№16 (158) от 30 апреля 2025 г.
В федерации профсоюзов в минувший четверг собрались чиновники, так или иначе причастные к работе транспорта в Орловской области. Ожидалось, что с помощью мозгового штурма за круглым столом станет понятно, какие конкретные шаги можно сделать для улучшения ситуации с частными маршрутками и муниципальным транспортом. Но по факту получилось полуторачасовое перечисление накопившихся бед. Ни стратегии действий по выводу из кризиса ТТП, ни каких-либо реальных предложений по решению транспортных проблем у собравшихся не было. Конкретные предложения прозвучали только со стороны… журналистов. И то по реакции ответственных чиновников стало понятно, что озвученные нашими коллегами идеи всерьез рассматривать никто не собирается. Расскажем обо всем подробно.
В тесноте и в обиде
Первый же человек, вышедший к трибуне, озвучил обращения, поступающие от преподавателей и учащихся, которые каждый день пытаются штурмом взять тесные ГАЗельки. Председатель областного профсоюза работников образования Владимир Скуридин отметил, что из-за большого числа пассажиров, которые набиваются в микроавтобусы на первых же остановках маршрута, оказываются в заложниках все те, кто стоит и ждет транспорта – они просто не могут влезть в салон. Водители в такой ситуации зачастую проезжают мимо остановок и даже не открывают двери – потому что все равно физически внутрь никто больше войти не может. Сотрудники же ГИБДД периодически устраивают облавы на таких водителей. Набитые маршрутки штрафуют. И дни таких проверок «во имя и на благо» оборачиваются настоящим кошмаром. Если водитель будет строго следовать регламенту и не брать в ГАЗельки пассажиров, чтобы те стояли в проходе, то люди вообще не смогут добраться до нужной остановки. Эта картина наблюдается на маршрутах №14, 19, 354, 457 и 464 – в первую очередь в утренние и вечерние часы. За круглым столом называли конкретные остановки, которые пропускают водители. По-прежнему остается острой проблема поездок из 909-го квартала в Советский район. Имеющиеся небольшие автобусы на 14-м маршруте явно не справляются с потоком пассажиров. Однако о планах городских властей поставить сюда более вместительные ЛИАЗы пока ничего не слышно. И на круглом столе представители горадминистрации не пояснили, можно ли хоть каким-то образом решить эту проблему. Председатель областного профсоюза образования Владимир Скуридин рассказал, что нужен дополнительный транспорт из Северного района и микрорайона Зареченского до поселка Стрелецкого (где значительно увеличилось число студентов). Испытывают проблемы и студенты техникума в районе Химмаша. Регулярно поступают жалобы от жителей Выгонки. С момента обсуждения вопроса на комитете горсовета в начале года ситуация на Выгонке так и не улучшилась.
Чудеса на виражах
Жалуются пассажиры и на то, что водители маршруток регулярно отключают приборы ГЛОНАСС. Стоящие на остановках пассажиры не видят, когда приедет (и приедет ли вообще) следующий автобус. Кроме того, постоянно поступают жалобы на несоблюдение графиков движения. Большие интервалы приводят к уже упомянутому переполнению салонов, когда люди просто не могут попасть внутрь. Особенно остро проблема с транспортом в городе ощущается после 19 часов, когда встретить на улице маршрутку становится сродни чуду, – отметил выступающий. Назывались и конкретные номера, которые допускают невыход на линию в самые напряженные часы пик, из-за чего людям приходится вызывать такси, чтобы не опоздать на работу или учебу. Справедливости ради отметим, что в вечернее время в городе можно встретить транспорт ТТП. То есть муниципальное предприятие, в отличие от большинства частников, умудряется каким-то образом работать по вечерам. К сожалению, как мы уже сказали, за круглым столом имело место только перечисление проблем. И не было представителей самих частных перевозчиков. А ведь в Орле еще совсем недавно вводилась повышенная плата за проезд в вечернее время. Почему ее отменили? Какие условия устроили бы частников, если снова ввести такой способ оплаты за проезд в вечернее время? Увы, в Орле нет не только системного подхода в решении транспортных проблем – «отцы города» даже не пытаются вычленить какую-либо беду локально и начать решать больные вопросы.
Что же касается вопроса использования «глушилок» и контроля за движением транспорта по спутниковым системам, то ответ руководителя транспортного комитета городской администрации Романа Юшина был довольно странным. Приведем его дословно – может быть, читатели смогут понять, что имел в виду чиновник, когда объяснял, почему системы спутниковой навигации в Орле ведут себя, как в каком-то бермудском треугольнике: «В ходе проверок мы фиксируем факты отсутствия в компьютерной программе тех или иных маршрутов. В связи с особенностями работы данной программы ориентироваться на нее не представляется возможным. Если сейчас зайти в то же приложение Яндекса, то маршрутка окажется не в центре города, а где-нибудь на Светлой жизни. Есть определенные места, где работает РЭБ. Мы выезжаем контролировать соблюдение маршрутов по ГЛОНАСС и видим, что, бывает, автобус пропадает. 10-15 минут его по трекеру нет, а потом опять появляется на маршруте», – рассказал Роман Юшин.
Я лично так и не смог понять, почему в центре города, где нет никаких стратегических объектов и РЭБ, приезжает одна маршрутка, которую прекрасно видно в специальном приложении, и тут же на той же самой остановке появляются друг за другом две маршрутки-невидимки, которые не отражаются ни в специальном приложении, ни на электронном табло. Что мешает чиновникам города по примеру того же «организатора перевозок» провести рейды и расторгнуть контракты со всеми любителями использовать «глушилки» ГЛОНАСС?
Ехать нельзя стоять – где запятая?
Впрочем, вернемся к предложениям выступавших. Они отметили, что необходим пересмотр графиков движения, введение дополнительного транспорта в часы пик. Правда, как это можно сделать, не совсем понятно. А вот контролировать соблюдение уже существующих графиков движения частниками – куда более реальная задача. Так же, как пересмотр конкурсной документации и выставление на торги маршрутов с условием, что работать будут более вместительные модели, чем ГАЗели.
Среди жалоб на состояние транспорта в ходе круглого стола была отмечена антисанитария. Особенно летом – во время движения в салонах такая пыль, что дышать сложно не только астматикам, но и людям со здоровыми легкими. Если с курением водителей за рулем справиться удалось, то разговоры по телефону во время движения остаются бичом общественного транспорта. При этом гарнитуры по какой-то причине до сих пор есть не у всех водителей, и буквально накануне круглого стола автору лично довелось видеть реинкарнацию многорукого Шивы за рулем – водитель в одной руке держал мобильник, а другой рукой отдавал сдачу, рулил и переключал скорости. Ни о какой безопасности движения в такой ситуации по определению речи быть не может. Заявленные несколько лет назад камеры, по которым в теории можно (и нужно) отслеживать соблюдение водителями правил, во многих маршрутках теперь развернуты в салон и водителя в принципе не снимают. Даже если пассажиры и пожалуются на разговоры за рулем, как доказать факт нарушения ПДД?
Председатель областного профсоюза работников жизнеобеспечения Вячеслав Коцепчук обратил внимание на огромные разрывы по времени в движении некоторых автобусов. Например, на конечной 15-го автобуса (на Спецавтобазе) первый прибывает около 8 утра, а второй – в три часа дня. При этом Новосильское шоссе – достаточно крупный промышленный район, где уже сейчас сосредоточено много различных предприятий. Это «Альфапластик», бумажный комбинат, производство сетчатых изделий, «Фригогласс». В планах властей вообще в этом месте организовать индустриальный парк, – отметил выступающий.
От себя добавим, что вопрос даже не в том, как будут выезжать и приезжать сюда сотрудники новых предприятий. А вообще захотят ли инвесторы связываться с площадкой, до которой простым рабочим просто невозможно добраться? И разговоры о том, что рядом Выгонка, по которой проходит сразу несколько маршрутов и до которой теоретически можно дойти пешком с Новосильского шоссе, вряд ли вдохновят инвесторов. Ведь ранее мы уже упомянули, что с транспортной доступностью самой Выгонки – глобальные проблемы. Восьмой троллейбус не ходит, и власти даже не намекают, что он когда-нибудь вернется на линию. А без вместительного транспорта в часы пик рабочие просто не доедут до предприятий потенциального индустриального парка. И уж кто-кто, а толковые инвесторы всегда прорабатывают вопросы транспортной доступности, прежде чем соглашаться вкладывать колоссальные средства в строительство предприятия. Ведь потом выделять средства на организацию доставки рабочих многие заводы категорически не хотят. И за круглым столом об этом тоже шла речь. Логика предприятий проста – они уже платят серьезные налоги. Почему вместе с налогами компании еще должны и заводить свой штат водителей и закупать автобусы для доставки сотрудников по территории города?
Вперед на дно?
Представитель профсоюза работников транспорта показала картину со стороны муниципального транспортного предприятия. Она отметила, что если бы ТТП работало в полном объеме, то жалоб жителей было бы в разы меньше. Выпуск транспорта упал до критических значений: из 48 ЛИАЗов выходят на линии всего 10. С новыми ПАЗами такая же ситуация – 32 стоят у забора, т.к. не выплачен долг по лизингу. Кроме того, стоят автобусы по целому ряду причин: нет денег на ремонт, нет техосмотра, нет запчастей, нет средств на поверку газового оборудования. Из-за нехватки исправных автобусов предприятие отказалось от прибыльного 16-го маршрута. Что касается троллейбусов, то здесь ситуация ненамного лучше – из 59 единиц на линию выходят 10-12. Для выпуска 15 б/у питерских троллейбусов нужно 1,5 миллиона на текущий ремонт и еще 150 тысяч на страховку. Из 80 трамваев на линию выходит 12. Остальным вагонам нужен дорогостоящий ремонт. Не ходит 4-й трамвай, так как нужен ремонт путей (от себя заметим, что при грамотном управлении городским хозяйством эту работу вполне можно было сделать, пока стоял перекрытым «Красный мост»). Выступающая отметила, что перспектива остановки ждет и первый трамвай – и тоже из-за проблем с сильно изношенными рельсами. А недавно прозвучавшее заявление об ограничении подачи электроэнергии за огромные накопившиеся долги вообще может поставить точку в жизни городского электротранспорта. Постоянные аварии преследуют и троллейбусы. По иронии судьбы как раз в день проведения круглого стола из-за обрыва сети встали троллейбусы в Советском районе. А с 5 по 10 апреля стояли троллейбусы в Заводском районе из-за проблем с подстанцией. Выступающая отметила огромные суммы долгов ТТП – кредиторская задолженность к середине апреля достигла 351 млн. Из них предприятие должно ФНС 47 млн, энергетикам – 90 млн, за лизинг – около 40 млн. Даже задолженность по профсоюзным взносам достигла 2 млн. При этом в числе тех, кто уверенно ведет ТТП на дно, была названа… область, которая не полностью возмещает предприятию выпадающие доходы за перевозку льготников. Только за 2021-2024 годы предприятием недополучено более 106 млн рублей. Предприятие постоянно пытается отбиваться от исков в Арбитражном суде о признании его банкротом. Иски продолжают поступать. Выходом было названо получение субсидии почти на четверть миллиарда, что позволит запустить 32 автобуса на прибыльные маршруты и закрыть наиболее острые потребности.
Кстати, характерная деталь: когда в конце круглого стола журналистам предложили задать вопросы, наши коллеги из издания «ОрелТаймс» поинтересовались судьбой иска к областной администрации. Ранее сам руководитель ТТП на комитете городского совета заявил, что будет подавать в суд на область по поводу упомянутых 106 млн рублей за перевозку льготников. Однако в этот раз руководитель ТТП почему-то взорвался и заявил, что на вопрос журналистов о перспективах иска к области отвечать отказывается. Мой журналистский опыт подсказывает, что если на элементарный вопрос нет ответа, то это само по себе говорит о многом.
Ручное управление спасает ненадолго
Как отметил председатель областной федерации профсоюзов Юрий Власов, ситуация по некоторым транспортным направлениям носит цикличный характер. Например, что касается транспортной доступности предприятий на территории бывшего завода СПЗ, то на время удается снять остроту проблемы, но потом ситуация снова накаляется. Напомним, в то время, когда до СПЗ ходили троллейбусы, проблем не было. Потом, когда их заменили на мелкие маршрутки, доехать до конечной стало серьезным испытанием. Как отметили за круглым столом представители профсоюзов, после снятия с 16-го маршрута вместительных ЛИАЗов ситуацию выправили. Но на сегодняшний день проблемы опять обострились. Формально маршрутов до СПЗ много. Но если посмотреть на реальное количество автобусов, то все выглядит более чем печально, отметили выступающие. По трехзначным маршрутам ходит всего 1-2 автобуса. Надежда лишь на то, что с 1 мая вернутся ЛИАЗы – и тогда остроту проблемы удастся снять.
В итоге участники круглого стола попросили власти определить какие-то контрольные точки, по которым бы отслеживалась ситуация с возможностью добраться в эту часть города. Постоянное регулирование «в ручном режиме» – это ненормально. Цикличность ситуации – когда-то все более-менее нормально, а потом опять кризис – налицо. И необходим какой-то механизм контроля, чтобы предвидеть наступление очередного обострения обстановки и решать вопросы оперативно – в идеале, вообще не допуская таких кризисов, – отметил Юрий Власов.
Ломать не строить – душа не болит
К сожалению, за круглым столом никто из выступавших не затрагивал проблему ошибочных управленческих решений и исправления допущенных ошибок. Например, официально было заявлено, что 17-й маршрут частично дублировал 27-й. После отмены 17-го маршрута начались проблемы с переполненным 27-м. И, казалось бы, решение этой проблемы лежит на поверхности – верните 17-й! Но никто из мудрых «отцов города» не предлагает исправить допущенную ошибку. Кстати, почему на самом деле был отменен востребованный маршрут №17, наше издание подробно описало в материале «Выстроенная работа была разрушена»: рассказ перевозчика» в №14 (156) от 16 апреля 2025 г. https://orelsredaplus.ru/vystroennaya-rabota-byla-razrushena-rasskaz-perevozchika/
И ладно бы отмена 17-й маршрутки была бы единственным случаем! Такая же ситуация возникла после отмены автобуса №4, который, кстати, существовал в схеме транспортного обслуживания Орла еще в советские годы. После его отмены начались проблемы у жителей микрорайона Алроса. И здесь тоже решение очевидно всем, кроме «транспортного цеха» мэрии – проведите конкурс на этот маршрут и верните четверку. Но нет. Почему мы вообще пишем про четверку? Просто администрация города в одном из комментариев рассказала, какая причина лежала в основе отмены этого маршрута! «№4 на всём протяжении дублируется автобусами других маршрутов. Движение на данном маршруте осуществлялось нерегулярно. С целью обеспечения безопасности перевозок, учитывая пропускную способность улично-дорожной сети, маршрут №4 исключён из реестра», – объяснили чиновники горАда. То есть не проводилось никаких исследований пассажиропотока. Никто не просчитывал, справится ли оставшийся «дублирующий» транспорт с перевозкой пассажиров (суровая орловская действительность показала, что не справляется). Просто ИП, который обслуживал маршрут №4, выпускал недостаточно автобусов. И вместо того, чтобы навести порядок и отдать маршрут другим предпринимателям, которые готовы качественно работать, «четверку» просто вычеркнули из реестра! У жителей Алроса начались проблемы. Не могут влезть в транспорт и студенты – дальше по маршруту. Но идея вернуть четверку даже не рассматривается, хотя сам факт – когда в Орле отменяют маршруты без анализа пассажиропотока – очень и очень показателен. Впрочем, вернемся к круглому столу.
Обо всем хорошем и ни о чем конкретно
Руководитель облдепартамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Алексей Субботин в лучших традициях чиновников сумел выстроить свое выступление так, чтобы в нем не было совершенно никакой конкретики относительно ситуации с транспортом в областном центре. Собравшиеся услышали исключительно общие фразы, что движение общественного транспорта будет лучше, потому что чиновники что-то делают. Что конкретно – понять было совершенно невозможно: «В предыдущий период нами были разработаны и утверждены документы транспортного планирования, которые уже позволяют по ряду маршрутов улучшать транспортное обслуживание населения. Сейчас мы также занимаемся разработкой социального стандарта транспортного обслуживания населения». Вот что простой пассажир должен понять из этой фразы? Когда в маршрутку можно будет войти без боязни потерять все пуговицы в давке? Выделит ли область в помощь городу средства на ремонт подстанции для 8-го троллейбуса? После общих фраз «про все хорошее» Алексей Субботин практически весь свой рассказ посвятил тому, что делается по движению межмуниципальных автобусов. Но все это касалось перевозок по области. Что же будет сделано конкретно в Орле, увы, осталось в тумане неизвестности.
В ходе круглого стола был задан вопрос о судьбе ТТП. Ситуацию, по мнению Юрия Власова, могла бы спасти передача ТТП из муниципалитета на уровень региона, так как у области гораздо больше средств. Да и речь об объединении пригородного и городского транспорта идет уже не первый год. Но из ответа Алексея Субботина стало понятно, что пока в облправительстве не рассматривают такую возможность. Муниципальные перевозки – это полномочия муниципалитетов. По мнению Субботина, от того, кому будет принадлежать ТТП, больше денег в бюджете на работу муниципального транспорта не станет.
Рычагов воздействия нет
Руководитель транспортного комитета городской администрации Роман Юшин рассказал, что одна из главных проблем городского транспорта – неполный выпуск транспорта ТТП. Из-за этого происходит неравномерное распределение пассажиропотока на существующую сеть и нагрузка на того же частника. Это связано с тем, что ТТП должно обслуживать четверть всей протяженности маршрутов. Причем транспортом большой вместимости, которого у частника просто нет. Уличная сеть устроена так, что многие маршруты дублируются. И как только не выходит вместительный автобус №9, тут же возникают проблемы у 14-х ГАЗелей, в которые люди на Комсомольской просто не могут сесть. В итоге набитые, как бочка селедками, автобусы следуют вообще мимо остановок без остановок. И при этом ГИБДД штрафует такие автобусы, что приводит к отказу водителей брать стоящих пассажиров. В итоге ситуация обостряется до предела. Выход «начальник транспортного цеха» видит в дополнительном выделении средств ТТП, чтобы разблокировать счета. Это позволит увеличить выход на линию подвижного состава, закупить необходимые запчасти, выпустить на линию все крупные автобусы. Из-за проблем с оплатой лизинга на некоторых маршрутах вместо прописанных в контракте ПАЗиков ТТП вынуждено было поставить ЛИАЗы, но в гораздо меньшем количестве.
Также среди самых болевых точек Роман Юшин назвал заключение контрактов по 44-ФЗ на минимальную сумму. Штраф не может превышать сумму контракта – а это всего 100 рублей. Но заключить новые контракты по более высокой цене средств в бюджете нет. А без эффективного рычага воздействия на нарушителей город просто бессилен что-либо поменять. Проверки проводятся, но их не хватает на ежедневную проверку по всем маршрутам.
Стратегия «тришкин кафтан»
Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин отметил, что в ходе выступлений не услышал самого главного – стратегии развития транспорта. Постоянно звучат предложения в стиле «тришкиного кафтана». Перебросили крупные автобусы с одного маршрута на другой – так в итоге теперь страдают пассажиры того, откуда сняли вместительный транспорт. Нет предложений по решению накопившихся бед – есть латание локальных дыр. В других городах даже внешний вид транспорта серьезно отличается от того, что можно встретить на улицах Орла. (Кстати, ранее в соцсетях публиковались фото орловского троллейбуса, у которого крышу починили с помощью рубероида!) И если говорить о бедах ТТП, то помимо объективных причин, по которым предприятие оказалось в сложнейшей ситуации, есть и совершенно субъективные причины, отметил Михаил Вдовин. Он напомнил, что по действиям некоторых товарищей возбуждены уголовные дела. Руководители менялись как перчатки. Вспомнили за круглым столом и Александра Коровина, который не только смог вытащить ТТП из банкротства, но и много лет удерживал предприятие на плаву. После него, увы, нормального руководителя так и не смогли найти. Если бы депутатам поручили заняться судьбой муниципального транспорта, то в стратегии необходимо первым и главным пунктом прописать, что без муниципального транспорта городу не обойтись.
«К сожалению, во властных кабинетах часто звучат мнения: а зачем нам муниципальный транспорт? Он ведь работает так же, как коммерческий. На рынке все одинаковые. Зачем вообще ТТП поддерживать? Пустим дополнительно на рынок ИП, проторгуем на 200 миллионов маршруты, и будет коммерческий транспорт возить, и будем без головной боли с одной ручкой в кабинете сидеть. И ту ручку скоро отберут. Пока в кабинетах ходят крамольные мысли, что можно обойтись без муниципального транспорта, ничего не изменится. Второе, на что надо обратить внимание: коммерческий транспорт с маршрутов мы не уберем. Некоторые выступают – убрать всех частников и отдать все ТТП! Частников мы не уберем. Третье: мнение о замене электротранспорта на автобусы – это ошибочное мнение! В кабинетах звучит: зачем нам трамваи и троллейбусы? Сдадим провода и рельсы на металл, продадим подстанции – это совершенно ошибочное мнение! Надо помнить, что муниципальный транспорт – планово убыточный. В кабинетах звучат высказывания: пусть ТТП само зарабатывает! Никогда муниципальный транспорт сам не заработает на свое существование. Он способен лишь частично покрыть свои убытки. Дальше звучит вопрос: кто должен закупать подвижной состав? Ответ – государство! ТТП уже пробовало через лизинг – и в итоге утонуло в долгах. Замена транспорта – это функция государства. Отсюда вопрос: почему наша область не попала в госпрограмму по замене подвижного состава? Почему ТТП заставили влезть в лизинг? Почему в других регионах успешно заработала программа закупки подвижного состава? И в конце – должен быть контроль за работой муниципального транспорта и маршруток. Постоянно жители жалуются, что невозможно вечером уехать – нет маршруток. А где чиновники, которые должны все это контролировать? Где люди, которые следят за соблюдением контракта? Почему контракты за нарушения не расторгают? Жителям говорят: если вы видели нарушение – пишите письма! Да о чем писать, если нарушения повсеместно! Я считаю, что есть аффилированность некоторых людей, которые контролируют работу общественного транспорта, с собственниками транспорта. Это мое предположение. И уголовные дела, которые возбуждены по таким чиновникам, этому подтверждение. Необходимо жестко следить за соблюдением контракта. Мое предложение – забрать полномочия по муниципальным перевозкам на областной уровень. Федеральный закон, который сейчас вышел, позволяет нам такой шаг. Сделать единую систему пассажирских перевозок по всей области. А то через город ходят автобусы – одни должны останавливаться, другие не должны – не поймешь. У нас компактная область, и мы можем такое сделать. Также необходимо усилить государственное присутствие в сфере пассажирских перевозок. Но начинать надо со стратегии», – пояснил свою позицию Михаил Вдовин.
Без проводов, без проблем
К сожалению, выступавших было очень много, поэтому мы физически не в состоянии вместить все в одну статью. Например, руководитель ТТП достаточно подробно рассказывал о ситуации на предприятии накануне на заседании профильного комитета. Поэтому желающие могут познакомиться с его позицией в статье «Кто велел «Герасиму» утопить «Муму»-ТТП?». Остановимся лишь на еще одном выступавшем. Редактор портала «ИнфоОрел» Ирина Крахмалева подготовила презентацию об электротранспорте с возможностью автономного хода. Если вдруг чудо когда-нибудь произойдет, и город сможет попасть в федеральные программы по закупке нового электротранспорта, городу стоит посмотреть в этом направлении. Постоянно находиться на краю ямы и думать только о выживании – неправильно. Необходимо развиваться. Поскольку в новом микрорайоне Алроса постоянно возникают проблемы с транспортом, Ирина Крахмалева предложила включить этот «медвежий угол» в троллейбусную сеть. Причем если будут машины с возможностью автономного хода, то не придется строить ни новых подстанций, ни протягивать дорогие провода. Троллейбусы вполне могли бы добираться до Алроса без проводов. И, кстати, проблему Выгонки, где на восстановление подстанции денег нет и не предвидится, тоже можно решить, запустив туда троллейбус на автономном ходу. Увы, идея не вызвала особого энтузиазма. Например, было высказано следующее опасение. Брать для начала одну машину, чтобы посмотреть, как это будет работать, не имеет смысла. Нужно приобретать сразу несколько машин, так как они могут сломаться, их нужно периодически ставить на техобслуживание. И если маршрут рассчитан исключительно на бесконтактные троллейбусы, то заменить их на время ремонта просто будет нечем, – возразили чиновники. Довольно странный аргумент, особенно с учетом того, что ни район Алроса, ни Выгонку не обслуживает один-единственный маршрут. И в запасе у ТТП всегда есть пара-тройка ЛИАЗов на замену. Но не будем спорить с мудрыми чиновниками. Мы лишь привели этот пример, чтобы показать: если человек не хочет решать проблему, то отговорку найти можно всегда.
Сергей МИЛЯХИН