№44 (186) от 17 декабря 2025 г.
Чиновники администрации Орловского муниципального округа, невзирая на дефицит муниципального бюджета, решили направить дефицитные деньги на повышение зарплат себе любимым. Причем сразу более чем на 20 процентов, то есть с двукратным опережением инфляции. Инициативу проявили на фоне массовых жалоб жителей округа на то, что администрация отказывает им в ремонте разбитых дорог, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете (см. статью «Дороги в Орловском МО: «Щебёнка влипла в нашу глину»). Свои аппетиты администрация обосновала в числе прочего тем, что чиновники, дескать, «находятся на передовой взаимодействия с гражданами» и обеспечивают социальную стабильность в округе и регионе. И если им не повысить зарплаты, то, очевидно, стабильность пошатнется.
Прокуратура чиновников несколько «притормозила», в результате зарплатные аппетиты снизились до 10 процентов.
Во имя и на благо
К ноябрьской сессии окружного совета был заготовлен целый пакет документов, за который предлагалось проголосовать депутатам. Если конкретно, то Орловский окружной совет под руководством небезызвестного нашим читателям Николая Галкина наштамповал серию проектов решений, в соответствии с которыми должностные оклады главы округа Александра Черных, работников окружной администрации, Контрольно-счетной палаты и аппарата окружного совета с 1 января 2026 года должны были вырасти сразу на 20,7%.
Для обоснования такого солидного повышения заместитель главы администрации округа по экономике, финансам и сельскому хозяйству господин Алешин подготовил пояснительные записки (по каждой категории работников), которые читаются просто на одном дыхании, как поэма!
Вот что пишет господин Алешин, разъясняя депутатам, почему необходимо повысить зарплаты чиновников именно на 20,7%.
«По прогнозу Минэкономразвития, годовая инфляция в 2025 году составит 6,8%», – ссылается господин Алешин на официальные данные и тут же поправляет министерство, подключая неких «независимых экспертов»:
«Реальный инфляционный рост цен в годовом выражении за 10 месяцев 2025 года, по данным независимых экспертов, составляет 16%… В текущем году ускорился рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. Среди товарных категорий наиболее высокий рост цен зафиксирован на автомобили и технику – 20-45%, ГСМ – 8-9%, услуги транспорта – 12%, услуги ЖКХ – 12%, аренду жилья – 21-25%, одежду – 20%, молоко и мясо – 20%, сыр – 13-14%, масло сливочное – 35%, масло растительное – 21%, хлебобулочные изделия – 18%, макаронные изделия – 12%, кофе – 30%».
Очевидно, из этих показателей господин Алешин вывел среднее арифметическое, и чтобы чиновникам администрации и работникам окружного совета в наступающем году хватало зарплат на покупку авто и хлеба с макаронами, вместе с господами Галкиным и Черных определил процент повышения зарплат: 20,7%.
Данную величину господин Алешин подкрепил информацией об увеличении минимального размера оплаты труда:
«С 1 января 2026 года МРОТ будет увеличен на 20,7% и составит 27 093 рубля. За прошедшие четыре года (2022-2025) увеличение МРОТ составило 62%. За этот же период рост должностных окладов муниципальных служащих составил 33%», – констатировал в пояснительной записке господин Алешин и, очевидно, решив, что это непорядок, предложил «на основании вышеизложенного» увеличить должностной оклад главы Орловского муниципального округа господина Черных на 20,7%, как и оклады других, перечисленных выше, муниципальных служащих – от самого Алешина и прочих замов Черных до рядовых клерков администрации и аппарата окружного совета. При этом Алешин особо подчеркнул, что повышение зарплат чиновников является «не просто увеличением расходов бюджета, а целевыми инвестициями в человеческий капитал, которые напрямую скажутся на эффективности управления и, как следствие, на социально-экономическом развитии территории». В пояснительной записке о необходимости увеличить оклады работникам администрации господин Алешин пропел буквально дифирамб себе самому и своим коллегам, который, как мы считаем, необходимо процитировать, дабы жители округа знали, кому они обязаны своим счастьем. И не забывали, что за такое счастье надо платить. Итак, цитируем (грамматика и стилистика оригинала сохранены):
«В настоящее время средняя заработная плата по служащим администрации округа в месяц составляет 49 600 рублей. Среднемесячная заработная плата работников организаций и предприятий, работающих на территории округа, за 9 месяцев 2025 года по данным государственной статистики составила 73 900 рублей. Для эффективной работы (далее внимание! – Прим. ред.) с цифровыми платформами, проектным управлением и сложными административными регламентами требуются квалифицированные кадры. Высокая текучесть персонала (за период 2022 – 1.11.2025 годов из администрации округа по собственному желанию уволилось 135 человек) это подрывает преемственность, накопление опыта и стабильность работы Орловского муниципального округа» (!!! – Выделено нами – Прим. ред.).
Вот как надо себя ценить, – подумали мы, прочитав этот абзац пояснительной записки, и убедились, что чиновники окружной администрации вообще и господин Алешин в частности действительно ценят себя очень высоко.
«Муниципальные служащие находятся на передовой взаимодействия с гражданами, решая их повседневные проблемы, от чего напрямую зависит социальная стабильность не только в округе, но и регионе в целом» (!!! – Прим. ред.).
Вот это да! – подумали мы и еще раз перечитали комментарии в соцсетях тех самых граждан – жителей Никуличей, Вязков, Хардиково, Леженок и других населенных пунктов Орловского муниципального округа, которым выпало счастье побывать «на передовой взаимодействия» с окружными чиновниками. Почему-то граждане, чьи проблемы так самоотверженно «решают» муниципальные служащие, после такого «взаимодействия» не спешат их благодарить, а идут в СМИ или записывают видеообращения – хоть к кому-нибудь – в надежде, что об их проблемах узнают «наверху» и помогут. Впрочем, окружные чиновники, как мы поняли, благодарности от граждан и не ждут – их задача – начислить эту благодарность себе самим. В виде повышения зарплат. Что четко и ясно формулирует господин Алешин в своей пояснительной записке.
Бюджету округа такая «благодарность», по оценке прокуратуры, обошлась бы в копеечку. В частности, на содержание главы округа предлагалось прибавить полмиллиона из бюджета, на зарплату работников КСП – еще полмиллиона, 20 миллионов – на выплаты муниципальным служащим, а к установленным расходам на функционирование окружного совета хотели прибавить еще 782 тысячи.
По мнению господина Алешина (которое, как мы полагаем, разделяют и господа Галкин, Черных и председатель КСП Плахова), эти миллионы должны были поспособствовать поддержанию социальной стабильности в округе и регионе. Однако у прокуратуры сложилось иное мнение.
Приоритеты определены неверно
Мифы о стабильности и самоотверженности окружных чиновников развеяла прокуратура Орловского района, которая проверила законность проектов о повышении зарплат и дала на них свое заключение. Отрицательное, разумеется.
Во-первых, в этом заключении, утвержденном прокурором района Сергеем Блиновым, надзорное ведомство напомнило забывшимся депутатам и бюрократам, что дефицит муниципального бюджета на 2026 год составляет более 105 миллионов рублей (по сравнению с 2025 годом он вырос почти на 15 миллионов). При этом администрацией округа не исполнены судебные решения по исковым заявлениям на сумму более 7 миллиардов рублей! И, как отмечает прокуратура, в бюджет округа ассигнования на исполнение этих решений не заложены в необходимом объеме, а по некоторым статьям расходов и вовсе уменьшены – в отличие от расходов на повышение зарплаты.
Что касается социальной стабильности, то, как указывает прокуратура, заложенных в бюджете средств явно недостаточно на приведение автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ, организацию освещения, водоснабжения и водоотведения на территории округа, на переселение граждан их аварийного жилья и т.д. По мнению прокуратуры, такое распределение бюджетных денег является длительным нарушением прав граждан, поскольку все вышеперечисленное администрация округа должна делать во исполнение решений судов.
Свое мнение прокуратура подкрепляет конкретными примерами:
«Несмотря на длительное неисполнение решения суда об организации водоотведения в д. Хардиково, водоснабжения в д. Медведево, а также других населенных пунктах округа, на проектирование объектов тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения на 2026 год запланировано за счет собственных средств округа только 2 миллиона, что не обеспечит исполнение указанных мероприятий…» Более того, как отмечается в прокурорском заключении, эти расходы еще и сократили почти в пять раз (в бюджете 2025 года на эти цели было заложено более 10 млн рублей). Действительно, зачем сельским жителям водопровод и канализация, если главе округа и его подчиненным зарплат не хватает на булку с маслом, чтобы икра не скатывалась? Зачем детям новая школа в Овсянниково, на строительство которой в бюджете округа на 2026 год заложили всего 33,4 миллиона рублей (повторим: на повышение зарплат себе любимым окружные чиновники запланировали 20 миллионов), тогда как стоимость строительства – не менее миллиарда. Так что Овсянниковская школа построена точно не будет – несмотря опять же на решение суда.
Многодетные семьи, получившие от государства земельные участки под жилищное строительство, тоже не увидят на своей земле ни газа, ни воды, ни канализации, ни дорог, хотя суд обязал районные власти обеспечить их коммунальной инфраструктурой еще в 2020 году. Но на это требуется полтора миллиарда рублей, а в бюджет заложили только 17,4 миллиона – что поделать, нет денег!
Прокуратура перечисляет еще ряд расходных статей, на которые окружной администрации не хватает денег. И делает вывод:
«Несмотря на имеющиеся в Орловском муниципальном округе вопросы местного значения, которые требуют дополнительного финансирования, а также первостепенного решения, приоритеты при формировании расходных обязательств округа администрацией округа определены неверно. Таким образом, с учетом дефицитности бюджета округа, который в том числе увеличился в сравнении в предыдущим годом, повышение размера окладов муниципальных служащих на 20,7%, что в два раза превышает уровень инфляции, нецелесообразно и противоречит закрепленному в ст. 43 БК РФ принципу эффективности расходования бюджетных средств».
И что вы думаете? Депутатам окружного совета, а заодно и чиновникам администрации пришлось с прокуратурой согласиться. И повысить свои оклады всего на 10 процентов, то есть в пределах инфляции. Что интересно, на ноябрьской сессии окружного совета депутаты (за малым исключением) проголосовали за повышение на 10% так же дружно, как за несколько дней до того на комитетах дружно голосовали за повышение на 20%. То есть, если бы им сказали, что надо голосовать за 5% или за 35%, результат был бы тем же? Кстати, и господин Алешин представил на сессию точно такую же пояснительную записку, в которой привел те же самые доводы в обоснование 10-процентного повышения зарплат, что и в обоснование 20-процентного повышения. Вот интересно, останется ли теперь эффективность взаимодействия чиновников с гражданами на прежнем уровне или снизится в два раза? И вдруг за социальную стабильность гражданам придется доплачивать отнятые у бюрократов 10% из своего кармана? Впрочем, и те 10%, которые чиновники получат плюсом к своим зарплатам – они ведь тоже из нашего кармана, из кармана тех, кто платит налоги. И вправе требовать, чтобы эти деньги в первую очередь тратились на школы, дороги, водопровод, фонари, и уже во вторую – на содержание бюрократического аппарата. И то лишь в том случае, если этот аппарат работает и дает результат, нужный гражданам. Чтобы им не приходилось идти в прокуратуру и в суды.