№24 (121) от 10 июля 2024 г.
Сразу несколько вопросов, связанных с орловскими школами, рассмотрели депутаты горсовета на комитете по строительству. Речь шла и о проектировании новых учебных заведений, и о ремонте уже существующих. И по всем темам вскрылись довольно серьезные проблемы. Так, проект школы в 795 квартале не удается провести через экспертизу. Там нет гарантий финансирования. А средства дают только под уже готовый проект. Что касается ремонта школ, например, в проекты оказались не включены такие важные работы, как прокладка сетей для подключения оборудования. В итоге на выходе после ремонта город получит некие «полуфабрикаты», которые придется еще доделывать.
Проектное проклятие
Интересные детали вскрылись при обсуждении судьбы будущей школы на Раздольной. Экспертизу ПСД на этот проект поставили на паузу до тех пор, пока не будет подтверждения финансирования. Как отметил на тот момент еще руководитель ОМЗ Максим Лобов, по изменившемуся законодательству нужно предъявить документальное подтверждение того, что деньги на объект будут выделены. Еще в 2022 году была определена фирма, которая взялась разработать ПСД на школу в 795 квартале (это возле улицы Раздольной). А саму ПСД должны были сдать еще летом 2023-го!
Кстати, как сообщали наши коллеги из «ОрелТаймс», проблемы с ПСД по многострадальной школе в квартале 795 возникли изначально по вине проектировщиков. Так, в апреле 2024 года на том же комитете тот же Лобов рассказывал, что город «готовится судиться с подрядной организацией, которая занимается разработкой проектно-сметной документации для школы. «Они никак не могут загрузиться в экспертизу – не могут устранить первичные ошибки. Обещают загрузиться в мае месяце. Верится с трудом. Претензии уже были направлены. Сейчас, если они нам аргументированного ответа не дадут, пойдём в суд на взыскание просрочки», – цитировали наши коллеги Максима Лобова. https://oreltimes.ru/news/obshhestvo/vlasti-orla-gotovjatsja-suditsja-s-razrabotchikom-psd-shkoly-v-795-kvartale/ И вот теперь – новая напасть.
Уроборос
Депутаты на июньском комитете выразили сомнение, что город сможет получить финансирование до тех пор… пока не будет готова ПСД. Ведь именно под проект выделяют конкретные деньги. Обсуждение зашло в тупик – круг замкнулся. Ситуация напоминает мифического Уробороса – змею, держащую себя за хвост. Никто из городских чиновников не сумел ответить на вопрос, смогут ли в городе получить финансирование на объект с неготовой ПСД? «Теоретически такое возможно», – робко предположил кто-то из выступавших. «А практически?» – парировали депутаты. Оказалось, что в городе без документов на объект никто еще финансирование не получал. Область каким-то чудом смогла это сделать, но об этом расскажем чуть позже. Другое дело, когда реализуются федеральные целевые программы, и есть понимание и по объемам, и по адресам строек. Пока, увы, школа в 795 квартале ни в одном плане или программе не стоит – отметили участники комитета.
У депутатов возник логичный вопрос: зачем тогда город искал деньги на ПСД, если теперь все оказалось заморожено? Муниципалитет не готов взять на себя такие расходы, – напомнили представители горадминистрации. Ведь речь идет о сумме порядка двух миллиардов рублей, если не больше. Город выделил столько денег, сколько у него было, на ПСД и прохождение экспертизы. Теперь речь за вышестоящими бюджетами. Депутаты поинтересовались, «удалось ли залезть в очередь» на получение финансирования на новую школу? И здесь, увы, их тоже ждало разочарование. Никакой очереди по строительству школ нет, – огорошили народных избранников чиновники.
Что пнём сову, что сову об пень
Депутат Сергей Елесин напомнил, что находящийся ныне под судом и следствием господин Минкин (бывший первый заместитель мэра Орла) несколько лет назад заверял, что есть проекты школ, приблизительно похожих друг на друга. И что город будет готовить ПСД, так как федерация направит на места лимиты на строительство.
Сергей ЕЛЕСИН
«Сейчас ситуация разительно отличается даже в границах одного Орла. Например, по школе на Родзевича-Белевича также ПСД в экспертизе. Но при этом и контракт на строительство заключен, и лимиты доведены, и даже аванс подрядчику уже выплачен. Я эту схему тоже не понимаю – приехал министр, махнул рукой. Всем сказали, что школа будет. Финансирование выделили. Участок огородили – и все встало. Поясните, почему там проекта нет? Как надо правильно организовывать процедуру?» – задал вопрос Елесин.
По словам начальника управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла Никиты Митряева, со школой на Родзевича-Белевича была совершенно другая ситуация. «Там изначально выделили финансирование. И когда заключался контракт, речь шла о том, что школу сделают «под ключ». То есть одна организация и ПСД разрабатывает, и потом объект строит. Чтобы это организовать, необходимо было довести лимит бюджетных средств. На сегодняшний момент процедура следующая: разрабатываем ПСД, заходим с ней в экспертизу. В момент проведения экспертизы мы должны показать, что финансово готовы к выполнению этих работ», – отметил Митряев. В область запросы тоже направлялись, но там хотят видеть стоимость работ и положительное заключение экспертизы. То самое, которое не дают без финансов.
Со стороны происходящее напоминало старую поговорку про сову и пень – как бы ни поступали, а результат один. Стройка и по Родзевича-Белевича стоит, и в 795 квартале оказалась в тупике.
Земельный вопрос
Также на комитете вскрылись интересные детали по земельному участку под будущей школой. Депутат Сергей Себякин попросил объяснить, почему участок уменьшился по сравнению с первоначальными параметрами. Когда он только избирался первый раз депутатом, речь шла о школе на 1200 мест, а сейчас уже речь идет лишь о здании на 450 учащихся. Начальник управления градостроительства горадминистрации Мария Родштейн отметила, что земельный участок был сформирован 10 лет назад. По сравнению с первоначальными планами изменились нормативы, вернее, требования к земельным участкам. Если раньше допускалось прохождение коммуникаций под землями учебного заведения, то теперь такое инженерное решение не допускается. Из-за магистрального газопровода пришлось пересматривать проект. Но от территории, которая изначально предполагалась под строительство школы, ничего не отрезали, – заверила депутатов госпожа Родштейн.
При этом опять разговор вернулся к ПСД, которая действует всего 3 года. Если сейчас не удастся найти решение вопроса с финансированием, то ПСД просто пропадет, и весь огромный и дорогой пакет документов придется разрабатывать заново, а потом заново проходить госэкспертизу.
Действующие лица те же
Выступающие по следующему вопросу оказались те же, что и по новостройкам. Правда, теперь уже речь зашла про ремонт уже существующих учебных заведений. Начало было на позитиве. Одна школа даже идет с опережением графика. По другим у чиновников опасений не было. Зато вопросы возникли у депутатов. Ведь выездная комиссия побывала накануне комитета на всех объектах. И первое, на что обратили внимание народные избранники, – это графики производства работ. Чтобы контролировать процесс, не как это принято в Орле – «начали работу – закончили работу», а наблюдать за выполнением всех этапов, и как только произойдет сбой, сразу же принимать меры. Не дожидаясь окончательного срока, чтобы констатировать срыв сдачи всего объекта.
Вопросы возникли и по 39-й школе. На момент проведения комитета там велся демонтаж, который растянулся. И возник вопрос по замечаниям, которые направили в ОМЗ. На них ответа не дождались, из-за чего подрядчики вынуждены сдвигать свои графики. В принципе подрядчиков даже обвинить пока ни в чем невозможно, так как со стороны города в лице ОМЗ нет согласовании работ. «На данный момент не учтено благоустройство, которое будет разрушено к окончанию ремонта. Самое главное – берем 39-ю и 32-ю школы. Там не учтена «слаботочка». (Поясним для читателей: «слаботочка» – это комплекс проводов, кабелей и оборудования, работающего с помощью токов с низким напряжением (12–24 В). К слаботочкам относятся такие коммуникации, как интернет; локальная компьютерная сеть; телефонная связь; пожарная и охранная сигнализация; видеонаблюдение и т.д.) Мы сдаем школы, которые считаются современными, в которых не будет ни интернета, ни видеонаблюдения – ничего. Технология не учтена в проекте. Не учтены интерактивные доски, телевизоры в классах. Мы вынуждены будем все это делать потом, когда сдадим школу?» – отметил в своем выступлении депутат Владислав Гефель. «В 39-й школе оборудование для столовой не учтено. Даже если вы закупите оборудование, подведение электрики для него в ходе ремонта сейчас не делают. И самое плохое, что потом удастся это оборудование приобрести, и подрядчик будет уже другой, которому придется ломать все, что сделали, чтобы установить это оборудование. И гарантийные обязательства того подрядчика, который выполнял ремонт, снимутся. Очень много вопросов. Ощущение, что проект делался под определенную сумму. То есть отталкивались не от потребностей учебного заведения, чтобы школу отремонтировали, и дети радовались. А делается полуфабрикатом. С последующей доделкой. Мы понимаем, что сумма в контракте не окончательная. Если 32-я и 15-я школы – в графике, и хотя бы понятно, что они сдаются в августе следующего года, то 39-я школа сдается в феврале. И я думаю, все понимают, что она не сдастся в этот срок, так как объемы одинаковые. А по 32-й и 39-й работает один и тот же подрядчик, и 32-я школа сейчас в принципе по темпам опережает 39-ю», – добавил депутат.
Остались вопросы и по фасаду 32-й школы – там идет кирпичный пояс между 2-м и 3-м этажами. И чтобы минплитой обойти острые углы, там просто согнули минплиту. Там через пару лет в этом месте просто лопнет утепление, и стена будет промерзать. Не решен вопрос по креплению минплиты к стеклянным блокам. Нет благоустройства на территории – входных групп даже нет в проекте.
И опять вопросы к проектам
Уже много лет на Орловщине говорят о том, что ремонтом зданий и сооружений не должны заниматься врачи, учителя, и прочие далекие от строительных работ люди. Но раз за разом власти наступают на одни и те же грабли. Как отметил Максим Лобов, проект по ремонту учебных заведений делался под техническое задание, которое составляли… в управлении образования.
Как пояснили коллеги Максима Лобова, проект жестко регламентирует виды работ. Их всего 15. И там четко прописано, что может и чего не может быть. Соответственно, каждая школа предусмотрела, на что потратит 9 миллионов, которые были зарезервированы на покупку оборудования. Школы выбрали полное оснащение актового зала: кресла, сцена, оборудование звуковое и световое. Этих денег хватит и на замену ученической мебели на всю школу, и на оборудование всего одного профильного кабинета (как правило, это либо химия, либо физика). Дальше – исходя из потребностей.
Депутаты вернули обсуждение в прежнее русло: актовый зал должен учитывать всю необходимую проводку для подключения светового и звукового оборудования. Но кто и как будет это прокладывать? Дополнительные работы не учтены в проекте. Может возникнуть ситуация, что оборудование закупят и смонтируют, а розеток, чтобы его подключить, в стенах не будет.
Максим Лобов напомнил: чтобы внести изменения в проект, нужно пройти экспертизу. А прохождение экспертизы потребует подтверждения финансирования на необходимые работы. Власти видели, что из программы капремонта выпали многие существенные моменты с той же слаботочкой. «Не вы нам глаза открыли, но это не было заложено в проекты», – отметил Лобов. Депутат облсовета Виталий Рыбаков уточнил: обращались ли куда-нибудь местные власти, когда обнаружили, что в проекте есть существенные пробелы? Лобов ответил, что никто никуда не обращался, так как проект был сделан точно по техническому заданию.
Под конец комитета депутаты выразили серьезные опасения, что, если сейчас не утрясти эти «мелочи», то ремонт школ не завершится в обозначенные сроки. И сдача объектов будет перенесена до тех пор, пока не разработают новый проект и не доделают все необходимое для нормальной работы учебных заведений.
Также депутаты уже в который раз погоревали, что технические задания готовят не с привлечением специалистов, а доверяют такие важные моменты мало что смыслящим в тонкостях строительных работ педагогам.
Сергей МИЛЯХИН