№9 (47) от 23 ноября 2022 г.
Обсуждение бюджета на предстоящий год показало, что, хотя 2022-й и был тяжелым, впереди Орловщину ждут тоже не самые легкие времена. Впервые за последние годы ряд программ и проектов решено заморозить до лучших дней. Проект главного финансового документа региона разбирали на заседаниях практически всех комитетов областного совета с учетом профилей комитетов и тех поправок, которые вносили депутаты по тому или иному направлению. Итоговое обсуждение и утверждение параметров бюджета на 2023-й и два последующих года будет проходить на ноябрьской сессии облсовета.
Продолжаем помогать американцам?
Как отметила на заседании комитета по экономической политике руководитель облдепартамента финансов Елена Сапожникова, таблица поправок предусматривает изменения в проект бюджета на общую сумму около 12 миллиардов. Области необходимо предусмотреть довольно крупные суммы на софинансирование федеральных вливаний. В частности, речь зашла о софинансировании универсального детского пособия (нужно 199,9 млн). Со следующего года пособие будет универсальным, а сейчас оно раздроблено по возрастам. И область будет выделять свое софинансирование в размере 9%. Выплата этого пособия пойдет через Пенсионный фонд, – напомнила Сапожникова. Кроме того, рассматривается областной закон о выплате материнского капитала не только на третьего ребенка, но и на всех последующих детей. Также уменьшается ценз оседлости – и все это нуждается в дополнительном финансировании. Подробнее о других поправках мы расскажем в следующей части статьи.
У депутатов возникли вопросы по профилю комитета – были внесены шесть поправок. Три из шести были приняты. В частности, это средства на выплаты военнослужащим. Что характерно, эта строка принимается без суммы. Но если в следующем году потребуются дополнительные средства, то их источником послужит резервный фонд региона. Как пояснила Елена Сапожникова, пока нет соответствующей законодательной базы. Также приняты поправка в сумме 500 тысяч на ремонт фасада Русско-Бродского детского сада в Верховском районе и поправка на ремонт дороги в селе Сосновка Ливенского района. Другие поправки будут рассмотрены в случае наличия сэкономленных бюджетных средств.
Поправка об увеличении финансирования программы наказов избирателей пока не принята. Все дело в изменившейся ситуации. Если раньше область могла рассчитывать на дополнительные средства (в частности, на дополнительные сборы налогов), то пока вопрос по собираемости налогов не закрыт. Особо тяжело идет сбор налога на прибыль. Поэтому к прогнозам по доходам следующего года экономисты подходят крайне осторожно.
Депутатов возмутили налоговые льготы, предоставляемые тем компаниям, которые зарегистрированы не в Орловской области и даже не в России. Название фирмы не звучало, но с большой долей вероятности можно предположить, что речь шла о заводе «Керама Марацци», которому область год за годом предоставляет налоговые преференции. Тем более, что эта тема уже поднималась на одной из сессий облсовета, и там как раз фигурировала сумма в 80 миллионов. Депутаты предложили уменьшить эту налоговую льготу и хотя бы 40 миллионов дополнительно забрать на исполнение наказов избирателей. По словам народных избранников, поддерживать нужно не американцев, а своих жителей. Елена Сапожникова в ответ возразила, что льготы по налогу на прибыль даются инвесторам. И это не живые деньги, поэтому и забрать их вряд ли получится.
Вице-спикер Михаил Вдовин отметил, что у депутатов возникли вопросы по обеспечению безопасности региона. Он направил письма в профильные ведомства, чтобы выяснить, нужны дополнительные средства на безопасность или нет? По мнению депутата, расходы на гражданскую оборону, на пожарную безопасность должны быть увеличены. Но параметры бюджета по этим строчкам остаются без изменений. И во все колокола бьют почему-то не те ведомства, которые за это отвечают, а депутаты, которые вынуждены рассылать письма и спрашивать, нуждаются ли первые в дополнительном финансировании? – эмоционально отметил Михаил Вдовин.
Также возмущение парламентария вызвало состояние объектов образования и культуры. В качестве примера был приведен областной интернат в районе улицы Пушкина. «Там дети занимаются, 260 человек из сложных семей, там территория убита просто. Кровля течет. Парты образца 1941 года. Они попросили всего 600 тысяч на ПСД и 400 тысяч на систему теплоснабжения. Чиновники выдают желаемое за действительное! Мы по другому учреждению – по художественному училищу – не смогли достигнуть консенсуса в споре – нужно ли 500 тысяч на ремонт. Мы вынуждены будем завтра выезжать и разбираться на месте. Как можно не видеть, если кровля течет?!» – на повышенных тонах выступил вице-спикер. При этом Сапожникова отметила, что позиция департамента после последней встречи поменялась, и деньги на ремонт все же будут выделены.
«Титаник» становится все дороже и дороже
Как мы уже упоминали, поправки обсуждались на заседаниях практически всех комитетов. Так, на комитете по градостроительной деятельности и транспорту уточнили, что ко второму чтению проекта бюджета на 2023-й и на плановый период 2024 и 2025 годов была предложена 91 поправка, из них 53 поправки были приняты, 25 отклонены, а 13 поправок будут рассматриваться в зависимости от поступлений доходов. Замруководителя облдепартамента финансов Дмитрий Шахов отметил, что была принята очень важная для жителей региона поправка, касающаяся оказания мер поддержки для граждан, призванных на военную службу по мобилизации, проходящих военную службу по контракту и заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы, и членов их семей. Если в следующем году будет принято решение о втором этапе мобилизации, то деньги будут выделяться дополнительно. Кроме того, были предусмотрены средства на увеличение финансирования программы реализации наказов избирателей. Но средства будут выделены только при наличии дополнительных доходов бюджета. Кроме того, ко второму чтению появились новые расходы – в частности, увеличение суммы взносов по обязательному страхованию неработающих орловцев в связи с удорожанием стоимости медуслуг. Также, по словам Шахова, увеличивается доля софинансирования за счет средств области достройки так называемого «Титаника» – на эти цели нужно найти 245,5 млн. Дело в том, что изначально на «Титаник» предполагалось выделить из федерального бюджета
1 миллиард 820 миллионов рублей. На областное софинансирование закладывалось 180 миллионов. Федеральная составляющая увеличилась, соответственно, возникла необходимость «подтянуть» и областное софинансирование.
Затянем пояса?
За счет чего в области решили «затянуть пояса»? Сразу на 130 миллионов рублей планируется сократить расходы на аппарат управления. 180 миллионов вычтут из прироста дотаций муниципальным образованиям.
25 миллионов сминусуют из программы создания равной транспортной доступности. Еще сто миллионов сэкономят на финансировании особой экономической зоны. Как отметил Шахов, эти расходы не признаны социально значимыми и потому подлежат сокращению в первую очередь.
Депутаты уточнили, за счет чего произойдет сокращение расходов на аппарат? Шахов отметил, что экономия в первую очередь будет касаться тех выплат, которые получали государственные гражданские служащие. Речи о сокращении штатов пока не идет. «Порежут» премии, которые идут сверх установленного денежного содержания. Естественно, ни о каком улучшении работы государственных и гражданских служащих речи быть не может.
Депутат Виталий Рыбаков усомнился, что такое сокращение не отразится на качестве работы госслужащих – люди могут просто разбежаться. Также возникли опасения по поводу дотаций муниципальным образованиям, которые и так находятся в очень тяжелой финансовой ситуации. Достаточно посмотреть на ситуацию в том же Орле. Вопросы возникли и по транспортной доступности. Разве это не социально значимые расходы?
Единственный, пожалуй, пункт, который не вызвал вопросов, – это создание еще одной особой экономической зоны на Новосильском шоссе. По мнению депутатов, там и без всяких зон работают частники, и они оттуда не уйдут, даже если никаких зон создаваться не будет.
А вот по исключению 48 миллионов, ранее запланированных на больницу Боткина – главный центр борьбы с ковидом, есть очень серьезные сомнения, поскольку подобная экономия может привести к печальным последствиям. Также вопросы вызвало и исключение из списка финансирования очистных сооружений в Орловском районе. Сейчас канализация идет прямотоком в реку.
Дмитрий Шахов напомнил, что все предложенные к сокращению источники предлагалось финансировать как раз за счет федеральной составляющей. Поскольку доходный источник выпал, то пришлось искать, что можно «отрезать» от бюджета. Ведь власти не могут пойти на сокращение расходов на выплату зарплаты или социальных пособий. Что касается того же корпуса, который предполагалось построить для больницы Боткина, то соглашение о его строительстве пока не заключено. Поэтому данную строку расходов убрать безболезненно. По очистным сооружениям – заявку в Минстрое также еще не рассмотрели, поэтому «живого» сокращения не будет. Прервут выполнение проекта, который пока не реализуется.
Ложка меда
Также на комитете рассмотрели поправки в бюджет текущего года. Речь о поступивших суммах, которые нужно внести поправками и распределить по строчкам доходов и расходов. В целом доходы увеличены на 1 миллиард
611 миллионов рублей. Львиная доля (1,4 млрд) поступила из федерального бюджета. Но также дополнительно средства перераспределяются в дорожный фонд региона – сверхплановые доходы по штрафам за нарушение ПДД
(93 миллиона) и 45 миллионов – это добровольные пожертвования в бюджет. В связи со сложившейся экономией бюджетных средств по ряду муниципальных образований возникла необходимость перераспределить субвенции. Только одна субвенция пойдет на увеличение. Все остальные поправки – это перераспределение сложившейся экономии между муниципальными образованиями. Первая субвенция – увеличение расходов на обеспечение образовательного процесса (10,5 миллиона). Также больше денег будет выделено на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, на единовременное пособие гражданам, усыновившим детей-сирот, и на предоставление жилья детям-сиротам.
Сергей МИЛЯХИН
Комментирует депутат Орловского облсовета, председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий РЫБАКОВ:
– Который год за время руководства областью Клычковым депутаты областного совета принимают так называемый сбалансированный бюджет.
Рассмотрим одну из проблем, которые этот так называемый сбалансированный бюджет порождает. Совсем недавно новостное агентство «ОРЕЛТАЙМС» опубликовало информацию о предоставлении жилья детям-сиротам. Как мы знаем, орловские сироты вынуждены обращаться в суды, чтобы получить положенное им по закону жилье. Почему так происходит? Потому что в бюджете нет средств!
Эта проблема образовалась не за один год, она существует в течение нескольких лет! Поэтому первый вопрос к чиновнику Клычкову и его заму по финансам Тарасову: почему в бюджете нет денег на покупку квартир детям-сиротам? Ведь, по утверждениям представителей исполнительной власти, у нас в регионе был сбалансированный и бездефицитный бюджет в 2018, 2019, 2020, 2021 году… Отсюда второй вопрос к Клычкову: если бюджет принят без дефицита, если он сбалансированный, то где деньги?
Получается, из года в год Клычков и его команда не предусматривали в бюджете должного финансирования этой строки расходов? Почему? Ведь, я уверен, все фракции облсовета единогласно поддержали бы инициативу выделить достаточное количество средств для решения проблемы жилья для детей-сирот. Думаю, по той простой причине, что, если бы в бюджет были заложены эти средства в полном объеме, то он перестал бы быть бездефицитным и сбалансированным, и региональным чиновникам нечем было бы хвастаться перед федеральным центром.
Ведь что таит в себе бюджет с нереальными показателями? Это значит, что на бумаге деньги есть, а по факту нет!
Например, приходит глава какого-нибудь муниципального образования к Клычкову и говорит: «У нас сбалансированный и бездефицитный бюджет?» Ему отвечают: «Да»! – «Тогда дайте денег на развитие района». А ему отвечают, что денег нет – и он уходит восвояси, иначе, если начнёт качать права, то ему быстро организуют разного рода проверки и оргвыводы (в чиновничьих кругах это называется «револьвер»).
Поэтому из года в год проблема росла, как снежный ком, и в итоге чиновникам все равно пришлось исполнять решения судов и предоставлять детям-сиротам жилье, которое, повторю, было им положено по закону. Вот только областному бюджету это обошлось дороже – в полмиллиарда рублей, включая судебные издержки. И возникает третий вопрос к товарищу Клычкову: почему из-за бездействия чиновников областной администрации, которые в течение нескольких лет не принимали должных мер для обеспечения жильем детей-сирот, должен платить бюджет? Ведь если бы руководитель департамента соцзащиты Гаврилина принимала должные меры и требовала выделить достаточное финансирование на жилье для детей сирот, а замгубернатора по финансам Тарасов закладывал бы в бюджет реальные средства, а не дутые цифры, судебные издержки из областной казны оплачивать бы не пришлось.
Но в погоне за красивыми цифрами и словами – «бюджет у нас сбалансированный и бездефицитный» – чиновники из команды Клычкова, как я полагаю, под его руководством, допустили необоснованные бюджетные траты. И, самое главное, эта же команда продемонстрировала недопустимое отношение к беззащитным людям, которые только вышли в самостоятельную жизнь и столкнулись с грубым нарушениям их прав, гарантированных государством. Замечу, что лично для себя Клычков смог организовать получение четырехкомнатной квартиры бизнес-класса в престижном районе Москвы по смешной цене (за 10% от реальной стоимости, как об этом написали федеральные СМИ), а вот квартиры для орловских сирот пришлось выбивать через прокуратуру и суды…
Все вышесказанное дает мне основания для обращения в надзорные органы с просьбой разобраться с этим гордиевым узлом! И, если после проверочных мероприятий выяснится, что со стороны чиновников исполнительных органов власти во главе с Клычковым бюджету Орловской области был нанесён ущерб в особо крупном размере, органы должны будут дать правовую оценку тем, кто игнорирует законы Российской Федерации и не слышит нашего президента В. В. Путина, который неоднократно требовал от чиновников внимательного и чуткого отношения к людям.