№42 (94) от 6 декабря 2023 г.
В Орле много лет стоит проблема довольно развитого рынка нелегальных рекламных конструкций. При этом официальные билборды (доходы с которых идут в тощий орловский бюджет) зачастую стоят пустыми. В последнее время наметилась тенденция по зачистке города от нелегальных рекламных щитов. При этом другой (и очень значительный сегмент нелегального рекламного бизнеса) власти не хотят замечать в упор. Речь про переделанные автомобили, которые по закону использовать как рекламные конструкции нельзя. О том, как идет борьба с нелегалами, увидят ли когда-нибудь власти нарушения закона перед крупными торговыми центрами и на самых оживленных улицах областного центра, – разбирались депутаты профильного комитета облсовета.
Нелегальные баннеры убирают
Как проинформировал депутатов начальник управления госимущества одноименного департамента Дмитрий Запольский, департамент согласовывает предварительную схему размещения рекламных конструкций, проведение торгов по продаже права на заключение договоров по установке и эксплуатации рекламных конструкций, выдачу разрешений на установку баннеров и меры по борьбе с незаконными конструкциями. К моменту проведения заседания комитета схемы размещения рекламных конструкций были утверждены в 15 муниципальных образованиях. В этом году было рассмотрено пять проектов по внесению изменений в существующие схемы. Причем три раза документы подавал город Орел. Чтобы город не напоминал павлина и не был увешан рекламной сверх всякой меры, установлено зонирование. Весь Орел поделен на три зоны, в каждой зоне предусмотрено размещение определенных конструкций, например, в центральной (исторической) зоне запрещены огромные билборды.
В 2022 году схема Орла включала 374 места размещения рекламы. Из них 71 располагалось на частной территории. К концу 2023 года их число сократилось до 347 мест. Количество мест размещения рекламы сокращается, но доходы местного бюджета от размещения билбордов не сокращаются. Это связано с тем, что рекламные места торгуются на аукционе с повышением цены. Торги идут на электронной площадке.
В качестве меры антикризисной поддержки рекламораспространителей действует льгота в виде продления сроков действия договора на размещение конструкций и разрешения на установку на один год без проведения торгов. Этой льготой в регионе воспользовались 229 раз. При этом львиная доля – 197 разрешений – пришлась на Орел.
Нелегальные «рекламомобили» стоят на своих местах
Отдельный вопрос, который обсудили депутаты на заседании комитета, касался борьбы с незаконными рекламными конструкциями. В этом году были выданы предписания о демонтаже 114 незаконно установленных конструкций. 85 из них – в Орле. При этом исполнено было чуть более трети – 45 предписаний. Копии предписаний передаются местным властям для проведения демонтажа за счет средств местных бюджетов (в случае если владелец, получив предписание, сам не занимается демонтажом). Таким образом, сначала муниципалитет вынужден тратить на демонтаж нелегальной рекламы бюджетные средства, а уже потом взыскивать их с владельца участка или здания, на котором была установлена незаконная конструкция.
Депутатов заинтересовал вопрос: почему в Орле перед крупными торговыми центрами стоят автомобили на спущенных колесах с огромными рекламными баннерами на кузове? Напомним, Федеральный закон №38 от 13.03.2006 «О рекламе» (конкретно пункт 2 статьи 20) четко и понятно говорит: «Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается».
Между тем из ответа господина Запольского стало понятно, что либо в департаменте не открывали закон «О рекламе», либо чиновники не ходят, как простые смертные, пешком и ни разу не видели автомобили, специально переоборудованные под размещение рекламы. По крайней мере, выступающий отметил: «мы пишем, выдаем предписания». Хотя уже много лет идет речь о том, что такие автомобили необходимо эвакуировать на штрафстоянки. Техническая возможность для этого у Госавтоинспекции имеется. Незаконные «рекламомобили» стоят с государственными номерами, поэтому установить владельца, который потом должен будет оплатить штрафстоянку (а это опять же доход в бюджет), особых проблем не составляет. Если же машина стоит без номеров, то ее вообще необходимо срочно эвакуировать, поскольку кто знает, что это за машина, кто ее поставил перед крупным торговым центром и с какой целью.
В итоге депутаты попытались узнать, сколько же незаконных «рекламомобилей» было эвакуировано, но выступающий такой информацией не обладал. Впрочем, если взять для пример площадку возле ТЦ «Утёс», где машины с рекламой на кузове стоят годами, предписания не особо меняют ситуацию. Между тем городские и областные чиновники с завидной периодичностью жалуются на то, что некоторые рекламные билборды пустуют. И при этом по городу стоят десятки незаконных «рекламомобилей», которые отбирают как раз тех самых рекламодателей, которые могли бы приносить деньги в бюджет.
Депутаты решили не бросать тему и на одном из ближайших заседаний все же выяснить – сколько машин, специально переоборудованных под рекламу (что запрещено федеральным законом), было эвакуировано на штрафстоянки? При этом, как выяснилось в ходе бурного обсуждения, самое сложное для чиновников – это наладить взаимодействие разных ведомств. Определять, нарушает ли автомобиль, на котором размещена реклама, нормы закона, может и должен профильный департамент. (Ведь десятки и сотни авто с рекламными надписями ничего не нарушают, потому что не были переоборудованы под рекламные конструкции). А эвакуировать нарушителей может только ГИБДД. Высока вероятность, что ситуация с незаконными «рекламомобилями» станет своеобразной иллюстрацией басни про лебедя, рака и щуку. И в Орле так и будет пышным цветом цвести незаконный рекламный бизнес. Официальные баннеры будут по-прежнему пустовать. А чиновники будут все так же плакать, что в бюджете не хватает средств.
А между тем владельцы нелегального рекламного бизнеса не сидят сложа руки. Если раньше на улицах города были сплошь ржавые «корыта», переоборудованные под держатели для рекламы, то наши коллеги засняли следующий этап развития – передвижные мини-киностудии. Грузовики оснащаются светодиодными экранами, на которые выводится показ рекламных роликов. Как мы писали выше, для официальных экранов требуются длительные согласования, да и не везде можно вешать такие конструкции. Зато «бычок» с кузовом-видеостеной можно поставить на любом самом оживленном перекрестке или напротив любого торгового центра. Даже в исторической зоне – ведь власти уже много лет в упор не хотят видеть таких нарушителей закона.
Сергей МИЛЯХИН