№1 (98) от 17 января 2024 г.
Под занавес уходящего 2023 года, 26 декабря, прокурор Орловской области Алексей Тимошин провел традиционную встречу с журналистами ведущих региональных СМИ. Опять же по традиции из двух десятков вопросов, заданных руководителю надзорного ведомства, большинство, по-хорошему, должны были бы быть адресованы вовсе не прокурору, а представителям городской и областной властей. Например, почему вовремя не вывозится мусор, или почему в Орле никак не построят приют для животных, с какой целью в областном центре массово вырубаются деревья, найдет ли кто-нибудь управу на управляющие компании и так далее и тому подобное. Впрочем, были и вопросы, непосредственно относящиеся к компетенции прокуратуры. Среди них сразу несколько касались так называемых громких уголовных дел, связанных с хищениями бюджетных средств. И в первую очередь – в ходе ремонта городских мостов, Красного и «Дружбы».
Редактор издания «Инфосити» Ирина Крахмалева напомнила, что два года назад тогдашний прокурор Орловской области Владислав Малкин заявил, что на мостах Дружба и Красном во время их ремонта действовала ОПГ. Журналистка попросила Алексея Тимшина рассказать о том, как движется расследование уголовного дела по фактам хищений на этих объектах.
Вопросы о мостах интересовали и других журналистов – в том числе и «ОС-плюс».
Вопрос «Орловской среды-плюс» касался «неустановленных лиц» из числа чиновников областной и городской администраций, причастных к хищению бюджетных денег в ходе ремонта Красного моста, о чем в свое время дал показания осужденный ныне экс-гендиректор фирмы-подрядчика «Ремспецмост» Евгений Подрезов.
– Установлены ли их имена, и если установлены, почему о них неизвестно общественности? И есть ли какие-то подвижки в деле о фальсификации подрядчиком конкурсной документации для участия в конкурсе на ремонт Красного моста, – поинтересовалась у прокурора области главред «ОС-плюс» Татьяна Филева.
Отвечая на вопросы журналистов, Алексей Тимошин напомнил, что в 2022 году в суде, где рассматривалось дело Евгения Подрезова, прокурор области лично представлял сторону обвинения.
– Суд четыре с половиной года лишения свободы ему дал. Подрезов был осужден за хищения денежных средств на трех мостах – Ливенский, «Дружба» и Красный, – сообщил прокурор, пояснив, что в общий объем хищений (всего около 80 миллионов рублей) вошли и 12 миллионов, украденные при замене деформационных швов на мосту «Дружба» на более дешевые, чем было предусмотрено проектом.
– Насчет фальсификации документов, чтобы зайти на Красный мост – это работы на объектах культурного наследия, которые подрядчиком якобы ранее уже делались. Это как способ совершения преступления, за что Подрезов был осужден, – продолжил Алексей Тимошин.
Прокурор также отметил, что в приговоре суда действительно говорилось, что Подрезов действовал совместно с должностными лицами администраций города и области. И добавил, что не имеет права комментировать информацию об их участии в хищениях:
– Уголовное дело еще находится в производстве. Поэтому не буду комментировать.
Еще один вопрос, который очень интересовал редакцию «Орловской среды-плюс» и который мы не преминули задать Алексею Тимошину, касался волокиты при расследовании резонансных уголовных дел. Звучал он так:
«Уважаемый Алексей Николаевич!
В конце ноября Вы проводили заседание коллегии прокуратуры области, на котором обсуждались вопросы законности при принятии другими ведомствами решений о прекращении уголовных дел, а также об отказах в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности. Было заявлено, что в 2023 году прокурорами выявлялись факты волокиты на досудебной стадии уголовного судопроизводства. То, что такие факты имеются – не секрет и для широкой общественности. Особенно, когда фигурантами уголовных дел являются высокопоставленные чиновники.
Так, например, с 2020 года длится доследственная проверка по факту строительства высококачественной дороги по ул. Никольской в деревне Кондырева к дому, где проживает мэр г. Орла; при этом на протяжении нескольких лет не проводится экспертиза оценки стоимости дороги (специалисты оценивают ее в 15 миллионов рублей, в материалах проверки фигурирует сумма – около 4 миллионов); неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись прокуратурой;
– более двух лет длится расследование уголовного дела по факту хищения 15 миллионов рублей при ремонте площади Жукова в Орла (один из фигурантов – бывший первый заместитель мэра Орла О. Минкин);
– отсутствует информация о результатах проверки по факту возможного вымогательства первым заместителем мэра Орла В. Ничипоровым компьютерной техники и денежных средств на ремонт служебного кабинета у индивидуального предпринимателя;
– длительное время не проводится лингвистическая экспертиза и наблюдается явная волокита при рассмотрении материала доследственной проверки по факту возможной фальсификации итогов выборов депутатов Орловского облсовета 2021 года; не дана правовая оценка действиям мэра Орла Ю.Парахина, который, как установила экспертиза, сделанная специализированным учреждением Минюста России, побуждал членов избирательных комиссий г. Орла фальсифицировать результаты выборов.
Все перечисленные факты волокиты заставляют предполагать, что сроки проверок и ведения следственных действий затягиваются намеренно, с целью дать возможность высокопоставленным чиновникам избежать ответственности перед законом. А это, в свою очередь, подрывает доверие общества к правоохранительным органам и веру людей в неотвратимость наказания за совершенные преступления.
На заседании коллегии прокуратуры в ноябре Вы потребовали жёстко реагировать на факты волокиты, вплоть до уголовно-правовой оценки действий (бездействия) должностных лиц органов предварительного расследования. Насколько эффективно выполняется данное требование? И когда мы узнаем о реальных результатах расследования перечисленных выше дел и доследственных проверок?»
Отвечая на наш вопрос, прокурор области прежде всего отметил, что все перечисленные материалы находятся в производстве.
– По трем материалам постановлений об отказе в возбуждении дела ли о прекращении дела нет, – пояснил Алексей Тимошин, заметив при этом, что прокуратура отменила очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении вице-мэра Орла Ничипорова по фактам возможного вымогательства. Напомним, проверка проводится по заявлению частных перевозчиков, которые утверждали, что вынуждены были «спонсировать» ремонт в служебном кабинете Ничипорова и покупку компьютерной техники для этого же кабинета.
– Я скован в комментариях, поскольку у нас есть УПК, в котором говорится, что только следователь вправе разглашать материалы, которые находятся у него в производстве, – заметил прокурор. – Это закон. Но общими фразами я отвечу: мы за ними надзираем, естественно, я обсуждаю эти дела и материалы проверок каждую неделю, спрашиваю со своих замов, с начальников отделов по их результатам. Давайте не будем забегать вперед. Все эти дела и еще ряд других резонансных дел я знаю – и никуда они не денутся. Вопрос в другом: по материалам проверки должно быть принято законное и обоснованное решение, с которым иногда общественность и пресса может не согласиться, – заключил прокурор.
И, наконец, в последнем вопросе, который мы задали прокурору Орловской области, шла речь о проблеме, актуальной для десятков тысяч жителей Орла – о работе городского транспорта.
Как известно, под занавес уходящего года мэрия Орла инициировала, а депутаты горсовета одобрили очередное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте. При этом организацию транспортного обслуживания в областном центре никак нельзя назвать удовлетворительной: на маршрутах частных перевозчиков до сих пор работают автобусы малой вместимости; интервалы движения на некоторых маршрутах составляют от 20 до 40 минут; в вечернее время транспорт просто исчезает с городских улиц. В ответ на жалобы граждан администрация города ограничивается формальными отписками о якобы принятых мерах, которые сводятся к предупреждениям перевозчиков о расторжении контрактов и проведению мониторинга за работой маршруток, что никак не влияет на изменение ситуации. То есть городская администрация, по нашему мнению, фактически бездействует. Но тарифы повышает с завидной регулярностью.
Поэтому мы и спросили у Алексея Тимошина, не считает ли прокурор, что в данном случае нарушаются права жителей областного центра? И есть ли у прокуратуры области на сегодняшний день реальные рычаги воздействия на должностных лиц администрации, чтобы побудить последних добросовестно выполнять свои полномочия по организации транспортного обслуживания населения в городе Орле?
– Вопросы соблюдения законности в сфере осуществления пассажирских перевозок у нас запланированы на следующий год в рамках работы прокуратуры области и будут рассмотрены на заседании коллегии, – ответил Алексей Тимошин. – Естественно, деятельность администрации города в рамках работы коллегии мы оценим и посмотрим полноту принимаемых мер. Результаты коллегии будем обсуждать, пригласим, опубликуем. Естественно, и нам поступают жалобы. И мы следим за СМИ, которые их публикуют. Я дополнительно поручу прокурорам, особенно городским четырем, проверить администрацию и вопросы соблюдения графиков по районам города, а потом опубликуем результаты и акты реагирования, которые внесем в адрес мэра города, – обнадежил глава надзорного ведомства.
И хотя прокурор не уточнил, когда именно состоится коллегия по транспортному вопросу, за прошедшие новогодние праздники «ОС» собрала фактуру, которая, как мы полагаем, поможет прокурорам разобраться в том, что в действительности, а не в отчетах мэрии происходит в транспортной сфере города. Ходить за фактами далеко не надо – достаточно открыть те же соцсети, где информации хоть отбавляй.
Так, уже 3 января, горожане в группе «Город Орел» в соцсети ВКонтакте кинули клич: «Маршрутки…ау!!!! Водители маршруток будут все 9 дней дома сидеть?». Как выяснилось, граждане, которые работали в праздничные дни, не могли добраться общественным транспортом ни на работу, ни тем более с работы – после восьми вчера маршрутки исчезли с городских улиц.
7 и 8 января случились очередные сбои в работе троллейбусов. Как сообщалось в паблике «Общественный транспорт Орла онлайн» в ВК, «был обесточен участок от Автовокзала до Тургеневского/Красного мостов. Троллейбусы 6-го маршрута крутились на участке Горького – «Трилистник». Маршруты 1 и 4 переводились на временные схемы движения, не затрагивающие Заводской район. Маршрут №5 работал без изменений.
Изношенность контактной сети и энергохозяйства ТТП в целом достигла критической отметки. Напомним, что уже 2 месяца троллейбусы не ездят на Выгонку», – резюмировали администраторы группы.
Наконец, уже 11 января в группе «Город Орел! Орловчане ВКонтакте» была опубликована жалоба жительницы города, которая написала о том, «что добираться до работы и до дома очень тяжело, так как люди не помещаются в плотно забитый транспорт. «А мы как должны добираться? Люди не вмещаются в эти сараи!», – не скрыла своего возмущения горожанка, подразумевая под сараями тесные «газели», где невозможно развернуться в салоне. Ее поддержали комментаторы, высказавшие свое мнение о ситуации с общественным транспортом в Орле:
«Ну давайте выйдем и перекроем движение в час пик (…) управление логистики в мэрии зря деньги получает!»
«Давайте начнём с того, что такие маршрутки предназначены для перевозки пассажиров на сидячих местах. Нас же набивают, как «селёдкой в бочку», но мы и этому рады».
Граждане также потребовали объяснений от администрации Орла и получили следующий ответ:
«Работа по замене имеющихся автобусов на автобусы большей вместимости ведется на постоянной основе. К сожалению, в связи со значительной стоимостью подвижного состава этот процесс не быстрый».
Честно говоря, комментировать очередную циничную отписку даже не хочется. Да и смысла нет – к нашим комментариям мэрия вряд ли прислушается. Другое дело, если их даст прокуратура. Надеемся, это произойдет в скором времени.
Татьяна Филева