№35 (132) от 16 октября 2024 г.
Заголовок этой статьи – строчка из стихотворения, написанного орловчанином Александром Воронковым и размещенном в качестве комментария в одном из пабликов ВКонтакте, где обсуждается работа городского транспорта. Как известно, человек (если он не профессиональный поэт) пишет стихи тогда, когда его обуревают сильные эмоции. Именно такие эмоции обуревают тысячи жителей города Орла, которым приходится пользоваться общественным транспортом. И нельзя сказать, что это эмоции положительные. Негодование, гнев, злость давно стали спутниками орловских пассажиров. А еще отчаяние – от осознания собственного бессилия, от понимания того, что транспортную проблему в Орле решать никто не собирается, а на граждан с их эмоциями власть имущие просто не обращают внимания. Изредка отчаяние перемежается слабой надеждой на вмешательство кого-то сверху: в тех же соцсетях пишут, что помочь орловчанам, страдающим от отвратительной работы городского транспорта, может либо Александр Бастрыкин, либо прокуратура. И вот буквально в прошлую пятницу Генеральная прокуратура России объявила о масштабных проверках качества транспортного обслуживания населения. Думаем, с нами согласятся все без исключения наши читатели: Орлу такая проверка необходима!
«С учетом потребностей населения»
«Генпрокурор России Игорь Краснов поручил проверить качество транспортного обслуживания населения», – сообщается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
«Прокурорам предстоит оценить исполнение законодательства при перевозке пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Особое внимание обращено на доступность транспортной инфраструктуры, обоснованность формирования цен на проезд, а также наличие и удобство маршрутов с учетом потребностей населения (здесь и далее выделено нами. – Прим. ред.).
Проверке также подлежат вопросы планирования и развития регулярных перевозок, в том числе установления, изменения и отмены муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов, а также проведения конкурсов на право их обслуживания.
Надзорные мероприятия коснутся и перевозчиков. Предстоит оценить соблюдение условий отбора на право осуществления такой деятельности, организацию работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также создание условий для повышения их квалификации.
Прокуроры ориентированы на принятие мер в целях предотвращения скопления пассажиров на остановочных пунктах, снижения аварийности на пути следования, в том числе обеспечения своевременного обслуживания и обновления подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Состояние законности в указанной сфере находится под пристальным вниманием Генеральной прокуратуры Российской Федерации», – говорится в официальном пресс-релизе надзорного ведомства.
Заметим, в Орле буквально всё, что перечислено в официальном сообщении Генпркуратуры, начиная от наличия маршрутов и учета потребностей населения и заканчивая обслуживанием и обновлением подвижного состава пассажирского транспорта, требует прокурорского вмешательства.
Кстати, совсем недавно такое вмешательство уже имело место – со стороны региональной прокуратуры. В начале октября прокуратура Орловской области буквально заставила руководство муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия подать в администрацию Орла заявку на предоставление субсидии, а мэрию в свою очередь – выделить из бюджета деньги для ТТП, чтобы последнее смогло в очередной раз погасить долги. В результате горсовет проголосовал за выделение ТТП 92 миллионов рублей. Правда, не прошло и недели, как ТТП преподнесло орловчанам сюрприз: 7 октября, в самом начале рабочей недели, утром, граждане не могли дождаться муниципального автобуса 9-го маршрута. Фото конечной остановки в Зареченском микрорайоне, где вдоль тротуара в ожидании транспорта выстроилась многометровая цепь пассажиров, облетело едва ли не все орловские соцсети и СМИ. Разумеется, снимок сопровождался многочисленными комментариями граждан и штампованными, как под копирку, ответами администрации города Орла. Потом, спустя пару дней, на сцену вышел директор ТТП Игорь Косолапов – с объяснениями и обещаниями. А уже в пятницу в одном из орловских пабликов граждане опять пожаловались на работу общественного транспорта – на этот раз в 909-м квартале. И опять пост собрал массу комментариев граждан и отговорок чиновников. Мы полагаем, что преддверии прокурорской проверки ценность имеют и те, и другие. Первые рисуют реальное положение дел в сфере пассажирских перевозок в Орле, вторые – ярко иллюстрируют полное бездействие муниципальной власти. Начнем с первых.
«Где транспорт, Господи, скажи!»
Итак, утром 7 октября в группе «Общественный транспорт Орла онлайн / bus57.ru» ВКонтакте появилось то самое фото остановки в Зареченском микрорайоне с сопроводительным текстом:
Фото – группа ВК “Общественный транспорт Орла онлайн”
«Так жители Зареченского микрорайона в ожидании транспорта коротают время на конечной остановке. Сложно себе представить, что происходит на других остановках микрорайона.
Как утверждают очевидцы, автобуса по маршруту №9 не было с 7:30 до 8:15. А это значит, что на маршруте отсутствовало как минимум два автобуса из двенадцати, которые необходимы для нормального обслуживания маршрута. Также утром отсутствовал автобус, который должен был перевозить пассажиров по маршруту 59. При этом администрация города сообщает, что автобусы по маршрутам 8, 9, 20 и 59 от Зареченского микрорайона отправлялись в 7:40, 7:41, 7:44, 7:51, 7:58 и 8:00. Кажется, в автобусном парке «ТТП» и не только наметился глубокий кризис».
https://vk.com/im?sel=206332642&w=wall-32685421_16298%2F55b34b1b9e5e74c9bd
Тема, что называется, «зашла»: от многострадальных орловских пассажиров тут же посыпались отклики. Цитируем выборочно, но много, чтобы был ясен масштаб проблемы.
«Больше скажу, из-за отсутствия 15 и 16 автобусов по расписанию в субботу 5 октября сотрудники Керама Марацци не смогли попасть на рабочий автобус вовремя и опоздали на работу, за это штраф. При том, что сотрудники не виноваты в отсутствии городского транспорта! ТТП, вы там О…ЛИ, что ли??? Все автобусы сдали на катафалки и свадьбы развозить?»
«Сегодня даже 59-й не вышел, по 9 додумались 2 графика подряд снять. Уже даже на свадьбы пускать нечего стало»
«С другой стороны 9 маршрута на новой Раздольной и Силикатной ситуация не лучше. 10 и раньше ходила ненадежно, с 9 маршрутом теперь все совсем плохо. В Советский район уехать крайне сложно. Даже 34 ходит не часто. Все маршруты нашего микрорайона на ладан дышат».
«Такая же демонстрация и на микрорайоне в ожидании автобусов 9 и 10 маршрутов».
«Трамваи пустили, а 16 маршрута как не было, так его и нет».
«Трамваи тоже не отстают!!!Сегодня – это уже предел всему. По первому маршруту ходят два вагона трамвая. С ТТП был в 13.26, а потом только в 14.24».
«Вчера с СПЗ люди не могли уехать вечером домой. Ждали маршрутку 1.40. 16 проехала на конечную. И пропала!».
В группах Зареченского микрорайона и Северного района, где также пролегает маршрут автобуса №9, граждане добавили масла в огонь. Вот какие комментарии оставляли здесь пассажиры 7 октября:
«Уважаемый губернатор, Андрей Клычков, почему никто не реагирует на этот ужас? Люди в 8 утра с микрорайона Зареченский стоят, уже почти полмикрорайона, и это только на одной конечной остановке. Ситуация не лучше на других остановках по Алроса. Что за беспредел, почему ни одного транспорта нет? Понедельник – рабочий и учебный день!!!»
«По-моему, транспортная проблема в Орле непобедима никем! Новых автобусов практически не видно. Где они? Почему не на маршрутах? Это просто саботаж. В военное время за это расстреливали».
«9 маршрут стал неуловим»
«А я чаще 9 автобус (большой, красивый, чистый, новый, наверное) вижу с надписью «посадки нет», катается просто так, красуется и дразнит, особенно, когда опаздываешь. (Б-ца Боткина)».
«…Или “на заправку”, или “в гараж”. Я на нем не езжу, но всегда вижу таким».
«…И так они могут несколько автобусов подряд друг за другом ехать».
«А Вы думаете только 9 маршрут так ходит? Попробуйте после 21 уехать в сторону Северного микрорайона с остановки Гринн. Это целый квест».
«После 21 это ладно, водилы домой уезжают, возможно, я стояла с 10.30 до 12, чтобы уехать на микрон со школы ГАИ. Куча разных трехзначных проехало малявок, а когда приехала 9-ка, она была как банка с килькой! Куда они все подевались вообще не понятно!»
«А с 909 вообще не уедешь! Одна 16 и то ходит как зря».
«Начался учебный год. На Полесской филиал медицинского колледжа. Вторая смена заканчивается в 19.00. Снова не на чем уехать в микрорайон. В дороге перекладными 2,5 часа».
10 октября возмутились уже жители 909-го квартала, которые не могли добраться до работы из-за переполненных маршруток. Вот что писали граждане в группе «Орловчане ВКонтакте»:
Фото – Снежана Игнатова
«Когда закончится беспредел с маршрутками??? Сколько можно трепать силы и нервы людей!!! 909 квартал, 8:10 всем нужно на работу!!!!Все маршрутки подъезжают битком!!!»
«Я больше скажу! И в 9:30, и даже в 11:30 уже на конечной 909 квартала маршрутки набиты битком. А ЭТО НЕ ЧАС ПИК! И полностью исчезли ЛиАЗы 16 маршрута! На маршруте их должно быть 10. Реально ездят 2-3».
«В течение дня на карте реально 2-3 лиаза, последнее время только два, время ожидания составляет около получаса, если опоздал на автобус»
«Больше! С 18:30 до 19:20 через Октябрь на 909 нет ни одного 16 автобуса! Хотя вышедший с Северстали в 18:17 автобус должен быть около 18:55-19:00».
«Утром почти на всех остановках города такое»
«И все, которые едут на ЗБК…Такая же ситуация… Дети не могут попасть в автодорожный техникум… Стоят, по 4-7 маршруток пропускают… А впереди морозы»
«Моя дочь там учится. Мы живем в Северном районе, дорога занимает с пересадками почти 2 часа, и опаздывает! Из-за транспорта!»
«А мы на Болховском… И тоже опаздываем каждый день».
«Иногда на остановке (особенно вечером) сразу видно нас, ждущих 25!!! Все уезжают, а мы стоим!!!»
«С 909 и в 21:00 не уедешь, сама вчера пешком пошла»
«В 8:10? В 7:15-7:30 не уехать. В выходные и в вечерние время тоже нет транспорта. Теперь все вопросы с опозданием на работу в администрацию города!!!!!. Только так».
«Администрация города Орла, 21 маршрут, ожидание на конечной остановке на Новой Ботанике занимает в выходной день 30-40 минут»
«В каждом районе и на каждой остановке такое творится по утрам, ни на чем уехать невозможно, какие бы маршрутки ни приехали, все битком, ехать невозможно».
Кстати, именно здесь в этой группе и опубликовал свое стихотворение, а точнее, «отчаяния стон», как пел когда-то популярный рок-певец, орловчанин Александр Воронков. Оно короткое и, на наш взгляд, талантливое – не потому, что написано выдающимся поэтом, а потому, что от него хочется смеяться и плакать одновременно. Вот оно.
«Сталепрокатные заводы… вокзалы… почты…гаражи…
В глазах уставшего народа,
Где транспорт, Господи, скажи…
Глаза водителя маршрутки
Сквозь годы смотрят на меня…
В людской толпе, на остановках проходит молодость моя…»
(источник: https://vk.com/im?sel=206332642&w=wall-2197800_4739320%2Fc6d270551b153beed1 )
«У вас робот ответы пишет?»
Думаем, Господь вряд ли ответит орловчанам на вопрос, где транспорт. На него даже орловская мэрия толком ответить не может. Впрочем, мы подозреваем, скорее не хочет. В социальных сетях ответы администрации Орла всем «жалобщикам» однотипны, пусты и – не побоимся этого слова – циничны. Цитируем типичные – других, собственно, и нет. Вот, например, ответ по поводу отсутствия на линии 9-го маршрута:
«Перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты, указано на необходимость соблюдения графиков движения и обеспечения количественного выпуска транспортных средств на маршрут в полном объеме. Информируем Вас о том, что на маршруте № 9 на данный момент снижен выпуск по техническим причинам. Сотрудниками МУП ТТП принимаются возможные меры для поддержания автобусов в надлежащем техническом состоянии. В связи со сложной финансовой ситуацией и блокировкой счетов предприятие не может быстро осуществить ремонт автобусов».
Вот вариант того же ответа:
«Маршрут № 9 обслуживает МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». В связи с технической неисправностью автобусов и отсутствием средств на предприятии выпуск автобусов снижен. В связи со сложной финансовой ситуацией и блокировкой счетов предприятие не может произвести закупку запчастей и осуществить своевременный ремонт автобусов. В целях улучшения качества предоставляемых населению транспортных услуг руководству МУП “ТТП” повторно поручено оптимизировать работу транспорта на закрепленных за предприятием маршрутах. Приносим извинения за доставленные неудобства».
А вот ответ на жалобы граждан на плохую работу маршрута №16:
«В случае длительного ожидания, для проведения проверки просим указывать время и место ожидания автобусов, а также направление движения. Всю необходимую информацию о движении по маршруту № 16 можно узнать по номеру телефона диспетчера МУП ТТП – 20 13 79».
А это отписка по поводу работы транспорта в выходные дни:
«Графики работы выходного дня составлены с учетом уменьшения пассажиропотока, в выходные дни работает меньшее количество автобусов и интервалы между ними увеличиваются. В случае длительного ожидания, для проведения проверки просим указывать время и место ожидания автобусов, а также направление движения».
И, наконец, типичная отговорка касательно неудобных маленьких маршруток частных перевозчиков:
«Обновление подвижного состава осуществляется на постоянной основе, в том числе и частными перевозчиками. Из-за значительной стоимости подвижного состава для данной замены необходимо определенное время. Перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты города Орла, строго указано на необходимость соблюдения графиков движения и обеспечения количественного выпуска транспортных средств на маршрут в полном объеме».
Неудивительно, что реакция граждан на подобные «ответы» – как минимум скептическая.
«У вас робот ответы пишет?» – интересуются орловчане у администрации Орла и, не получив ответа, констатируют: администрация бездействует. Цитируем ответы граждан на ответы администрации.
«Администрация города Орла, практически каждый день под каждым постом идёт речь про то, что перевозчикам указывается на необходимость соблюдения графиков. Вы сами не устали это писать? Может нужно уже другие меры предпринимать, если эти указания ежедневно игнорируются?»
«Администрация города Орла, и что вы сделаете? В очередной раз укажете перевозчику на необходимость соблюдать расписание? Мы вам писали, что 23 сентября с 9.30 до 10.35 не было ни одной маршрутки в сторону Выгонки. Что вы сделали? Ничего!!!»
«Я регулярно пишу в сообщения администрации о чудесном графике 25 и 421 маршрутов. В последний раз мне сказали, что в выходной день совершенно нормально, что промежуток между автобусами составляет 2,5 часа – с 17:30 до 20.00. Поэтому надеяться не на что. У них в голове свои нормы какие-то».
«Администрация города Орла, привлекайте другие организации, если данная не справляется (имеется в виду ТТП. – Прим. ред.). Какой нам толк от этой информации? Пассажирам вы что предлагаете делать? Пешком ходить? Летать? Обзаводиться личным транспортом? Какие вы видите варианты решения проблемы?»
Разумеется, и на этот последний вопрос орловская мэрия ответила шаблонно:
«Будем работать с перевозчиком по вопросу качественного транспортного обслуживания населения».
25 минут позора
Какую именно работу провела горадминистрация с перевозчиком, то есть с ТТП, и как эта работа повлияла на выход на линию девятого автобуса, рассказал директор муниципального предприятия Игорь Косолапов в интервью Первому областному телеканалу 9 октября. Опять же цитируем:
Игорь Косолапов
«На протяжении пары дней у нас выходило меньше автобусов, чем положено, оно, может быть, и сегодня меньше, но ситуация уже выправляется. Сегодня у нас на маршруте по девятому номеру от Алроса до санатория «Лесной» ходит восемь автобусов, причем четыре по двухсменному графику, четыре – по обычному. В пиковые периоды с семи до девяти утра и вечером с 17 до 20 мы все-таки стараемся выдерживать интервал в 25 минут. В межпиковые, да, интервал, конечно, выше, сейчас порядка 40 минут. Связано с тем, что автобусы требуют гораздо больше вложений для поддержания их работоспособности, чем электротранспорт. Были проблемы с прохождением, с проведением технического осмотра, у нас даже был сегодня разговор с мэром, он дал поручение исправить ситуацию, мы работаем над этим, завтра выйдет еще один автобус, по девятому маршруту будет девять автобусов. И до конца недели, я думаю, поставим еще в строй автобус, и до конца месяца постараемся решить эту проблему», – пообещал Косолапов.
https://vk.com/im?sel=206332642&w=wall-75903574_60684
Честное слово, лучше бы он вообще молчал. Потому что, когда руководитель транспортного предприятия на голубом глазу в качестве достижения преподносит гражданам информацию о том, что в часы пик неимоверными усилиями выдерживается интервал в 25 минут, а в остальное время автобусы ходят через 40 минут, он как минимум профнепригоден. Пригородные автобусы ходят чаще, чем автобусы в областном центре. Интересно, господину Косолапову никто не говорил, что 25-минутный интервал – это позорно?
Он профнепригоден, когда утверждает, что автобусы требуют больше вложений, чем электротранспорт. Потому что в таком случае электротранспорт в Орле должен работать как часы, а он почти исчез! Он профнепригоден, потому что признает, что под его руководством подвижной состав ТТП не смог пройти техосмотр. Наконец, он профнепригоден, потому что не знает, сколько автобусов работает у него на маршруте. Потому что тут же, под его интервью в комментариях, горожане пишут, что на самом деле на линии не восемь и не девять, как утверждает Косолапов, а от силы 4 или 5 автобусов, что четко видно в мобильном приложении.
Или, наоборот, господин Косолапов более чем профпригоден? Только не с точки зрения горожан, страдающих от отсутствия транспорта, а с точки зрения интересантов из мэрии или откуда повыше, которым почему-то понадобилось, чтобы в Орле возник транспортный коллапс?
Кстати, наши проницательные горожане не исключают такой версии. Вот, например, один из комментариев о том, что коллапс создают намеренно.
«Полагаю, что это администрация с целью создания по указанию губернатора единого оператора перевозок и уводу денег из бюджета умышленно создаёт коллапс… Пока идеи о создании регионального оператора не было, и коллапса не было. Раньше автобус 9-го маршрута ходил в 08.30, в 08.50 и в 09.10 как минимум, а потом ОН решил: нужен региональный оператор и ух ты, коллапс…»
Есть и другая версия:
«По выпуску автобусов (имеющихся в ТТП. – Прим. ред.). Представляете, завтра выходят все 48 ЛиАЗов и 30 ПАЗов на 9; 15; 16; 59. Им еще надо будет плюс пару «жирных» маршрутов. Один ЛиАЗ оставляет три пустых газельки, идущие за ним. А маршруточные папики? А курирующие их серые дома? В обиде…»
Кстати, эта версия представляется нам более близкой к реальности. И на то есть свои причины. Как справедливо отмечают некоторые комментаторы, и как в свое время подробно писала «Орловская среда», пресловутый девятый маршрут в свое время «отжали» у частника – ИП Кривовых. Напомним, предприниматели Кривовы вступили в жесткий клинч с уже бывшим вице-мэром Орла Ничипоровым, который курировал работу городского транспорта. По утверждению Кривовых, тот занимался систематическими поборами с перевозчиков – как в денежной, так и в натуральной форме. Более того, Кривовы обнародовали аудиозаписи, из которых следовало, что Ничипоров предлагал им отдать часть машин на девятом маршруте другому ИП – под предлогом того, что Кривовы не справляются. Когда те отказались, последовали «репрессии»: в один из дней на линию не вышел то ли один, то ли два автобуса из 11. Это стало достаточным предлогом для того, чтобы расторгнуть с Кривовыми контракт. Сегодня Ничипоров – фигурант уголовного дела, возбужденного по заявлению Кривовых, находится под домашним арестом. А из 12 автобусов девятого маршрута, отданного ТТП (видимо, из-за огласки все же побоялись сразу же отдать маршрут протеже Ничипорова), на линию выходят – по официальным заявлениям – восемь, а по факту – 4-5 машин. При этом в течение нескольких дней именно в часы пик автобусов нет по 40 минут и более. Естественно, разгорается скандал, который широко освещается – в том числе в лояльных мэрии и областной администрации пабликах и СМИ. Народ совершенно справедливо негодует. При этом сам директор ТТП упорно твердит, что муниципальное предприятие не справляется с маршрутом – внезапно новые автобусы массово потребовали ремонта, а ремонтировать дорого, а денег нет. Правда, несколькими днями ранее выясняется, что деньги-то можно было попросить у города, но руководство ТТП почему-то не хотело этого делать – пришлось прокуратуре вмешиваться. Деньги дали – и что? Косолапов обещает, что, может быть, к концу октября ситуацию исправят. А если не исправят? А вот если не исправят, то мэрия, возмущенная такой ужасной работой муниципального перевозчика и невыполнением указаний мэра, расторгнет контракт с ТТП. И отдаст сверхприбыльный девятый маршрут кому? Правильно, тому самому ИП, с которым в свое время предлагал поделиться Кривовым подследственный Ничипоров. Может такое быть? Вполне. Но надеемся, что не будет. Потому что неожиданно для орловской мэрии Генеральная прокуратура решила провести проверки в сфере пассажирского транспорта. И мы обязательно доведем до сведения надзорного ведомства – на федеральном уровне – все, что изложено в данном материале. Чтобы в случае, если проверка коснется Орла, никто не смог пустить прокурорам пыль в глаза.
Пассажиры заплатят за все?
И напоследок. Помните, за что формально отрешили от должности ныне уже изрядно подзабытого мэра Орла Виктора Сафьянова? За то, что не исполнял должным образом свои полномочия. А именно – не провел вовремя конкурс среди перевозчиков. При этом маршрутки без конкурса по городу ездили, и муниципальный транспорт работал гораздо лучше, чем сейчас, при мэре Парахине. Этот мэр конкурсы проводит регулярно, только вот городской транспорт работает все хуже и хуже. И со своими полномочиями по организации нормальной работы этого самого транспорта Парахин явно не справляется. В результате в ТТП без конца вливаются многомиллионные транши из городского бюджета – сиречь из карманов граждан. При этом троллейбусов, трамваев, а теперь и муниципальных автобусов граждане дождаться не могут, а если и дожидаются, то не могут в них влезть. В результате пассажиры идут к частнику и платят деньги ему. В лучшем случае – за проезд в частной маршуртке. В худшем – на такси. А еще они же финансируют содержание служебного авто мэра (на общественном транспорте Парахин, понятное дело, не ездит) и самого мэра, который также получает зарплату из бюджета. Плюс расходы на заместителя мэра, который курирует транспорт, на начальника транспортного отдела, на весь транспортный отдел, а также на тех сотрудников мэрии (уж не знаем, штатных или внештатных), которые отписывают гражданам бесполезные и бессодержательные ответы на «транспортные» жалобы и обращения в социальных сетях. Не слишком ли? Не слишком ли дорого обходится нам такой городской транспорт? И такой мэр? И не пора ли, как говорил Жванецкий, в консерватории, в смысле, в мэрии что-то подправить? Например, лишить Парахина если не должности, то хотя бы служебного авто? И запретить им пользоваться, до тех пор, пока в Орле не будет наведен порядок в пассажирских перевозках. Хотя лучше было бы, конечно, ему импичмент объявить…
Татьяна Филева