№16 (113) от 15 мая 2024 г.
Отвратительная работа общественного транспорта в городе Орле истощила терпение не только простых горожан, но и представителей крупного бизнеса. И если обычным горожанам остается лишь возмущаться и жаловаться в соцсетях, то бизнесмены решили действовать. Начали с обращения к депутатам облсовета. Руководители АО «Северсталь Стальные решения» и ООО «ОСПАЗ», чьи предприятия расположены на улице Раздольной (сталепрокатный завод) – на территории индустриального парка «Орел», пригласили депутатов к себе, чтобы обсудить крайне болезненную проблему транспортной доступности, а точнее, недоступности СПЗ. Накануне майских праздников комитет по градостроительной деятельности и транспорту Орловского облсовета под председательством Виталия Рыбакова провел здесь круглый стол, куда депутаты пригласили областных и муниципальных чиновников, отвечающих за транспортное обслуживание граждан. Чиновники по традиции пообещали решить проблему когда-нибудь в будущем. Депутаты с ними не согласились.
Бизнес бьет тревогу
Времена, когда до СПЗ можно было доехать на троллейбусе за пять копеек, давно ушли в прошлое. Троллейбусная линия от санатория «Лесного» до сталепрокатного завода много лет заброшена. Как, собственно, и сама дорога, по которой в прежние годы каждые пять-десять минут троллейбус №1 возил рабочих завода на смену и со смены. Сегодня вместо троллейбуса по изрытой ямами трассе колесят редкие маршрутки и муниципальный автобус №16 – не менее редкий, чем частники. А между тем на территории СПЗ (будем называть ее так – по старинке) на нескольких десятках предприятий работает более шести тысяч человек. И им надо как-то добираться до работы. Те, у кого есть личные авто, добираются без проблем. Те, кто вынужден ездить на общественном транспорте, мучаются, набиваясь по утрам в переполненные автобусы, а после смены простаивая на остановках по полчаса и более. По выходным же (а ОСПАЗ работает по скользящему графику, и суббота и воскресенье здесь – рабочие дни) автобусы и вовсе сюда не ездят – люди вынуждены идти до «цивилизации» пешком, а это – километров семь (до санатория «Лесной»).
Словом, проблема зашла настолько далеко, что руководство завода забило тревогу: с кадрами в промышленности и так «напряженка», а здесь люди вынуждены увольняться, потому что не выдерживают ежедневной нервотрепки по пути на работу. Это и заставило руководство предприятий обратиться к депутатам. Вот что рассказал директор АО «Северсталь Стальные решения» Дмитрий Манаков:
– У нас четыре завода, один из них в Орле. Именно я выступил инициатором этой встречи. На данный момент группа «Северсталь Стальные решения» вкладывает три с половиной миллиарда рублей в строительство нового производственного комплекса. Комплекс самый современный, лучше в России нет вообще ничего. Вместе с областным правительством мы берем крупный заем из фонда развития промышленности, – сообщил господин Манаков. – Бизнес вкладывает достаточно серьезные деньги в развитие Орловского региона. Уже в этом году мы набираем 330 работников. С учетом того, что сейчас у нас 364 четыре работника, фактически в два раза увеличится трудовой коллектив – здесь, на площадке индустриального парка «Орел». Когда мы выступали с этой инвестиционной инициативой, мы оценивали кадровую ситуацию в Орловской области. Она достаточно серьезная. И встал вопрос, чем мы будем привлекать кадры, как нам оставить наших молодых и не очень молодых жителей здесь, чтобы они приносили региону пользу. И один из вопросов, который возник, – это транспортная доступность площадки, на которой мы строим завод. А здесь, кстати, кроме ОСПАЗа, кроме нашего предприятия, еще 54 юридических лица, которые тоже вносят свой вклад в развитие Орловского региона, создавая рабочие места. И во время оценки этого критерия, в ходе закрытых и открытых интервью мы увидели, что все кандидаты, которые к нам приходят для трудоустройства, в том числе и студенты средних и высших учебных заведений города Орла, говорят о том, что транспортная доступность вашей площадки оставляет желать лучшего. Мало того, даже существующие работники увольняются. Буквально недавно один из работников – классный парень, молодой, сварщик квалифицированный – написал заявление об увольнении, сказав: классная команда, хороший коллектив, хорошие условия, но я работать не могу. Вопрос: почему? «Я взял квартиру в ипотеку в районе Алроса. Всё, точка! Поэтому при всем к вам уважении работать у вас не буду».
– Развивать промышленность, оставлять молодых ребят и девчонок в городе Орле возможно только при создании качественной инфраструктуры, – резюмировал Дмитрий Манаков, добавив, что бизнес готов оказывать необходимую поддержку и помощь местным властям.
Коллегу поддержал и директор Орловского сталепрокатного завода Алексей Швецов:
– Наш завод и резиденты индустриального парка – это шесть с половиной тысяч работников… Сталепрокатный завод инвестирует порядка миллиарда рублей в обновление парка оборудования, привлечение новых технологий. Для этого требуется персонал. Проблема с персоналом сейчас очень большая, и одним из немаловажных факторов привлекательности, кроме «белой» заработной платы, кроме большого социального пакета для наших работников, является вопрос транспортной доступности. И транспортную доступность нам нужно улучшать. И отдельный вопрос – по качеству дороги на Раздольной. Если ехать по этой дороге в сторону города, то мы и автобус убьем там, и легковой транспорт убьем. Потому что ямы не отвечают никаким требованиям к содержанию дорожного полотна. Поэтому прошу решить эту проблему, – обратился руководитель ОСПАЗа к депутатам и чиновникам.
При этом, как сообщил господин Швецов, предприятие за счет собственных средств, как могло, облагородило участок дороги на Раздольной:
– Мы со своей стороны приняли решение в прошлом году за свой счет вдоль улицы Раздольной ликвидировать деревья, которые подпирали провода, из-за чего нарушалась освещенность, мешали старым троллейбусным линиям. Мы их за собственные средства выпилили, утилизировали и заменили забор. Путем долгих обращений во все инстанции нам все-таки удалось восстановить освещение в зимний период, улица стала освещенной. Также в этом году мы в течение полутора-двух месяцев завершим работу по организации парковки – там порядка 77 мест будет, заасфальтируем, освещение сделаем, забор сделаем, шлагбаум поставим также за свой счет, – проинформировал директор ОСПАЗа.
Словом, бизнес выполнил работу муниципалитета. Однако организовать регулярное транспортное сообщение даже крупному бизнесу не под силу. Это – полномочия городских и областных властей. Которые почему-то не торопятся их исполнять. Это стало ясно из выступлений чиновников, которые по привычке перекладывали ответственность один на другого, перечисляли причины, по которым транспорт не ходит до СПЗ и рисовали поистине фантастические картины будущего. Яркий пример – выступления начальника транспортного комитета орловской мэрии Алексея Шалиманова и директора ТТП Игоря Косолапова.
«Нью-Васюки показывать не надо»
Итак, господин Шалиманов напомнил, что в соответствии с реестром маршрутов муниципального транспорта города Орла до СПЗ ходят три маршрута: №10, 16 и 34. Хотя правильнее было бы сказать – должны ходить.
По словам Шалиманова, на муниципальном маршруте №16, к работе которого есть масса вопросов, работает 12 автобусов. При этом господин Шалиманов оговорился, что, дескать, мэрия контролировала выход автобусов на линию… в течение двух последних дней перед проведением круглого стола. И все было нормально.
– Если так все хорошо, с ваших слов, тогда почему мы здесь собрались по просьбе руководства предприятия? – задал резонный вопрос председатель комитета Виталий Рыбаков.
– Графики отправления автобусов были согласованы с профкомом предприятия, – настаивал Шалиманов.
– Двенадцати автобусов у нас нет на маршруте, – тут же возразила председатель профкома.
– Есть, – стоял на своем начальник транспортного цеха мэрии.
– Сегодня? – с неуловимым сарказмом уточнила собеседница.
– И вчера, – добавил Шалиманов, не уловивший подвоха. Участники круглого стола тем временем оживились, не без ехидства комментируя массовый выход автобусов на линию за пару дней до собрания. Но председатель комитета вернул заседание в серьезное русло.
– Видите ли, товарищ Шалиманов, – обратился Виталий Рыбаков к чиновнику, – если бы не было проблемы с транспортной доступностью завода – а это не маленький завод, здесь работает много людей – значит, мы бы здесь не собирались. Если с этим есть проблема, значит, мы должны ее обсудить и закрыть тему. Если мы с вами здесь не договоримся, я вынужден буду привлечь прокуратуру. Вам все равно придется это делать: мы должны доставлять людей на работу и с работы, это задача муниципалитета и правительства Орловской области. Они (предприятия) платят НДФЛ, они платят другие налоги, и вы, муниципалитет, должны обеспечить транспортную доступность.
Шалиманов был вынужден согласиться: мол, да, есть над чем работать – например, над восстановлением троллейбусной линии или запуском троллейбуса с автономным ходом. Но Рыбакова и такой компромиссный ответ не устроил:
– Ваши обещания я слышал не раз и не два, – заявил депутат и попросил назвать конкретные сроки решения проблемы. Естественно, этого Шалиманов сделать не смог.
Зато сроки назвал руководитель ТТП господин Косолапов. По его словам, транспортное сообщение с СПЗ должно наладиться году этак… к 2030-му.
– Сейчас разрабатывается две большие программы, – поведал Игорь Косолапов. – Это программа развития городского электрического транспорта, которая идет через Государственную думу. Она рассчитана на 2025-30-й годы… Но мы и сами не сидим без дела. Вы знаете, что президент сказал, что сейчас возможно частичное списание задолженности регионов при условии, что эти средства пойдут на развитие внутренней инфраструктуры регионов. В апреле областной администрацией поставлена задача разработки собственной программы развития электрического транспорта на 25-30-й годы вот под эти доходы. Мы, конечно, разрабатываем большую программу, там много миллиардов, сейчас озвучивать цифру не буду, потому что деньги пока условные. Но, дай бог, из этого что-то получится. В этой программе идет закупка троллейбусов с автономным ходом для того чтобы мы могли обслуживать данный маршрут…
– Игорь Николаевич, – прервал мечты о будущем директора ТТП Виталий Рыбаков, – нам не надо Нью-Васюки показывать. Проблема существует здесь и сейчас. Этих программ было очень много… Мы живем в сегодняшнем дне.
Отработай за станком и иди домой пешком
А вот о том, что действительно происходит в дне сегодняшнем, рассказала председатель профсоюзного комитета ООО «ОСПАЗ» Елена Пархоменко:
– Да, ситуация по 16-му маршруту немного улучшилась. Два дня у нас 12 автобусов. До этого было 7-8 автобусов. 34-й маршрут идет только утром, до 8.05. Причем договоренность с перевозчиком о том, что последний автобус идет в 8.30, не соблюдается. Водители нам уже в восемь часов говорят до свидания. 341-я маршрутка. Вы говорите, их 10 на рейсе – мы ее видим только утром. И то он очень интересно поступает: он ездит «Депо – ОСПАЗ». Отработал свою смену и больше нигде не виден. Никаких 10 маршруток вообще нет. «Десятка» ходит раз в полчаса. У нас остается проблема выходного дня, в субботу-воскресенье люди не могут приехать на предприятие и вовремя уехать с предприятия. При этом нам постоянно говорили: вы собственники, можете пустить свой корпоративный транспорт.
27 ноября у нас был прокурор. Я писала в прокуратуру Орловского района советнику юстиции Краснову. У нас очень много работников живет в 909-м квартале, я просила за 16-й маршрут, я просила также пустить к нам «девятку», чтобы она разворачивалась не на «Лесном», а у нас на кольце. Автобусов 21-го и 27-го маршрутов очень много, они через каждые пять минут приходят на остановку, их тоже можно было продлить до завода. Я обо всем этом писала в прокуратуру, давала разъяснения.
У нас люди работают за станками. Это волочильщики, гальваники – они 12 часов за станком. Не за столом, а за станком. Это тяжелые условия труда. Они приходят после работы на остановку – не пришла маршрутка. Что им делать? 45 минут идти до санатория «Лесного». Я так же ходила. В выходной день придите в 12, в час на конечную остановку. Четыре 16-х автобуса стоят на кольце – «технологические перерывы». Я однажды 40 минут на морозе ждала маршрутку. Почему они там четверо стоят, а люди сорок минут ждут их на морозе? Это нормально? Дальше: не пришел автобус, люди вынуждены идти пешком. Раньше была пешеходная дорожка, теперь нет, люди выходят на проезжую часть. Это нормально? – задала риторический вопрос председатель профкома.
С тем, что ситуация ненормальная, вынужден был согласиться заместитель руководителя департамента промышленности и торговли Орловской области Анатолий Новиков:
– Наши предприятия должны производить продукцию, а не заниматься доставкой людей на работу, не тратить на это лишние деньги – это же влияет на себестоимость. Поэтому вопрос транспортной доступности нужно решать на перспективу, – заявил чиновник.
Рецепты от депутатов
Как уже говорилось выше, помимо претензий к работе общественного транспорта, на круглом столе обсуждалось и отвратительное состояние дорожного полотна на улице Раздольной в районе сталепрокатного завода.
Здесь к ответу призвали начальника отдела дорожного хозяйства Орловского муниципального округа Орловской области Игоря Бульденкова. Дело в том, что территория ОСПАЗ находится в границах муниципального округа, а не города Орла, хотя адрес имеет городской – улица Раздольная. Соответственно, возникает коллизия в вопросе содержания дорожного полотна на этом участке. По словам чиновника, обслуживает улицу Раздольную город Орел, хотя и находится она в Орловском муниципальном округе.
– Мы не можем производить никакие работы по ремонту, потому что данная автомобильная дорога находится в ведении города Орла, – пояснил Бульденков.
– Дорога в ненормативном состоянии, – констатировал председатель комитета Виталий Рыбаков. – Значит, это проблема Парахина (мэра города Орла. – Прим. ред.). За три года, что он работает, ничего не сделано. А на мосты таблички вешает золотые.
-Организация транспортного обслуживания здесь уже системная проблема. Дорога и транспорт – за городом Орлом. Проблему никто не решает. Мы, наверное, не будем дожидаться обещаний. Мы, наверное, сразу напишем на имя регионального прокурора товарища Тимошина, чтобы он рассмотрел применение статьи «бездействие органов муниципальной власти». Там все просто будет, – заявил Рыбаков и поделился своим опытом воздействия на муниципальных чиновников, рассказав, как заставил мэрию отремонтировать улицу Городскую.
– Сейчас ремонтируют улицу Городскую. Но не из-за того, что я депутат и езжу по ней на работу. Знаете, как я этого добился? – обратился депутат к участникам круглого стола. – Пишу Парахину: нужен ремонт. Мне ответ от Степанова (заместитель мэра Орла. – Прим. ред.): денег нет. Опять пишу. Опять денег нет. Я написал в региональную прокуратуру. Подали в суд. Я подал на Парахина в суд. Вышло решение суда. Исполнительный лист. Я вчера ходил по Городской – я придраться ни к чему не мог. У меня очень большой дар мелочи видеть. Я не нашел ни одной мелочи – все как часы. Поэтому мы, наверное, пойдем по такому пути, но в ускоренном темпе, – заявил Виталий Рыбаков.
Депутат Евгений Косогов, в свою очередь, предложил простой и действенный рецепт организации транспортного обслуживания территории СПЗ.
– Уважаемые чиновники, проблема остается постоянной из года в год, она не решается. Если у вас нет целеполагания, или вы не знаете, что такое целеполагание, то откройте учебники, интернет, учите основы, как нужно цели ставить, как их нужно добиваться, – посоветовал депутат. – Если ваши руководители не обладают данными свойствами, тогда признавайтесь, что ваши руководители недостаточно грамотны для занимаемых должностей.
Я послушал руководство ОСПАЗа, «Стальных решений», получается, семь с половиной миллиардов на кону (инвестиций. – Прим. ред.). Это что, маленькие деньги? Это огромные деньги для Орловской области и для города Орла. Люди приехали с деньгами и говорят вам: уважаемые чиновники, решите проблему! Мелкую проблему с транспортом. А вы сидите и друг на друга переводите стрелки. Доложите своим руководителям, Субботину (руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области. – Прим. ред.) и его заместителям, что к середине мая должна быть проработана конкретная программа по данной ситуации. И не надо говорить, что город – сам по себе, Орловский район – сам по себе. Эти муниципальные образования находятся на территории Орловской области, и Субботин отвечает за то, чтобы транспорт в этих муниципальных образованиях ходил как надо. В любом случае в мае должно состояться совещание, на котором вы со своим руководством предложите пути и механизмы решения проблемы. Также руководителя ТТП пригласите. Давайте уже не будем ждать, когда вы «космос» предложите, когда троллейбус будет на автономном ходу двигаться, а решать проблему совместно с руководством предприятий.
На мой взгляд, этот вопрос нужно решать в стенах администрации Орловской области. Потому что с городом Орлом есть проблемы – с понятийным аппаратом у руководства администрации города. Их просто туда надо пригласить. У нас есть интеллектуальная транспортная система, все потоки транспорта просчитываются – тут не надо в космос летать – просто надо посчитать количество дополнительного подвижного состава, который нужно пустить с учетом расписания работы компаний, которые на этой территории находятся. И всё, – заключил Евгений Косогов.
Воспользуются ли орловские чиновники простым советом депутата Косогова, или, чтобы заставить местные власти выполнять свои обязанности по обеспечению транспортной доступности целого ряда предприятий в индустриальном парке Орел, придется идти по пути, предложенному депутатом Рыбаковым, то есть, через прокуратуру, полагаем, станет ясно в скором будущем. Ну а в ближайшее время вопрос о транспортном обеспечении территории СПЗ и состоянии дорожного полотна на улице Раздольной будет обсуждаться на майском заседании комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту.