№43 (95) от 13 декабря 2023 г.
Пока депутаты горсовета и жители города Орла обсуждали на публичных слушаниях (а ранее на заседаниях профильных комитетов и согласительной комиссии) бюджет выживания (см. материал на стр.4-5) и недоумевали, почему в нем не заложены средства на целый ряд социально значимых статей, в недрах областной администрации подготовили любопытный документ. И этот документ объясняет многое из того, о чем говорилось на публичных слушаниях. Если пересказать его содержание в двух словах, то финансовые гении с площади Ленина (полагаем, совместно с коллегами с Пролетарской горы) нашли простой и проверенный способ решения бюджетных проблем Орла путем отъема казенных денег сразу у нескольких, как любят выражаться чиновники, категорий граждан.
Документ, копия фрагмента которого оказалась в распоряжении «Орловской среды-плюс», называется «План мероприятий по увеличению налоговых доходов и сокращению расходов бюджета города Орла». По нашей информации, подготовку плана приурочили к визиту в Орел представительной комиссии Федерального казначейства (входит в структуру Минфина), которая должна выяснить, кто, как и почему довел муниципальное образование фактически до банкротства. От выводов комиссии будет зависеть, выделит ли Министерство финансов областному бюджету дополнительные средства на помощь Орлу. Предполагаем, что одним из условий выделения такой помощи является и план финансового оздоровления города, который и родился в недрах облада. Не знаем, ознакомлены ли с планом депутаты горсовета, но то, что для многих жителей Орла он станет неприятным сюрпризом, не сомневаемся. Итак, прочтем.
Что касается увеличения налоговых доходов городского бюджета, то на этот счет о планах финансистов из «серого дома» нам ничего неизвестно – редакция располагает лишь той частью документа, где говорится о сокращении расходов. На чем же и на ком намерены экономить областные и городские власти?
В первую очередь – на избирателях, то есть на всех нас, жителях Орла, голосовавших за депутатов Орловского городского совета. На сегодняшний день каждому депутату из бюджета Орла выделяется по одному миллиону рублей на выполнение наказов избирателей. Тратятся эти деньги, как правило, на самые неотложные нужды граждан и организаций: например, на ремонт помещений в школах, детских садах, домах творчества, на установку фонарей, организацию пешеходных переходов, оборудование спортивных и детских площадок во дворах, устройство тротуаров и парковочных площадок. Словом, на все, что делает жизнь орловчан хотя бы немного легче и комфортнее. Между тем, как выяснилось из упомянутого выше документа, эти расходы чиновники-финансисты посчитали лишними: в плане имеется пункт, предлагающий «исключить финансирование наказов избирателей за счет средств городского бюджета начиная с 2024 года». Если план будет утвержден (а завизировать его должны губернатор Клычков и мэр Парахин), то на выполнении наказов избирателей в городе Орле можно будет поставить жирный крест. Конечно, гипотетически мы допускаем, что деньги на эту строчку могут выделяться из областного бюджета, но верится в это с трудом.
Следующая жертва, намеченная согласно плану, – это муниципальные учреждения образования и, соответственно, их сотрудники, воспитанники и их родители. Здесь пунктов много, и объединены они общим названием «Дорожная карта по оптимизации системы образования г. Орла, предусматривающей меры по оптимизации расходов на оплату труда в образовательных организациях г. Орла».
Итак, «дорожная карта» предусматривает, во-первых, проведение реорганизации не менее 30% образовательных учреждений путем объединения организаций одного типа (или разных типов) с целью сокращения юридических лиц и, соответственно, административного персонала, финансово-экономической и бухгалтерской служб.
Во-вторых, предлагается изменить режим работы большинства групп в детских садах – 10,5 часов вместо 12 часов и установить дифференцированную родительскую плату в зависимости от продолжительности пребывания ребенка в детском саду.
В-третьих, в дошкольных учреждениях планируется сократить число логопедических групп, а вместо них создать логопедические пункты. То есть, как мы поняли, дети с речевыми проблемами будут посещать не специальные группы, а обычные, а на занятия ходить в логопедические пункты.
В-четвертых, предусмотрено сокращение расходов на оплату труда внешних совместителей из числа педагогических работников.
В-пятых, сразу несколько пунктов в плане касаются ограничений расходов на оплату труда административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций.
Наконец, помимо «дорожной карты», в плане предусмотрена оптимизация расходов на физическую охрану учреждений образования. Это особенно «актуально» после жуткого происшествия в соседнем Брянске, где 14-летняя девочка спокойно прошла в школу с охотничьим ружьем мимо женщины-охранника и неработающих рамок-металлоискателей и открыла стрельбу по одноклассникам. Хватит ли у авторов плана ума убрать из него этот пункт? Не уверены.
Помимо «оптимизации» образовательной системы планировщики предлагают целый ряд пунктов, бьющих по бюджетникам.
Среди них, например, уменьшение общего объема фонда оплаты труда за счет сокращения численности органов местного самоуправления и казенных учреждений, а также недопущение принятия городом Орлом решений по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных майскими указами президента, и прочих категорий работников в размере, превышающем соответствующий уровень, установленный в регионе.
Подозреваем, что сокращение численности муниципальных чиновников кого-то даже порадует, но, как показывает практика, коснется оно рядовых служащих. Уверены, ни один из мэрских высокооплачиваемых начальников не пострадает. Страдать, помимо бюджетников, будут и другие граждане. Например, председатели домовых и уличных комитетов и ТОСов, которых намереваются лишить такой меры социальной поддержки, как 50-процентная компенсация оплаты коммунальных услуг. Или родители детей, получавшие льготы по оплате путевок в загородные оздоровительные лагеря. Теперь при установлении мер поддержки для этих граждан горсовету предлагается «учитывать принцип нуждаемости». Формально вроде бы все верно, но неясно, кто будет формулировать этот принцип. Если критерии нуждаемости в льготах на оплату путевок будет устанавливать региональная власть, исходя из величины прожиточного минимума, то не исключено, что многие семьи, чьи доходы хотя бы на несколько рублей этот минимум превышают, льгот лишатся.
При этом, что примечательно, но совсем не удивительно, в плане нет ни одного пункта, который касался бы сокращения расходов на содержание городских чиновников первого ранга. Ни мэр Парахин, ни его замы, ни прочие начальники рангом пониже, уверены, в зарплатах не потеряют. Более того, как сообщают конфиденциальные источники в мэрии, уже с ноября орловский градоначальник повысил себе зарплату – очевидно, решил сработать на упреждение, подозревая, что в новом году этого сделать, возможно, и не удастся.
Авторы плана также не решились экономить на расходах на охрану мэрии, на ремонтах кабинетов, на конкурсах и концертах, на непонятных инсталляциях и иллюминациях – словом, на всем, без чего доведенный до банкротства город может обойтись. Планировщики решили, что без денег и работы могут обойтись многострадальные бюджетники, а рядовые горожане обойдутся без фонарей и качелей во дворах.
Мы, конечно, не знаем, кто конкретно составлял пресловутый план, но почему-то нам кажется, что эти люди страшно далеки от народа. Потому что доведенный до банкротства город Орел – это не какое-то абстрактное муниципальное образование, это прежде всего – город, в котором живут люди, работают здесь и платят налоги. И им хотелось бы чтобы эти налоги на народ, проживающий в Орле, и тратились. Чтобы местная власть не оптимизировала, а развивала систему образования, чтобы родители не переплачивали за лишний час пребывания ребенка в детском саду, чтобы бюджетники получали достойные зарплаты и не тряслись от страха быть сокращенными. Чтобы избиратели, голосующие на выборах за депутатов, знали, что могут обратиться к этим депутатам с просьбой (наказом) залатать яму во дворе или установить карусели для детей, и депутаты не разведут руками и не скажут, что на это деньги в бюджете не предусмотрены – экономить надо. В противном случае избиратели могут задаться вопросом: а почему экономить надо на них, а не на тех, кто вогнал город в миллиардные долги? И теперь хочет за счет народа эти долги списать, получив субсидии? Может, списать следует кого-то другого?
По нашему мнению, весь план по финансовому оздоровлению Орла должен состоять из одного пункта. Того самого, который на последней сессии облсовета предложил депутат Виталий Рыбаков зампреду областного правительства Тарасову, заявив, что главная финансовая проблема города Орла – это мэр Парахин, и справиться с ней можно, только приняв кадровое решение. Мы считаем, решение должно быть примерно таким: «отстранить от занимаемых должностей мэра горда Орла и его заместителей, отвечающих за финансы и экономику города». Как не справившихся. Ну а дальше следовало бы подобрать профессионалов вне зависимости от расположения к ним губернатора Клычкова, и, уверены, они нашли бы способы поправить дело. Впрочем, в наших реалиях это уже из области фантастики…