№29 (81) от 30 августа 2023 г.
В марте 2020 года сити-менеджер Орла Александр Муромский подписал постановление о создании муниципального казённого учреждения «Жилищное управление города Орла». Как сообщала тогда пресс-служба мэрии, основной целью МКУ «Жилищное управление» станет деятельность, направленная на повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом. В штат новой мэрской «жилконторы» зачислили сразу три десятка человек. И вот прошло три с половиной года, в Жилищное управление пришли с проверкой аудиторы КСП города Орла и по ее итогам констатировали: «создание МКУ ЖУ и передача ему полномочий по учету и управлению муниципальным жилищным фондом не дало положительного результата…». Чем же занимались начальник управления и 30 его сотрудников в течение трех с половиной лет, если за этот, в общем-то вполне продолжительный период, так и не смогли достичь успехов в своей деятельности? Ответ на этот вопрос дают 33 страницы акта КСП, из которого следует: кто-то в «жилконторе» просто бездействовал, а кто-то, наоборот, действовал. И не исключено, что эти действия могут попасть под (извините за каламбур) действие Уголовного Кодекса.
С муниципальным жильем в Орле, прямо скажем, творится форменный бардак. К такому выводу, если переложить с официального языка на неофициальный, пришли проверяющие из КСП. Впрочем, орловчанам это известно и без проверок: проблемы с получением муниципальных квартир постоянно возникают у детей-сирот и у граждан, которых должны переселять из аварийного жилья. Сюда же можно отнести плачевное состояние муниципального жилищного фонда. И не только. Приведем лишь несколько самых кричащих фактов, выявленных в ходе проверки КСП, которые наглядно подтверждают: городская власть не умеет разумно и с выгодой для города распоряжаться муниципальным имуществом. Ну или делает вид, что не умеет.
Итак, начнем с самого вопиющего: как констатирует КСП, «муниципальное образование «Город Орел» не обладает достоверной информацией о количестве, площади, стоимости и других характеристиках муниципальных жилых объектов, а также об их поступлении и выбытии». То есть, попросту говоря, городская власть не знает, сколько в распоряжении муниципалитета имеется квартир и каких, сколько они стоят, сколько их приватизировано, а сколько, наоборот, поступило в собственность города. А между тем еще два года назад такие сведения имелись.
Как говорится в акте КСП, в октябре и ноябре 2021 года МКУ ЖУ приняло в оперативное управление муниципальный жилищный фонд в количестве 8652 объекта общей площадью 375 тысяч 676,25 кв. метра с указанием всех необходимых характеристик: адресов, площади и кадастровой стоимости каждого жилого помещения. После чего в муниципальной жилконторе стали происходить удивительные вещи. Все это имущество поставили на бухгалтерский учет… одной строкой под названием «Жилфонд» в количестве 1 единица! То есть учет по каждому помещению просто никто не вел. Дальше – еще интереснее. Как выяснилось при проверке, в бухучете МКУ ЖУ в строке «Жилфонд» по состоянию на 31 декабря 2021 года числился один объект балансовой 2 миллиона 15,9 тысячи рублей, а по состоянию на 9 декабря 2022 года – опять же один объект балансовой стоимостью 2 миллиона 794 тысячи рублей. Вот вам и весь жилищный фонд! Таким образом, сообщает КСП, инвентаризация муниципального жилищного фонда… проведена МКУ ЖУ формально. Фактически МКУ ЖУ не осуществляет ежегодную пообъектную инвентаризацию муниципальных жилых объектов, не обладает достоверной информацией об их наличии на определенную дату инвентаризации, а, следовательно, об их количестве, характеристиках и стоимости. Данные проведенной инвентаризации по состоянию на 30.12.2021 г. и 09.12.2022 г. недостоверны, так как содержат имущество, которое фактически не существует» (!).
Дальше – больше. Помимо имущества, которое не существует, аудиторы обнаружили имущество, которое ничего не стоит.
Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что часть муниципальных жилых помещений, закрепленных в оперативное управление МКУ ЖУ, в программе «Жилфонд» необоснованно учтены… с нулевой балансовой стоимостью (в качестве примера приведены три квартиры, но, подозреваем, их больше) и с балансовой стоимостью 1 рубль (здесь в пример приводятся адреса девяти квартир кадастровой стоимостью от полумиллиона до двух миллионов рублей – и это тоже не весь перечень).
«Следовательно, муниципальные жилые помещения фактически обесценены, у учреждения отсутствует их реальная справедливая стоимость, а МО «Город Орел» не располагает информацией не только о количестве муниципальных жилых объектов, но и о реальной стоимости муниципального жилого фонда, сведения Реестра муниципального имущества города Орла в части стоимости жилого фонда недостоверны», – говорится в акте КСП. Таким образом, аудиторы приходят к вполне логичному выводу, что цель деятельности МКУ ЖУ – повышение эффективности управления и распоряжения жилищным фондом города Орла, обеспечение полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений, не достигнута.
Это, так сказать, вывод стратегический. Но из изложенной выше информации можно сделать и другой вывод, если ответить на один простой вопрос: а зачем, собственно, Жилуправлению понадобилось обесценивать муниципальные квартиры, устанавливая их нулевую и рублевую (в размере 1 рубля) балансовую стоимость? Простая логика подсказывает, что здесь надо искать криминальную составляющую. Ведь ничего не стоящую квартиру можно продать за любую цену, верно? А потом как-нибудь (мы не знаем, как именно, чиновникам виднее) снять с учета. И заработать хорошие деньги, которые, конечно, пойдут не в бюджет, а в чьи-то карманы.
А ведь по идее именно за счет муниципального жилья (в числе прочих источников) бюджет города должен получать доходы. И доходы, конечно, поступают, но далеко не в том размере, в котором могли бы. Причин здесь несколько.
Во-первых, размер платы за наем. По закону она не может повышаться чаще одного раза в три года. Однако с июня 2018 года по апрель 2022-го в Орле ее не повышали (действующий тариф составлял 6,88 рубля за кв. метр). При этом, как отмечает КСП, при своевременном перерасчете базового размера платы за наем уже в 2021 году, она могла составить в среднем 8,43 рубля за кв. метр. То есть граждане платили бы на полтора рубля за метр больше, а бюджет не потерял бы за период с января 2021-го по июнь 2023-го 12,7 миллиона рублей недополученных доходов. Однако в апреле 2022-го квартплату повысили сразу на 4,5 рубля – до 11,39 рубля за кв. метр – причем без учета качества и благоустройства жилого помещения и месторасположения дома. А ведь, как отмечает КСП, с учетом этих критериев, размер платы за наем после повышения в апреле 2022-го должен был варьироваться от 9,98 рубля до 12, 8 рубля за квадрат. Такие действия чиновников КСП посчитала неправомерными и констатировала, что они привели к занижению плановых поступлений платы за наем и соответственно, доходов городского бюджета с апреля 2022-го года по июнь 2023-го года ориентировочно на 12 миллионов 698 тысяч рублей.
Во-вторых, эту самую плату за наем добросовестно вносят далеко не все арендаторы муниципальных квартир. Причем в ходе проверки КСП выявила весьма странный факт. На 1 января 2021 года в должниках числились 2099 нанимателей муниципальных квартир, задолжавших городу 22 миллиона 807 тысяч рублей. А к концу августа 2022 года число должников увеличилось до 2137 человек, а вот сумма задолженности чудесным образом сократилась в 2,4 раза – до 9 миллионов 617 тысяч рублей. Как такое могло произойти, аудиторы не поняли, тем более что никаких документов, обосновывающих уменьшение задолженности на 13 миллионов рублей, в Жилуправлении не обнаружилось. Соответственно, и установить настоящий размер дебиторской задолженности по квартплате проверяющие не смогли, зато смогли сделать жесткий вывод о том, что собственник муниципального жилья (т.е. город Орел) не только не обладает достоверной информацией о своем имуществе, его стоимости, размере задолженности по плате за наем, но и «позволяет работникам МКУ ЖУ произвольно и бесконтрольно исключать/не исключать из учета жилые помещения, начислять и списывать плату за наем. В результате… действий/бездействия ответственных должностных лиц… потери бюджета города Орла составляют 13 189,6 тыс. рублей».
Кстати, по закону, с должниками, которые не платят за наем жилья более шести месяцев, договоры должны расторгаться в судебном порядке. И КСП приводит целый перечень таких граждан, которые продолжают благополучно проживать в муниципальном жилье и копить долги при полном бездействии Жилищного управления. Так, например, только за 5 месяцев 2023 года дебиторская задолженность нанимателей составила 10 миллионов 983 тысячи рублей по 2524 лицевым счетам. А в юридический отдел для взыскания по суду была передана задолженность только по 467 лицевым счетам на общую сумму 2 миллиона 644 тысячи рублей. В суд же было подано всего 299 заявлений (11,8% от общего числа должников).
«Постоянный значительный рост задолженности населения по плате за наем свидетельствует о том, что… проводимая МКУ ЖУ работа по взысканию задолженности недостаточна и безрезультативна. Граждане-должники в течение длительного периода времени безвозмездно пользуются муниципальными жилыми помещениями, в то время как бюджет города Орла несет расходы по замене счетчиков коммунальных ресурсов, текущему, капитальному ремонту помещений и т.п.», – констатирует КСП, а мы добавим: расходы бюджета – это наши расходы, расходы добросовестных налогоплательщиков, которые так же добросовестно платят и за свои квартиры и еще оплачивают удобства для недобросовестных нанимателей муниципального жилья. Впрочем, это не единственный способ потратить бюджетные (то есть наши) деньги самым бездарным образом, который практикует муниципальная жилконтора. Есть и еще несколько.
Вот, например, один из них. В июне прошлого года Жилуправление заключило контракт на текущий ремонт жилого помещения в доме №17 на бульваре Молодежи. Заплатили за него 53,6 тысячи рублей. Квартира эта включена в специализированный фонд для детей-сирот, однако несмотря на большую очередь, больше года после ремонта так и стоит пустой – никаких сирот туда не заселяют. При этом бюджет оплачивает отопление, капремонт и прочие коммунальные услуги.
Между тем, по данным КСП, по состоянию на 25 июня 2023 года на учете в МКУ ЖУ состояло 333 человека из числа детей-сирот, имеющих право на представление благоустроенного жилья. В прошедшем периоде нынешнего года для них было приобретено 56 жилых помещений (в прошлом году – 75 квартир). При этом при анализе закупок жилья КСП выявила целый ряд нарушений. Самое вопиющее из них – завышение закупочных цен.
Так, например, с марта по сентябрь 2022 года Жилищное управление приобрело 25 квартир по цене квадратного метра – 80 тысяч рублей. При этом, как указывает КСП, совсем не дешевое жилье приобреталось без учета возраста домов. То есть 80 тысяч за квадрат платили за квартиры в доме 1960 года постройки и столько же – в доме 2020 года постройки. Когда же аудиторы сравнили среднюю стоимость квадратного метра жилья на вторичном рынке в 2022 году со стоимостью квадратного метра в заключенных МКУ ЖУ муниципальных контрактах, то пришли к выводу, что городская «жилконтора» переплатила за закупленное жилье 11 миллионов 918 тысяч рублей, что привело к потерям бюджета в указанной сумме. Соответственно, и жилья для детей сирот закупили меньше, чем могли бы. Как отмечает КСП, это особенно важно, потому что этого жилья ждут и не могут дождаться более 230 сирот. Но и это еще не все.
Как выяснилось в ходе проверки, девять квартир для предоставления детям-сиротам были приобретены в домах, построенных 30-60 лет назад, которые имеют высокий риск перехода в разряд аварийных и подлежащих сносу или реконструкции. Как полагает КСП, это привело к неэффективному использованию бюджетных средств в общей сумме 23 миллиона 976 тысяч рублей.
Подводя итог, Контрольно-счетная палата констатирует: «Действия руководителя МКУ ЖУ Решетовой Т.В. по заключению муниципальных контрактов на приобретение квартир по завышенным ценам, а также в жилых домах со сроком эксплуатации от 30 до 60 лет, свидетельствуют о признаках проявления коррупции».
Повторим, это далеко не весь перечень многочисленных нарушений, выявленных аудиторами в Жилуправлении. В полном объеме КСП предоставила его не только мэру Орла (основной период деятельности «жилконторы» пришелся как раз на мэрство Парахина), но и в прокуратуру, УМВД по городу Орлу и в УФАС. Надеемся, надзорные и правоохранительные органы внимательно его изучат и примут все меры, чтобы наказать виновных и пресечь жилищный произвол.