение о заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Бизнесмены обращают внимание на такую деталь: предприятия должны платить исходя не из количества сотрудников, занятых в производстве (что было бы логично), а из общей площади предприятий. Это вызвало первое недоумение. Но при дальнейшем изучении вопроса орловцы выяснили, что эти требования закреплены в различных нормативно-правовых актах – ФЗ №89 от 24.06.1998, постановлениях правительства РФ №1156 от 12.11.16, №505 от 3.06.16, приказе Минстроя и ЖКХ РФ от 28.07.16 №524, нормативных актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
Гораздо большее недоумение вызвал тот факт, что от регионального оператора пришло так называемое дополнительное соглашение о переносе даты начала осуществления оплаты с июля 2021 года на январь 2019 года, то есть задним числом. При этом предприниматели пишут, что «Зеленая роща» ссылается на то, что регоператор уже в этот период осуществлял свою деятельность, а бизнес не производил оплату. Странно, что с 2019-го до 2021-го предпринимателей никто об этом не уведомил – владельцы предприятий были уверены, что в общем счете оплаты коммунальных платежей графа «вывоз ТКО» была сохранена. Возникает законный вопрос: для чего было так долго хранить молчание? Не потому ли, что уже тогда были предположения о том, что предприниматели возмутятся, и неизвестно, как в этом случае отреагирует власть? А вдруг вообще отменит это решение? Теперь же людей вынуждают платить «задним числом».
Далее в письме предприниматели акцентируют внимание на тот факт, что расчет объема отходов всегда и везде связан не с площадями, а с числом сотрудников. Кстати, в жилых домах плата за вывоз и утилизацию ТКО рассчитывается исходя не из площади квартиры (как это было ранее), а из числа зарегистрированных в ней жильцов. Как видно из письма, для бизнеса порядок расчетов остался прежним – по квадратным метрам. Обратившиеся просят учесть еще и тот факт, что часть отходов (а именно упаковка, тара и т.д.) уже перешла из разряда убыточной в доходную статью работы бизнеса. Все эти отходы у предприятий охотно принимают на переработку – и не бесплатно.
Следующий момент вызывает самое большое недоумение, если не сказать больше. Дело в том, что нормативы накопления ТКО в каждом регионе разные, они утверждаются органами исполнительной власти (у нас это постановление Правительства Орловской области №221 от 21.05.18 г.). В письме приводится пример одной торговой точки в Орле. Для непродовольственного магазина общей площадью 76,4 кв. м установлена норма накопления отходов 0,365. В итоге стоимость услуги выходит 1056,69 руб. при наличии двух сотрудников.
А, к примеру, для офиса отделения «Коммунистической партии РФ» при той же площади и при четырех сотрудниках при норме накопления 1,825 стоимость услуги составляет всего 273 рубля. Сотрудников вдвое больше, а стоимость услуги в 4 раза меньше. Очень странная ситуация.
В письме предприниматели заостряют внимание на том, что в упомянутом выше постановлении облправительства прописаны нормы накопления отходов для продовольственного магазина и непродовольственного. Для первого они составляют 0,16, а для второго – 0,365. Разница в 2,3 раза. Очень странное соотношение, особенно для тех, кто в торговле не первый день и представляет, сколько образуется отходов в промышленных магазинах и сколько – в продуктовых. В региональном же постановлении, по мнению авторов письма, «все поставлено с ног на голову».
Примечательно, что при наличии единых нормативно-правовых актов и общей для всех регионов методики определения норм накопления в разных регионах эти нормы совершенно разные. Как это могло получиться? В качестве примера авторы письма приводят относительно равные в плане экономики регионы – Смоленскую, Брянскую и Вологодскую области (соответственно, нормы накопления – 1,2 куб. м, 0,07 куб. м, 0,17 куб. м). На примере тех же 76,4 кв. м площади торгового предприятия: в Смоленске плата за месяц составит 3480 руб., в Брянске – 202 руб., в Вологде – 500 руб. (правда, данные были взяты еще до 2021 года). Кстати, в Вологодской области для продовольственных и непродовольственных магазинов норма почему-то вообще установлена единая. По факту видно, что только губернатор Брянской области устоял перед соблазнами и не стал повышать давление на бизнес, за что авторы письма выражают ему искреннее восхищение.
Добавим, к письму прилагаются обращения и к губернатору Клычкову, и в прокуратуру, и к уполномоченному по правам предпринимателей. Ответы как под копирку: есть закон, мы действуем по закону. Пришел ответ и из правительства Орловской области – что такую норму определила подрядная организация. Однако предприниматели так и не смогли добиться никакой конкретики. Какая организация проводила эти измерения? Какие предприятия были выбраны в качестве объектов для измерений? На эти вопросы не ответили ни в профильном облдепартаменте, ни в прокуратуре.
В итоге предприниматели, собрав кучу ответов из всех возможных инстанций, пришли к выводу, что ситуацию может изменить только внесение изменений в действующее законодательство. В частности, как вариант, предлагается перевести расчет платы за оказание услуг от абстрактных нормативов к фактическому объему отходов. Так, на примере только одной торговой точки был произведен замер. По нормативу предприятие оплатило вывоз 2,3 кубометра мусора, а по факту мусора было ровно в 9 раз меньше. Все остальные средства пошли в карман регионального оператора, так как и за транспортировку, и за сортировку, и за захоронение отходов регоператор рассчитывается с контрагентами не по нормативам, а по конкретному весу отходов (на пункте приема стоит весовой контроль). И все остальные звенья цепи – начиная от перевозчиков и заканчивая сортировкой – получат деньги в зависимости от веса перевезенных и переработанных отходов. Какая разница остается в кармане регоператора, известно только самому регоператору.
В связи с этим через газету бизнесмены обращаются к депутатам областного совета с просьбой разобраться в этом вопросе. Для начала хотя бы раскрыть, кто и как производил замеры для расчета нормативов. Либо произвести новые замеры, но по понятной и прозрачной процедуре. Кстати, об этом же говорится в ответе уполномоченного по правам предпринимателей: Евгений Лыкин пишет, что упомянутая в письме проблема носит системный характер. И что механизм исчисления размера ежемесячной оплаты за обращение с ТКО находится на обсуждении в «компетентных органах государственной власти».
Сергей МИЛЯХИН