№21 (163) от 11 июня 2025 г.
Жители нескольких улиц, примыкающих к бывшему мини-рынку на Карачевской, составили обращение на имя мэра Орла Юрия Парахина с просьбой не сносить рынок возле дома №144, в районе Трамвайно-троллейбусного предприятия. В пользу рынка уже подписались 112 человек, сбор подписей продолжается.
Напомним, чиновники намеревались покончить с неработающим рынком еще в феврале – «по просьбе трудящихся», которые, со слов губернатора Клычкова, пожаловались на неэстетичный вид заброшенных павильонов, а также на их небезопасность. Клычков во время прямого эфира в соцсетях пообещал разобраться с этим вопросом и посмотреть, что можно сделать с рынком в правовом поле.

Администрация Орла приступила к немедленному решению вопроса: на стене рынка появилось уведомление о том, что здание следует снести в течение тридцати суток. Начальник отдела потребительского рынка управления экономического развития администрации города Орла Ольга Башкатова сообщила СМИ следующее:
– Администрацией города Орла был подан иск против владельца в связи с истечением срока действия договора о демонтаже конструкций. Поскольку конструкции добровольно демонтированы не были и сейчас ООО «Орстэк» прекратило деятельность, в настоящий момент администрацией города Орла предпринимаются меры к демонтажу этого объекта за счет собственных средств как бесхозяйного.
Однако на пути чиновников возникло неожиданное препятствие… в виде фермера Александра Громова. Фермер Громов, наслушавшись Клычкова, который очень любит рассказывать, как важна для орловчан продукция местного производства, решил помочь себе и другим её реализовывать – на Карачевском рынке. Для этого он выкупил павильоны у ООО «Орстэк» и обратился в мэрию Орла с просьбой включить их в схему размещения нестационарных торговых объектов города Орла. Без этого он не может приступить к их ремонту. Если объект будет включён в схему, его новый собственник претендует на соответствующее оформление участка муниципальной земли. Не включат – значит, павильоны просто снесут. Само собой, Громову отказали – естественно, под благовидным предлогом.
– Мне сообщили, что администрацией города Орла в рамках выполнения комплексной программы благоустройства городских территорий запланированы мероприятия по реконструкции ул. Карачевской с ремонтом трамвайных путей. Размещение нестационарного торгового объекта (НТО) якобы будет препятствовать проведению работ. Кроме того, по результатам проведенного анализа представленной топографической схемы и с выходом по указанному адресу специалисты уполномоченных управлений администрации города Орла установили, что место размещения НТО находится в охранных зонах инженерных сетей (канализации, водопровода, электрического кабеля, кабеля связи, теплотрассы), – рассказал Громов.
Фермер убежден, что ему намеренно препятствуют в организации рынка на Карачевской, в то время как жители только «за». Громов рассчитывает продавать здесь свою продукцию: огурцы, помидоры, картошку, куриные яйца – и давать возможность торговать другим производителям, в том числе и тем, у кого собственные огороды.
«Ярмарка на Комсомольской – это хорошо, но она раз в неделю»
Из обращения жителей улиц Достоевского, Садовского, Васильевской, Лермонтова, Некрасова, переулка Чехова к мэру города Орла Юрию Парахину:
«Жители вышеуказанных улиц просят вас принять необходимые меры для сохранения мини-рынка на улице Карачевской в районе дома №144.
Не лишайте жителей возможности покупать свежие овощи, фрукты, продукты собственного производства от крестьянских (фермерских) хозяйств и предпринимателей в удобное для них время и в шаговой доступности.
Ярмарка на Комсомольской улице – это хорошо, но она раз в неделю, и многие пенсионеры, инвалиды, маломобильные жители, семьи с детьми не имеют возможности закупать там продукты впрок.
Впереди время заготовок, необходимо пополнить запасы сезонных продуктов для длительного хранения и подкрепить иммунитет семьи витаминами с грядки по приемлемой цене.
Иммунизация населения – это не только прививки от вирусов, а профилактика и комплекс мер, направленных на повышение иммунитета жителей города: это и здоровый образ жизни, это и правильное здоровое питание, и эмоциональное благополучие.
Мини-рынок – это наша точка притяжения, место встречи для общения, это возможность купить продукты по приемлемой цене, что очень немаловажно. Просим вас помочь и удовлетворить наше обращение».
«Где рынок и где трамвайные пути?»
Вера Анатольевна Ушакова – общественная активистка и одна из инициаторов сбора подписей за рынок на Карачевской – считает, что исчезновение таких «точек притяжения» в городе Орле не происходит случайно. Всё продумывается заранее, как и другие «мероприятия», безжалостно меняющие в худшую сторону и облик нашего города, и качество жизни в нём.
Вера Анатольевна поделилась с «ОС» давно наболевшим:
– Я живу в Орле на Достоевского десять лет и хочу сказать, что для жителей нашего района жизнь становится и сложнее, и непонятнее. Мы не понимаем наших чиновников, стараемся убедить их делать то, что людям надо, но у нас ничего не получается. Диалога нет. Долгое время возле «Пятерочки» рядом с Карачевской, 144 был мини-рынок, недалеко остановка трамвая. Это настолько удобное и хорошее место: идёшь домой – что-нибудь полезное купишь: ягоды, зелень, и мясо продавалось, и фрукты отличные, и овощи. Все свои продавцы. Потом там стали продавать вещи, бытовые товары. Очень хороший коллектив там был. Палатка ещё была для пенсионеров: приходили жители соседних улиц, герани продавали, зелень, лишние банки свои какие-то, потому что рядом улицы Некрасова, Лермонтова, – там у всех огороды и частные хозяйства. Тот же укроп – женщине, может, и продавать его не надо: она к людям вышла, ей пообщаться хочется. Теперь ничего этого нет. А людям этот рынок очень нужен.
И с транспортом за это время лучше не стало, стало гораздо хуже. Выбраться куда-то тяжело. Трамваи ходят неважно. Выйти на остановку «Карачевское шоссе» проблематично: долго обходить, очень много сделали каких-то дополнительных переходов, маршрут стал длиннее. Чтобы инвалид туда дошёл, ему надо двести лишних шагов сделать. Мы за эти десять лет, с тех пор как рынок перестал работать, не помолодели, и здоровье у нас крепче не стало. А у нас ведь каждый третий – пенсионер, общество слабовидящих людей на Васильевской находится…
– Этой зимой мы получили такой щелчок по лбу с ценами на картошку и овощи в этих пятерочках и в этих магнитах. А у нас ведь центральная полоса России – здесь и картошка есть, и лук, и казалось, никогда не будут их по сто рублей продавать. Оказалось – нет, и по сто продавать можно, и по сто двадцать, и никто не может остановить этот беспредел, никто не может повлиять на цены, и люди были просто в шоке. Люди думали: ну, что же, купим у наших мешок картошки, где-то будем её хранить… Но куда они пойдут? Вот этот мини-рынок, он настолько выручал… И запасы там делали, и всё там покупали. Два раза их поджигали, чтобы просто убрать с этого места, они ремонтировались, потом просто на улице сидели, до последнего к ним наплевательски относились. Без всякой помощи они там были, как я понимаю, совершенно. Людей просто оттуда выживали. Они уходили, уходили, придёшь – там уже Вали нету, придёшь – уже Света переехала. После последнего пожара они так и не восстановились. Это место обязательно надо оставить под мини-рынок. Отремонтировать, конечно. Пусть придёт человек, сделает там всё как положено. Даже если снесут то, что есть, разберут – как Клычков сказал – в целях безопасности, кто-то же ему позвонил, и рынок сразу же решили разобрать, пусть сделают по-другому, лучше, как положено.

– Вдруг чиновники вспомнили, что там какие-то сети проложены. Да этим сетям коммунальным уже по сто лет, и рынок якобы будет мешать ремонту трамвайных путей… Послушайте: где рынок и где трамвайные пути? Вы хоть там на месте были? Вы смотрели, где что находится? Пусть даже открытый рынок оставят, и это было бы лучше, чем ничего. Мы на Комсомольскую физически добраться не можем. А тем более что-то оттуда привезти на неделю… Это совсем из области маловероятного.
– Улицы Циолковского, Достоевского, Васильевская – это всё рядом. Зона зеленая у нас есть – потихоньку-потихоньку все дойдут. Пусть на два часа придут продавцы. Но люди будут туда приходить и покупать – хоть какие-то запасы сделают. Той же зелени, тех же ягод свежих. Живут люди среди сетевых магазинов, пенсия-то не соответствуют этим ценам, или цены не соответствуют пенсиям… Мало что у пожилого и, как правило, больного человека остаётся, чтобы той же ягоды купить. ЖКХ с 1 июля опять подорожает, это полная засада – понимаете? А продовольственная безопасность для каждого человека – это важно.
«Вот что-то им там нужно. И всё с благими намерениями»
– Получается, что у нас всё доводят до абсурда. Вот этот рынок стоял, рушился, никто на него внимания не обращал, а тут раз – и понадобился нашим чиновникам. Вот что-то им там нужно, – размышляет Вера Ушакова. – И всё с благими намерениями. У нас трамвайные пути. В двух местах, я считаю, специально ездила по ним тяжёлая машина, ездил трактор, теперь они поднялись и гремят так, что мама-дорогая. На повороте Карачевского шоссе и Гоголя – то же самое, они подскакивают, и вот этот грохот – некоторые уже говорят, что надо трамвай закрывать, этот грохот уже замучил. Говорят, конечно, те, у кого машины. Вот Клычков в очередном эфире и скажет: мне позвонили жители, попросили отменить трамваи. Это как с рынком: кто-то позвонил и сказал, что он мешает, что он на кого-то упадёт, и сейчас подготавливается вот это отрицательное мнение жителей, и будет опять «по просьбе трудящихся». И потом на голубом глазу скажут: жители просили, они устали с этим шумом жить. И у нас всё происходит якобы по просьбе граждан, но так, что потом они сами не рады. А им говорят: скажите спасибо, что мы хоть что-то и как-то вам сделали. Большинство людей – за рынок, конечно, потому что у нас положение безвыходное: транспортом мы обделены, минут по сорок не бывает трамвая, что там делается – не знаю, но всё идет к тому, что его хотят закрыть.
– Знаете, я много где бываю: дети в Москве, в Новороссийске, друзей у нас много – мы северяне, и поэтому до сих пор много летом ездим. Так вот, все области, где мы бываем, уже решили проблему электротранспорта. В Рязани были – там трамвайные пути сделаны так, чтобы машины по ним не ездили, потому что это муниципальный транспорт. Что ни случись, вот как в войну было, людей эвакуировали на трамваях. Сажали и отправляли. А у нас, если ты встал, к примеру, в пробку? Я езжу на железнодорожный вокзал, села в трамвай – мы стоим. Мне до поезда остаётся двадцать минут. Звоню сыну: я, наверное, опоздаю. Он мне говорит: что ты там едешь в этом такси, садись в трамвай – у вас трамвай ходит по расписанию. По какому расписанию? Впереди на трамвайных путях стоят машины. Какие машины? Какое они имеют право ездить по трамвайным путям или стоять на них? Это социальный муниципальный транспорт, он должен ходить по расписанию и без препятствий. Мы – норильчане, и мы часто летаем, в аэропорт мы ни в коем случае не ездим на такси, мы едем до метро трамваем либо троллейбусом, социальным, муниципальным транспортом, которому никто не имеет права препятствовать. Никакие машины, никакие пробки. Тот, кто в такси поехал, может опоздать на самолет. Такое бывает. Потому что четыре часа люди стоят в этих пробках – самолет уже улетел.
– У нас сейчас СВО. И что делать, если что-то, не дай бог, стрясётся? Когда надо будет людей куда-то везти?
– Ещё одна проблема. Пилят деревья. Пилить деревья около школ, около остановок общественного транспорта ради парковок – это недопустимо, я считаю. Остановка позволяет выехать на общественном транспорте, а парковка? Вот сейчас около школы пилят деревья для парковки – вы хоть раз видели эвакуацию? Я видела. Ни одна машина не подъедет: ни пожарная, ни эвакуационная. Там начинается такая суета, люди не могут подъехать, уехать, забрать детей и так далее.
– По Колхозной расширяют дорогу, намечается ремонт на улице Карачевской, помечены для сноса почти все деревья. В сквере ТТП пометили деревья почти все. Видно, что расширяют заезды, и всё это в рамках благоустройства. Для чего на ТТП парковка? Вы же доказываете нам, что транспорт ходит прекрасно. Садитесь и приезжайте сюда на трамвае. Вот у нас остановка общественного транспорта, нет, у нас там спилили деревья, у нас там в четыре ряда расширили парковку. Для чего? С нее никто не выедет в случае чрезвычайной ситуации. Все станет стопором. Вот это моё мнение.
– Я вижу, как делается в Москве. Дети живут на востоке Москвы. Там дорога такая же, как у нас на Карачевское шоссе, Петровская школа и сквер – по двум сторонам деревья. Дома старые. Сын говорит: у нас на школьной дороге ремонт. Думаю: ну всё, ни одного дерева не оставят, всё спилят, а там деревья под самыми окнами у людей. Но там не так, как у нас: там пять метров, там должны вырубить деревья и убрать газон. В Москве не применяют эти СНиПы к старым районам. Понимаете? Сложившийся уже район, и ни одного пня нет. Всё цело. Два ограничения скорости: сорок и двадцать километров. Около школы только высадка, никакой парковки, два лежачих полицейских, регулируемый светофор, два перехода. Шлагбаума нет, знак: с собаками гулять нельзя – с одной стороны, только с другой гуляйте. Программы благоустройства – они везде одинаковые, федеральные. Только у нас их используют, спиливая деревья и впихивая тротуары, – потом там утки плавают. А там именно благоустраивают то, что есть.
– А у нас сделали: на улице Орловских партизан, да и в других местах так же – это показатель. А теперь люди требуют: сделайте нам лежачих полицейских, потому что несутся машины, нет переходов на другую сторону, нет ни одного светофора. Пойдут по депутатам, пойдут к Новикову, к Клычкову и будут просить: помогите нам наших детей обезопасить. Вот возьмите нашу улицу Карачевскую, деревья там пилят – якобы только сухие, только кривые. Для чего? Ремонт был три года назад: и Колхозной улицы, и улицы Карачевской, говорят: вы понимаете, мы обязаны, сейчас нормативы такие, мы обязаны сделать велодорожки, тротуары, нужен комплексный ремонт! У меня слов не нашлось! Ну вот Заводская администрация: там рядом тридцать метров от одного частного дома до другого частного дома. Там окна открываются в домах наружу, двери и ворота открываются наружу. Там у них дерево у каждого и газончик небольшой, тротуарчик, по которому мы ходим. Каким там велосипедистам вы собираетесь выкладывать дорожки? Там дерево – столб, дерево – столб, столбы вы тоже собираетесь выпиливать? Как эта велодорожка пойдет? Между трамвайными путями? Там перед каждым домом канализационный люк, люки настолько хорошо сделали два года назад, я специально прошла пешком, ни один не просел. Ни один! Ни один не провалился. И лезть туда опять с каким-то ремонтом! Вы там все люки провалите. Какие велодорожки? Между столбами что ли? Это сложившийся район. Со своей уже инфраструктурой. И не надо туда ничего другого. Когда делаете новые районы – там применяйте всё это. Развивайте всё вокруг, а не внутри. К Петровской школе в Москве, о которой я уже говорила, не сделали никаких велодорожек: это старый сложившийся район. При чём тут нормативы для новостроек? И вот эти песни, что деревьям тридцать лет и они все упадут…
«Мы не знаем, как остановить это безобразие»
– И получается, всё это благоустройство затеяно якобы ради ремонта трамвайных путей. Но даже на промежутке от Гостиной до депо мы его не видим. Мы только видим помеченные краской деревья и желание сделать там велодорожки и новые тротуары. Всё грохочет, всё подкидывается, видимо, ждут людей, которые по команде – как по этому рынку – начнут звонить Клычкову: закрывайте этот трамвай, мы не можем спать, мы не можем спокойно жить, у нас уже вся голова опухла! Всё вот к этому идёт. Если им надо было отремонтировать трамвайные пути, они бы их давным-давно отремонтировали. Если бы хотели. Нет денег? Есть федеральные программы, они во всех городах одинаковые. Тот же Калининград – родина Клычкова. Там поменяли всё. Местные власти просили помочь президента с электротранспортом, и им выделили деньги именно на электротранспорт. На замену его. А мы первые в очереди на деньги для плитки и вырубку деревьев. На благоустройство гектаров пространств, уложенных плиткой не пойми для кого и не пойми для чего. Вместо живых деревьев и вместо инфраструктуры. Ни в одну программу по электротранспорту мы не вступили, хотя было ещё распоряжение Клычкова в декабре. Я читала «Абирег» – Клычков сказал Парахину: что хотите делайте, но в Москве чтобы деньги добыли на электротранспорт. И нет ничего. Ну, стыдно уже это всё, так позорно.
По тем же деревьям. Два года назад мы, жители, сами составляли паспорт сухих деревьев. Я это начала, опубликовала у себя ВКонтакте, сходила в прокуратуру, сходила к нам в Заводскую администрацию; жители присылали свои фотографии, деревьев много сухих. И что вы думаете: ответили мне в Заводской администрации, что в 2023 году их исследуют, поставят на очередь, что их спилят. На Садово-Пушкарной детская спортивная школа, там они стоят, сухостой – до небес, над проводами уже. На Карачевской улице – то же. Два года прошло, как обратились, никого ничего не волнует. Обращения в прокуратуру, прокуратура – в администрацию, деревья якобы на очереди, и до сих пор они даже не помечены. Зато помечены здоровые по всей Карачевской улице, на остановке трамвая, в сквере – это просто тихий ужас.

Жителей постоянно выбивают этим из равновесия. Люди читают новости и каждое наше утро начинается так: Вера, ты смотрела, опять деревья будут пилить, депутаты выделили четыре миллиона на вырубку. Я думаю, может, хотя бы на спил сухих деревьев эти четыре миллиона пойдут, миллиард-то потратили на вырубку живых деревьев. Но нет. И мы не знаем, как остановить это безобразие. Всё решает эта комиссия по зеленым насаждениям. Эту комиссию гнать в шею надо и проверить на профпригодность. За одно то, что сделали на железнодорожном вокзале. Все проезжают теперь: это что там – виселицы что ли? Деревья попилили. Полностью всё срезали. Если раньше мы ехали – там были розы – еще Вельковский высаживал, было полторы тысячи роз, и люди выбегали смотреть, говорили: мы в Сочи что ли уже приехали? А сейчас они из поездов выходят, чтобы сфотографировать наши безобразные столбы – «виселицы».
Сто двенадцать человек подписали обращение к Парахину, чтобы оставили рынок на Карачевской, чиновники же сами говорили СМИ: если граждане хотят рынок, пусть пишут обращение на имя мэра. И на самом деле, это не сто двенадцать человек, а гораздо больше: это человек четыреста, потому что каждый расписался не только за себя, но и за свою семью.
Подготовила Наталья Зарубина
На снимках: голое пространство – парковка перед универсальной ярмаркой «на Стреле» (Заводской район) и бывшая ярмарка на Карачевской.