№17 (69) от 24 мая 2023 г.
В Мценском районе произошла удивительная история, которая заставила нас вспомнить о пресловутой дороге к «тещиному дому», то есть к загородному особняку орловского мэра Парахина. Эту дорогу Парахин в свое время назвал «технической ошибкой», поскольку проложили ее не там, где планировалось по контракту, и оплатили бюджетными деньгами. Вот и в Башкатовском сельском поселении Мценского района должны были отремонтировать существующую грунтовую дорогу, ведущую в деревню Лукьяново, а вместо этого почему-то начали строить другую. Под видом ремонта. И опять же за бюджетные деньги. Причем часть этой «незапланированной» дороги прошла через земельный участок обыкновенного гражданина – орловчанина Алексея А. Правда, в отличие от орловского мэра, Алексей решил, что эту «техническую ошибку» чиновники должны устранить и понести за нее ответственность. И обратился в прокуратуру и суд. Судебные разбирательства еще продолжаются, а вот прокуратура, проводя проверки по заявлениям гражданина, выявила массу нарушений при строительстве лесной дороги – в том числе и экологических. Итак, вот что рассказал Алексей А. «Орловской среде-плюс».
Как сделать дорогу из «козьей тропы»
– В деревне, где я родился, где жили мои деды и прадеды, в 2019 году я оформил земельный участок площадью 1 га для ведения личного подсобного хозяйства. На участке расположен яблоневый сад, регулярное плодоношение которого я стараюсь поддерживать с помощью омолаживающих обрезок. Небольшой участок выделил под сенокошение. Планировал разместить небольшой дом и хозпостройки на месте старого дома и подвала, от которых оставался лишь фундамент из добротного тесаного камня.
Хотя деревня и считается заброшенной, но для меня она привлекательна тем, что здесь всегда была хорошая экология: практически рядом с домом располагался лес, внизу протекала небольшая река. В планах было выращивать на своем участке органическую продукцию, которой так не хватает сейчас, в век тотальной химизации.
Каково же было моё удивление, когда осенью 2022 года я обнаружил скопление автодорожной техники и насыпи щебеночного материала на земельном участке, расположенном на холме по левую сторону реки Раткино, у существовавшего ранее населенного пункта д. Андрианово.
От автодороги Башкатово-Апальково, практически по краю оврага, извиваясь змейкой, над обрывом, где в узких местах ширина участка составляет 2,6-2,8 м, а в целом не превышает 3-х метров, проводилось грейдирование земляного полотна, частичная отсыпка крупным щебнем, трамбовка отгрейдированного участка тяжелым автодорожным катком. Еще большим было мое удивление, когда я увидел, что импровизированная «дорога-новодел» проходит по моему участку, практически по фундаменту нашего старого дома. На месте у бывшего дома, где стояла строительная техника, было все разворочено, верхний плодородный слой почвы был сдвинут вниз, к дубам, посаженным еще моим дедом и отцом.
Далее такую же картину я увидел в лесу: там, где ранее была тропа, по которой можно было пройти пешком или, в лучшем случае, проехать на лошадиной повозке, была отгрейдирована и раздвинута по сторонам лесная подстилка, также лежал щебень крупных фракций, а на опушке в лесу, где росли ранее молодые дубки, теперь поваленные и примятые, стояла тяжелая дорожная строительная техника (фото прилагается).
Учитывая, что данный лесной участок с кадастровым номером 57:11:0000000:835 относится к землям лесного фонда, находится в ведении КУОО «Мценское лесничество», которое должно следить за состоянием лесов и охранять их, творящееся в лесу безобразие казалось по меньшей мере странным. Из «козьей» лесной тропы кто-то пытался сделать дорогу, но явно «по-медвежьи»: по обочинам дороги валялись спиленные и выкорчеванные деревья, причем не все из них были ветхие. С грейдированием лесной подстилки перестарались настолько, что задерненный спуск из лесного участка с кадастровым номером 57:11:0000000:835 оказался «лысым», в дождь по нему теперь не просто подняться пешему человеку без протекторов на обуви, тем более на автомобиле.
Далее отгрейдированный участок выходит к водоохранной зоне реки в районе н.п. Лукьяново. Впереди оказалась земляная насыпная плотина с беспорядочно набросанными камнями и кусками шифера, на месте которой ранее был деревянный мост, под которым когда-то беспрепятственно протекала речка в границах созданного природой русла, а теперь ее принудили проходить через небольшую трубу. Участок грунтовой дороги, разбитый тракторами и автомобилями, как и сама плотина, свидетельствовал еще об одном нарушении природоохранного законодательства и незаконности попытки строительства новой грунтовой дороги. Дело в том, что река Раткино является левым притоком реки Оки и имеет протяженность 14 километров. По закону ширина водоохраной зоны реки Раткино должна быть не менее 100 метров, так как ее протяженность составляет более 10 км. А в соответствии с «Водным кодексом Российской Федерации», «в границах водоохранных зон запрещены движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие». Проезд автомобилей, тракторов здесь должен быть запрещен! Стало очевидно, что насыпать плотину вместо ранее существовавшего деревянного моста и накатать проезд по бугристому рельефу местности через речку и через лес, далее фактически по самому краю оврага могли лишь люди, не знакомые ни с историей, ни с географией данного края – нынешние немногочисленные жители д. Лукьяново, переехавшие сюда в основном из других регионов после распада СССР.
Строительство вместо ремонта?
-Поскольку вновь создаваемая дорога проходила по моему участку, а в публичной кадастровой карте Мценского района Орловской области отсутствовала информация о владельцах строящегося линейного объекта и его характеристиках, я был вынужден обратиться в прокуратуру по вопросу возможного нарушения земельного законодательства.
В свою очередь Мценская межрайонная прокуратура для рассмотрения вопроса по существу перенаправила мое обращение в администрацию Мценского района и межмуниципальный отдел по г. Мценску, Мценскому и Болховскому районам Управления Росреестра по Орловской области.
Специалисты Росреестра, выезжавшие на место, при визуальном осмотре установили факт того, что на части земельного участка с кадастровым номером 57:11:0500101:1 (мой участок) проведена распланировка и частичная отсыпка щебнем дорожного покрытия, которое выходит за пределы юридических границ данного участка на территорию, входящую в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о формировании которой в ЕГРН отсутствуют.
Из ответа Отдела дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района от 14.11.2022 г. по существу проводимого ремонта дороги до д. Лукьяново следовало, что автомобильная дорога «Башкатово-Апальково-Савенково» – Лукьяново значится в реестре муниципальных дорог с 2015 года и является единственным подъездом к д. Лукьяново. Из их ответа также следовало, что в настоящее время ведутся кадастровые работы по формированию и оформлению в муниципальную собственность земельного участка под автомобильной дорогой «Башкатово-Апальково-Савенково» -Лукьяново. Ни единого документа, подтверждающего факт того, что производится ремонт именно той дороги, которая числится в реестре муниципального имущества, представлен не был.
Из открытых источников информации (Интернет) мне удалось выяснить, что Отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района (ОДХиТ), в лице врио начальника отдела О. А. Орловой, «Заказчик», и Индивидуальный предприниматель В. М. Кондаков, именуемый в дальнейшем «Подрядчик», на основании результатов размещения закупки путем проведения электронного аукциона (протокол № ИЭА1 от «24» июня 2022 г.) заключили муниципальный контракт № 0154300026422000025 (3571700368522000051), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: от а/д «Башкатово-Апальково-Савенково» – д. Лукьяново, Башкатовское сельское поселение, Мценского района Орловской области в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять выполненные работы на условиях контракта и оплатить их.
Место выполнения работ: от а/д «Башкатово-Апальково-Савенково» – д. Лукьяново, Башкатовское сельское поселение, Мценского района Орловской области.
Цена контракта составляет 773 тысячи 72 рубля. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, а именно: 39 тысячи 442,45 рубля.
Финансирование работ по настоящему контракту планировалось осуществлять за счет средств бюджета Мценского района.
Начало работ предполагалось с даты заключения муниципального контракта, а окончание – до 20.08.2022 года включительно. Затем в сам контракт были внесены изменения по срокам окончания работ, адресные данные исполнителя и проч.
По факту же, как оказалось, ИП Кондаков Василий Михайлович осуществлял не ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения от а/д «Башкатово-Апальково-Савенково» – д. Лукьяново, а попытку строительства новой, ранее не существующей автомобильной дороги на не оформленном законным образом земельном участке, без проекта, без технического плана, без согласований и разрешений контрольно-надзорных органов, на противоположной стороне от того места, где она проходила фактически ранее.
Как выяснили сотрудники природоохранной прокуратуры в ходе выездного обследования автодороги, являющейся предметом контракта, фактически территория, на которой производился «ремонт» дороги по муниципальному контракту, в планах и схемах территориального планирования как линейный объект отсутствует. Участок, на котором производились работы, не входит в состав автодороги, которую должны были ремонтировать!
Не корысти ради, а токмо волею избирателей?
Таким образом, отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района, в лице врио начальника отдела О. А. Орловой и ИП Кондаков, проводя «ремонт» несуществующей автодороги допустили множество правонарушений. При этом устранять их придется за счет бюджета района. Как сообщила природоохранный межрайонный прокурор Ирина Булгакова, «в целях приведения нарушенных земель лесного фонда в исходное состояние, восстановления лесных почв, устранения последствий неправомерного проведения работ на территории, не являющейся автодорогой общего пользования местного значения», в адрес главы района Екатерины Ерохиной внесено представление. Тем временем администрация района поспешила расторгнуть контракт на ремонт дороги от а/д «Башкатово-Апальково-Савенково»- д. Лукьяново с ИП Кондаковым по обоюдному согласию сторон.
При этом, как рассказывает Алексей А., ИП Кондаков стал утверждать, что вел отсыпку автодороги в лесу не по контракту с администрацией района, а лично, как депутат районного Совета народных депутатов, исполняя наказы и просьбы избирателей.
– Однако Кондаков Василий Михайлович был избран Воинским сельским Советом народных депутатов, а д. Лукьяново относится к Башкатовскому сельскому поселению, т.е. совершенно к другому избирательному округу. Сложно себе представить, что избиратели Воинского сельского Совета народных депутатов одобрили бы то, что их избранник чистит дороги и проводит ремонт сельских дорог в своем поселении за деньги, выигрывая госконтракты и подряды, а в какой-то захолустной деревне с 2-3-мя жителями, находящейся в совершенно другом, отдаленном избирательном округе, строит, ремонтирует и чистит дорогу как волонтер, но на депутатские деньги, – говорит Алексей. – Очевидно, Кондаков пытается таким образом снизить размеры штрафов, грозящих за неправомерные действия и нанесенный экологический ущерб природоохранной территории. Для физических лиц размеры налагаемых штрафов в десятки раз ниже, чем для юридических.
А нарушений при прокладке фактически новой дороги в данном случае просматривается большое количество: от отсутствия проектной документации, экологической экспертизы, разрешений на строительство до использования государственных средств не по целевому назначению.
Администрация же Мценского района отрицает в настоящее время наличие муниципального контракта (договора) на ремонт дороги от а/д «Башкатово-Апальково-Савенково»- д. Лукьяново с Кондаковым В. М., но вместе с тем упорно продолжает настаивать, что числящаяся в реестре дорога проходит именно в том месте, где делает ее Кондаков В. М., пытаясь оформить ее и узаконить «задним числом».
В документах, размещенных на сайте госзакупок, нет описания схемы ремонта автодороги от а/д «Башкатово-Апальково»-Савенково»-д. Лукьяново с привязкой к местности, отсутствуют географические координаты, данные топосъемки автодороги, в том числе участков, требующих ремонта, так как предполагалось ремонтировать не всю дорогу, а лишь 1800 м. кв (с учетом проектируемой ширины дороги для V класса 4,5 м это 400 м в длину).
Как оказалось, в Отделе дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района отсутствует Технический паспорт на указанную дорогу.
Получается, что с 2013 года, когда Постановлением №897 от 13.11.2013 г. был утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения Мценского района, техническая инвентаризация дороги проведена не была, технический план автодороги отсутствовал, по настоящее время нет технического паспорта и иных инженерно-технических документов, в перечне муниципального имущества указано лишь наименование дороги с нулевой балансовой и остаточной стоимостью?! Кроме того, отсутствует кадастровый паспорт на автодорогу. В таком случае, законно ли было выделять бюджетные средства на ремонт импровизированной дороги?
Кто ответит?
Получателем средств по Муниципальной Программе «Содержание, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Мценского района, формирование законопослушного поведения участников дорожного движения» является отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района (ОДХиТ), который несет ответственность за качественное и своевременное выполнение объемов работ, а также целевое использование бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью и обеспечивает реализацию программных мероприятий.
Постановлением Администрации Мценского района №306 от 11 мая 2022 г. «О внесении изменений в постановление Администрации Мценского района от 04.06.2021 г. №246 «Об утверждении муниципальной программы «Содержание, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Мценского района, формирование законопослушного поведения участников дорожного движения», паспортом программы по статье расходов «РЕМОНТ АВТОДОРОГ без усовершенствованного покрытия» определено выделение средств на ремонт автодороги (400 м из общей протяженности 1,2 км) в объеме 575,95 тыс. рублей. Тем не менее, отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района 15 июня 2022 г. размещает в ЕИС извещение о закупке №0154300026422000025 с начальной ценой 788 849,00 руб. Остальные деньги, недостающие в программе, откуда собирались брать?
Более того, на грунтовую автодорогу без усовершенствованного покрытия, в соответствии с техзаданием неожиданно включают пункт «Восстановление профиля покрытия из щебня М-400», с соответствующими дополнительными затратами на приобретение, транспортировку и укладку щебня, вызывая значительное удорожание проекта. При этом известно, что дорога грунтовая, не улучшенная, заявлен простой ремонт, а не реконструкция/ капитальный ремонт или новое строительство.
В итоге, по ходу «ремонта» (а фактически незаконного нового строительства автодороги) с самой начальной точки – от а/д «Башкатово – Апальково» совершаются правонарушения:
– отсутствуют технические условия и разрешение на съезд и примыкание к региональной / межмуниципальной автодороге 54 ОП РЗ 54К-216 «Отрада –Башкатово- Апальково», произошло самовольное примыкание к автодороге;
– ширина дороги над оврагом не соответствует нормативной. Для дороги V категории ширина полосы движения должна быть не 2,6 -2,8 метра как сейчас в узких местах, а, по правилам, 3,5 – 4,5 метров и ширина обочины 1,0 – 1,75 метра, что изначально не может быть исполнено по причине того, что справа существует глубокий овраг. В попытке подменить и узаконить такой липовый проезд, представив его как дорогу общего пользования, ее исполнители создают угрозу жизни и здоровью будущих автомобилистов, среди которых могут быть как туристы на легковом автотранспорте, не знакомые с данной местностью, скорая, так и большие служебные машины: пожарная техника, лесотехнические машины, габариты которых в непогоду просто не позволят проехать по данному участку, рискуя перевернуться в овраг;
– поврежден многолетний дерново-растительный покров на склоновых землях;
– произведено самовольное грейдирование земель Лесного фонда, расширена лесная просека, нарушена лесная подстилка и повреждены деревья;
– самовольный ремонт дороги затрагивает участки водоохраной зоны реки Раткино, грубо нарушая Водоохранный кодекс;
– делается попытка легализации незаконно возведенной и не зарегистрированной земляной плотины на реке Раткино как участка грунтовой автодороги, которая уже привела к заболачиванию реки и нарушила доступ рыбы к ранее существовавшим местам нерестилища щуки;
– предпринята попытка незаконного расходования бюджетных финансовых средств на незаконную автодорогу;
– нарушено право собственности гражданина на земельный участок, земельное законодательство в области лесного и водного хозяйства (речь идет о федеральных объектах).
– Учитывая, что Лукьяново находится на правом берегу реки Раткино, и по большей части жители деревни должны быть связаны с административным центром Башкатовского сельского поселения в селе Башкатово, а не с лесами и полями, расположенными по другую сторону реки, где живут лишь кабаны, лисы и зайцы, куда сейчас они хотят узаконить проезд за счет строительства автодороги на бюджетные средства, то необходимо было осуществлять ремонт законной автодороги (от а/д «Башкатово-Апальково»-Савенково»-д. Лукьяново), связывая между собой населенные пункты Лукьяново и Савенково, – считает Алексей А. – Именно этот участок (со стороны Савенково к Лукьяново) и был указан на карте-схеме изначально при проведении финансовой экспертизы проекта ремонта дороги перед проведением тендера!
Однако Отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района, ненадлежащим образом осуществляющий учет и контроль технического состояния муниципальных автодорог, и ИП Кондаков В. М., как предприниматель, ищущий возможность получить бОльшую прибыль с меньшими затратами, видимо, в сговоре с жителями д. Лукьяново, пошли на нарушение законодательства. Очевидно, одной из причин послужило то, что ранее, при попустительстве местных властей, на федеральном водном объекте – реке Раткино в районе д. Лукьяново незаконно был сооружен пруд. Земляные плотины с двух сторон, с узкой трубой и самодельным сооружением для спуска, фактически перекрыли течение реки, вызвав изменение русла. Из-за чего стала заболачиваться прилегающая к д. Лукьяново местность вместе с участком той самой дороги, которая была обозначена изначально на схеме. Более того, на прилегающих земельных участках брался грунт для незаконного строительства плотины, и на том месте образовались непроходимые ямы. Ущерб, нанесенный природным объектам и ресурсам, как земельным, водным, так и лесным, в результате антропологической деятельности отдельных местных индивидуумов просто потрясает! И тут, вместо того, чтобы «одернуть» их, администрация района присоединяется к экологическим правонарушителям, пытаясь «протащить» всеми правдами и неправдами незаконный линейный объект!
Из-за множества явных экологических нарушений мне пришлось обратиться по данному случаю в Природоохранную прокуратуру Орловской области. Сотрудники прокуратуры, честно исполнив свой долг, рассмотрели данное обращение с выездом на место и прислали мне заключение, еще раз подтверждающее незаконность деяний исполнителей и заказчиков данных работ. Хочется надеяться, что действенными окажутся и меры прокурорского реагирования в отношении чиновников – должностных лиц администрации Мценского района, грубо нарушивших природоохранное законодательство и Бюджетный кодекс при попытке осуществить ремонт подменной дороги.
То обстоятельство, что формально муниципальный контракт между ОДХиТ Мценского района и ИП Кондаков В. М. был расторгнут в марте 2023 года, не освобождает от ответственности обе стороны. По сути, основная часть работ по незаконному грейдированию территории, отсыпке крупным щебнем земельных участков были проведены еще осенью 2022 года, когда контракт между ними действовал. К тому же, на сайте госзакупок четко прописаны сроки исполнения контракта: 04.07.2022 – 12.10.2022. То есть контракт уже должен был завершиться осенью 2022 года, задолго до 15 марта 2023 года?! Никаких промежуточных актов о ходе выполнения и замечаниях, самой приемке работ, в публичном доступе не размещено, из чего непонятно, как осуществлялся контроль за ходом ««ремонта автодороги» «от а/д «Башкатово-Апальково»-Савенково»-д. Лукьяново» со стороны ОДХиТ Мценского района и почему контракт не был исполнен вовремя.
Остается надеяться, что данный факт незаконного, самовольного, строительства автомобильной дороги с высокими факторами риска негативного влияния на окружающую природную среду и нарушения прав граждан, как в ходе строительства, так и эксплуатации вновь создаваемого линейного объекта, попытки нецелевого направления бюджетных средств не останется без внимания КСП и правоохранительных органов.