№36 (88) от 18 октября 2023 г.
Ситуацию с ценами на продукты питания в Орловской области рассмотрели депутаты облсовета на заседании профильного комитета. Сколько тратили на покупки орловцы еще весной и в какую сумму обходится поход в магазин под конец 2023-го, знает каждый житель региона. А вот какие процессы влияют на формирование цен и чего ждать в ближайшее время – об этом большинство рядовых обывателей не задумывается.
Выступление замначальника областного управления промышленности и торговли Виолетты Кочергиной на эту тему оказалось очень и очень подробным – с анализом механизмов и прогнозами на ближайшую перспективу. Надеемся, нашим читателям также будет интересно судить не только о «вершках», но и покопаться в «корешках» происходящих процессов, чтобы понять, откуда что растет.
Окорочка – в лидерах
По словам Виолетты Кочергиной, мониторинг ценовой ситуации, включая мониторинг товарного предложения и цен на социально значимые продовольственные товары, идет в ежедневном режиме. При этом департамент следит не только за ценами, но и за наличием всех необходимых групп товаров. Вмешиваться в регулирование цен департамент не может – это полномочия Правительства РФ, – отметила выступающая. При этом законы рыночной экономики здесь проявляются в полной мере: как только по тем или иным товарам снижается предложение, начинается рост цен. Вторая группа товаров, на которые наблюдается рост цен, – это все то, что не производится на территории региона. Здесь прослеживается зависимость от внешних поставщиков. Как только в течение двух месяцев на какой-либо товар взлетает цена более чем на 10%, данная информация направляется в антимонопольную службу, которая уже дальше действует в силу своих полномочий: запрашивает документы у производителей и делает выводы – принимать какие-либо меры реагирования или нет. За последний период в регионе отмечен существенный рост цен на мясо птицы.
Дело в том, что в последнее время из-за скачка цен на говядину и свинину большинство орловцев перешло на более дешевое мясо птицы. И резкий рост цен на этот продукт вызывает опасения специалистов (поскольку темпы роста выходят за рамки того, что происходит в целом по РФ). Поэтому большая часть выступления на комитете была посвящена разбору этой позиции.
В регионе всего два производителя, которые поставляют на местный рынок мясо птицы. Впрочем, один из них основную долю продукции отгружает на Москву и Питер. Причина прозаична – в столичных регионах предлагают более высокие цены. Следовательно, и продавать выгоднее не у нас, а тем, кто больше платит. Второй производитель готов поставлять мясо в орловские сетевые магазины. При этом руководство сетей согласилось сделать минимальные наценки, а одна из крупных сетевых организаций даже некоторое время продавала орловское мясо птицы с нулевой наценкой, компенсируя это сопутствующими товарами (ведь мало кто ходит в магазин за одними окорочками). При этом выступающая отметила, что имеющихся объемов производства в регионе не хватает, чтобы полностью закрыть все потребности местного рынка. В итоге к нам хлынула птица из соседних областей. Из-за ситуации в стране объем поставок из двух приграничных регионов снизился. Это отразилось на цене. Также в ходе анализа выяснилось, что наценки сетей не увеличились, но выросла «входная цена». (Напомним, это все затраты, начиная со стоимости сырья и материалов, плюс зарплаты работников, аренда помещения, электроэнергия, налоги и многое другое. Входная цена может также включать дополнительные издержки, такие как расходы на маркетинг и рекламу).
В чем тут дело, Виолетта Кочергина рассказала довольно подробно. Так, местные предприятия отметили, что в условиях возрастающего дефицита кадров пришлось увеличить зарплату сотрудникам (на 15%). Соответственно, выросли налоги на фонд оплаты труда – это все отразилось на себестоимости. Сказался и такой фактор, как отсутствие в регионе собственных инкубационных мощностей. В подавляющем большинстве яйца закупаются за пределами региона, а то и вообще едут к нам из-за рубежа. Это статья также сказалась на росте цен.
Дальше – больше. Так, например, увеличились затраты на ремонт оборудования. Напомним, опять же в большинстве случаев оборудование на птицеводческих фермах импортное. Плюс корма, пищевые добавки, ветеринарные препараты – все это выросло в цене. Т.е. уменьшить цены у региональных производителей не получается. Что касается цен на ярмарках, где люди продают выращенное в своих хозяйствах, то тут цифры еще выше. И это понятно – производить мелкими партиями всегда труднее. Да и с чего жителям орловских сел продавать мясо себе в убыток?
Для стабилизации ситуации проводятся специальные закупочные сессии, где в одном месте собирают представителей крупных торговых сетей и местных производителей. Задача – максимально насытить рынок орловской продукцией птицеводства.
Картошка подешевела. Но надолго ли?
Коснулись на комитете и ценовой ситуации по другим группам товаров. В частности, представитель областной администрации напомнила, что мониторинг ведется за 24 группами социально значимых товаров. За последние 2 месяца рост составил суммарно 0,7%, или 33 рубля, при этом так называемый «овощной набор» подешевел на 37,5%, или 69 рублей. Большое влияние здесь оказал «второй хлеб». Орловцы потребляют картофель в достаточно больших количествах. А с учетом наличия своих производителей цена на этот продукт существенно упала. Если местами цена на картошку пока держится в районе 22 рублей, то урожай нового года можно найти и по 12 рублей. Это говорит о том, что местное производство выгодно в первую очередь жителям. И тут закон рынка – чем выше предложение, тем ниже цена.
Депутаты задались закономерным вопросом: а что делается для поддержки сельхозпроизводителей? Виолетта Кочергина отметила, что программы поддержки есть, и они действуют. Другое дело, что статьи поддержки строго регламентированы, и выделяемые средства не всегда покрывают крупные статьи расходов (это и оборудование, и ветпрепараты, и корма, и т.д.). В итоге все то, что наиболее существенно подорожало и влияет на рост цен конечной продукции, производится за пределами нашей области. Когда есть производство закрытого типа (вырастили зерно, смололи муку, выпекают хлеб), производитель может варьировать себестоимость. И то лишь частично. Если же большая часть себестоимости зависит от внеобластных структурных элементов, то перед производителями стоит дилемма – либо повышать цену в соответствии с законами рынка, либо останавливать производство. Последнего сценария местные власти стараются не допустить, – отметила Виолетта Кочергина и напомнила, что совсем недавно, когда начали рушиться поставки сырья, запчастей, оборудования и даже логистические цепочки сбыта продукции, властям пришлось экстренно вмешиваться. Депутатам напомнили, что совместно с ТПП был создан сайт, где и потребители, и поставщики могли искать альтернативу прервавшимся связям по поставкам всего необходимого.
Закупочные цены падают, а магазинные растут
Депутаты обратили внимание на то, что если в магазинах цены на продукты растут, то закупочные цены падают. Косвенно ситуацию подтвердил и прошедший на днях «прямой эфир» с заместителем губернатора в правительстве области по АПК Сергеем Борзёнковым. Как пишут наши коллеги из издания «ОрелТаймс», «в Орловской области в текущем году собран отличный урожай картофеля. Произведено 72 тыс. тонн. Уборка картофеля в настоящий момент не окончена. По оценке Борзёнкова, аграрии планируют собрать где-то 85 тыс. тонн «второго хлеба». Вместе с тем, по словам чиновника, есть проблема – внутренний рынок перенасыщен, поскольку в целом по стране производство картофеля увеличено. А проблемы с поставками в другие страны снизили цены на продукцию», – сообщает издание. https://oreltimes.ru/news/obshhestvo/v-orlovskoj-oblasti-vyrastili-bogatyj-urozhaj-kartofelja-no-est-problemy-so-sbytom/
Развивая тему падения закупочных цен, депутаты отметили такую интересную особенность. Речь зашла о падении закупочных цен на зерно. Когда дорожают запчасти или ГСМ, это отражается на готовой продукции. Но когда закупочные цены на зерно падают, это почему-то не сказывается на итоговой цене продукции. Не отражается на цене и спрос на продукцию. Даже когда магазины завалены каким-либо продуктом, цена на него не очень-то снижается.
И здесь интересная деталь: на территории Орловской области есть четыре сахарных завода, свой завод растительных масел. Но ни сахар, ни растительное масло вообще никак не реагируют на спрос в магазинах. И сахар, и масло, по словам Кочергиной, – это биржевой товар. Сахар и масло не определяют цену исходя из спроса в конкретном регионе. Торги идут на Московской сырьевой бирже. И в зависимости от этого и сахар, и масло поступают по той цене, как определили на бирже.
Сергей МИЛЯХИН
К сведению:
По результатам анализа динамики уровня средних розничных цен на 2 октября 2023 года стоимость набора из 24 отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, составила 4782,5 рубля и увеличилась за 2 месяца на 0,7 %, или 33,0 рубля, при этом «овощной набор» подешевел на 37,5 %, или 69,15 рубля.
За анализируемый период не изменились средние розничные цены на хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной.
Установлено снижение средних розничных цен на 8 видов товаров: на капусту белокочанную на 49,3 % (с 55,36 до 28,05 руб.), лук репчатый – 33,1 % (с 43,58 до 29,14 руб.), картофель – 32,3 % (с 32,62 до 22,1 руб.), морковь – 32,0 % (с 52,82 до 35,94 руб.), яблоки – 17,3 % (с 128,03 до 105,86 руб.), рыбу мороженую неразделанную – 4,1 %, муку пшеничную – 0,9 %, баранину – 0,2 %.
Отмечено незначительное увеличение средних розничных цен на такие социально значимые продовольственные товары, как: сахар-песок – 0,1 %, молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2 % жирности – 0,3 %, вермишель – 0,5 %, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов – 0,9 %, говядину – 1,0 %.
Увеличение средних розничных цен от 1,6 до 9,3 % отмечено на соль поваренную – 1,6 %, масло сливочное – 2,2 %, крупу гречневую и пшено – 2,3 %, чай черный байховый – 4,3 %, рис шлифованный – 4,8 %, свинину – 4,9 %, масло подсолнечное – 9,3 %.
Наибольший рост средних розничных цен зафиксирован на кур охлажденных и мороженых – 11,7 % и яйца куриные – 13,0 %.
Из пояснительной записки к вопросу