В этом году в Орле появилось первое учебное заведение с применением здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) профессора В.Ф. Базарного. Более 10 лет назад опробовала методику предупреждения нарушений осанки у детей учитель начальных классов Наталья Казачкина. В ее классе дети работают, не только сидя за партами, но и стоя за конторками. Конторка – это приспособление к обычной парте. В течение урока ребята меняются местами – один сидит, другой стоит. Первые конторки по чертежам Базарного были сделаны родителями.
Но, жизнь не стоит на месте и назрела необходимость усовершенствовать класс, в котором проводит занятия Наталья Казачкина. Родители детишек с просьбой помочь решить этот вопрос обратились к депутатам городского Совета. Народные избранники всецело поддержали эту инициативу.
Благодаря помощи депутатского корпуса, общественных организаций и бизнес – структур, с нового учебного года в классе появились новые парты и конторки, зрительно-вестибулярные тренажёры «Специальные универсальные символы» и «Бегущие огоньки», массажные коврики под стопы для работы за конторкой. Заменены старые люминесцентные светильники на новые светодиодные.
Как пояснили в пресс-службе горсовета, здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько десятков элементов, основным из которых является конторка — парта для работы стоя. Дети учатся за конторкой и партой в режиме смены динамических поз: каждые 10-15 минут они меняются местами. Мебель регулируется по росту учеников, рабочая поверхность настраивается на уровень 16-17 градусов по наклону, что обеспечивает сохранение осанки и зрения ребенка. Дети стоят босыми ногами на массажном коврике, а также могут размять руки специальным мячиком, чтобы не уставать писать.
Дополнительные элементы играют особую роль в процессе обучения. К примеру, тренажер «Бегущие огоньки». По углам кабинета — под потолком — размещены лампы, которые загораются в разной последовательности. И ученики должны поймать глазами загоревшуюся лампу. Это хорошая тренировка для глазных мышц, мышц шеи и всего туловища, вплоть до мышц ног. Тренажер включается на каждой перемене или на уроке по решению учителя.
На сегодняшний день в России здоровьесберегающие технологии применяются в образовательных учреждениях более пятидесяти регионов.