№35 (87) от 11 сентября 2023 г.
В предыдущем материале («Орел – звучит гордо», №33 (85) от 27 сентября 2023 г.) мы писали: скажешь – «курский», и тут же на язык просится – соловей, скажешь – «тульская», и тут же продолжение – гармонь, а к орловскому» или «орловской», сколько ни ломай голову, ничего путного, кроме «вора», не приходит.

Нас поправили: а «орловская непрерывка»?
Спасибо. Точно – непрерывное «орловское «воровство»!
Вроде и благосостояние растет, а воровство – еще быстрее. По принципу «воровать – так миллион, целовать – так королеву».
Цепочка осужденных или находящихся под следcтвием – от Кислякова до Парахина – непрерывно растет… Конечно, не все наказаны по делу, некоторые – просто жертвы стечения обстоятельств. Например, необоснованно сидит, по-моему, руководство белгородского РСМ, первого подрядчика на Красном мосту. Ну, не удержались пацаны, бросились покупать элитные иномарки. А вы, если вам 200 миллионов аванса отвалят, не захотите покатать своих подруг на мерседесе? Вон недавно даже такой «орел», как человек при погонах, увидев молоденькую студенту, не смог удержаться. И ничего. Полканам можно, а пацанам нельзя?
Слава богу, белгородцам дали всего 4 года, в следующем году выйдут на свободу.
Какие обстоятельства привели к этому? Вернемся в далекий 2017 год, когда на заседании стройкомитета горсовета рассматривался вопрос о реконструкции Красного моста. Тогда Заставный В.Д., опытный мостостроитель с 60-летним стажем, утверждал, что передавать обследование, изыскания и проектирование моста в одни руки нельзя. Нормы градостроительства запрещают разработку проекта планировки территории и рабочего проекта одним исполнителем. Если ППТ поселения или линейного объекта может разрабатывать любой предсельсовета, то рабочий проект – только специализированная организация, член СРО с лицензией, в случае чего ошибки первого исправит вторая.
Но выступивший на комитете тогдашний заммэра О.В. Минкин возразил, что такую сложную работу следует поручить только единственному проектировщику, а именно ленинградскому «Стройэксперту». Депутаты с ним согласились. Но когда подрядчик в феврале 2020-го вскрыл тело моста, то оказалось, что проекта на самом деле никакого нет, а есть туфта. Например, вместо фактической полутораметровой толщины подпорных стен проектировщики намерили всего полметра. В результате бетонные свесы, которыми предполагалось уширить мост, увеличились с 6 до 7 метров. Мы постоянно говорили, нет, кричали об этом, начиная с января (на пресс-конференции Справедливой команды), потом в начале марта (на сайте «Граждане Орла»), но только после неоднократных выступлений «Орловской среды» строительство моста, в конце концов, приостановили.
На срочно созванном «аварийном» стройкомитете в конце апреля белгородцы предложили подпереть свесы для надежности подпорками. Пришлось выступить против, депутаты поддержали. Каково же было удивление всех участников процесса, когда сменившая белгородский РСМ Уваровская ПМК-22 все же реализовала этот негодный, мягко говоря, вариант. И теперь рядом с несущими арками высятся подпорки. Это как если объединить стойки Тургеневского моста с арками Александровского. Эклектика, но для Орла сойдет.
Но не сойдет то, что при сборке и надвижке произошло явно заметное смещение элементов моста как по вертикали, так и по горизонтали. Поперечные балки выглядят, как запавшие клавиши ненастроенного пианино, а в плане образовался уступ между стальным пролетным строением и левобережным железобетонным арочным подходом.
Возможно, именно об этих недостатках говорится в июньском акте проверки моста Росавтодором, который власти всеми силами скрывают от ознакомления? Значит, там действительно есть, что почитать.
Почему-то эта проверка прошла в июне, еще до надвижки и бетонирования моста. И сейчас некому даже остановить спецавтотранспорт, едущий по молодому свежеуложенному пятидневному бетону. Почему строители не дождутся хотя бы семи дней твердения, как положено по регламенту, чтобы позволить бетону схватиться со стальными упорами? Очень спешат? Но нам не нужна видимость моста вместо надежного сооружения. Они-то уедут, а ездить нам.
Мост через Рыбницу
Порочная практика сосредоточения множества стадий инвестиционного процесса в одних руках продолжилась на мосту через Рыбницу на дороге Змиевка – Никольское в Свердловском районе. По условиям заключенного контракта подрядчик – Якутское (вот уже и Якутия в гости к нам!) дорожно-эксплуатационное предприятие ДЭП-132 – обязался за период с февраля по ноябрь текущего года провести обследование, изыскание, проектирование и экспертизу моста. Но теперь к этому добавилась еще и стройка, то есть четыре одеколона в одном стакане.
При осмотре строящегося моста в глаза бросились старые балки с прогибами, в нижней зоне которых видны трещины. Почему бы их не заменить, ведь они прослужили более 60 лет? Да, в свое время мы отстаивали использование старых балок на мосту «Дружба», но там была иная ситуация. Балки «Дружбы» – предварительно напряжённые, а это значит, что они выгнуты вверх, и трещины под действием нагрузки закрываются. А балки моста через Рыбницу – без предварительного напряжения, и при каждом проезде по нему трещины растут, в них попадает влага, вызывающая коррозию арматуры. Поэтому нормы устанавливают срок службы ненапрягаемых мостов (50-60 лет) почти в два раза короче напрягаемых – 80-100.
Что происходит? География мостовых подрядных организаций в Орле растет, а порочная практика сохраняется. За последнее время от этого пострадали омичи из ООО «Мостовик» (банкрот), казанцы из РГС (судятся с городом), белгородский РСМ (сидит). На очереди подмосковная Уваровская ПМК-22?
Дворянка
Осталось только высказаться по благоустройству Дворянского гнезда, поскольку по этому вопросу не высказался только ленивый. Как тут промолчишь, если зампредоблсовета Вдовин советует мамашам с колясками и инвалидам-колясочникам пользоваться спуском к Оке в районе спорткомплекса «Труд» для прохода к Дворянскому гнезду. Это как ехать к вокзалу через автовокзал. «Мы же не можем построить им лифт?» – сокрушается он, привычно оговариваясь, что не является специалистом-строителем, хотя имеет сразу два высших строительных образования (военно-инженерное училище и Военная инженерно-строительная Академия им. Карбышева).
Придется высказаться мне на восьмом десятке. Отсылать мамочек с колясками к «Труду» – на грани преступления. После этого количество инвалидов-колясочников в Орле может увеличиться. Потому что в этом случае для того, чтобы пройти к Дворянке, придётся идти мимо вертикального известнякового откоса на изгибе Орлика. А ГОСТ (государственный стандарт приравнивается к закону) «неуположенные откосы горных слонов и выработок» относит к опасным факторам. Тут можно летом и камнем из осыпи по голове получить, а зимой – снегом или льдом, как произошло в пятидесятые годы на Зуше, когда от обрушения снежного козырька погибло сразу четыре подростка. Почему в ТЗ на благоустройство не проработан этот вопрос?
Что делать? Необходимо провести обследование склона, а для начала хотя бы сравнить нынешнюю топографию с той, что существовала до постройки детской больниц. Л. Парицкая, обладающая зорким глазом гениальной художницы, утверждает, что подвижка грунта там достигает нескольких метров. А до этого проход должен быть закрыт или, по крайней мере, должна висеть табличка «проход опасен». Потому что вероятность несчастного случая резко повысится, когда масса народа хлынет на Дворянку после реконструкции. И тот аргумент, что «так в Орле везде», просто смешон. Известно, что, как только мы выходим из дома, вероятность погибнуть увеличивается вдвое. Как только садимся в авто – вдесятеро, а как только спустимся к Орлику, будет на порядок выше. Тут уж каждый выбирает сам.
А вопрос спуска колясок к реке можно решить устройством серпантина (проект инженера Надуткина В.А.). Склонов там достаточно, как выходящих к Орлику, так и к Головановскому оврагу. Напомню, когда-то можно было спуститься к Орлику в районе Дворянки прямо на авто.
Сломали беседку, да не ту
Поскольку разговор зашел об поджидающих нас опасностях, то не могу не затронуть вопрос с беседкой в Городском парке культуры возле Юбилейного. Нависая над пляжем, она уже накренилась на десяток сантиметров, и наклон только увеличивается, судя по трещине в ее основании, которая растет со скоростью миллиметр в год. Эту беседку по нашему требованию администрация парка то закрывала, то вновь открывала, но ничего, кроме водоотвода, не сделала. Отсутствует даже наблюдение за деформациями беседки с помощью маячков. А ведь достаточно зайти туда веселой компании из десятка человек – и все рухнет вниз. Единственный способ для администрации уйти от ответственности – ночью подойти к беседке с ломом и легким нажатием руки отправить беседку вниз, пока там нет людей. Напомню старую истину – правила безопасности написаны кровью.
Добро должно быть с кулаками
Хорошо, скажет кто-то, но какое добро имел в виду автор, назвав так свою статью? То, что копят годами, или то, что отдают людям? А может, то, чем весной удобряют поля?
Когда Иван Грозный (по утверждению экс-губернатора Потомского) ехал из Петербурга в Москву, он заехал по пути в Орел. Тогда это был безымянный мелкий пограничный городишко на границе между Московией и великим Крымским ханством. В Крым везли зерно, меха, рабов и дань, выплачиваемую русским государством Орде, а обратно – оружие, драгоценности и золото. На мосту через Оку происходили кровопролитные стычки, отчего он и назвался Красным. На нем же русские и татарские послы подписывали мирные договоры. В память об этом до сих пор один из орловских районов, выходящий к Дикому полю (ныне часть Железнодорожного района), называется Половцем.
Так вот, вышел Иван Грозный из кареты, а в это время парящий в небе орел уронил на него каплю.
– Бысть здесь городу Орлу! – решил грозный царь.
Кстати, о туалетах. Многие надеялись увидеть его в Дворянском гнезде, но там его не будет, как не будет и запроектированных моста и пристани. Особо озабоченных этим вопросом проектанты вежливо отсылают в парк Победы. Да, туалет там хороший, просторный, теплый (только дверь почему-то не закрывается), многие из-за него только и ходят в парк. Но он частенько не работает, особенно с наступлением темноты. Темнота, как известно, спасет мир. В Орле она же спасает и красоту – кустов в парке хватает.
Вот такая орловская капля в общероссийском океане бед и побед. Возразят – да это же капля! Все равно, что горстка песка в пустыне.
Напомню: горстка спартанцев спасла Грецию, горстка латышей посадила Ленина на московский трон. Вы не забыли положить цветы к их памятнику в Лаврово? Кажется, и в Орле есть улица Латышских стрелков?
В.П. Павликов,
кандидат технических наук,
ст. научный сотрудник ООО «Дорога 450»