№11 (63) от 29 марта 2023 г.
31 марта на сессии Орловского облсовета губернатор Клычков будет рассказывать депутатам о работе регионального правительства, которое он возглавляет, в 2022 году. Именно рассказывать, а не отчитываться, хотя в повестке дня выступление Клычкова официально именуется отчетом. Но, на наш взгляд, депутатам предстоит выслушать именно рассказ, а не отчет, поскольку рассказать, как известно, можно все что угодно. А что неугодно – не рассказывать. И, действительно, Клычкову есть о чем молчать. Ну а мы молчать не будем. И расскажем о той стороне деятельности губернатора-коммуниста, о которой он вряд ли скажет хоть слово с трибуны в круглом зале обладминистрации 31 марта. У этой деятельности имеются характерные черты, и складывались они в течение нескольких лет губернаторства Клычкова. Их и обрисуем.
Долги идут в рост
Для начала – несколько скучных цифр, характеризующих финансовую политику Клычкова и его команды.
Стабильный рост государственного долга Орловской области – пожалуй, один из главных показателей «эффективности» губернатора.
Орловская область входит в число лидирующих субъектов, где государственный долг на 1.01.2023 год составлял 22,037 млрд рублей
За последние 3 года госдолг региона увеличился на 4,2 млрд рублей. Так, если на 1.01.2020 года он составлял 17,8 млрд рублей, то на 1.01.2023 года увеличился до 22,037 млрд рублей. При этом за последний год сумма государственного долга выросла более чем на два миллиарда рублей – с 20 млрд рублей (на 1.01.2022) до 22,037 млрд (на 1.01.2023).
Много это или мало? Для сравнения: в соседней, Курской области, по данным Минфина на 1 марта 2023 года, сумма госдолга составляет 10,3 миллиарда рублей, в Брянской – 11 миллиардов, в Липецкой – 13,3 миллиарда, в Воронежской – 20,9 миллиарда. При этом, как отмечает телеграм-канал «Акценты средней полосы», «сам по себе растущий госдолг еще не означает катастрофу. Многое зависит от размера и потенциала роста региональной экономики». Авторы канала сравнивают Орловскую область с ее «крохотным бюджетом» и долгом в 22 миллиарда, и Воронежскую, задолжавшую немногим меньше. При этом, как отмечает телеграм-канал, экономика Воронежской области «в разы мощнее соседской, и шансов выбраться из долговой ямы у нее куда больше».
Что же касается нашего региона, то по итогам 2022 года объем государственного долга составил 75% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. И, скорее всего, продолжит расти. Растет и долг областной столицы – города Орла, который на сегодняшний день составляет около 3,5 миллиарда рублей (с учетом кредиторской задолженности).
Неслучайно Министерство финансов РФ признает Орловскую область одним из худших субъектов по управлению финансами, поскольку региональная власть не исполняет обязательств по сокращению госдолга, своевременности его погашения и неэффективно использует бюджетные средства (как, впрочем, и муниципальная – в лице мэра Орла Парахина). Отметим, что «неэффективно» – это еще мягко сказано. Если же говорить не мягко, а правду, то за годы губернаторства Клычкова в Орловской области сложилась практика откровенного воровства бюджетных средств при исполнении государственных и муниципальных контрактов. И это еще одна показательная черта, характеризующая управленческий уровень губернатора-коммуниста и его подчиненных.
Сплошное мошенничество
Сообщения правоохранительных органов о возбуждении уголовных дел по фактам хищений бюджетных средств подрядчиками при попустительстве, а порой и прямом участии чиновников разных уровней в последние годы стали для орловчан привычными. Причем до такой степени что трудно назвать объект, который за период клычковского правления построили или отремонтировали бы, не украв ни рубля. Перечислим несколько самых ярких примеров. На первом месте здесь, безусловно, идут мосты.
Итак, при строительстве и ремонте Красного моста и моста Дружбы в Орле, моста через реку Сосну в Ливенском районе правоохранительными органами выявлены факты мошенничества, нанесшие ущерб бюджету области в сумме около 190 млн рублей, возбуждены уголовные дела. Работы на этих объектах выполнялись подрядной организацией ООО «Ремспецмост» (подробнее об этом и других подрядчиках мы расскажем в следующем разделе). Хищениям способствовало отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц администраций муниципальных образований и правительства Орловской области.
При проверке целевого и эффективного расходования бюджетных средств на реконструкцию моста через реку Зушу в Мценске выяснилось, что в результате недобросовестных действий подрядчика опять же при отсутствии должного контроля со стороны чиновников администрации города Мценска бюджету причинен ущерб на сумму 35 миллионов рублей, возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества.
Более 18 миллионов рублей было похищено при благоустройстве Детского парка в городе Орле. По данным обстоятельствам возбуждено два уголовных дела.
Установлены факты хищения бюджетных средств в сумме 4,1 миллиона рублей при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса в детском спортивно-оздоровительном лагере «Ветерок». Виновному должностному лицу, руководителю КУ «Орелгосзаказчик» А. Васильеву вынесен приговор – лишение свободы сроком на 2,5 года по делу о превышении полномочий при реализации нацпроекта «Демография».
Бывшего первого вице-мэра Орла Олега Минкина, который курировал строительство, благоустройство, дороги и транспорт, подозревают в злоупотреблении полномочиями при согласовании ремонта площади Маршала Жукова, после которого региональное управление СКР возбудило уголовное дело о мошенническом хищении подрядчиком 15 миллионов рублей.
Уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3, ст. 285 УК РФ) возбуждено против бывшего главы администрации Орловского района Юрия Парахина и его заместителя Вячеслава Селютина после ремонта дороги в Орловском районе. Выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме около 14 миллионов рублей.
При проверке эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам в Троснянском районе, установлено, что в нарушение требований законодательства должностными лицами администрации Троснянского района за счет средств бюджета были приобретены квартиры, не отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, – те самые печально знаменитые то ли бараки, то ли бытовки, в которые троснянские чиновники заселили сирот и которые в свое время так возмутили областного прокурора Владислава Малкина. При этом, как установили правоохранители, непригодное жилье еще и приобрели по завышенной стоимости. В результате СУ СК России по Орловской области возбудило уголовное дело в отношении бывшего директора ООО «Гранит», подозреваемого в мошенничестве. К уголовной ответственности были привлечены заместитель главы района и два сотрудника администрации, получившие по приговору суда от 3 до 5 лет лишения свободы.
Ущерб в сумме 7 миллионов рублей был причинен бюджету города Орла при закупке продуктов питания для городских школ (так называемых сухих пайков). Как выяснилось, заказчиками были допущены нарушения при обосновании начальной (максимальной) цены, а также процедуры заключения контрактов. Контракты были заключены с единственным поставщиком и по завышенным ценам. По данным обстоятельствам возбуждены уголовные дела, в том числе и в отношении должностного лица администрации г. Орла, ведутся следственные действия.
Наконец, буквально на днях стало известно, что прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении бывшего начальника УКС города Орла Дмитрия Кузнецова, которого обвиняют в злоупотреблении полномочиями и воспрепятствовании предпринимательской деятельности.
Теперь перейдем к нескольким «стратегическим» объектам, которые тот же губернатор Клычков любит преподносить как свои достижения – настоящие или будущие, несмотря на то, что дела на них идут далеко не так гладко, как хотелось бы областному начальству.
Прежде всего речь пойдет о строительстве школы на улице Зеленина в Орле. Как известно, срок ее сдачи перенесен на год, но это еще полбеды. В результате несоблюдения условий заключенного контракта, а также недобросовестности подрядчика строящийся объект может обойтись бюджету значительно дороже, чем предполагалось изначально. При этом следует учесть, что правоохранительные органы уже вскрыли хищение 30 миллионов рублей при строительстве школьной спортплощадки. В итоге УМВД России по Орловской области возбудило в отношении должностных лиц подрядчика (ООО «Техспецкомплект») и субподрядчика (ООО
«Р-Спорт») уголовное дело – разумеется, по статье мошенничество.
Аналогичным образом – из-за недобросовестности подрядчика и отсутствия должного контроля со стороны заказчиков – произошло удорожание строительства детского сада по ул. Ливенской в Орле. Стоимость объекта выросла на 116 миллионов рублей, то есть почти в 2 раза по сравнению с первоначальной утвержденной сметой. А самое интересное, что «непредвиденные» расходы компенсировались… за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области. При этом резервный фонд Правительства на 2022 год составлял всего 50 миллионов рублей.
В заключение расскажем об объектах из группы риска. Один из них – пресловутый аэропорт «Южный», который Клычков обещал построить, еще пребывая в статусе и. о. губернатора. Не прошло и пяти лет, как в ноябре 2022 года «Орелгосзаказчик» заключил контракт с НАО «Ирмаст-Холдинг» на выполнение работ по реконструкции объектов аэропортового комплекса Орел «Южный» (1-й этап: доведение инфраструктуры аэропорта до требований, предъявляемых к посадочным площадкам).
Стоимость контракта составила 1 миллиард 10 миллионов рублей, при этом заключен он с единственным поставщиком, и, соответственно, никакого снижения стоимости при торгах не было. Спустя считанные дни после заключения контракта на счёт подрядчика был перечислен авансовый платёж в размере 404 миллионов рублей. И это при отсутствии инженерных изысканий, проектной документации, госэкспертизы, то есть в нарушение нормы федерального законодательства. Согласитесь, очень напоминает историю с Красным мостом, где подрядчик просто растратил аванс, хотя и проект, и госэкспертиза в том случае имелись. Интересно, может ли Клычков поручиться, что деньги с аэропорта не улетят так же, как они уплыли с Красного моста? Сомневаемся.
Ну и, наконец, про самый известный и самый проблемный орловский объект – многострадальный «Титаник», то есть корпус областной клинической больницы, который не могут построить с 2006 года. Мало того, прежними подрядчиками на строительстве «Титаника» было украдено почти 230 миллионов, и уголовное дело по факту мошенничества расследуется до сих пор.
Как известно, на завершение строительства этого важнейшего социального объекта из федерального бюджета планируют выделить около 6 миллиардов рублей. При этом осваивать деньги будет московская фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей, которая, по данным «СПАРК-Интерфакс», последний раз исполняла госконтракты в 2016-2017 годах. Что вызывает вполне объяснимые сомнения – причем, продиктованы они не столько репутацией фирмы (о которой в Орле до последнего времени ничего известно не было), сколько тем, что именно эту компанию выбрали орловские чиновники. Потому что, как показывает практика, индивидуальный и весьма специфический подход к выбору подрядчиков стал в нашей области характерной приметой «клычковского» времени.
Искусственный отбор
Разумеется, губернатор подрядчиков не выбирает. Выбирают их чиновники разного уровня, представляющие организации-заказчики. Тем не менее в регионе существует неофициальный перечень так называемых «любимых подрядчиков губернатора», которые на протяжении нескольких лет получают десятки самых денежных, самых лакомых контрактов. Что, естественно, наводит на нехорошие мысли о коррупционных связях, а в ряде случаев эти мысли находят подтверждение в виде возбужденных уголовных дел. Расскажем о нескольких фаворитах, весьма успешно для себя осваивающих бюджетные деньги в Орловской области.
Начнем с ООО «Монолит Строй». Компания с уставным капиталом 10 тысяч рублей зарегистрирована в Москве. Имеет обособленное подразделение, зарегистрированное на территории Орловской области, в котором числятся всего четыре человека. При этом в 2020-2023 годах с ООО «Монолит Строй» заключено 18 госконтрактов на сумму 2 миллиарда 353 миллиона рублей. В их числе контракт на строительство и ремонт автомобильной дороги в Кромском и Сосковском районах (стоимость контракта 677 млн рублей), контракт на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Болхов – Витебск в Хотынецком районе Орловской области (стоимость контракта 351 млн рублей), контракт на ремонт ул. Пионерской в г. Орле (стоимость контракта 72 млн рублей), контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Дмитровск – Кромы – Красниково» в Кромском районе (стоимость работ 172,8 млн рублей), контракт на выполнение работ по реконструкции автодороги «Ливны – Красная Заря – Успенье» в Краснозоренском районе (стоимость контракта 144,3 млн рублей) и так далее, и так далее… При этом из шести контрактов, заключенных с ООО «Монолит Строй» в 2022 году, в четырех фирма выступала в качестве единственного поставщика, то есть получила их фактически без конкурса.
Еще один «любимчик» областных и муниципальных властей – ООО «Газресурс». По сравнению с московскими коллегами это более солидная воронежская фирма с уставным капиталом 100 тысяч рублей и штатом 26 человек. Правда, по объемам освоенных средств она значительно уступает «Монолит Строю»: за 2020-2022 годы «Газресурс» получил в Орловской области 17 госконтрактов на сумму 1 миллиард 026,4 миллиона рублей. Примечательно, что 12 контрактов на общую сумму более 600 миллионов рублей было заключено в 2022 году, несмотря на то, что годом ранее тот же самый подрядчик оскандалился с ремонтом улицы Октябрьской в Орле, и губернатор Клычков публично требовал от мэра Парахина покарать провинившуюся фирму. Последний, в свою очередь, обещал самые жесткие кары, тем более что «Газресурс» также публично обвинил мэрию в том, что чиновники якобы просили перечислить на счета конкретных организаций некую «благотворительную» помощь. Однако потом все как-то устаканилось – и «Газресурс» благополучно продолжил свою плодотворную деятельность в регионе.
Но, конечно, безусловным фаворитом в этом рейтинге является известное сегодня всей области ООО «Техспецкомплект», которое, несмотря на целый ряд уголовных дел, осваивало и осваивает народные деньги на самых известных объектах. В активе фирмы любимого подрядчика Клычкова Михаила Маркина – ремонт площади Маршала Жукова (цена контракта – 71,4 млн рублей, похищено 15 млн рублей), благоустройство территории «Детского парка» в Орле (цена контракта – 87,9 млн рублей, похищено 18 млн рублей), про школу на ул. Зеленина, где похищено 30 млн рублей, говорилось выше. Эти и прочие (в том числе налоговые) нарушения не помешали «Техспецкомплекту» с завидным постоянством получать подряды на благоустройство и строительство объектов в Орле и области – всего с фирмой Маркина заключено 18 госконтрактов на сумму 1,9 млрд рублей.
Естественно, при таких аппетитах, при таких принципах отбора подрядчиков и при такой неслыханной щедрости при финансировании объектов область будет и дальше купаться в долгах как в шелках, обрастать долгостроями и проваливать национальные проекты. На этих провалах остановимся отдельно. Хотя бы вкратце.
Яркие провалы
По информации прокуратуры Орловской области, в 2022 году прокурорами были выявлены многочисленные нарушения в рамках реализации национальных проектов. В частности, это факты несоблюдения сроков контрактов, некачественное выполнение строительных работ, отсутствие контроля и претензионной работы со стороны заказчиков, несвоевременное заключение контрактов и хищения денежных средств.
Среди самых ярких примеров – хорошо всем известные и уже упоминавшиеся выше долгострои – Красный мост, школа на улице Зеленина, детская поликлиника в Ливнах… Оправдывая провалы, областные чиновники на голубом глазу пеняют на подрядчиков. Так, например, в феврале нынешнего года на заседании профильного комитета облсовета руководитель областного департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Сергей Антонцев, объясняя депутатам, почему в ходе реализации нацпроектов область не сумела достигнуть ряда целевых показателей, заявил, что чиновников подводят подрядчики: дескать, некоторые из них, заходя на объекты, изначально имеют преступный умысел. Такого цинизма депутаты терпеть не стали (достаточно вспомнить, с каким напором и какими способами именно городские и областные власти «заводили» на Красный мост белгородскую фирму «Ремспецмост») – Вдовин тут же резко парировал:
– Если бы эти предприниматели не получали поддержку в кабинетах – всё было бы по-другому. Мы знаем уголовные дела по Орёлгосзаказчику, мы знаем ваших коллег, которые под домашним арестом сидят. Ну, что Вы? Вам фамилии назвать, людей, которые работали в этом здании? (здание правительства Орловской области. – Прим. ред.) https://oreltimes.ru/news/obshhestvo/deputaty-orlovskogo-oblsoveta-rasskazali-o-provalah-nacproektov-i-nameknuli-na-vinovnyh/
О том, что по нацпроектам подрядчики «работают» в связке с чиновниками, говорят и результаты проверок и контрольных мероприятий: в сфере осуществления закупок для государственных нужд выявлены нарушения на сумму 83,9 млн рублей, в их числе – упущенная возможность экономии бюджетных средств за счет необоснованного завышения начально-максимальных цен на оборудование в рамках исполнения национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» на сумму 78,5 млн рублей.
Всего же по материалам прокурорских проверок в этой сфере в 2022 году возбуждено 33 уголовных дела!
Примечательно, что подавляющее большинство нарушений было выявлено правоохранительными органами. А вот Контрольно-счетная палата подобными результатами проверочных мероприятий похвастаться не может, хотя в то время, когда ее возглавлял Иван Левин, именно материалы КСП становились поводом для работы силовиков и в последующем – для возбуждения громких уголовных дел. Однако, после того как Левина сменил протеже губернатора Клычкова Константин Паршин, подобная практика прекратилась: КСП взяла курс на выявление так называемых технических нарушений – как правило, это нарушения правил ведения бухгалтерского учета, прочих «мелочей». По результатам контрольных мероприятий в 2021-2022 годах ни одного уголовного дела возбуждено не было.
Заметим, что провалы в реализации нацпроектов не ограничиваются только пресловутыми долгостроями. Так, например, Клычков и команда фактически полностью провалили региональный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология». Об этом «ОС» писала неоднократно, но все же напомним: в Орловской области за четыре года мусорной реформы не введен в эксплуатацию ни один современный полигон для захоронения отходов, действующие – в Мценске и Ливнах – переполнены, мценский полигон эксплуатируется с массой нарушений, создает угрозу для экологии города и района, жители требуют его закрытия. В области крайне плохо обстоят дела с сортировкой мусора. При этом вместо решения этих острых проблем областные власти намереваются открыть мусороперерабатывающий комплекс и полигон в заповедной балке Непрец, в непосредственной близости от жилых кварталов орловского микрорайона Лужки.
Более чем печально обстоят дела в сфере реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография». Орловская область в антилидерах по числу онкологических заболеваний и смертности от них. У нас одни из самых низких зарплат в медицине, огромный дефицит медиков, хроническая нехватка льготных лекарств… Как итог – весьма плачевная демографическая ситуация. В 2022 году естественная убыль населения региона составила 8303 человека. Число умерших превысило число родившихся в 2,5 раза. В «Демографическом рейтинге регионов – 2022» Орловщина заняла пятое место с конца, понизив свое положение по сравнению с прошлым годом на три пункта – с 78-го до 81-го места.
Все это – реальные, а не декларируемые итоги деятельности губернатора и областного правительства, о которых, повторим, Клычков вряд ли расскажет с трибуны. По неписаной традиции губернатор, полагаем, «завалит» депутатов внушительными цифрами освоенных бюджетных средств и перечнем реализованных программ. Цену этим рассказам депутаты, конечно, знают – они ведь, в отличие от Клычкова, живут не в виртуальной реальности, как и их избиратели, которые судят о результатах работы чиновников по разбитым дорогам, закрытым мостам, разваливающимся ФАПам, очередям в поликлиниках, низким зарплатам, горам мусора и прочим «прелестям» орловской жизни. Другой вопрос, как оценят народные избранники эти результаты? Как и положено, по делам? Или опять поверят на слово?
Комментирует депутат Орловского облсовета Игорь Рыбаков:
– От доклада-рассказа товарища Клычкова никаких сенсаций на тему экономических прорывов в нашей области я не жду!
Хотя уверен, доклад-рассказ будет бодр и оптимистичен!
Но так ли все на самом деле? Нет, далеко не так, как товарищ Клычков докладывал нам на инвестпослании, когда сразу после его непродолжительного выступления с «веселыми картинками» и диаграммами первый ряд зрителей поспешно покинул зал, и Клычкову пришлось рассказывать своим подчиненным, как в регионе все растет и колосится!
Депутаты Справедливой команды областного и городского советов слушали эти россказни и похвалы в адрес Клычкова до конца мероприятия исключительно в познавательных целях, вспоминая при этом сказку Андерсена про голого короля, хотя в нашем случае правильнее было бы говорить про голого «воеводу»…
За пять лет горе-правления Андрей Клычков так и не сумел создать полноценный работоспособный управленческий коллектив. За эти годы сменилось более тридцати ключевых управленцев в его команде. Самые «яркие» ее представители – это Тиньков, Крымова и Нордстрем. При этом две последние, поработав в областном правительстве более трех лет, согласно региональному закону получат солидную надбавку к пенсии. Правда, остаётся вопрос – за что? Что ценного и полезного эти дамы сделали для нашего региона? На мой взгляд, ничего!
Мне вспоминается, как однажды я задал Крымовой несколько простейших вопросов по проблемам ремонта учебных заведений! Ответа ни на один вопрос от нее я так и не получил! А кто брал на работу такого специалиста? Клычков! И в этом случае приходит на память старинная русская поговорка: каков поп, таков и приход!
Хочу напомнить: товарищ Клычков – это главный распорядитель бюджетных средств региона, и он в ответе за каждый бюджетный рубль! И, как мы видим, на протяжении всех пяти лет его работы в регионе происходят хищения бюджетных средств в особо крупном размере. И, как ни странно, на пару с ним финансовыми потоками в столице нашей области рулит подследственный, пока еще мэр, Парахин, который, как и Клычков, везде оказывается ни при чем… А при уголовных делах остаются их подчиненные – блохины, васильевы, селютины, минкины, кузнецовы – всех и не перечислишь…
Очень наглядный пример – дело о хищении бюджетных средств на строительстве корпуса областной больницы, который в народе прозвали Титаником. Как известно, это дело передали в суд. Судят подрядчиков, которые, по версии следствия, похитили более двухсот миллионов бюджетных рублей.
При этом любой грамотный человек знает, что похитить такую крупную сумму бюджетных денег ни один подрядчик без сговора с чиновниками, которые по долгу службы курировали строительство «Титаника», просто не может.
И тогда сразу же возникает вопрос: а кто из членов правительства области курировал этот важный объект? Ответ известен: член правительства Орловской области, заместитель губернатора по финансовым вопросам Юрий Парахин.
И возникает, на мой взгляд, более чем странная ситуация: подрядчики идут под суд, а тот, кто авансировал, перечислял бюджетные средства, не предусмотрел возможные риски, остаётся на свободе? Так что это было за расследование? И кто у кого получает зарплату?
Подобных примеров за период губернаторства Клычкова можно привести множество: как говорится в русской поговорке, чем дальше в лес – тем больше дров…
Так что 31 марта мы в очередной раз выслушаем рассказ Клычкова о его «успешной» деятельности, которая, как считаю я и мои коллеги из Справедливой команды, к сожалению, целенаправленно ведет наш регион к банкротству.