№13 (51) от 21 декабря 2022 г.
В конце прошлой неделе в администрации Орловского муниципального округа обсуждали программу комплексного развития сельских территорий. Проще говоря, выясняли, насколько успешно областные и муниципальные власти обеспечивают сельских жителей водой и газом, как ремонтируют деревенские дороги, почему в сельских школах и больницах не хватает учителей и врачей, а клубы десятилетиями не видят ремонта. Государство который год выделяет немалые деньги на эти статьи, но жизнь селян в орловской глубинке почему-то не улучшается. Чтобы понять, в чем проблема, депутаты облсовета инициировали круглый стол, куда пригласили областных и муниципальных чиновников и попытались найти пути решения многочисленных проблем. Полагаем, инициатива была вызвана серьезными причинами: дело в том, что программа комплексного развития сельских территорий в Орловской области фактически провалена.

Провальный показатель
Очевидно, ни для депутатов, ни для председателя облсовета Леонида Музалевского не было секретом, что программа, на реализацию которой в регионах федеральный бюджет выделяет десятки, а то и сотни миллионов рублей, в Орловской области, мягко говоря, выполняется из рук вон плохо. Не случайно, открывая круглый стол, спикер призвал участников говорить правду, а не отчитываться исключительно об успехах. При этом Музалевский напомнил, что уровень жизни сельских жителей должен соответствовать современным стандартам.
– То есть требуется создавать условия для привлечения молодёжи на сельские территории. А для этого в первую очередь нужно реализовать весь необходимый комплекс социальных услуг, заинтересовать людей, мотивировать, – заявил Музалевский. – Сегодня нам предстоит обсудить развитие здравоохранения в сельской местности, образование, уровень занятости населения, развитие газификации, строительство и ремонт дорог, затронуть меры господдержки и эффективность реализации мероприятий государственных программ, направленных на развитие сельских территорий.
Говорить нужно предельно честно, на останавливаясь только на положительных моментах.
В случае необходимости Областной Совет готов обратиться в федеральные органы власти с просьбой об увеличении финансирования или расширении направлений программы комплексного развития сельских территорий. Убеждён, что выработка эффективных решений проблемных аспектов позволит нам повернуть ситуацию на селе в правильное русло».
Последнее замечание, полагаем, было сделано опять же не случайно – сейчас ситуация на селе от правильного русла весьма далека.
Напомним, в одном из прошлых номеров «Орловская среда-плюс» опубликовала информацию телекомпании «Истоки», которая со ссылкой на ответ администрации Орловского муниципального округа сообщила о том, что в 2021 году регион не смог в полном объеме освоить выделенные по программе развития сельских территорий средства. «По результатам оценки эффективности реализации проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, в соответствии с Методикой, утверждённой приказом Минсельхоза России, по итогам 2021 года Орловской области присвоена категория «Низкий уровень оценки эффективности реализации данных проектов», – цитируют «Истоки» ответ чиновников. – Связано это с тем, что Орловская область не смогла освоить выделенные на эти цели деньги. В результате региону пришлось средства вернуть в федеральный бюджет».
«В районной администрации пояснили, что по этой причине вся Орловщина к отбору проектов комплексного развития сельских территорий и сельских агломераций на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не допущена», – сообщили «Истоки».
Между тем в 2022 году деньги из федерального бюджета – пусть и не очень великие – около 43 миллионов рублей, регион все же получил. Если учесть, что выделяются они на условиях софинансирования из областного и муниципальных бюджетов, то эта сумма удваивается. Другой вопрос – насколько эффективно эти деньги тратятся.
Как рассказала депутатам заместитель руководителя департамента сельского хозяйства Орловской области Евгения Суровцева, наш регион «участвует во всех мероприятиях программы и каждое её направление отрабатывает с муниципальными образованиями». И даже статистические данные привела: мол, доля населения в сельской местности превышает федеральный показатель аж на 4%, что, очевидно, должно было продемонстрировать успешную работу чиновников. Однако иллюзию успеха разрушил вопрос депутата Ивана Грачева, возглавляющего комитет по региональной политике, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству. Полагаем, задал он его не просто так, ибо наверняка знал ответ. А спросил Грачев о простой вещи: сколько всего муниципальных образований участвуют в программе комплексного развития сельских территорий? Суровцевой ничего не оставалось, кроме как признать: на текущий момент – всего пять! Ну а спикер Музалевский, в свою очередь, констатировал: это провальный показатель. И напомнил представителю департамента, что с главами муниципальных образований необходимо проводить работу, дабы они стремились участвовать в программе. И вот с этим, как мы понимаем, проблемы. Ибо для участия в программе комплексного развития сельских территорий местные власти должны как минимум составить перечень объектов, которые необходимо построить или отремонтировать, обосновать эту необходимость, представить пакет документов в департамент и поучаствовать в софинансировании (хотя, возможно, и не во всех случаях). При этом, как отметил депутат Жилин, сегодня районные и сельские администрации не в состоянии даже содержать на балансе уже существующие социальные объекты. Здесь мы депутата Жилина несколько поправим: действительно бюджеты в муниципалитетах скудные. Но, как выяснилось, не во всех, и не настолько, чтобы отказывать себе во всем. Вот, к примеру, в том же Орловском муниципальном округе, где и проходил круглый стол, администрация легко отыскала в бюджете лишние 11 миллионов и предложила их направить… нет, не на развитие сельских территорий, а на повышение зарплат сотрудникам администрации. А районные депутаты это предложение с готовностью поддержали.
У них денег куры не клюют, а у нас на мостик не хватает
Итак, как стало известно ОС, на ноябрьской сессии окружного совета, то есть за месяц до окончания 2022 года, в муниципальный бюджет были внесены поправки, согласно которым сумма расходов на выплаты «персоналу государственных (муниципальных) органов» увеличивается на 11,1 миллиона рублей. Причем, какого-либо обоснования необходимости этих самых выплат депутатам не представили. Впрочем, последних это не смутило. Даже несмотря на то, что буквально за месяц до того, в октябре, глава Орловского муниципального округа господин Жуков уверял тех же депутатов, что в местной казне не хватает денег даже на выполнение наказов избирателей. И когда депутаты при обсуждении параметров бюджета на 2023 год приняли решение выделить по программе наказов каждому депутату по миллиону рублей, то Жуков «срезал» эту сумму до 150 тысяч. И депутаты с таким решением опять же согласились. Возникает резонный вопрос, откуда же в таком случае взялись деньги на выплаты чиновникам? Как оказалось, их «перекинули» из резервного фонда администрации! И такая рокировочка не смутила ни районную КСП, ни, как уже говорилось, депутатов. Впрочем, удивляться не приходится – большинство слуг народа, заседающих в Орловском окружном совете, прямо или косвенно зависят все от той же окружной администрации. И спорить с ней им же выйдет дороже. В сфере государственного и муниципального управления это называется конфликтом интересов. Судите сами. Дочь председателя окружного совета работает в финансовом управлении администрации. Заместитель председателя совета одновременно является референтом в администрации. Два депутата являются менеджерами в администрации. Еще несколько – учителя, директора школ, заведующие детскими садом и домом культуры. В чьих интересах будет голосовать такой совет? Ответ очевиден. Вот и получается, что для чиновников не жалко выделить из бюджета 11 миллионов на месяц, а избирателям хватит 150 тысяч на год. Неудивительно, что в двух шагах от областного центра жители сел и деревень Орловского района в 21-м веке живут без водопровода и канализации, без дорог и общественного транспорта. Буквально на днях стало известно, что жители села Сабурова только через прокуратуру и суд добились, чтобы из их села пустили автобус до Плещеевской больницы, потому что сейчас они вынуждены ходить по шесть километров до ближайшей остановки в поселке Знаменка. Повторим, это в 21-м веке, в ближайших пригородах Орла!
Те самые чиновники из Орловского муниципального округа, которые внезапно, в конце года, решили выплатить себе дополнительное вознаграждение из резервного фонда, находят массу причин, чтобы объяснять гражданам, почему они живут так, как живут, то есть плохо. Во время обсуждения проблемы развития сельских территорий на круглом столе на это обратил внимание депутат Виталий Рыбаков:

– Что говорит нам, депутатам, первый зам главы муниципального округа? Здесь нельзя, здесь программа не прошла… Там живут люди! Наш президент говорит, что именно муниципалитеты должны быть ближе к народу. Из ваших слов я этого не вижу. В вашем районе существует многолетняя проблема: у вас в крупных населенных пунктах не работает ни один канализационный коллектор. Все сбрасывается в близлежащие реки – Ока, Мезенка… У вас уже третий год в Вятском Посаде все в Рыбницу сбрасывается, и природоохранная прокуратура ничего не может с вами сделать. Идем дальше. Все знают улицу Мира в деревне Кондырева. Это как раз улица, где идет дорога к теще Парахина. Там есть речушка, и на мостике там до сих пор не сделаны нормальные перила, и не сделан пешеходный переход. То есть люди идут по проезжей части. А сейчас сугробы, и я не исключаю, что там может быть несчастный случай.

Отвечая на вопрос Рыбакова, Александр Черных признал проблему и пояснил, что ширина дорожного полотна на мосту не позволяет оборудовать там тротуар для пешеходов. Но перильное ограждение пообещал сделать в самые короткие сроки. Депутата такой ответ устроил не совсем.

– Я вам скажу, что надо делать, – заявил Виталий Рыбаков. – Делайте дополнительную пешеходную секцию. Цена вопроса – сто тысяч.
Сомневаемся, что руководство Орловского муниципального округа найдет эти сто тысяч. Резервный фонд, как выяснилось, здесь используется на другие цели, а в программу комплексного развития сельских территорий этот маленький, но столь важный для граждан мостик, боимся, включать уже поздно. Разве что через годик-другой… А пока граждане пусть по проезжей части походят. А от машин и увернуться можно – если что, перила упасть не дадут…
Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:

– На заседании круглого стола по развитию сельских территорий обсуждался большой спектр вопросов: благоустройство сельских поселений, здравоохранение, строительство дорог регионального и межмуниципального значения.
Чтобы эффективно использовать время, председательствующий депутат Ревин решил вместо длинных докладов о достижениях ограничиться обсуждением проблематики и путей решения проблем в районах Орловской области.
После выступления представителя профильного областного департамента, в котором он рассказал, как ремонтируются дороги в районах области, я взял слово и предложил депутатам, под протокол, ближе к апрелю 2023 года проехаться с депутатской проверкой по районам области, где ремонтировались эти дороги, по списку, и заодно пригласить в эту поездку журналистов уважаемых изданий «Орловские новости», «ОрелТаймс» и Орловская среда-плюс», чтобы они зафиксировали проблемы в ремонте дорог сезона 2022 года.
Убеждён, и депутатам, и журналистам будет на что посмотреть и на что обратить внимание, так как, по моему мнению, качество дорог в столице нашего региона и качество дорог в районах – это, как говорится, две большие разницы! Заодно проверим и толщину асфальтового покрытия, причем не в тех местах, где при проверке где указывал подрядчик, а там, где укажут депутаты! Считаю это будет объективно.
Также в апреле мы обязательно обратим внимание на то, кто из первых руководителей ОРЕЛГОСЗАКАЗЧИКА лично подписывал формы КС-3, так как мне стала поступать информация, что с приходом на должность руководителя этого казенного учреждения Ященко и его первого зама якобы были оформлены на третьих лиц доверенности на право подписи при приемке выполненных работ по причине якобы чрезмерной занятости руководства. Если при проверке это подтвердится и при этом после зимы обнаружатся многочисленные факты брака при выполнении дорожных работе, то необходимо будет ставить вопрос о персональной ответственности!
На круглом столе обсуждалась и такая важная для развития сельских территорий проблема, как качество медицинского обслуживания жителей.
Я обратил внимание заместителя руководителя департамента здравоохранения Николаева, что необходимо обеспечить бесперебойную работу высокотехнологичного диагностического оборудования в районных больницах – например, компьютерного томографа в Ливенской ЦРБ. Эта больница обслуживает целый куст близлежащих районов, поэтому надо незамедлительно организовать абонементное обслуживание этого оборудования.
На заседании также выступил первый зам главы Орловского муниципального округа, который поведал о значительных успехах района в плане благоустройства.
Говорил хорошо, оперируя разными программами развития района, а когда депутат облсовета Макаров спросил, почему в деревне Медведево до сих пор нет централизованного водоснабжения, начал искать тысячи причин невозможности прокладки водопровода в этом населённом пункте. Хочу заметить, что я лично посещал деревню Медведево. Этот населенный пункт находится в низине, а выше находится кладбище, где более ста тысяч захоронений, и не надо быть большим специалистом, чтобы понять, как трупная палочка может попадать в верхние водоносные слои – ведь у всех жителей этого посёлка вырыты колодцы, и не каждый может позволить себе пробурить скважину!
Я напомнил этому муниципальному чиновнику, что наш президент В. В. Путин не раз говорил в своих выступлениях, что именно муниципальная власть должна ближе всего к народу и создавать для людей комфортную среду. Но первый заместитель главы муниципального образования сослался на невозможность решения проблемы… из за того, что в этом населённом пункте нет производственной инфраструктуры, что вызвало у меня недоумение из-за такого отношения к людям и сомнения в его компетенции.
Так же я указал что в Орловском муниципальном округе в крупных населённых пунктах полностью не работают очистные коллекторы -нечистоты и фекальные массы напрямую сбрасываются в близлежащие водоёмы: пример тому – разрушенный канализационный коллектор в Вятском Посаде, где нечистоты напрямую сбрасываются в речку Рыбница!
Было решение суда о прекращении сброса, но коммунальные службы быстро сориентировались, и сброс в речку Рыбница, по моим наблюдениям, сделали в другом месте, о чем я незамедлительно сообщу в природоохранную прокуратуру на предмет возбуждения уголовного дела по причине злостного неисполнения решения суда!
Мое твёрдое убеждение: благоустройством надо заниматься после организации отстроенной, как часы, коммунальной инфраструктуры района, а не пускать пыль в глаза опытным депутатам областного совета.
Сейчас, как никогда, в нашем отдельно взятом регионе актуальна тема экологии, и нам, депутатам, не надо допускать, чтобы исполнительная муниципальная власть возводила «потемкинские деревни» – этот номер не пройдёт!
Мои выступления с заседания круглого стола смотрите в ВК и на канале ЮТУБ
https://www.youtube.com/channel/UC0dqfJ-dQAu5QHsLEYF1aeA
