№43 (140) от 11 декабря 2024 г.
После шести лет «мусорной реформы» областные власти предприняли очередную (уже никто не вспомнит какую по счету) попытку навести порядок с вывозом ТКО. Напомним, большой скандал разразился на ноябрьской сессии областного совета, о чем мы подробно писали в статье «Крысы бегают, уши торчат, мусор лежит…» в №42 (139) от 4 декабря 2024 г https://orelsredaplus.ru/krysy-begayut-ushi-torchat-musor-lezhit/ Вероятно, это событие и стало «волшебным пенделем», после которого последовал жёсткий разговор на рабочем совещании с главами муниципалитетов. В минувший четверг замгубернатора Вадим Тарасов потребовал разработать четкую «дорожную карту», где будут перечислены основные проблемы и пошагово расписано – кто, как и в какие сроки будет исправлять выявленные перекосы. С одной стороны, звучит обнадеживающе. С другой стороны, многие вопросы завязаны на пробелах в федеральном законодательстве, что позволяет чиновникам и коммерсантам перекладывать ответственность друг на друга и уходить от решения проблемы. По крайней мере, последние шесть лет все ответственные за сбор, вывоз и захоронение мусора именно этим и занимались.
Осталось за кадром
Руководитель «Зеленой рощи» Александр Муромский напомнил, что регоператор создавался как раз для координации всех участников системы сбора, транспортировки, сортировки и последующего захоронения отходов. Переработка (хотя такая в области имеется) из поля зрения регоператора выпала, и это первая проблема, о которой на совещании не было сказано ни слова. Напомним, мы ранее писали, что предприятие «ЭкоСити» снизило в 2024 году процент отбора полезного вторсырья с 60% до скромных 15% именно по той причине, что отобранное сырье реализовать не получается. А если нет спроса, то какой смысл тратить время и силы на его сортировку и отбор? Как будет развиваться именно переработка вторсырья, что для этого делают власти и собираются ли каким-то образом развивать эту отрасль – увы, на совещании не прозвучало. И это очень показательно.
Второй момент, который опять же на совещании не обозначался, но который напрямую влияет на эффективность всей «мусорной реформы», – это формирование тарифов на ту же самую сортировку. Мы писали в одной из предыдущих статей, что на профильном комитете руководитель «ЭкоСити» Юрий Парахин указывал на явный перекос. Предприятия, которые отбирают больше полезных фракций, имеют меньший тариф, чем те, кто практически ничего не сортирует. В такой ситуации нет никаких экономических стимулов развивать сортировку. А если можно все валить, как и раньше на полигоны, то какой вообще был смысл затевать реформу? Увы, и эту проблему на совещании никак не обозначали. При этом к 2030 году будет необходимо направлять на сортировку 100% отходов, а захоранивать можно будет лишь половину «хвостов». Но нет никаких планов насчет того, как добиться этого показателя. Напомним, в прошлом году процент сортировки вместо роста, наоборот, был снижен! «Экополис» заявляет об отборе 35%. Но при этом категорически отказывается раскрывать депутатам реальный процент отбора. Другие заводы отбирают еще меньше. И как они за 5 лет нарастят этот показатель до 50%, опять же никто не говорит.
Наконец, третий показательный момент. 75% всех орловских отходов сортируется на одном комплексе – «Экополис». Наше издание подробно писало, что с самого старта своей работы в январе 2024 года этот комплекс не выполняет всех изначально возложенных на него задач. И на днях наши коллеги из ТРК «Истоки» опубликовали ответ из областной прокуратуры, в котором говорится, что предприятие захоранивает отходы с нарушениями.
Читатель, наверное, уже догадался, что проблема нарушений при захоронении отходов новым «современным» комплексом также никак не освещалась при разборе проблем «мусорной реформы» в нашем регионе. Это говорит, с одной стороны, о том, что в регионе нет общего органа, который бы мог аккумулировать все проблемы. А с другой стороны, сорок минут жаркой дискуссии показали, что даже помимо обозначенных нами бед в этой сфере есть куча других болевых точек.
Взяли за жабры
В ходе совещания Александр Муромский обозначил наиболее острые моменты по состоянию на конец 2024 года:
несоблюдение перевозчиками периодичности вывоза отходов;
ненадлежащее техническое состояние контейнерных площадок и дефицит контейнеров, количество которых не соответствует фактическому объёму накопления отходов;
несанкционированное складирование рядом с контейнерными площадками отходов, не являющихся коммунальными. Это строительный мусор, грунт, ветки, автопокрышки;
крайне острый дефицит площадок для крупногабаритных отходов в многоквартирном жилом фонде; непринятие управляющими компаниями мер по оборудованию данных площадок вынуждает жителей складировать рамы, двери, старую мебель у подъездов. Это создает пожароопасные ситуации и сильно затрудняет работу перевозчиков по вывозу крупногабаритных отходов;
широкое распространение мешкового сбора коммунальных отходов, что создаёт ряд проблем, среди которых – ухудшение санитарного состояния и облика территорий, создание кормовой базы для безнадзорных животных и грызунов. Перевозчики вынуждены делать на маршруте сотни остановок и заменять механизированную погрузку контейнеров на ручной сбор мешков. По области мешками собирают мусор на 329 улицах.
Замгубернатора Вадиму Тарасову не понравился такой «обзор» без конкретных предложений – как и какую проблему можно решить? Вадим Тарасов взял один конкретный пункт (нехватку контейнеров) и на его примере попросил Александра Муромского показать, что и как можно сделать. Заранее скажем – вышло не очень. Так, оказалось, что в тарифе регоператора заложен всего 1% на приобретение контейнеров, чего явно недостаточно. Но по закону и органы местного самоуправления также могут приобретать контейнеры. Правда, непонятно, за счет отказа от чего местные власти должны это делать. Ведь новые расходы предполагают и новые доходы. За шесть лет реформ особо в этом плане продвинуться не удалось. В законах здесь конкретная черная дыра.
Между тем, в области (без учета дефицита 15%, или 3000 штук) сейчас 20 000 контейнеров. И они изнашиваются, выходят из строя и в итоге каждые 3-5 лет требуют замены. То есть нужно не только закрыть дефицит, но и обновлять выбывающие контейнеры. По итогам прошлого года показатель замены контейнеров явно не соответствует скорости их износа. Было куплено всего 368 контейнеров и отремонтирован 761. Каким образом удастся увеличить закупки – большой вопрос. По словам Муромского, на предприятии стараются ремонтировать все, что есть, чтобы продлить срок службы уже имеющихся. Кроме того, все контейнеры, которые стоят в многоэтажных домах, должны меняться и закупаться за счет средств управляющих компаний. Процент на это заложен в тарифы УК.
Между тем, один контейнер стоит без малого 10 000 рублей. То есть для покрытия дефицита нужно около 30 млн рублей. Замгубернатора поручил департаменту найти решение этой проблемы и представить до конца следующей недели. Но вернемся к 1%, который заложен в тарифе «Зеленой рощи». Напомним, что срок службы контейнеров – всего 5 лет. А это значит, что ежегодно нужно закупать по 4 000 новых емкостей. Но, судя по докладу Муромского, в этом году куплено всего 368. Как увязать эти две цифры – сколько нужно и сколько закупается?
Кстати, когда дошло до выступления мэра Орла Юрия Парахина, то он прямо заявил, что сломанные контейнеры будут заменены за счет имеющихся запасов. «Дано поручение заменить все контейнеры, которые находятся в резерве, – 150 штук, которые были куплены по программе. В Заводском районе полностью все сломанные заменим. Но ограниченные финансовые ресурсы не позволяют нам в дальнейшем закупать новые контейнеры либо их ремонтировать. Только в рамках тарифа у регоператора мы будем менять эти контейнеры», – отметил Парахин. Аналогичная ситуация и в других муниципалитетах. И длится это, напомним, уже шестой год! А между тем имеющиеся 20 000 контейнеров ветшают и скоро потребуется массовая их замена.
Схему поменяли, а дальше хоть и не рассветай
Очень больную тему затронул в своем выступлении глава Мценска Николай Кочетаев. Напомним, с 2024 года изменилась территориальная схема, и теперь все отходы на сортировку отправляются из Мценска под Орел (раньше там была своя сортировка). В итоге, если раньше мусоровозы могли забирать отходы с мценских площадок каждый день, то теперь интервал сократился в два-три раза из-за того, что машины очень много времени тратят на перевозку отходов в Орел и на обратные рейсы.
По словам Муромского, в Мценске делать, как раньше, в день по два-три рейса по контейнерам невозможно. «Мы сделали анализ проблем, которые сегодня есть в Мценске – для населения всего 242 контейнерных площадки. Этого крайне мало. Для примера: в городе Ливны, где схожее количество населения, расположено более 600 контейнерных площадок. Такой дисбаланс приводит к тому, что количество контейнеров нормативно не соответствует плотности населения. Все такие площадки нами выявлены, свои предложения мы дали, где нужно увеличивать количество контейнеров. Для решения этого вопроса Мценску передали 50 контейнеров и в следующем году еще 40 передадим», – отметил Муромский.
50+40 – это всего 90 контейнеров. А на площадке обычно стоит по несколько штук. Кто и за чей счет должен дооборудовать дополнительные площадки и закупить недостающие контейнеры – на совещании не прозвучало. Этот пример как нельзя более ярко показывает, к чему приводят непродуманные изменения в территориальной схеме.
Руководитель департамента ЖКХ Сергей Латынин считает, что здесь вина регоператора, который не заставил перевозчиков купить дополнительный транспорт или сделать площадки перегрузки. По его словам, все включено в тариф – либо создать станцию перегрузки и возить большими объемами, либо гонять небольшие мусоровозы и не успевать вывозить все с контейнерных площадок вовремя. Вадиму Тарасову не понравилось такое перебрасывание ответственности. Он поручил разработать конкретную «дорожную карту» по выводу Мценска из кризиса.
Еще одна беда – мценский перевозчик не имеет уборщика в бригаде. Машина приезжает, забирает три контейнера и уезжает. Потом приходит дворник и собирает мусор вокруг контейнера. По мнению мэра Мценска, это должен делать перевозчик, а не дворник. Ведь дворники работают с утра, а перевозчик может приехать и во второй половине дня. В итоге формально контейнеры вывезли, но вокруг площадки мусор не убран.
Из пустого в порожнее?
Еще одна проблема, которая остро встала еще до старта «мусорной реформы» и регулярно освещается в СМИ, – это выгрузка строительного и прочего мусора, не имеющего отношения к ТКО, на контейнерных площадках. Речь о том, чтобы оборудовать площадки видеокамерами, ведется абсолютно точно больше шести лет. И совершенно ни к какому результату эти разговоры не приводят. На совещании в очередной раз была обозначена необходимость установки камер видеофиксации. Правда, выяснилось, что помимо камер еще нужно отладить некоторые законы, которые позволяли бы привлекать нарушителей к ответственности.
Еще один вопрос, который также не решается уже 6 лет, – это оборудование контейнерных площадок под крупногабаритный мусор для многоквартирных домов. На совещании Муромский не смог сказать точно, сколько площадок еще нужно оборудовать в Орле, и какова цена вопроса. Но отметил, что иски в отношении УК подаются, и надзорные органы заставляют коммунальщиков оборудовать такие места сбора КГО. Если бы проблему взялись решать сразу, в 2019-м, то к 2024-му уже были бы данные: и сколько площадок создано, и какова цена вопроса для одной площадки, и какие проблемы возникают при их оборудовании.
Аналогичные проблемы возникают и с мешковым сбором. В теории необходимо оборудовать площадки с контейнерами, но на практике в частном секторе из-за очень тесной застройки и норм СанПиН бывает крайне сложно найти такую точку, куда бы жители могли приносить мусор. Более того, в Орле уже были случаи, когда площадки сначала оборудовали, а потом по жалобам жителей близлежащих домов заставляли убирать.
В итоге Вадим Тарасов отметил, что решить все озвученные проблемы можно. Пока же наблюдается только футбол – одни сваливают вину на других, другие – на третьих, а область зарастает мусором. Сергей Латынин парировал, что в области 20 000 контейнеров, а по нормативам достаточно и 15 000. То есть самая главная беда в том, что имеющиеся контейнеры несвоевременно вывозятся. Что мешает вывозить контейнеры своевременно, увы, никто так и не обозначил. Тем более для Орла нет проблемы дальних перевозок, как во Мценске. А контейнеры в областной столице переполнены.
В итоге было решено разработать дорожную карту по исправлению ситуации. И плюс еженедельно мониторить переполненные площадки. При этом меры по их расчистке должны быть четко прописаны и занимать не более одного рабочего дня. Орловцы и амчане уже в ближайшие дни своими глазами смогут увидеть, есть ли толк от подобных совещаний, или это было очередное переливание из пустого в порожнее.
Сергей МИЛЯХИН