№20 (162) от 4 июня 2025 г.
Борьба с пассажирами, которые не оплатили проезд, ведется в Орле с переменным успехом. С одной стороны, никак не удается провести через областной совет повышение штрафов для безбилетников. Существующие на сегодняшний день копеечные санкции не стимулируют борьбу с нарушителями. С другой стороны, на «зайцах» муниципальное ТТП теряет достаточно ощутимую сумму, которую могло бы потратить на улучшение работы – например, на ремонт подвижного состава или закупку запчастей. Может ли городская власть помочь в борьбе с любителями прокатиться бесплатно, и как именно это сделать, в очередной раз обсуждали депутаты профильного комитета горсовета совместно с сотрудниками мэрии и руководством Трамвайно-троллейбусного предприятия.
Штраф или билет?
Директор ТТП Игорь Косолапов рассказал, как на сегодняшний день организован контроль за оплатой проезда. Контроль идет выборочный – кондукторов не хватает, так как работа не престижная. Предлагали вакансии на 35 тысяч в месяц, но откликнулось всего пара человек, и в целом на эту должность люди идут очень неохотно. В крупногабаритном транспорте достаточно сложно контролировать поток пассажиров. Например, в тех же маршрутках поток пассажиров идете через переднюю дверь, и водитель видит число вошедших, и, соответственно, контролирует оплату. Когда на остановке открывает двери троллейбус или трамвай, то люди заходят преимущественно со средней и с задней площадки. И в час пик водителю достаточно сложно посчитать всех вошедших. Руководитель ТТП отметил, что недавно предприятие попыталось запустить нововведение и открывать на посадку только переднюю дверь, чтобы приучить орловцев проходить и сразу же оплачивать поездку. Ряд водителей уже работает по новым правилам. В итоге сейчас схема выглядит так: водитель, подъезжая к остановке, открывает только переднюю дверь. Люди на остановке, видя, что остальные двери закрыты, подтягиваются к передней двери, и только спустя какое-то время открываются двери для высадки пассажиров. Нововведение пока идет со скрипом, но руководитель ТТП отметил, что постепенно пассажиры привыкают к новой схеме. На предприятии всего шесть «живых» кондукторов, которые в основном работают на троллейбусах и трамваях. Кстати, к трамваю претензий меньше всего – это выделенная линия транспорта. И пассажиры, которые пользуются трамваем, самые дисциплинированные, – было отмечено на комитете. Что касается валидаторов для бесконтактной оплаты картами в самом салоне, то работа по их установке идет достаточно сложно. В этом году удалось оснастить такими устройствами всего два автобуса. Но есть надежда, что после погашения долгов ТТП работа в этом направлении будет продолжена.
Честный пассажир заплатит за всех
По данным последнего контроля, число «зайцев» на муниципальном транспорте составляет порядка 10-15%. При этом директор ТТП отметил, что максимум воздействия на «зайца» – это поругаться. Если есть контролер – то предложить приобрести билет, если нет – пройти к водителю, оплатить проезд. Для задержания «зайца» и составления на него протокола необходимо подключать полицию или АТК. В этом году совместных рейдов по «отлову зайцев» не проводилось. Соответственно, в графе «наложено штрафов на нарушителей правил проезда» красуется гордый ноль. Проблема штрафов – достаточно болезненная для нашего города. И обсуждается уже не первый раз на самых разных уровнях.
Депутат Сергей Швалов отметил, что 10-15% «зайцев» – это достаточно серьезный показатель потерь с учетом постоянно выделяемых ТТП дотаций. Предприятие могло бы направить эти средства на свои цели. Что касается престижности/непрестижности профессии кондуктора, то изначально никто и не шел в эту сферу ради большого заработка или известности. Это была подработка для пенсионеров или временная занятость для людей, которые не могут найти работу по основному профилю. Может быть, руководству ТТП совместно со службой занятости поработать над этим направлением? При всем кадровом дефиците орловских предприятий на бирже труда все еще стоят орловцы, для которых предлагаемые ТТП 35 тысяч могут оказаться интересным вариантом.
Игорь Косолапов считает, что воссоздание отдельной службы контролеров не даст ощутимого эффекта. Сейчас собираемая водителем за смену выручка составляет порядка 40% его заработка. Если же в салоне помимо водителя смену будет отрабатывать еще и контролер, то заработок придется делить на двоих. Экономика такого варианта просчитывалась. «Боливар не вынесет двоих», – отметил директор ТТП. Если сравнивать работу водителя без кондуктора и с кондуктором, то в последнем случае выручка увеличивается на 1000 – 1500 рублей в день, что, по мнению руководителя транспортного предприятия, не делает такое решение экономически выгодным. В месяц такое решение даст предприятию дополнительно порядка 40 тысяч, при зарплате кондуктора в 32 тысячи (но это чистая сумма). А если посчитать с учетом всех налогов, то никакой прибыли предприятие не получит.
Сергей Швалов отметил, что в таком случае необходимо активизировать работу АТК и проводить больше рейдов с полицией (человек в погонах нужен на случай, если нарушитель отказывается предъявлять документы или ведет себя агрессивно).
Тише едешь – дальше будешь
О проблемах проведения крупных облав на нарушителей рассказал руководитель комитета транспортного обслуживания населения Роман Юшин на примере недавно прошедшего рейда. Контролировали оплату проезда в девятом автобусе и шестом троллейбусе. При этом нарушителей не выявлено. Все пассажиры оплатили проезд. В автобусе был кондуктор, который обилечивал пассажиров. В троллейбусе люди оплачивали проезд через валидатор.
Из сложностей Юшин отметил следующее: проверяющим предоставили валидатор для проверки. При этом валидатор привязан к конкретному перевозчику. Нельзя этим же устройством проверять и ТТП, и ИП. К валидатору в комплекте идет карта контролера, которую проверяющий прикладывает к терминалу оплаты во время входа в салон. В этот момент считываются последние транзакции. Но не более 98 штук. Если проверять транспорт на всем протяжении маршрута и в час пик, то ближе к конечным остановкам число транзакций будет уже гораздо больше 98, и смысл проверки теряется, – раскрыл подробности Роман Юшин. Действующая система контроля занимает очень много времени, и в профильном управлении обещали подумать, как ускорить процедуру.
Второй нюанс: как уже говорилось, в ходе проверки нарушителей не выявлено, но докладчик отметил вероятную проблему. Чтобы выписать штраф нарушителю, контролеры обязаны запросить у человека документы, удостоверяющие личность. И далеко не все орловцы постоянно носят при себе паспорт. Но если человек откажется предоставить паспорт, то ни задержать нарушителя, ни составить протокол сотрудники мэрии не могут. С УМВД договориться о совместной проверке не удалось.
Заячья тактика
Депутаты стояли на своем: если ежемесячная выручка предприятия составляет порядка 20 миллионов, то потери в размере 10% – это два миллиона ежемесячно. Это как раз те средства, которые предприятию крайне необходимы, и не стоит так просто «прощать» эту сумму безбилетникам. Немного опустил депутатов на грешную землю заммэра Алексей Степанов, напомнив, что помимо борьбы за эти два миллиона теоретически можно все. При разблокированных счетах, при брутто-контракте, при финансировании муниципального транспорта на уровне того же Новосибирска в размере миллиарда. Можно даже те же датчики входящих в салон поставить (о чем мы подробно писали в нашем прошлом материале «Очевидное и невероятное» в №18 (160) от 21 мая 2025 г. https://orelsredaplus.ru/ochevidnoe-i-neveroyatnoe/). Но это все теоретические размышления, напомнил Степанов. К сожалению, суровая орловская действительность такова, что областной совет завернул даже те экономические обоснования повышения штрафа до 2,5 тысячи рублей, которые никаким образом не затрагивали добросовестных пассажиров. Наводить порядок в ситуации из басни про лебедя, рака и щуку чрезвычайно сложно.
Депутаты уточнили: если сейчас существуют сложности с оформлением штрафа в 200 рублей, то как будет работать взимание штрафа в 2,5 тысячи? Их ведь точно так же не смогут оформить! Заммэра Алексей Степанов в очередной раз напомнил, что существенный штраф должен воздействовать в первую очередь психологически. Если «заяц» будет знать, что пара штрафов окажется гораздо больше суммы платы за проезд, то и желание обмануть систему быстро сойдет на нет. Пока же нарушители знают, что даже еженедельная их поимка все равно выгоднее, чем оплата проезда – они нарушали, нарушают и будут нарушать. При этом даже не в экономическом эффекте дело. Чтобы взыскать с нарушителя штраф, сразу несколько человек должны сходить в суд и там еще убедить судью, что 200 рублей – это реально действующий механизм. Куда понятнее будет, если механизм воздействия увеличится хотя бы до 2,5 тысячи. Увы, на комитете представителей облсовета, «завернувших» инициативу по повышению штрафов, не было, и все прения на повышенных тонах ровным счетом ни к чему не привели.
«Ах, если бы, ах, если бы… Не жизнь была, а песня бы»
Важная деталь: вся сумма штрафов идет в областную казну. На этот момент обратил внимание руководитель ТТП и напомнил членам комитета недавнюю историю. А именно, Косолапов еще раз объяснил, как устроена работа в курском транспортном предприятии. Брутто-контракты никак не привязаны к выручке. То есть предприятие ежемесячно получает сумму на выполнение своей работы и следит за тем, чтобы транспорт ходил в необходимом количестве, соблюдался график движения и прочее, прочее. Сколько пассажиров оплатило проезд, а сколько проехали зайцами – предприятие не интересует. Этим как раз занимается специализированная областная служба. И именно эта служба заинтересована и в совместных рейдах с полицией, и в собираемости штрафов (чтобы все дела доходили до суда) – потому что в итоге все средства поступят именно в областную казну. Косолапов предложил и в нашем регионе создать некую службу, которая бы занималась подобными рейдами по отлову орловских «зайцев». Предприятие со своей стороны готово выделить сотрудников для этой работы. Но главную роль все же должна сыграть именно область. Тогда и повышение штрафов через облсовет, может быть, удастся провести. Да и согласование рейдов с полицией пойдет куда эффективнее. На сей раз уже депутаты опустили руководителя ТТП на грешную землю, посоветовав не увлекаться заведомо невыполнимыми фантазиями.
Разговор вернулся к огромным долгам в сотни миллионов, которые каждый год генерирует ТТП. Депутаты попытались увязать эту сумму с теми двумя миллионами в месяц, которые ТТП теряет на «зайцах». Цифры увязываться категорически не хотели. Председатель комитета напомнил о подписанном еще в 2021 году постановлении правительства РФ о государственном контроле в транспорте. И попытался выяснить, какие муниципальные документы необходимо переделать, чтобы работа по контролю за «зайцами» наладилась в соответствии с этим федеральным документом. Увы, никто ответа так и не дал. Также Владимир Бутусов отметил, что по сути сейчас добросовестные пассажиры оплачивают все поездки «зайцев». И если все же удастся наладить контроль за безбилетниками, то те самые недостающие 2 миллиона ежемесячно можно будет пустить… на снижение тарифа. Чтобы сделать поездки в муниципальном транспорте более привлекательными, чем у частных перевозчиков.
И тут депутаты внезапно перешли на частников. Можно ли узнать, сколько они реально перевозят пассажиров, потому что каждый раз при обосновании тарифа в горсовет представляются данные о совершенных поездках. И если в этих данных нет конкретики (из-за все тех же «зайцев»), то как рассчитывать верный тариф? – задался вопросом депутат Сергей Швалов. Пока частники принимают часть оплаты наличными, проконтролировать пассажиропоток достаточно сложно. Увы, и здесь ответа депутаты не получили. Но в целом по итогам обсуждения вопроса отметили, что работа по ловле «зайцев» налажена плохо. А как ее выстроить – есть только абсолютно фантастические предложения. Такова орловская реальность.
Сергей МИЛЯХИН