№39 (136) от 13 ноября 2024 г.
Принцип «сам себя не похвалишь – никто не похвалит» давно стал основополагающим в деятельности орловских чиновников разного уровня. Под «похвалой» в данном случае мы имеем в виду материальные поощрения, которые руководящие должностные лица разных мастей и рангов назначают себе сами. Иногда подобные назначения заканчиваются уголовными делами, а иногда – не заканчиваются. Потому что производятся вроде как бы «на основании» и «в соответствии». И иной раз эти «основания» и «соответствия» дают чиновникам неограниченный простор для самопоощрений, причем премии и выплаты никак не зависят от коэффициента полезного действия поощряемых граждан. Щедрой рукой раздаются бюджетные деньги в виде квартальных и годовых премий, выплат к праздничным и выходным дням и даже к новогодним каникулам, а еще – за выполнение особо важных и сложных заданий, за работу в особо сложных условиях, и это – не считая всяких «иных» выплат. Как это происходит, наглядно видно на примере премирования председателя КСП Орловского муниципального округа Татьяны Плаховой, которая уже не раз становилась героем наших публикаций. Поводом для очередной статьи стало обращение в прокуратуру Орловской области депутата Орловского окружного совета Николая Грядунова, в котором он подробно раскрыл механизм самопремирования. По мнению Грядунова, подобная практика входит в противоречие с законом.
Надбавки, поощрения и иные премии
Итак, в октябре 2021 года решением Орловского окружного Совета народных депутатов председателем Контрольно-счетной палаты Орловского муниципального округа Орловской области сроком на пять лет была назначена Татьяна Викторовна Плахова.
С этого времени и до настоящего момента, как сообщает депутат Грядунов прокурору области Алексею Тимошину, председателем КСП систематически издаются и подписываются распоряжения «о премировании» и «о выплатах материальной помощи» должностным лицам КСП округа, в том числе и о выплатах премий и поощрений «самой себе».
Далее депутат раскрывает механизм оплаты труда сотрудников муниципальной КСП, прописанный в «Положении «О материальном и социальном обеспечении должностных лиц Контрольно-счетной палаты Орловского муниципального округа» (далее по тексту – «Положение») принятом решением Орловского окружного Совета в октябре 2021 года. Согласно этому документу, оплата труда работников КСП Орловского муниципального округа состоит из:
гарантированной части выплат, которая выплачивается независимо от результатов труда сотрудников КСП;
негарантированной части выплат, которая является стимулирующей частью и оплачивается в соответствии с распоряжением председателя КСП.
Заметим, в окружной КСП трудятся всего два человека – сама председатель и аудитор. По штату положен еще и инспектор, но эта должность вакантна – причем, как говорят, уже не один год. Но вернемся к выплатам.
Итак, председателю и аудитору КСП ежемесячно производится выплата денежного содержания, которое состоит из:
– должностного оклада;
– надбавки за особые условия работы (100% должностного оклада);
– ежемесячного денежного поощрения (100% должностного оклада);
– надбавки за выслугу лет (10, 15,20 или 30% от должностного оклада в зависимости от стажа работы).
Это гарантированная часть выплат. Теперь о негарантированной, или стимулирующей части, которая может выплачиваться, а может и не выплачиваться. К этой части относятся:
– премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
– «иные премии».
При этом негарантированная частьвыплачивается по распоряжению председателя КСП, то есть госпожи Плаховой. Она же определяет и размер премий. А он, в соответствии с Положением, может доходить до 200% – нет, не оклада, а ежемесячного денежного содержания. При этом интересно, что же понимается под «особо важными и сложными заданиями» и под иными премиями.
К первым Орловский окружной совет народных депутатов, принявший Положение, предлагает относить задания особой важности и повышенной сложности в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим работы). Более ничего не поясняется.
К «иным премиям» относятся премии квартальные, премии по итогам года, а также премии к Дню местного самоуправления, к Дню Орловского муниципального округа и к новогодним каникулам. «Иные премии» выплачиваются в размере до ежемесячного денежного содержания – при наличии финансовой возможности в бюджете. Судя, по премиям госпожи Плаховой, с финансовыми возможностями в бюджете Орловского района все в порядке. Например, в декабре 2021 года по распоряжению председателя КСП председателю и аудитору КСП была выплачена премия «в связи с Новогодними каникулами» – 100% месячного денежного содержания. В апреле 2022-го – премия с связи с Днем местного самоуправления – 100% ежемесячного содержания. В июне того же года – такая же премия в связи с Днем Орловского муниципального округа, в августе – премия «в связи с выполнением особо важных и сложных заданий», в декабре – квартальная премия (100% содержания).
В своем заявлении депутат Николай Грядунов обращает внимание, что «оплата за особые условия работы» и так уже включена в «гарантированную часть» месячного денежного содержания председателя и аудитора КСП. И фактически дублируется в негарантированной части. Хотя, на наш взгляд, ее вполне можно считать вполне гарантированной, поскольку, повторим, решение о выплате работникам премии за выполнение особо важных и сложных заданий и о ее размере принимается председателем Контрольно-счетной палаты, а себя, как известно, никто не обидит.
Секретное задание особой важности
Кстати, мы попытались найти на сайте КСП Орловского муниципального округа хоть какую-то информацию о том самом особо важном и сложном задании, за которое получила премию господа Плахова в 2022 году. Но вот беда, ни слова о нем на официальном ресурсе КСП нет. Есть, правда, отчет о деятельности КСП за 2022 год, а в нем загадочная фраза, что в этом году КСП «проводилась проверка отдельных вопросов по запросу прокуратуры Орловского района и поручению КСП Орловской области в рамках совместных контрольных мероприятий». На сайте областной КСП информация о совместной проверке опубликована – она касалась использования бюджетных средств в рамках программы «Комфортная городская среда» в Орловском муниципальном округе. Проверяющие выявили ряд нарушений – например, факты приемки и оплаты работ, не соответствующих сметной документации, по благоустройству дворовых и общественных территории в д. Жилина, п. Биофабрика, д. Истомино, п. Куликовский. Сказать, что нарушения были вопиющими, а потому работа аудиторов окружной КСП имела особую важность и была донельзя сложной – вряд ли будет правильно. Вот и областная КСП ограничилась всего лишь внесением представлений в адрес нарушителя (то есть окружной администрации) и не стала передавать материалы проверки в правоохранительные органы.
Что же касается «отдельных вопросов», которые проверялись по запросу прокуратуры Орловского района, то тут мы можем ограничиться лишь догадками. Дело в том, что летом 2022 года районная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции как раз в органах местного самоуправления Орловского МО. И установила, что председатель Орловского окружного Совета народных депутатов (господин Галкин) и председатель Контрольно-счетной палаты округа (госпожа Плахова) состоят в близких родственных отношениях с отдельными работниками администрации Орловского муниципального округа. При этом в повестку заседаний Орловского окружного Совета народных депутатов дважды вносился вопрос о рассмотрении проекта нормативных правовых актов о повышении заработной платы муниципальным служащим администрации, в том числе и их близким родственникам.
«В нарушение регламента Орловского окружного Совета народных депутатов рассмотрение проектов документов планировалось без соответствующих заключений Контрольно-счетной палаты округа и финансово-экономического обоснования администрации.
Вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции и бюджетного законодательства председателем окружного Совета и председателем КСП округа уведомления о возможном возникновении конфликта интересов в связи с наличием родства с работниками администрации и возможном получении их родственниками дополнительного материального вознаграждения в результате принятия соответствующего решения не направлялись», – отмечала прокуратура.
«По фактам нарушений прокуратурой были внесены представления в адрес главы Орловского муниципального округа, Контрольно-счетной палаты Орловского муниципального округа и окружного Совета народных депутатов.
По результатам рассмотрения актов реагирования прокуратуры Советом принято решение о применении дисциплинарных взысканий к председателю Совета и председателю КСП округа.
По требованию прокуратуры должностные лица направили соответствующие уведомления о возможном возникновении конфликта интересов», – сообщало надзорное ведомство.
Если под особо важным и сложным заданием госпожа Плахова подразумевала именно эту проверку, то следует признать, что премию она заслужила – очень сложно и не менее важно в ходе проверочных мероприятий выйти на саму себя. Такая самоотверженная работа, безусловно, достойна поощрения.
Премию заслужить надо
В отличие от председателя КСП Плаховой депутат Грядунов считает, что начисление премии самой себе несет в себе конфликт интересов, ибо решение о премировании председателя КСП председатель КСП принимает единолично и суммы опять же устанавливает на свое усмотрение (в пределах тех самых 200% за особо важные и сложные задания). В обращении к прокурору депутат даже приводит расчет, чтобы наглядно продемонстрировать«предельный разброс сумм», которые Плахова Т.В. может «сама себе» назначать за выполнение особо важного задания.
«Решением окружного Совета №283-МПА от 21.12.2023 г председателю КСП округа установлен оклад – 18 004 руб. «Ежемесячное денежное содержание» председателя КСП составляет: 18004 руб. (оклад) + 18004 руб. (100% оклада надбавка за особые условия труда) + 18004 руб. (100% оклада поощрение) + 6002 руб. (30% оклада надбавка за выслугу лет) = 60 014 руб. Размер премии за выполнение особо важного задания в соответствии с п.4 ст.4 Положения о материальном содержании КСП может быть до 200% (т.е. 2 ежемесячных содержания), следовательно, 60014 руб. х 2 =120 028 рублей.
То есть, решение о размере премии за выполнение особо важного задания принимается председателем КСП – Плаховой Т.В. единолично, в том числе и по выплатам «самой себе», и может разово составлять до 120 тысяч рублей и конкретную сумму этой выплаты (от 0 до 120 000 руб.) определяет сама председатель КСП – Плахова Т.В.», – пишет депутат. По мнению Николая Грядунова, которое он излагает в обращении к прокурору, «право на принятие решения по выплатам «самой себе» премий, поощрений и материальных выплат у Плаховой Т.В. – отсутствовало. Председателем Контрольно-счетной палаты вопросы по объективной оценке ее деятельности и результатов работы в целях выплаты премий: за квартал, год, к выходным и праздничным дням и материальным поощрениям на заседания окружного Совета не выносилось, представительным органом не рассматривалось.
Принятые решения (подписанные распоряжения) о выплате Плаховой Т.В. «самой себе» премий, поощрений и выплат материальной помощи, влекущие получение дохода, – являются проявлением «личной заинтересованности», которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
В нарушение «Порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Орловском муниципальном округе Орловской области о возникновении «личной заинтересованности» при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», утвержденного Решением Совета народных депутатов №177-МПА от 10.11.2022года – соответствующее уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председателем Контрольно-счетной палаты – Плаховой Т.В. в Орловский окружной Совет и комиссию по противодействию коррупции окружного Совета – не направлялось».
При этом депутат указывает, что премии по результатам работы за квартал, за год, за выполнение особо важного задания, «иные премии» и «иные материальные выплаты» председателю Контрольно-счетной палаты Орловского муниципального округа, предусмотренные «Положением о материальном обеспечении КСП», по своей правовой природе являются не гарантированными, а поощрительными выплатами, и их начисление и конкретный размер зависят от результатов деятельности председателя КСП, которые должны оцениваться окружным советом, поскольку именно ему подотчетна КСП. Соответственно, принятие решения о поощрении председателя КСП Орловского муниципального органа, в данном случае – о премировании председателя КСП округа по результатам работы за квартал, год, особо важное задание, выходным и праздничным дням и иные материальные выплаты относится к компетенции Орловского окружного Совета народных депутатов.
Действительно, в отдельных муниципалитетах такая практика существует. Так, например, в сентябре 2023 г. совет депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области утвердил «Положение о мерах по муниципальному и социальному обеспечению лиц, замещающих муниципальные должности в Контрольно-счетной палате…», в котором прописана процедура оплаты труда председателя местной КСП. Заметим, в Положении речь идет только о гарантированных выплатах – никаких «иных премий», премий за особо важные и сложные задания и т.п. – не предусмотрено. Председатель Рассказовской КСП получает ежемесячный должностной оклад и ежемесячное денежное поощрение, надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну (в размерах и порядке, определяемых федеральным законодательством), материальную помощь (два должностных оклада в течение года), единовременную выплату при предоставлении отпуска, а также единовременную премию. При этом, как гласит пункт 7 Положения, «единовременная премия… выплачивается в размере, не превышающем пяти должностных окладов в течение календарного года по решению постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, правотворчества и депутатской этики Совета депутатов Рассказовского муниципального округа». А основаниями для премирования являются высокие результаты деятельности КСП и активное участие в организации и проведении мероприятий, имеющих особо важное значение для округа.
То есть тамбовские депутаты четко прописали, что премию надо заслужить. В Орловской области – все иначе. Здесь считается, что назначение премий председателю КСП самим председателем КСП по усмотрению председателя КСП – это нормально и законно. Между тем существует судебная практика, когда подобные решения признаются противоречащими законодательству.
Возможность была, а право отсутствовало
В апреле 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции вынесла определение по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к К., администрации Октябрьского района о признании незаконными распоряжений о поощрении главы района и взыскании премиальных выплат.
Ситуация, которую рассматривала судебная коллегия, аналогична нашей: администрация Октябрьского района, возглавляемая К., в 2020-2021 годах издала ряд распоряжений о премировании К. на общую сумму 1 миллион 212 тысяч рублей, которые и были оспорены прокурором района в интересах муниципального образования. При этом, в «Положении о денежном содержании…» было прописано, что размер квартальной и годовой премии чиновникам администрации может устанавливаться как Думой Октябрьского района, так и районной администрацией. Чем администрация и воспользовалась, что называется, на полную катушку.
Однако прокуратура, а потом и суд пришли к выводу, что премии по результатам работы за год и за квартал носят поощрительный характер и должны зависеть от этих самых результатов. А оценивать результаты должны районные депутаты, то есть Дума, что входит в ее прямую компетенцию.
«То обстоятельство, что премии по результатам работы за квартал, год входят в состав денежного довольствия главы Октябрьского района, не означает, что глава Октябрьского района К, была вправе принимать решения о выплате самой себе премий в пределах и на условиях, установленных Положением о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности… поскольку глава района является подотчетным и подконтрольным лицом Думы Октябрьского района, а в указанном Положении предусмотрено, что конкретный размер премии устанавливается не только распоряжением администрации Октябрьского района, но и в первую очередь распоряжением Думы Октябрьского района», – отметил суд и признал распоряжения о выплате премий главы района самой себе незаконными и постановил взыскать с К. сумму вознаграждений, полученных с превышением полномочий.
Кроме того, суд усмотрел в действиях К. конфликт интересов. «Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате самой себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, свидетельствует о наличии конфликта интересов, в связи с чем данное лицо должно было принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, что в данном случае ответчиком сделано не было», – говорится в определении судебной коллегии.
Аналогичным образом конфликт интересов, по мнению депутата Грядунова, имел место и в действиях председателя Орловской окружной КСП Татьяны Плаховой, начислявшей премии самой себе и не уведомлявшей о таковом конфликте и не принимавшей меры к его урегулированию.
Суммируя все вышесказанное депутат Николай Грядунов обращается к прокурору Орловской области Алексею Тимошину и просит проверить законность всех распоряжений председателя КСП Орловского муниципального округа – Плаховой Т.В. о назначении премиальных, иных поощрительных денежных выплат и выплат материальной помощи должностным лицам КСП округа, в том числе и «лично самой себе» за период с октября 2021 года до текущей даты. Кроме того, депутат просит в судебном порядке требовать отмены незаконных распоряжений председателя КСП о назначении премиальных и иных выплат и поощрений должностным лицам КСП и Плаховой Т.В., а также через суд взыскать в пользу бюджета Орловского муниципального округа суммы премиальных выплат, поощрений и материальных помощей, полученных должностными лицами КСП, в том числе и председателем КСП, по незаконным распоряжениям председателя КСП – Плаховой Т.В. за период с 2021 по 2024 год включительно. Наконец, Грядунов просит прокурора в судебном порядке потребовать досрочного прекращения полномочий председателя КСП округа Плаховой Т.В. в связи с утратой доверия за нарушение требований и ограничений, установленных действующим антикоррупционным законодательством (не уведомление о личной заинтересованности и не урегулирование конфликта интересов).
Остается добавить, что заявление в прокуратуру Николай Грядунов подал 30 октября. Полагаем, в скором времени он должен получить на него ответ. С его содержанием мы обязательно познакомим наших читателей.