№10 (62) от 22 марта 2023 г.
8 марта «Орловская среда-плюс» опубликовала текст обращения к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину жителей Орла, которые пожаловались руководителю СК на волокиту при расследовании уголовного дела о неправомерных действиях должностных лиц администрации и хищении денежных средств в ТТП города Орла. В тот же день Информационный центр СК России сообщил о том, что Александр Бастрыкин затребовал у руководства регионального управления Следственного комитета доклад по этому уголовному делу. А через несколько дней председатель Орловского горсовета Василий Новиков получил из СУ СКР по Орловской области письмо, в котором старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел Надежда Кибалина попросила его обеспечить… явку депутатов в следственное управление. На допрос.
Напомним, уголовное дело по факту превышения должностных полномочий неустановленными лицами администрации города Орла (так в официальной формулировке), в рамках которого депутатов горсовета и вызывали в Следственный комитет, было возбуждено в сентябре прошлого года, после того как работники ТТП и жители Орла опять же обратились к Александру Бастрыкину и рассказали, как в Орле целенаправленно уничтожается муниципальный транспорт. Спустя полгода о ходе расследования дела, равно как и о его фигурантах – неустановленных лицах, нет никакой информации. Более того, «неустановленные лица», которых авторы обращения к Бастрыкину называют пофамильно, продолжают свою деструктивную, по мнению граждан, деятельность.
«В сентябре 2022 года с нами встретился руководитель Следственного управления СК России по Орловской области Пётр Юдин, по нашим заявлениям были возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц администрации г. Орла и руководства МУП «ТТП» для расследования преступных действий по замене троллейбусов на автобусы, по закрытию и разрушению троллейбусных линий и троллейбусного движения в городе Орле.
К сожалению, на этом все и закончилось. Злоумышленники до сих пор даже не отстранены от должности.
Мэр города Орла Юрий Парахин и его заместитель Ничипоров при поддержке губернатора Клычкова продолжают свою деятельность по разрушению троллейбусного движения, навязывают городу автобусы, при этом наносятся особо крупный ущерб государственному бюджету и вред интересам жителей, – говорится в обращении к Бастрыкину. – Александр Иванович, сообщаем Вам, что чиновники, виновные в разрушении ТТП, не останавливаются. Поэтому мы снова обращаемся к Вам за помощью. Мы просим Вас пресечь длительную волокиту и способствовать тому, чтобы Юрий Парахин понёс ответственность за свои действия, а также отстранению его от должности, так как это будет способствовать сохранению нашего трамвайно-троллейбусного предприятия».
Как говорится в официальном сообщении ИЦ Следственного комитета России, «в связи с повторными обращениями граждан Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Орловской области Петру Ивановичу Юдину представить доклад о причинах допущенной волокиты при расследовании уголовных дел, а также по всем озвученным в видеообращении доводам.
Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате ведомства».
Полагаем, именно с этим поручением Бастрыкина и связан всплеск активности орловских следователей, выразившийся в виде вызова на допрос депутатов Орловского горсовета. Сразу скажем, что депутатов Головина, Нерушева, Елесина и зампреда горсовета Негина в СК вызывали в качестве свидетелей. Как говорится в бумаге, подписанной старшим следователем Кибалиной, «для допроса по обстоятельствам участия в рабочих группах городского Совета по финансовой стабилизации деятельности МУП «ТТП».
Заметим, что рабочая группа по вопросам вывода МУП ТТП из кризиса, в которую вошли ка депутаты горсовета, так и представители руководства городской администрации и ТТП, была создана по поручению председателя горсовета Василия Новикова в ноябре 2022 года. Группу возглавил вице-спикер горсовета Владимир Негин. Первое заседание группы состоялось 8 ноября. К тому времени расследование уголовного дела по статье о превышении должностных полномочий «неустановленными лицами администрации города Орла» шло почти два месяца.
Так что в таком случае вознамерились узнать следователи у депутатов, вошедших в группу? Какие обстоятельства устанавливали? Как выяснилось, следователя Кибалину, в частности, интересовало – внимание! – рассматривался ли на заседаниях рабочей группы вопрос о замене электротранспорта ТТП на автобусы, и если да, то кто его инициировал, и какое решение было принято.
Мы не знаем, что конкретно отвечали депутаты на этот вопрос, но сама его постановка говорит о многом.
Дело в том, что рабочая группа была создана как совещательный орган, чтобы, как сообщалось на официальном сайте горсовета, «разобраться в ситуации в МУП ТТП». «Наша основная задача – сохранить наше муниципальное предприятие. В рамках работы нашей группы нам необходимо проанализировать экономическую ситуацию на МУП ТТП, действующий тариф, состояние подвижного состава и его характеристики, разобраться со штатным расписанием», – пояснял на первом заседании группы ее председатель Владимир Негин. Естественно, никаких решений о замене троллейбусов и трамваев на автобусы группа не принимала и по определению принимать не могла. Во-первых, у нее на это нет полномочий. Во-вторых, о замене троллейбусов на автобусы в обращении к Бастрыкину орловчане говорили еще в сентябре, а рабочая группа – повторим специально для следователя – собралась в ноябре.
Впрочем, полагаем, старшему следователю Кибалиной об этом известно. Думаем, известно ей и о том, что для замены троллейбусов на автобусы никаких специальных решений не требуется. Достаточно последовательно сокращать выпуск на муниципальные маршруты троллейбусов и увеличивать число муниципальных автобусов, закупая их в лизинг или за счет средств инфраструктурного кредита. Как это и происходит в городе Орле. И занимаются этим – причем открыто, не то что не скрываясь, а напрямую рекламируя свою деятельность в соцсетях и СМИ, мэр Парахин и его первый заместитель Ничипоров при полной поддержке губернатора Клычкова (о чем, собственно, и говорят авторы обращения к Бастрыкину). Для примера: буквально на днях пресс-служба мэрии Орла сообщила, что 20 марта 12 водителей муниципальных автобусов получили рекордную для предприятия зарплату – 51-58 тысяч рублей. А заодно гражданам напомнили: в ТТП есть свободные вакансии водителей автобусов. Про зарплату водителей троллейбусов и трамваев (которая едва ли дотягивает до 30 тысяч), равно как и про их вакансии, мэрия не сообщила ничего. А это значит, что курс на развитие автобусного движения и постепенное сворачивание троллейбусного и трамвайного будет продолжаться. Без всяких решений и оглядок на рабочие группы.
Поэтому полагаем, что вопросы о замене троллейбусов автобусами следует задавать не депутатам горсовета, а тем, кто непосредственно этой заменой занимается. Задавались ли такие вопросы «неустановленным лицам»? Или хотя бы тем, кто перечислен в обращении граждан к Бастрыкину? Если да, то какие ответы были получены? Боимся, что этого мы, увы, не узнаем. Еще сильнее боимся, что этого не узнает и Александр Бастрыкин. Ведь в докладе председателю следкома можно с чистой совестью и со ссылкой на депутатов указать, что опасения граждан не подтвердились, решений о замене муниципального электротранспорта на автобусы не принималось, дело расследуется, а фигуранты устанавливаются. И так – до следующего обращения граждан…