№6 (58) от 22 февраля 2023 г.
Не так давно Контрольно-счетная палата города Орла опубликовала информацию о результатах проверки деятельности муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия за 2020-2022 годы. Документ тогда процитировали многие орловские СМИ, в том числе и ОС – благо даже в краткой версии факты выявленных нарушений впечатляли. Когда же в распоряжении ОС оказалась копия полного отчета КСП, мы решили вернуться к этой теме вновь, поскольку поняли, что в этом документе Контрольно-счетная палата подробно рассказала о том, как руководство ТТП исполняло некую «инструкцию» по доведению предприятия до банкротства, а администрация города Орла активно этому способствовала. Отчет объемный и довольно сложный для восприятия, поэтому для удобства мы разбили «инструкцию» на разделы. Итак, ниже наши читатели могут ознакомиться с перечнем средств, которые на протяжении последних трех лет использовались для того, чтобы подвести ТТП к краю пропасти.
Долги и субсидии
Как известно, долги МУП ТТП к концу 2022 года превысили 200 миллионов рублей, из которых 143,7 миллиона предприятие задолжало кредиторам, еще 76,8 миллиона составили долги по лизинговым платежам (о них мы расскажем отдельно). Как отмечается в отчете КСП, на протяжении всего проверяемого периода наблюдался устойчивый рост кредиторской задолженности МУПа, на который в первую очередь повлияла постоянно растущая задолженность за электроэнергию перед ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт». Причем долги росли несмотря на то, что ежегодно на их погашение выделялись субсидии из бюджета. Однако, как выяснили ревизоры, по прямому назначению эти деньги использовались лишь частично. То есть средства ТТП получало, а долги не погашало.
Так, на 1 января 2019 г. ТТП было должно энергетикам 42 миллиона 349,7 тысячи рублей. На погашение этого долга в том же году МУП получил из бюджета субсидию в сумме 81 миллион 883,7 тысячи рублей, то есть почти в два раза больше суммы долга. И что же? А вот что: на 1 января 2020 года сумма долга МУП «ТТП» перед ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» выросла до 60 миллионов 702,8 тысячи рублей. Куда делись выделенные из бюджета миллионы, неизвестно. Идем далее. При 60-миллионной задолженности за поставленную электрическую энергию в 2020 г. ТТП получило из бюджета субсидию на возмещение затрат в сумме уже 66 миллионов 140,6 тысячи рублей, и к 1 января 2021 года долг перед поставщиком электроэнергии… правильно, опять увеличился – до 69 миллионов 732,6 тысячи рублей. На погашение в том числе и этой задолженности в 2021 году ТТП из бюджета опять выделили деньги – теперь уже очень солидную сумму в 246 миллионов 487,5 тысячи рублей. И надо сказать, что «кредиторка» наконец-то поползла вниз. Правда, из почти 70 миллионов долга ТТП вернуло энергетикам только 14 миллионов 345,8 тысячи рублей, а сумма задолженности сократилась до 55 миллионов 386,8 тысячи. В следующем, 2022 году, в ТТП опять поступили субсидии – 109 миллионов 357,1 тысячи рублей, но ООО «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» из них досталось только 13 миллионов 754,4 тысячи рублей, а сумма долга за электричество к 1 октября 2022 г. составила 41 миллион 632,4 тыс. рублей. То есть по сути за 2019, 2020, 2021 и 10 месяцев 2022 года ТТП получило из бюджета полмиллиарда рублей! При этом сумма долга перед энергетиками осталась той же, что была в начале 2019 года!
Однако это еще не все. Как констатирует КСП, в январе, феврале, апреле, мае, июле, августе, сентябре 2022 г. МУП «ТТП» и вовсе не перечисляло денежные средства за потреблённую электроэнергию. А это в свою очередь привело к увеличению кредиторской задолженности и росту потерь предприятия в результате взыскания штрафов, пени, госпошлины, судебных издержек, исполнительских сборов и прочего, и прочего…
Кроме энергетиков, ТТП еще много кому должно. К октябрю 2022 года сумма долгов муниципального предприятия перед собственными сотрудниками составляла 6 миллионов 858,6 тыс. рублей; перед бюджетом по налогам и сборам – 21 миллион 434,6 тыс. рублей (17 991,5 тыс. рублей НДФЛ, 3 000,0 тыс. рублей НДС; 443,1 тыс. рублей налог на имущество); перед внебюджетными фондами по социальному и медицинскому страхованию – 37 миллионов 330,8 тыс. рублей; перед поставщиками – 58 миллионов 286,1 тыс. рублей. Итого – 123 миллиона 910,1 тыс. рублей.
При этом, как отмечает КСП, согласно бухгалтерской отчётности МУП «ТТП» в 2020 г. получило убыток от основной деятельности в размере 167 миллионов 869 тыс. рублей, в 2021 г. – 205 миллионов 711 тыс. рублей, за 9 месяцев 2022 г. – 177 миллионов 309 тыс. рублей. Выручка предприятия снижается. За 9 месяцев 2022 года выручка составила 123 миллиона 373 тыс. рублей, или 78,3 % к соответствующему уровню 2021 года. Одновременно наблюдается рост себестоимости.
Но самое интересное даже не это. Самое интересное, что нам, то есть общественности, всегда говорили, что ТТП несет убытки, поскольку себестоимость перевозки пассажиров муниципальным транспортом ежегодно растет и превышает установленный тариф. Однако, как выяснила КСП, это не совсем так. В связи с этим мы переходим к следующему разделу «инструкции по банкротству».
Перевозки и выручка
Как подсчитала КСП, по итогам 2020-го и 2021-го годов расходы предприятия без учёта субсидий на перевозку одного пассажира составили в 2020 г. – 22 руб. 25 коп., в 2021 г. – 9 руб. 68 коп. Фактические расходы предприятия сложились ниже установленного регулируемого тарифа.
«В октябре 2022 г. MУП «ТТП» из бюджета города Орла в очередной раз перечислено 100 млн рублей субсидии на возмещение фактически понесённых затрат, что уменьшает себестоимость оказанных услуг до 92 424,5 тыс. рублей (…), отмечается в отчете КСП. – Следовательно, себестоимость одной поездки с учётом полученных субсидий за 10 месяцев 2022 г. складывается в размере 12 руб. 93 коп., то есть каждая поездка приносит прибыль предприятию 8 руб. 57 коп.
За счёт помощи бюджетов МУП «ТТП» должно было получить прибыль от пассажирских перевозок в размере 0 руб. 75 коп. на 1 пассажира в 2020 г. и 11 руб. 82 коп. – в 2021 г. Однако, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2020 и 2021 г.г. МУП «ТТП» анализ не проводился».
Далее – внимание!
Фактически за счёт бюджетных средств МУП «ТТП» полностью оплачивается регулируемый тариф, – констатирует КСП. – Сверх указанного тарифа предприятию излишне выплачено из бюджета города Орла 37 млн 681 тыс. рублей… По данным пояснительных записок к годовой и квартальной отчетности в 2020 г. в городе Орле пассажирами было совершено 9 млн 924,4 тыс. поездок трамваями, троллейбусами и автобусами МУП «ТТП», в 2021 г. – 11 млн 427,34 тыс. поездок, за 9 месяцев 2022 г. – 7 млн 153,575 тыс. поездок.
В 2020 г. полученная выручка МУП «ТТП» от пассажирских перевозок составила 148 млн 281 тыс. рублей, в 2021 г. – 183 млн 379 тыс. рублей, за 9 месяцев 2022 г. – 118 млн 351,9 тыс. рублей.
При этом не стоит забывать, что ТТП получало и компенсации за перевозку льготных пассажиров по ЕСПБ из средств областного бюджета: в 2020 г. – 7 млн 747,6 тыс. рублей, в 2021 г. – 11 млн 007,3 тыс. рублей, а вот за 9 месяцев 2022 г. денежные средства из областного бюджета не выделялись.
Общая сумма полученных субсидий из областного и городского бюджетов (с учётом финансовой помощи предприятию) в 2020 г. составила 80 млн 807 тыс. рублей, в 2021 г. – 253 млн 567 тыс. рублей, за 9 месяцев 2022 г. – 266,3 тыс. рублей. .
За 9 месяцев 2022 г. МУП «ТТП» за каждую поездку пассажира получил 23,49 рубля при стоимости разового проезда на общественном городском транспорте 23 (при наличном расчете) и 20 (по карте) рублей.
То есть об убыточности пассажирских перевозок муниципальным транспортом говорить не приходится. Как и о сокращении пассажиропотока. Хотя КСП и сообщает, что количество пассажиров, перевезённых трамваями и троллейбусами, ежегодно уменьшается, а пробег трамваев и троллейбусов, как и их выпуск на линию, сокращается, одновременно растет число пассажиров муниципальных автобусов. Так, в 2021 году автобусами было перевезено 4 млн 966,59 тыс. пассажиров, что больше уровня 2020 г. почти в 4 раза!
В результате общее количество пассажиров, перевезённых МУП «ТТП» тремя видами транспорта, в 2021 г. увеличилось и составило 11 млн 427,34 тыс. человек, в 2020 г. – 9 млн 924,4 тыс. человек; общий пассажиропоток увеличился на 1 502,94 тыс. человек. Что опять же не помешало ТТП планомерно разоряться. Полагаем, на то были свои причины. Одна из них – пресловутый лизинг.
Митин и лизинг
Как уже ранее писала ОС, инициатором заключения договор лизинга автобусов для ТТП выступал экс-директор МУПа Андрей Митин. В конце 2020-го – начале 2021-го года Митин заключил 2 договора финансовой аренды (лизинга) на автобусы ПАЗ в количестве 32 штук на общую сумму 139 миллионов 075,35 тыс. рублей с ООО «Бизнес Кар Лизинг» и с АО «МЛК». При этом, как сообщает КСП, в нарушение закона, без предварительного согласования с собственником имущества, один из договоров был заключён на условиях (срок исполнения 48 месяцев) отличных от условий, которые указаны в письме УМИЗ от 08.09.2020 г. № 3242 о согласовании крупной сделки (срок исполнения 60 месяцев).
Само УМИЗ, также в нарушение закона, неэффективно исполняло полномочия по контролю за деятельностью МУП «ТТП», так как документы, подтверждающие проведение УМИЗ экономического анализа данной сделки со сроком исполнения 48 месяцев, а также вероятности негативных последствий от их осуществления для МУП «ТТП», осуществление расчета необходимости и целесообразности их совершения в условиях сложного финансового состояния Предприятия, отсутствуют.
То есть УМИЗ просто согласовало явно невыгодную для ТТП сделку, причем, скорее всего, экс-руководитель управления Татьяна Решетова сделала это задним числом, поскольку, как ранее признавала она же (и не где-нибудь, а на заседании профильного комитета горсовета, под аудиозапись), УМИЗ лизинговую сделку ТТП не согласовывало.
Примечательно, что и КСП отмечает: УМИЗ неэффективно исполняло полномочия собственника муниципального имущества по согласованию крупных сделок, так как формально согласовало лизинговые сделки без всестороннего и полного анализа деятельности МУП «ТТП», оценки необходимости и финансовой возможности исполнения данных сделок, а также последствий их совершения.
«Расчёт эффективности реализации лизинговой сделки по приобретению ПАЗ 320435-04 в количестве 20 единиц проведен МУП «ТТП» в отсутствие расчёта необходимости и целесообразности совершения данной сделки в условиях сложного финансового состояния предприятия, без учёта платежеспособности и финансовой состоятельности предприятия, а, следовательно, недостоверен» – пишет КСП. То есть по сути ТТП во главе с Митиным представило собственнику фальшивку, а УМИЗ во главе с Решетовой эту фальшивку подмахнул, и в результате ТТП оказалось в лизинговой кабале: как уже говорилось, к октябрю 2022 года задолженность по лизинговым платежам превысила 76 миллионов рублей. «В связи с периодической просрочкой лизинговых платежей существует риск изъятия лизингодателями у МУП «ТТП» автобусов, полученных по договорам лизинга», – отмечает КСП. При этом 17 лизинговых автобусов периодически и подолгу простаивали из-за неисправного состояния. За полтора года простоя упущенная выгода МУП «ТТП» составила 14 миллионов 958,32 тыс. рублей.
Неэффективные расходы предприятия на оплату лизинговых платежей (без учёта авансов и выкупной стоимости) в связи с простоями (полный месяц) 17 упомянутых выше автобусов составили 4 миллиона 316,39 тыс. рублей.
Мало того, техническое обслуживание 30 автобусов из 32 проводилось на неавторизированных продавцом станциях технического обслуживания… Неправомерные расходы МУП «ТТП» на оплату услуг ИП Терешина, не являющегося авторизированной станцией техобслуживания, по техническому обслуживанию 11 из 32 лизинговых автобусов Vector NEXT составили 322,50 тыс. рублей. Договоры с ИПТерешиным заключал, правда, уже не Митин, а очередной руководитель МУП «ТТП» Молодчинин, который, как отмечает КСП, «действовал недобросовестно и неразумно, так как прохождение периодического технического обслуживания на неавторизированных продавцом станциях технического обслуживания привело к прекращению гарантийных обязательств продавца (изготовителя) лизинговых автобусов, а, следовательно, осуществлению ремонта автобусов в период гарантийного срока за счёт МУП «ТТП», а не продавца (изготовителя), и ущербу предприятию в размере стоимости ремонта автобусов». По этому поводу, кстати, возбуждено уголовное дело, которое расследует СУ СКР по Орловской области.
Подводя итоги анализа лизинговых сделок, заключенных экс-директором Митиным, КСП применяет ту же формулировку, что и в случае с Молодчининым: «В нарушение ч. 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 25 Федерального закона №161-ФЗ генеральный директор МУП «ТТП» Митин А.И. при заключении договоров лизинга № 320095805.2020.521314 и №32009790235.2020 действовал недобросовестно и неразумно, так как финансово-экономическое состояние Предприятия не позволяло оплачивать ежемесячные лизинговые платежи, а также поддерживать новую технику в рабочем, технически исправном состоянии, проходя периодическое техническое обслуживание на авторизированных продавцом станциях технического обслуживания». Значит ли это, что Митин, как и Молодчинин, станет фигурантом уголовного дела? Поживем – увидим. А пока перейдем к очередному разделу «инструкции».
Московский чермет и пропавший металлолом
Значительную роль в разорении ТТП сыграли не только лизинговые автобусы, но и столичные, списанные. В общей сложности в Орел их с легкой руки губернатора Клычкова пригнали аж 95 штук. При этом 20 автобусов общей первоначальной стоимостью 120 млн 326 тыс. даже не снимались с регистрационного учёта в Москве, а на регистрационный учёт в органах ГИБДД УМВД России по Орловской области в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ не были поставлены. То есть ездить на них изначально никто не собирался.
А вот 50 автобусов марки ЛиАЗ 2011 года выпуска общей первоначальной стоимостью 403 млн 979,2 тыс. рублей, были поставлены на бухгалтерский учёт в МУП «ТТП».
При этом, как отмечает КСП, расходы предприятия по перегону 41 автобуса ЛиАЗ из Москвы в Орёл составили 571 тысячу рублей (заработная плата водителей, командировочные расходы, приобретение дизельного топлива, договоры на оплату услуг по перегону транспортных средств). А 9 автобусов из 50 исчезли: документальное подтверждение фактического получения МУП «ТТП» и транспортировки в г. Орёл 9-ти автобусов ЛиАЗ первоначальной стоимостью 72 млн 672,5 тыс. рублей отсутствует. На регистрационный учёт в органах ГИБДД УМВД России по Орловской области также были поставлены только 41 автобус из 50, – констатирует КСП. – В связи с вышеизложенным недостача основных средств, а, следовательно, ущерб МУП «ТТП» составляет 72 млн 672,5 тыс. рублей.
Еще 25 ЛиАЗов 2011 и 2012 годов выпуска общей первоначальной стоимостью 196 млн 190,9 тыс. рублей пригнали в Орел в прошлом году. Транспортировка опять же осуществлялась за счёт средств МУП «ТТП».
При этом с регистрационного учёта в Москве были сняты и поставлены на регистрационный учёт в органах ГИБДД УМВД России по Орловской области только 2 автобуса из 25, оставшиеся 23 автобуса так и числятся на учете в органах ГИБДД г. Москвы. Соответственно, в Орле они не используются.
Примечательно, что на момент проверки 62 из 95-ти безвозмездно полученных и не используемых в хозяйственной деятельности предприятия «московских» автобусов общей первоначальной стоимостью 460 млн 677,10 тыс. рублей были списаны с бухгалтерского учёта МУП «ТТП», в том числе и те 9 автобусов, которые по документам ТТП не получало.
«Все перечисленные автобусы комиссией МУП «ТТП» признаны непригодными для эксплуатации из-за неудовлетворительного технического состояния, их восстановление нецелесообразно», – говорится в отчете КСП.
В нарушение целого ряда нормативно-правовых актов пригодные для дальнейшего использования электрические (электронные) узлы, двигатели, сидения, стёкла, генераторы, карданные валы, мосты, автобусные двери и другие части автобусов не оприходованы на склад и в бухгалтерском учёте предприятия отсутствуют; договоры, акты или иное документальное подтверждение сдачи в металлолом или продажи частей автобусов, непригодных для дальнейшего использования, отсутствуют, – сообщает КСП. – Общая масса 62-х списанных муниципальных автобусов, согласно ПТС (с учётом стекол, шин, пластиковых деталей и пр.), составляет 711,1 тонны.
Кроме того, МУП «ТТП» в 2020, 2021 и за 9 мес. 2022 г. были списаны транспортные средства общей расчётной массой 834,6 тонны (с учётом стекол, шин, пластиковых деталей и пр.), а именно: в 2020 г. – 12 троллейбусов общей расчётной массой 122,4 т и 16 трамвайных вагонов расчётной массой 272 т; в 2021 г. – 22 троллейбуса общей расчётной массой 224,4 т; за 9 месяцев 2022 г. – 9 троллейбусов общей расчётной массой 91,8 т, 2 трамвайных вагона расчётной массой 34 т и 3 теплохода расчётной массой 90 т.
А дальше выявляется нестыковка: согласно данным бухгалтерского учёта МУП «ТТП» за 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 г. предприятием осуществлена продажа металлолома общей массой только 808,8 тонны на общую сумму 15 млн 547,4 тыс. рублей, что составляет 52,33% от общей массы без нагрузки списанных «московских» автобусов, а также троллейбусов, трамвайных вагонов и теплоходов (1 545,7 т). Разница в массе подтверждает факты неполного оприходования металлолома и недостачи 9 автобусов первоначальной стоимостью 72 672,5 тыс. рублей.
Далее следует жесткий вывод аудиторов:
«Подписание документов о приемке фактически отсутствующих автобусов, неполное оприходование металлолома, отсутствие учёта возможных к дальнейшему использованию узлов и агрегатов, образовавшихся при списании транспортных средств, свидетельствует о признаках проявления коррупции, так как позволяет ответственным должностным лицам МУП «ТТП» бесконтрольно использовать и распоряжаться фактически неучтённым муниципальным имуществом, в том числе металлоломом, запасными частями от транспортных средств и пр., что причиняет ущерб предприятию».
И снова достается чиновникам:
«Факты передачи в хозяйственное ведение МУП «ТТП» автобусов не для использования в хозяйственной деятельности предприятия, а фактически для их сдачи в металлолом, неоприходования в бухгалтерском учёте МУП «ТТП» пригодных для дальнейшего использования узлов и агрегатов списанных автобусов, непредоставление представителю собственника муниципального имущества документов, подтверждающих сдачу списанных автобусов в металлолом или иное распоряжение данным имуществом, свидетельствуют о неисполнении в полном объёме Администрацией города Орла и УМИЗ полномочий собственника по законному и обоснованному закреплению муниципального недвижимого имущества за муниципальными унитарными предприятиями, контролю за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, проведению проверок использования муниципального имущества, принятию необходимых мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности; анализу эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий».
И – печальный финал московской автобусной эпопеи: «В настоящее время у МУП «ТТП» осталось 33 московских автобуса общей первоначальной стоимостью 237,1 тыс. рублей, которые также не используются в уставной деятельности, стоят на стоянке предприятия в неудовлетворительном состоянии». Остается добавить, что помимо московского чермета в ТТП гниют и 4 пассажирских автобуса и 1 фургон Урал 4320 на общую сумму 2 млн 226,0 тыс. рублей, которые все тот же экс-директор Митин зачем-то приобрел у Ш-вой Ольги Сергеевны. Ранее эта рухлядь принадлежала МУП ПАТП № 1 г. Орла, а ныне находится на территории троллейбусного депо в неисправном состоянии.
«В результате недобросовестных и неразумных действий генерального директора МУП «ТТП» Митина А.Н., противоречащих интересам предприятия, по приобретению неисправных ТС, нуждавшихся в ремонте, не используемых в хозяйственной деятельности (путевые листы отсутствуют, на линии ТС не выходили) потери предприятия составили 2 млн 226 тыс. рублей», – сообщается в отчете КСП.
“Двойная” бухгалтерия
Наконец, аудиторы выявили, что в бухгалтерии ТТП царил полный бардак. Приведем лишь несколько нарушений, выявленных в ходе проверки КСП.
Во-первых, аудиторы установили, что баланс поступления и расходования денежных средств не сбалансирован на 20 млн 055,8 тыс. руб., что является следствием неправильного учета денежных средств.
На предприятии ведутся две Кассовые книги и две Главные книги отдельно по счетам и по субсчетам (в программе 1-С бухгалтерия). Две Кассовые книги заполняются от руки, и данные из одной переносятся вручную в программу 1-С. Приходные и расходные ордера из второй кассовой книги изымаются и в программе 1-С «Касса» не фиксируются. Все кассовые книги имеют различную нумерацию.
В кассовой книге, ведущейся с помощью программы 1-С бухгалтерия, основания поступления и расходования денежных средств из рукописной кассовой книги различны. Так, например, поступившая выручка от кондукторов, от водителей, от кассиров в кассовой книге обозначена «Принято от населения», сдача денежных средств в кредитную организацию обозначена в кассовой книге «Выдано».
В МУП «ТТП» принятие денежных средств в основную кассу от операционных касс осуществлялось без составления приходного ордера и расходного кассового ордера.
На момент проведения контрольного мероприятия денежные средства, полученные за проезд с населения, принимались в трёх кассах: трамвайное депо, троллейбусное депо и касса предприятия. Прием наличных денежных средств осуществлялся в кассе трамвайного и кассе троллейбусного депо. При этом первичные кассовые документы не выписывались, ведомости получения от водителей денег составлялись в двух экземплярах, один из которых передавался в центральную кассу. Однако в кассовых документах ведомости собранных денежных средств от троллейбусного депо и от автобусного парка отсутствуют.
Фактически в Главной книге МУП «ТТП» отсутствует учёт наличных денежных средств (выручки) по счёту 50.02 «Операционная касса».
При сличении Журнала регистрации приходных и расходных кассовых
документов с Кассовой книгой за 2020, 2021 г.г. и 9 месяцев 2022 г. установлены расхождения по количеству приходных и расходных ордеров, а также сумм прихода и расхода.
В нарушение ст. 10 Федерального закона №402-ФЗ отсутствуют первичные документы, подтверждающие приход и расход денежных средств в кассе предприятия. Ежедневно не приходовались в кассу денежные средства и отражены как израсходованные.
Главные бухгалтеры А-на и П-ва не контролировали выручку, принятую у кассиров, не требовали приложения подлинных документов, являющихся основанием прихода наличных денег в кассу предприятия. В результате чего к приходным кассовым ордерам не приложены ведомости сдачи денежных средств кондукторами, водителями автобусов, трамваев и троллейбусов. Таким образом, главный бухгалтер МУП «ТТП» не контролировал поступление наличных денежных средств и показания счётчиков кассовых аппаратов на начало и на конец смены.
Отсутствие достоверного и полного учёта наличных денежных средств, наличие нескольких касс и кассовых книг, не предусмотренных Учётной политикой, отсутствие контроля за работой ККТ и терминалов в троллейбусах, трамваях, автобусах, отсутствие первичных документов, подтверждающих приход денежных средств в кассу и расходование из кассы, невыполнение главными бухгалтерами МУП «ТТП» своих должностных обязанностей по контролю и учёту наличных денежных средств, ежедневное неоприходование и неправомерное расходование денежных средств без оправдательных документов привело к недостаче в сумме 63 миллиона 406,4 тыс. рублей.
Таким образом, ущерб предприятию за период с 01.01.2020 года по 01.10.2022 года от неправомерных действий со стороны главных бухгалтеров МУП «ТТП» А-ной Н. В. и П-вой Е. А. составил 63 млн 406,4 тыс. рублей, – отмечает КСП и делает логичный вывод:
«Представленная бухгалтерская отчётность МУП «ТТП» за 9 месяцев 2022 г. не даёт достоверного представления о финансовом положении предприятия на отчётную дату».
Собственно, дальше можно не продолжать – слишком много еще в документе цифр и фактов, свидетельствующих о том, что ТТП намеренно вели к банкротству. Да и КСП свидетельствует о том, что муниципальное транспортное предприятие вполне «могло полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, а также получить положительный результат финансово-хозяйственной деятельности».
Но вместо этого «недобросовестные и неразумные действия руководителей МУП «ТТП», в том числе по подписанию актов с завышенными суммами лизинговых платежей, систематическому нарушению сроков оплаты по договорам лизинга, фактическому отказу от технического обслуживания «лизинговых» автобусов на авторизированных станциях, непредъявлению требований об осуществлении гарантийного ремонта «лизинговых» автобусов, неоприходованию металлолома и пригодных запасных узлов и агрегатов после списания ТС, по приобретению неисправных ТС МУ ПАТП-1, созданию дочернего ООО, привели к недостачам и ущербу предприятию, а также создали условия не только для прекращения гарантийных обязательств и осуществления ремонта за счёт собственных средств предприятия, но и изъятия у предприятия полученных в лизинг и оплаченных на 61,7 млн. рублей (44,5%) автобусов.
УМИЗ не исполняет в полном объёме полномочия учредителя МУП «ТТП» г. Орла и собственника муниципального имущества, в том числе формально относится к анализу эффективности деятельности предприятия, что привело к заключению «неподъёмных» договоров лизинга, по которым предприятие неспособно рассчитаться, передачи в хозяйственное ведение невостребованных и неиспользуемых в основной деятельности автобусов, неправомерному заключению договоров займа, а также совершению предприятием крупных сделок без согласия собственника.
Грубое искажение МУП «ТТП» данных бухгалтерского учёта, рассмотрение и утверждение балансовой комиссией годовой бухгалтерской отчётности предприятия за 2020 г. и 2021 г. без изучения её состава и содержания и тем самым признание завышенных убытков и занижения прибыли, неправомерное списание предприятием в 2021 и 2022 г.г. основных средств привело к невозможности предприятия рассчитываться с кредиторами», – делает КСП убийственный вывод.
Остается добавить, что материалы проверки направлены руководству предприятия и УМИЗ, а также в прокуратуру, УФСБ и УМВД по Орловской области. Мы, в свою очередь, передали копию отчета руководителю СУ СКР по Орловской области Петру Юдину в надежде, что к уже возбужденным уголовным делам, где фигурируют бывшие руководители ТТП, в скором времени прибавятся еще несколько. Причем с участием чиновников мэрии…