№25 (167) от 30 июля 2025 г.
Сферу перевозок легковыми такси ждут серьезные потрясения. В ближайшее время вступят в силу новые законы, которые существенно повлияют на поездки в автомобилях с шашечками на борту. По сравнению с СССР заметно возросло как число самих такси, так и доступность поездок на этом виде транспорта. Но многие орловцы вынуждены пользоваться такси не от хорошей жизни. Например, такси берут, когда не могут уехать в «часы пик» из-за отвратительной работы общественного транспорта. Или же такси заказывают больные люди, которые не могут добраться на процедуры другим способом. Что ждет орловцев в связи с грядущими изменениями, разбирали довольно подробно за «круглым столом» в областном совете.
Большие проблемы маленького такси
Так, замначальника «Орелтранссигнала» Александр Маев в своем выступлении обозначил ряд моментов, которые хотелось бы изменить для улучшения ситуации. В 2023 году в реестре числилось чуть больше 850 перевозчиков, хотя по самым скромным оценкам в сфере перевозок было задействовано никак не меньше 5 000 машин. К лету 2025 года ситуация с регистрацией заметно изменилось. Сейчас в реестре 3 423 записи. Число зарегистрированных перевозчиков с 39 увеличилось до 736. Также официально зарегистрировано 9 различных служб заказа такси – от крупных «китов» до совсем небольших агрегаторов. Что касается проверок, то Александр Маев обратил внимание на необходимость онлайн-подключения для контролеров. Так, водитель может предъявить выписку по автомобилю с QR-кодом. Если ее не пробивать по базе данных, то может сложиться впечатление, что с документами все в порядке. На деле же, если пройти по этому коду, то запись в реестре уже аннулирована. К сожалению, еще не все проверяющие пробивают водителей по актуальной базе. Аналогичная история с другими документами – всегда нужно проверять актуальность данных. Выписки самими перевозчиками либо выдаются лично, либо распечатываются через портал Госуслуг. Кстати, уже порядка 75% перешли на электронный вариант оформления документов. Это позволяет избежать хождения по инстанциям, стояния в очередях и т.д.
Из имеющихся проблем и вариантов их решения: Александр Маев предложил выйти с законодательной инициативой о послаблении ограничений для «новых» граждан РФ с приграничных территорий, разрешить перевозчикам нанимать водителей с временной пропиской. Сейчас это запрещено, но в наш регион прибывает очень много переселенцев из приграничных областей, и хотелось бы сделать в федеральном законе послабление для своих же граждан, но приехавших из соседней области.
Второй момент – это проверки самозанятых. Сейчас проверки идут совместно с ФНС, и они касаются только ИП и юридических лиц. По самозанятым, вероятно, из-за недавнего оформления этой категории налогоплательщиков, проверки никак не регламентируются. Между тем, в сфере такси очень много именно такой категории работников, и они выпадают из зоны видимости.
Третий момент: хотелось бы иметь возможность приостановки либо аннулирования выданных разрешений ввиду отсутствия полиса ОСГОП. Помимо этого, выступающий попросил депутатов найти общий язык с УМВД, чтобы рассмотреть возможность сокращения сроков выдачи справки об отсутствии судимости – с 30 дней до пяти. При наличии современных компьютерных систем это более чем реально. Сейчас по факту человек подает документы, и 30 дней ждет справку. Где ему работать целый месяц – непонятно. Хотелось бы ускорить бюрократические процедуры, чтобы подавший документы мог как можно быстрее начать работать. Опять же это особо критично для переселенцев из приграничных областей.
«Серые» перевозчики
Депутаты поинтересовалась, как решается вопрос с вызовом такси в дачные массивы и СНТ? Многие водители не находят адреса в отдаленных районах. Можно ли здесь найти выход? Особенно с учетом того, что в последнее время системы спутниковой навигации либо отключаются, либо работают некорректно. Водитель иногда просто не в состоянии понять, куда именно вызвали машину – геометка в приложении просто не отображается. Увы, ответа не последовало, так как в зале не было человека, который бы занимался актуализацией данных и контролем за работой спутниковых систем.
В свою очередь председатель ассоциации таксистов Орловской области Юрий Анисимов, затронул две «болевые точки» – нездоровую конкуренцию в регионе и экономическую ситуацию в целом. «Нелегальных перевозчиков у нас, как правило, привлекают по ст. 14.1 КоАП «Осуществление нелегальной перевозки», однако наказание – штраф от 200 до 2000 рублей – никого не останавливает от совершения нарушения. Но в других регионах РФ нелегальных перевозчиков привлекают не по первой части статьи Административного кодекса, а по второй, которая предусматривает, помимо штрафа, конфискацию автомобиля! Он задерживается и отправляется на штрафстоянку до решения суда в виде обеспечительной меры. На полтора-два месяца. На месте инспектор не может принять решение. Как показала практика в других регионах, такое решение стало очень действенным в борьбе с нелегальными перевозчиками. Если в городе не хватает штрафстоянок, со своей стороны мы готовы помочь и техникой, и людьми, и оборудованием», – отметил Юрий Анисимов.
Второй вопрос касался статьи Гражданского кодекса о договоре аренды транспортного средства с экипажем. Этот юридический казус очень похож на такси. Причем обязателен письменный договор. Но не секрет, что при современном развитии компьютерных технологий такие договоры можно заключать хоть перед каждой поездкой. И это очень серьезная конкуренция перевозчикам. Ведь в случае аренды не надо заморачиваться ни с какими путевыми листами, покраской машин, ОСАГО и прочее, прочее. Даже внесения в реестр авто не требуется. В то время как для таксопарков установлены жесткие ограничения на возраст и место производства автомобилей, – пояснил Юрий Анисимов. Поэтому инициатива от перевозчиков – разделить две сферы деятельности, чтобы одна не мешала другой.
Всем выйти из сумрака!
Менеджер по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» Алексей Филиппов отметил, что процесс легализации перевозок легковым такси оказался болезненным для всех участников рынка. И тут два разных направления со своими нюансами и болевыми точками: легализация транспорта и легализация налогов. В Орловской области оба этих направления на очень высоком уровне, если сравнивать с соседними регионами. Если же мы говорим о проблематике рынка такси в целом, то за «круглым столом» собралось очень мало представителей бизнеса, и озвучить многие темы от первого лица, непосредственно от самих перевозчиков, увы, не получится.
Филиппов согласился с уже прозвучавшими тезисами, что за последние годы очень сильно подскочили цены на автомобили. При этом большая часть авто для такси традиционно покупается в лизинг. Но при действующей ставке ЦБ такой вариант просто нереален. Рынок перевозок в Орловской области имеет свои исторические особенности, которые нужно учитывать. Так, например, в отличие от крупных городов, в Орле машины почти всегда являются собственностью водителей, а не находятся в лизинге. А с учетом ставки – вряд ли стоит ожидать развития по этому пути. Помимо роста цен на авто, выросли цены на запчасти, на бензин, и даже страховка, которая составляет колоссальную строку расходов. Сами же орловские водители – «достаточно сложный контингент», который до последнего будет стараться работать нелегально до тех пор, пока будет хоть малейшая возможность, – отметил Алексей Филиппов.
С этим согласился председатель комитета Виталий Рыбаков: «Надо работать над прозрачностью, легализацией, чтобы не было теневого рынка. Люди при малейшей возможности будут уходить в тень, потому что никто не хочет платить лишние деньги. Особенно в такое трудное время. Но как быть государству без налогов? И важно, чтобы с трудом собранные налоги тратились рачительно на благо трудящихся. Вы посмотрите, как в Орле делают дороги, по которым ездят те же такси! В каком состоянии люковое хозяйство? Водитель едет и смотрит, как бы в люк не попасть. Практически все люки в Орле в ненормативном состоянии. В нормативном состоянии люк до 2 см ни вверх, ни вниз не должен торчать. При соблюдении этого норматива пассажир даже не почувствует наезд на люк. А какие ямы – вы посмотрите, я фиксирую и выкладываю в сеть, какие ямы на дорогах. А это все выливается в издержки на дополнительный ремонт авто и в итоге ложится на пассажиров в виде цены за поездку», – отметил Виталий Рыбаков.
Еще один важный момент, который был затронут в ходе «круглого стола» и который влияет на нежелание водителей работать легально, – это долги. В такси работает очень много алиментщиков, людей, накопивших долги по коммуналке, и т.д. И если они будут принимать платежи легально, то тут же придут приставы и спишут средства, если вдруг они попадут на их банковский счёт.
Цена поездки – непредсказуемость
Склонность орловцев к «серым» схемам подтвердили и выступавшие следом люди в погонах. Так, орловская полиция отметила волокиту водителей с оформлением внешнего вида машин, как это положено по закону. «Зачастую не представляется возможным идентифицировать транспортные средства как легковое такси. Хотя в соответствии законом нанесение цветографической схемы на такси обязательно. Однако, исходя из практики, на большей части машин не нанесена графическая схема. Поэтому инспектор ДПС не может остановить машину и идентифицировать её как такси, а значит, не проверяются ни путевой лист, ни техосмотр. Та же проблема и при регистрации ДТП. Какой-то процент раскрашен, но остальные проходят как обычные ДТП и в статистике по такси не отражаются, – отметил замначальника отдела надзора ГАИ Игорь Теплов. С автобусами таких проблем нет, поэтому перевозка автобусами оказалась под более пристальным контролем. И если с нанесением шашечек или покраской авто есть сложности, то что мешает поставить на крышу оранжевый фонарь – непонятно. Кстати, в федеральном законе прописано, что цветовые элементы, обязательные для легковых такси, устанавливаются на уровне субъекта – в каждом регионе свои. У нас пока этот момент не прописан.
Вторая проблема – трудности во взаимодействии с агрегаторами. Например, во время проверок инспекторы останавливают водителей и посылают запросы в «Яндекс.Такси». Но ответы приходят так медленно, что сроки привлечения к ответственности уже истекают. Подобная волокита очень сильно мешает в наведении порядка. А ведь есть факты, когда у водителей даже нет российских водительских прав. Вместо них, например, водительские права республики Таджикистан. Пока приходит ответ – время уже упущено.
Председатель комитета отметил, что проблема водителей-невидимок крайне остро стоит в нашем регионе, причем не только в такси. Есть факты, когда в городе работает дорожная техника без каких-либо опознавательных знаков – какая организация трудится? Более того, даже без госномеров. Поэтому наводить порядок с нанесением маркировки необходимо комплексно – во всех сферах. Ведь это не только уход нарушителей от ответственности, но и уход от налогов.
Цвет настроения – желтый
Представители «Транссигнала» объяснили, что введение единого цвета, например, желтого, для покраски такси приведет лишь к тому, что львиная доля этого рынка окажется вне закона. Сейчас в такси работает подавляющее число водителей со своим автотранспортом, и перекрашивать машины они не станут. Чтобы выяснить, является ли машина такси или нет, достаточно сделать запрос. И «Транссигнал» со своей стороны готов оперативно передавать данные по принадлежности автомобиля к службе такси. Председатель комитета отметил, что, если требовать от водителей красить авто, это приведет только к еще более существенному росту цен на поездку. Достаточно ограничиться наклейками на лобовом стекле и теми же оранжевыми фонарями. Представитель ГИБДД напомнил, что красить машины полностью законом и не предусмотрено. Но наклейка в виде шашечек на борту обязательно должна быть. И следить за этим должны те же агрегаторы.
Представители службы такси отметили, что отказ водителей от нанесения окраски имеет чисто экономические корни. В случае официальной регистрации автомобиля в качестве такси его стоимость на рынке резко падает на 20-30%. Учитывая, что львиная доля водителей работают на своих машинах, они не хотят обесценивать личный транспорт.
Депутаты также затронули такой момент: если водители «шифруются», то идут ли проверки такси на безопасность? Кто контролирует, что водитель не наркоман, проходила ли машина техосмотр? Оказалось, что после введения такого понятия, как «самозанятый», вся ответственность за упомянутые моменты полностью лежит на владельце автомобиля. Агрегатор может лишь частично поверить наличие необходимых документов. И еще интересный факт: сами пассажиры прекрасно видят, что к ним приехало такси без фонаря, без шашечек на борту, но никто на это не жалуется. А нет жалоб – нет и поводов вмешиваться в ситуацию. Пассажиры тоже должны думать о своей безопасности. Но в жизни, если люди спешат (а такси вызывают в экстренной ситуации), никто не будет жаловаться на отсутствие шашечек. Пассажирам важно уехать. И на чем ехать, уже значения не имеет. Так что придется властям действовать без поддержки жителей в этом плане.
Налоговики отметили, что таксопарки и агрегаторы сотрудничают с водителями, которые никак не зарегистрированы в ФНС. При этом очень частой стала практика, когда водители пробивают чеки, но потом их аннулируют. И таксопарки не следят за такими «фокусами». Председатель комитета отметил, что беда актуальна не только для такси – хранение данных по ГЛОНАСС, чтобы проверить поездки городских автобусов, в мэрии сократили до месяца. Необходимо увеличить сроки хранения важных данных до полугода или года. Главное, чтобы всегда можно было проконтролировать, как работают водители.
По итогам «круглого стола» были составлены обращения в ведомства и структуры, которые задействованы в этой сфере. Так что работы предстоит еще очень много.
Сергей МИЛЯХИН
Фото – пресс-служба Орловского облсовета