№12 (50) от 14 декабря 2022 г.
В городской администрации прошли слушания по проекту бюджета областного центра на 2023 год. Документ еще будет дорабатываться на согласительных комиссиях, однако основные параметры уже вряд ли претерпят существенное изменение. Именно подход к формированию бюджета, а также заложенные в основной финансовый документ цифры и вызвали массу вопросов у аудиторов Контрольно-счетной палаты города Орла, а также у представителей профсоюза работников образования и депутатов горсовета.
Доходы могут быть больше?
Доходы бюджета города на 2023 год в целом пока планируются в сумме 3 млрд 46,6 млн рублей. Бюджет формируется с профицитом! По словам главного финансиста мэрии Алексея Степанова, это связано с необходимостью возврата в будущем году бюджетного кредита. Как мы уже упоминали, на момент проведения слушаний в проекте бюджета еще не были отражены безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Так, пока дотации в представленном проекте бюджета на 2023 год отражены в размере 163,8 млн рублей. Вместе с тем областным законом от 2.12.2022 года утверждены дотации бюджету города в размере 553,5 млн рублей.
На слушаниях выступил председатель комитета по бюджету горсовета Тимур Нерушев, который отметил, что в представленном проекте не в полном объеме отражены доходы от реализации имущества в соответствии с прогнозным планом приватизации: «Следовательно, плановые показатели по доходам от реализации имущества, реализации земельных участков необходимо скорректировать в сторону их увеличения в целом на 178,3 млн рублей». Народный избранник добавил, что по ряду неналоговых доходов не учтено реально возможное взыскание дебиторской задолженности, которая по состоянию на 1.10.2022 года составила порядка 310 млн рублей и увеличилась в сравнении с началом 2022 года более чем на 29 млн рублей. «На наш взгляд, это свидетельствует о нежелании главных администраторов указанных доходов повышать ответственность за возложенные на них полномочия в части проведения претензионной и досудебной работы по взысканию сложившейся дебиторской задолженности», – подчеркнул Тимур Нерушев.
КСП прошлась по болевым точкам
Одним из самых интересных на слушаниях было выступление аудитора КСП. Так, по словам выступающей, доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам завышены на 1,6 миллиона рублей по сравнению с прогнозным показателем главного администратора доходов – Управления федерального казначейства. КСП считает целесообразным согласиться с прогнозом казначейства и скорректировать цифры. Во-вторых, несмотря на существенный размер дебиторской задолженности по доходам от использования имущества (по состоянию на 1.10.2022 она составляет 309,7 млн), в 2023 году вообще не планируется погашение задолженности! Ни по доходам от аренды муниципальных земельных участков (а там долгов 15,4 миллиона), ни по доходам от неразграниченных земельных участков (172,7 миллиона рублей), ни по доходам от перечисления части прибыли МУПов (1,7 миллиона), ни по доходам в виде платы за наем жилого помещения (29,9 млн), ни по доходам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций (6,9 млн). КСП полагает, что это недопустимо, так как противоречит установленному законом принципу полноты отражения поступающих в бюджет доходов. Вместе с тем при определении размера возможного погашения задолженности КСП рекомендует исключить имеющуюся в дебиторской задолженности нереальную к взысканию задолженность (она числится за ликвидированными организациями, а также фирмами в стадии ликвидации и банкротства). В итоге планируемые показатели по упомянутым доходам требуют уточнения на сумму реально возможных поступлений.
В-третьих, у КСП имеются большие претензии к планированию доходов в виде платы за наем жилого помещения. Исходя из представленного расчета прогноз доходов на 2023 год не учитывает погашения дебиторской задолженности, которая ежегодно только растет и по состоянию на 1.10.22 составила 29,9 миллиона рублей. КСП обратила внимание на то, что было специально создано казенное учреждение «Жилищное управление». Однако за год своей работы все, что смогло сделать новое казенное учреждение, это нарастить темпы образования дебиторской задолженности в 2,3 раза. По мнению аудиторов, это свидетельствует о недостаточной работе по взысканию задолженностей. Также, по заключению КСП, поступления от перечисления части прибыли МУПов планируется уменьшить с 7,8 млн до 4,2 млн – сразу на 46%. Проведенный анализ показал, что отчисление части чистой прибыли планируется только по 7 муниципальным предприятиям из 14. Из них традиционно наибольший объем отчислений запланирован Аптекой №2 – 3,7 млн, или 88% от всей суммы, перечисляемой МУПами. По остальным муниципальным предприятиям планируются незначительные платежи – от 25 тысяч до 317 тысяч рублей. И при этом они существенно сокращаются в сравнении с 2022 годом, что свидетельствует о неэффективной деятельности МУПов.
Доходы в виде дивидендов по акциям запланированы в сумме миллион рублей (на уровне 2022 года). Из шести АО только по трем планируется поступление дивидендов (гостиничный комплекс «Орел-Отель», оптовый рынок стройматериалов и испытательная лаборатория). На протяжении нескольких лет нет дивидендов от ОРГД, УКС, «ОрелТеплосервис» в связи с их убыточностью. Однако никаких мер в отношении этих АО власти города не предпринимают, что может привести к субсидиарной ответственности города Орла перед кредиторами.
Также КСП обратила внимание, что в первом чтении не был утвержден прогнозный план приватизации на 2023 год, что противоречит бюджетному законодательству в части полноты необходимых документов. К тому же это не позволило обеспечить достоверность показателей доходов от приватизации. На ноябрьской сессии план приватизации утвержден, следовательно, необходимо скорректировать доходы в соответствии с этим планом. В КСП отметили, что в законе Орловской области между муниципальными образованиями распределены лишь 37% дотаций. Объем выделенных городу дотаций (553 миллиона) крайне недостаточен, в связи с чем КСП считает необходимым активизировать работу с обладминистрацией по вопросу реальной сбалансированности бюджета Орла.
Представитель КСП коснулась в выступлении не только доходов, но и расходов бюджета. Так, было установлено, что в проекте решения о бюджете не в полном объеме предусмотрены ассигнования на оплату труда работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, а также ассигнования на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, которая по состоянию на 1 ноября достигла планки в 872,6 млн рублей, а в бюджете заложено всего 153,7 млн – это противоречит основам бюджетного законодательства.
КСП также отметила предложение приостановить с 1 января действие решения горсовета о мерах соцподдержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в частных домах, участникам вооруженных конфликтов, получившим инвалидность, муниципальные стипендии талантливым детям и другие выплаты. В настоящее время нормативные правовые акты по этим выплатам продолжают действовать, следовательно, город не может просто взять и исключить эти выплаты из расходной части бюджета.
На школы денег нет?
От профсоюза работников образования выступила Людмила Сальникова. Она обратила внимание на существенное недофинансирование системы образования, которое заложено в бюджете 2023 года. Эта дыра не позволит ни школам, ни детским садам нормально работать. Людмила Сальникова подробно раскрыла свою мысль. Например, такая защищенная строка бюджета, как зарплата педагогов, обеспечена финансированием только на 9 месяцев. Вторая проблема (которая с каждым годом становится все острее и острее) – это техническое состояние зданий школ и детских садов, их ветшание. При потребности в 195 миллионов на проведение ремонтов в бюджете вообще не заложено финансирование по этой строке.
Дальше, как в сказке – с каждой страницей все страшнее и страшнее. Так, например, на 41% от потребностей предусмотрено финансирование по статье «содержание имущества». А это значит, что здания школ и детских садов не будут поддерживаться в надлежащем состоянии. 44% выделяется на оплату связи. Это означает, что образовательные учреждения вновь останутся без Интернета и телефонной связи. С финансированием 41% от потребностей учреждения не смогут заключить договоры на вывоз мусора, необходимую дезинфекцию, организацию обязательного медосмотра.
Верните городу налоги!
От имени Справедливой команды на слушаниях выступил депутат Сергей Елесин. Он отметил, что разрыв между собственными доходами и расходами бюджета Орла составляет примерно 1,7-2 миллиарда рублей! При этом ежегодно растут расходы.
«Каждый раз, когда губернатор перерезает ленточку и отчитывается об успешном вводе в строй школы, детского сада, парка или сквера – это очень здорово для граждан. Но на городской бюджет сразу же ложится дополнительная нагрузка. Новые полномочия не подкреплены источниками дохода. Это нужно четко понимать.
Из областного бюджета в качестве дотаций в 2021 году нам выделяли 1,5 миллиарда, в этом году – миллиард. В следующем году – 550 миллионов. Но большую часть из миллиарда, которые получил город в этом году, мы потратили на исполнение новых полномочий. У нас только судебные иски по переселению из ветхого и аварийного жилья достигли 350 миллионов и до конца года еще вырастут. То есть тех 550 миллионов, что сейчас заложены в качестве дотаций городу, с трудом хватит на исполнение обязательств только по этой строчке доходов.
На сегодняшний день город Орел собирает огромное количество налогов, но за счет межбюджетных отношений областной центр получает только очень малую часть от этих средств. Город собирает больше 20 миллиардов. 5% перечисляются городу от собранного НДФЛ – это ничтожно мало. Минимально, что город на сегодня должен получать, это полтора или 1,7 миллиарда рублей плюсом. Из года в год я вижу, что у школ заблокированы счета. В мире новых технологий школы сидят без Интернета. Как работать с теми же электронными дневниками? Поэтому область должна изменить подход и вернуть городу часть налогов (не 5%, как сейчас, а существенно больше), чтобы он мог исполнять все принятые на себя обязательства.
У нас есть МУПы, цель которых – прибыль, которую они должны приносить. По факту МУПы тянут город вниз. Это абсолютно неправильно, и работу нужно менять. Если вы знаете, перед первым чтением бюджета был протест прокуратуры, в котором они четко указали, что в расходной части недопустимо закладывать зарплату на 9 месяцев. Это же защищенная статья! И обратите внимание, что к первому чтению не были распределены даже эти 550 миллионов, что обещаны Орлу! Это говорит об отношении областной власти к городу. Эта система должна быть изменена!» – эмоционально выступил Сергей Елесин.
К сожалению, формат газеты не позволяет более подробно рассказать обо всех выступлениях на слушаниях – они длились полтора часа. Напомним лишь, что работа над основным финансовым документом будет продолжена и наверняка многие из прозвучавших замечаний и предложений будут учтены в итоговом варианте.
Сергей МИЛЯХИН