№5 (43) от 26 октября 2022 г.
В прошлом номере, вышедшем 19 октября, «Орловская среда-плюс» подробно рассказала о патовой ситуации, сложившейся в Трамвайно-троллейбусном предприятии города Орла, когда из-за отсутствия топлива муниципальные автобусы не смогли выйти на линию. Городские власти в лице заместителя мэра Вадима Ничипорова не нашли ничего лучше, как заменить их автобусами частных перевозчиков. Последние безапелляционно предложили водителям ТТП пересесть на частные маршрутки, а выручку делить пополам. У сотрудников муниципального предприятия такое предложение вызвало закономерное возмущение – и они опубликовали видеообращение а прокуратуру, которое распространили орловские СМИ, в том числе и ОС (см. нашу публикацию «Низы не могут – верхи не хотят», №4 (42) от 19.10.22). И о чудо! В тот же день, 19 октября, тот же самый Ничипоров прибыл в ТТП для встречи с коллективом (когда автобусы 13 октября встали «под забор», он с коллективом встречаться не пожелал, как и мэр Парахин) и объявил, что с 20 октября муниципальные автобусы вернутся на линию. Конечно, нам бы хотелось верить, что на Ничипорова и на администрацию Орла в целом воздействовали журналистские публикации, но мы прекрасно понимаем, что это слишком хорошо для того чтобы быть правдой. И действительно, как выяснилось через пару дней, главную роль в решении проблемы сыграла – и это уже не в первый раз – прокуратура Орловской области. Именно после прокурорского «пинка» нашлись деньги и на горючее для автобусов, и на погашение долгов ТТП.
«В результате вмешательства прокуратуры»
Итак, как проинформировали в надзорном ведомстве, «в результате вмешательства прокуратуры органами власти решен вопрос о возобновлении движения муниципальных автобусов.
По поручению прокурора Орловской области органами прокуратуры региона проводится проверка по размещенным ранее в сети «Интернет» видеообращениям работников муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла» о сложном финансово-хозяйственном положении предприятия.
Установлено, что администрацией г. Орла не осуществлялся надлежащий контроль экономической эффективности социально-значимого муниципального предприятия МУП ТТП (здесь и далее – выделено нами. – Прим. ред.) г. Орла, осуществляющего пассажирские перевозки на территории города.
Несмотря на образование на предприятии значительной суммы кредиторской задолженности, органами власти должное внимание этому вопросу не уделялось, что привело к прекращению с 12.10.2022 обслуживания автобусами муниципальных маршрутов и повлекло нарушение прав жителей города.
Прокуратурой Заводского района г. Орла 12.10.2022 в адрес мэра г. Орла внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого мэром г. Орла перед губернатором региона инициирован вопрос о выделении бюджету города дополнительной субсидии.
В рамках исполнения акта реагирования прокуратуры администрацией г. Орла 20.10.2022 на сессию Орловского городского Совета народных депутатов был вынесен вопрос о рассмотрении поправки в бюджет г. Орла.
По результатам рассмотрения указанного вопроса депутатами городского Совета народных депутатов принято решение о выделении МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла субсидии на восстановление платежеспособности в размере 100 млн рублей.
Указанные денежные средства позволят обеспечить возобновление транспортного обслуживания населения муниципальными автобусами.
Вопрос законности расходования бюджетных средств, выделенных предприятию, находится на контроле прокуратуры».
Однако решением одной конкретной проблемы прокуратура не ограничилась. Как сообщается на официальном сайте ведомства, «кроме того, прокуратурой проведена проверка по факту возможного преднамеренного доведения муниципального предприятия до банкротства.
Установлено, что в январе 2021 г. предприятием заключен договор финансовой аренды (лизинга) с ежемесячным платежом более 1,6 млн рублей при наличии значительной суммы кредиторской задолженности и отсутствии фактической финансовой возможности производить такие платежи.
Материалы проверки с постановлением, вынесенным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
В настоящее время проводится процессуальная проверка.
Ранее по инициативе прокуратуры по фактам хищения денежных средств предприятия возбуждены два уголовных дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), также возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество), при координирующей роли прокуратуры возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Расследование уголовных дел находится на контроле прокуратуры.
По фактам выявленных нарушений в деятельности МУП ТТП г. Орла прокуратурой внесено 3 представления мэру г. Орла, 6 представлений руководству предприятия, по результатам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц, по постановлениям прокуратуры 5 должностных лиц предприятия привлечены к административной ответственности.
Проверочные мероприятия соблюдения законодательства в деятельности МУП ТТП г. Орла продолжаются», – говорится в официальном сообщении прокуратуры.
Откуда взялись деньги?
Как видим, в очередной раз, чтобы заставить городские власти исполнять свои прямые обязанности, потребовалось прокурорское вмешательство. И хотя вопрос о выделении средств ТТП решался на сессии горсовета только 20 октября (то есть в этот день депутаты только должны были проголосовать за перераспределение областной субсидии), днем ранее «начальник транспортного цеха» мэрии и правая рука мэра Парахина Вадим Ничипоров заявил, что именно 20 октября автобусы ТТП уже будут заправлены и выйдут на линию. Об этом он поведал коллективу Трамвайно-троллейбусного предприятия, на встречу с которым прибыл 19 октября. Вот как об этом судьбоносном событии сообщила пресс-служба орловской мэрии (пресс-релиз опубликован на официальном сайте администрации города Орла 19 октября).
«С завтрашнего дня на автобусные маршруты №1Т, №3Т и №4Т, №15 и №16 возвращается транспорт МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Это и не только сегодня на встрече с коллективом обсудил и.о. Первого заместителя Мэра г. Орла Вадим Ничипоров (обратите внимание, с прописной буквы написано не только слово «мэр», но и слово «первый» в «титуле» Ничипорова. Именно так – «Первый заместитель Мэра»! Ничипоров, безусловно, знает свое место! – Прим. ред.).
Порядка 20 муниципальных автобусов будут заправлены и подготовлены к выезду на линию.
Напомним, в связи со сложным финансовым положением ТТП социальную нагрузку по транспортному обслуживанию этих пяти маршрутов взяли на себя частные перевозчики. С ними на законном основании заключены временные контракты. Сегодня договорённости будут расторгнуты, а снятый с маршрутов транспорт ИП вернётся на свои направления.
«Для частных перевозчиков обслуживание этих направлений — дополнительная нагрузка, которую непросто потянуть. У них есть дефицит водителей, не хватает единиц транспорта. И если маршруты №15, №16 и №48 кое-где задублированы, то все «Т» оставались «голыми», необходимо было выпускать транспорт. В публичном поле появлялась информация, что администрация Орла действует в ущерб МУПу. Но я подчеркну, что при всей сложившейся ситуации маршруты у ТТП никто не отнял и контракты остались действующими», – пояснил Вадим Ничипоров.
Он также рассказал, что в конце этой либо в начале следующей недели ТТП получит финансовую поддержку в размере 100 млн рублей. Этой суммы хватит для разблокировки счетов (сейчас задолженность ТТП составляет порядка 85 млн рублей, основная доля которой — перед Орловским энергосбытом), для уплаты налогов за I полугодие текущего года, для уплаты лизинговых платежей за 32 ПАЗа за четыре месяца, а также на необходимые процедуры для выпуска на орловские дороги 28 новых ЛИАЗов.
К слову, автобусы большой вместимости прибудут в Орёл совсем скоро. К середине следующего месяца долгожданные машины должны пройти традиционные мероприятия: ТО, получить госномера, ОСАГО, пассажирские страховки и т. д.
«На каких маршрутах будут работать — самый часто задаваемый вопрос. ЛиАЗы будут ходить по тем маршрутам, где это прописано в контрактах: на 16-м и 48-м маршрутах. Также многие жители просят о больших автобусах на маршруте №9. За счёт выпуска ЛиАЗов транспортная напряжённость в отдельных районах снимется», – рассказал Вадим Ничипоров».
Заметьте, Ничипоров рассказал работникам ТТП о многом – о героизме частных перевозчиков, о законности заключения с ними «временных контрактов», об альтруизме администрации Орла и даже о новых ЛИАЗах, но только не о самом главном. Во всяком случае, официальный пресс-релиз об этом главном ничего не сообщает. А между тем, полагаем, и сотрудникам ТТП, и орловским пассажирам очень хотелось бы знать, почему 13 октября в ТТП не было денег на заправку автобусов, а 20 октября они появились? При том, что субсидия на тот момент, по словам самого же Ничипорова, в МУП еще не поступила. В таком случае, откуда взялись деньги? Неужели частные перевозчики пожертвовали ТТП несколько десятков тысяч рублей? Или мэр Парахин со своим замом Ничипоровым с зарплаты скинулись? А, может быть, деньги на предприятии все-таки были? Просто кто-то о них случайно «забыл»? Напомним, ранее водители ТТП рассказывали «Орловской среде», что автобусы МУПа заправляют за счет выручки, которую привозят троллейбусы. И до 13 октября этих денег хватало. Что же случилось потом? Пассажиры перестали ездить на троллейбусах? Выручку кто-то прикарманил? Или так было задумано, чтобы в один «черный четверг» муниципальные автобусы не вышли на линию? Кстати, по расчетам наших коллег из издания «ОрелТаймс», муниципальные автобусы должны были выйти на маршруты не ранее чем примерно через месяц, поскольку тендер на закупку топлива для них появился на сайте госзакупок только 12 октября, как раз накануне вынужденного простоя. А поскольку срок подачи заявок был обозначен до 28 октября, и требовалось время для определения победителя и заключения контракта, то ранее ноября муниципальные автобусы на линию выйти никак не могли. Однако, как уже говорилось, прокуратура смогла ускорить процесс. Очень хотелось бы, чтобы она также смогла найти ответ на вопрос, откуда в ТТП взялись деньги на заправку автобусов еще до получения субсидии в 100 миллионов рублей.
Как мы дошли до жизни такой?
На следующий день после визита Ничипорова в ТТП Орловский горсовет созвал очередную сессию, на которой, собственно и решался вопрос о выделении денег Трамвайно-троллейбусному предприятию. Мэр Парахин на сессию не явился – вместо него городскую исполнительную власть представлял все тот же Ничипоров, которому и пришлось отбиваться от нелицеприятных вопросов. Впрочем, особого рвения в защите репутации чиновников он не проявил. Обсуждение вопроса получилось весьма эмоциональным. И не только потому, что ТТП вплотную подошло к банкротству. Дело в том, что 100 миллионов рублей на поддержку ТТП из 200 миллионов, выделенных областью городу Орлу, пришлось снять с других, не менее значимых статей расходов – например, с учреждений образования. И это депутатов нисколько не обрадовало. Ладно бы деньги шли впрок, но ведь уже давно не секрет, что ТТП становится «черной дырой», в которой бесследно и без какой-либо пользы для предприятия и для горожан исчезают сотни миллионов рублей. Поэтому депутаты, не скрывая эмоций, попытались выяснить, кто в этом виноват.
– Вадим Николаевич, как дошли до того, что в ТТП на сегодняшний день сложилась такая ситуация? – первым обратился к Ничипорову депутат Игорь Коновалов. – Это ж не в одночасье случилось и не в один день. Это шло планомерно, как снежный ком накапливались проблемы, и все об этом знали. И как мы дошли до того, что у нас подвижной состав перестал выходить на линию? Неужели это было никому непонятно и неясно? И второй вопрос. У нас руководитель предприятия был Чемеров, насколько я понимаю. Где он? Вы его можете пригласить, чтобы он нам дал пояснения? Тем более он уволен, он, наверное, может много что рассказать.
– Другие органы его уже приглашают, – раздалась реплика зампреда горсовета Владимира Негина.
– Владимир Владимирович, принимая решение, мы должны понимать, какая ситуация на предприятии, – пояснил свою позицию Игорь Коновалов. – Когда Коровин здесь был (экс-директор ТТП Александр Коровин был депутатом Орловского горсовета трех созывов. – Прим. ред.), мы из сессии в сессию его слушали, он все острые углы обозначал, озвучивал. И прислушивались, наверно, потому что он действительно был профессионал в своем деле.
Далее Ничипоров попытался пояснить, как ТТП дошло до жизни такой.
– Неделю назад на предприятии не было денежных средств на закупку ГСМ, поэтому подвижной состав не выехал, – невозмутимо отрапортовал заммэра, он же главный по транспорту в городе Орле. – С сегодняшнего дня он на маршруте, работают 20 единиц, в том числе и автобусов (интересно, а какие еще единицы, кроме автобусов, заправляются ГСМ? – Прим. ред.).
– Это понятно, что неделю назад перестал выходить, – прокомментировал Коновалов. – Но, наверное, за месяц до этой недели все прекрасно понимали, что деньги рано или поздно закончатся, и поступлений новых нет? Вы же понимали месяц назад, что проблемы будут, правильно? Или не понимали?
– У предприятия счета были заблокированы, насколько мне известно, с июля месяца, – пробасил Ничипоров. – К октябрю месяцу, на сегодняшний день, они пока не разблокированы. Эти 100 миллионов рублей в дополнение к 108 миллионам рублей в марте месяце, вы прекрасно знаете. А в прошлом году предприятию выделяли 230 миллионов рублей, – завел «начальник транспортного цеха» старую песню про «беспрецедентные» субсидии ТТП. – В этом (году) в общем итоге будет 208, соответственно, это позволит разблокировать счета. Постоянно жить с заблокированными счетами предприятие не могло, ни «торговать», ни производить закупки оборудования, запчастей и так далее.
Но депутат Коновалов не успокоился:
– Я не понимаю, почему вы тогда эти 100 миллионов не изыскали в августе?
На этот вопрос Ничипоров предпочел не отвечать, хотя ответ на него в принципе известен: потому что в августе прокуратура еще не дала «пинка» мэрии. А в октябре, после обращения коллектива ТТП, это произошло. Повторим: на момент выхода автобусов ТТП на линию 20 октября 100-миллионная субсидия на счета ТТП поступить никак не могла То есть деньги на ГСМ мэрия нашла где-то еще. Где именно и почему они не находились ранее – большой и очень интересный вопрос. Жаль, что Ничипорову на сессии его так и не задали.
Не понимают, что творят. Или понимают?
Тем временем депутат Букалов высказал мнение, что причина патового положения, сложившегося в ТТП – в персоналиях.
– Нельзя человека, приводившего к банкротству муниципальное предприятие, ставить руководителем другого муниципального предприятия, – сформулировал Букалов очевидную мысль, о чем депутаты из Справедливой команды говорили еще пару лет назад – когда директором ТТП назначали Андрея Митина, ранее «отличившегося» в ПАТП-1, и совсем недавно – когда очередным директором назначали ныне скоропостижно уволившегося господина Чемерова, который также имеет заслуги в деле приведения к банкротству МУП ЖРЭП (заказчика). – Где Чемеров? – вслед за депутатом Коноваловым поинтересовался Владимир Букалов. – Его нет. Пусть он уволился, ему все равно, что происходит с предприятием, которым он руководил? – задал Букалов вопрос, ответ на который в общем-то известен. – Мне как руководителю это просто непонятно, это дико! Это вопрос кадровой политики. И в этом причина всех бед, – припечатал Букалов, и ему трудно возразить, кроме, разве что, одной поправки: это не единственная причина.
С коллегой согласился зампред горсовета Негин, который попросил заммэра Ничипорова высказать мэру, то есть Юрию Парахину, по каким-то причинам не явившемуся на сессию, озабоченность:
– Потому что действительно непонятна такая кадровая политика в этой связи.
Ничипоров, которому, как мы полагаем, именно такая кадровая политика как раз очень даже понятна, потупил взор и пробормотал что-то вроде «хорошо».
Тогда слово снова взял депутат Коновалов, напомнивший коллегам о бесконечной череде директоров ТТП, которые менялись как перчатки после увольнения Александра Коровина, а также о транспортной схеме, которую, по словам Коновалова, пыталась навязать городу некая московская фирма.
– Уже тогда было ясно, что предприятие пойдет ко дну. Но тогда от этого (от схемы. – Прим. ред.) отказались, не прокатило. Но на сегодняшний день мы видим, что пошли по другому пути – начали менять руководителей. И эти руководители посредством своих управленческих решений троллейбусы с автобусами нам ржавые, гнилые везли и поясняли, что это нужно, и у нас сейчас все будет классно, мы выплывем – нет, не выплыли. Потом взяли маршрутки в лизинг, и мы опять же понимаем, что предприятие посредством этого лизинга тоже идет к упадку. Тонет предприятие. Теперь новое управленческое решение – сейчас Чемеров у нас покупает автобусы (зампред Негин уточнил, что не Чемеров, а правительство Орловской области за счет средств инфраструктурного кредита. – Прим. ред.). Я к чему все это говорю, – пояснил Коновалов, – все управленческие решения, которые принимались, вели к упадку предприятия, как мы это видим на сегодняшний день. Неужели на сегодняшний день правительства области, города не заинтересованы в том, чтобы предприятие поднять? Понятно, что на словах все заинтересованы, но по существу мы видим, что предприятие по большому счету банкрот. К сожалению, это так, это – факт. И зачем депутатские комиссии, если профессионалов нет у руля, если руководитель предприятия вообще не понимает, что творит.
– Мы должны оценить общее состояние данного предприятия. И с общей кредиторкой под 200 миллионов рублей и отсутствием перспектив и понимания, как можно выводить это из кризиса, кто из разумных руководителей туда пойдет? – выступил Владимир Негин. – А вот если администрация как учредитель не может найти, то нужно командировать туда сотрудника администрации, который должен вникать в эту работу. Это моя личная позиция, – заявил Негин.
– На сегодняшний день мы видим, что системная работа по отношению не только к ТТП, а ко всем муниципальным предприятиям, не ведется, – констатировал Коновалов. – Очень хорошо быть руководителем, загнать предприятие в убытки и потом уволиться – без каких-либо последствий, – снова вспомнил депутат об экс-директоре Чемерове. – И сколько у нас было таких руководителей муниципальных предприятий? Через одного!
В ответ пожелал высказаться Ничипоров.
– На предприятии работают органы прокуратуры, – сообщил вице-мэр, – управление по экономической безопасности, и я думаю, какие-то определенные выводы будут сделаны, и, если есть вопросы к Чемерову и еще к кому-то, я думаю, будут они заданы.
Очень надеемся, что вопросы будут заданы не только Чемерову, но и самому Ничипорову, как того просили в своем обращении в прокуратуру работники ТТП. Кроме того, для вопросов заместителю мэра есть и еще один, очень весомый повод – очередное обращение орловских частных перевозчиков к Председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину и Генеральному прокурору Игорю Краснову, которые обвиняют Ничипорова в поборах, давлении на бизнес и лоббировании интересов аффилированных лиц на рынке пассажирских перевозок (подробнее об этом читайте на стр…).
Городской бюджет ТТП не потянет?
В заключение депутаты высказали мнение, что проблему финасирования ТТП надо решать системно, а не фрагментарно, как сейчас: захочет область выделить деньги – выделит, не сочтет нужным – не выделит. И это касается не только отдельного МУПа, но и городского бюджета в целом, поскольку его наполняемость не позволяет муниципалитету справляться с возложенными на него полномочиями.
– Я из сессии в сессию прошу администрацию города Орла наладить взаимоотношения с областью, – заявил депутат Сергей Елесин. – Мы не вытянем бюджетом предприятие ТТП. Мы знаем ежемесячный убыток. Насколько я понимаю, представители администрации ездили в другие области, смотрели, что происходит там. В одной области, например, принято решение перевести транспортное предприятие в статус ГУП, чтобы оно напрямую подчинялось области, и область сама уже руководила данным предприятием. И создание единой агломерации в единых руках может обеспечить бесперебойную работу предприятия. В Москве, например, одно предприятие занимается транспортом, и оно уже решает, кого на субподряды на какие маршруты поставить, и какие деньги вкладывать. И область могла бы напрямую взаимодействовать с таким предприятием.
Взявший слово депутат Орловского облсовета Игорь Рыбаков обратился к городским коллегам с предложением объединиться и потребовать у областных властей вернуть в городской бюджет 15-процентную долю НДФЛ, собираемого с горожан и урезанную до 5 процентов во времена губернатора Потомоского:
– Мы с вами можем эту проблему решить совместно. Депутаты горсовета совместно с депутатами областного совета. Мы должны с вами потребовать у губернатора Клычкова, чтобы перераспределение НДФЛ было в пользу города, с пяти процентов до 15. Никуда не денется – все даст. Тогда проблема будет решена. Я предлагаю нам всем вместе, вне зависимости от фракций, объединиться и потребовать – заметьте, не попросить, а потребовать, чтобы 15 процентов отдали городу, – предложил Рыбаков.
Как проинформировал зампред горсовета Владимир Негин, область почему-то не хочет услышать, что основной разрыв городского бюджета по доходам и расходам (естественно, со знаком минус) приходится на социальную сферу – три четверти кредиторской задолженности формируется именно там. То есть городу катастрофически не хватает денег на исполнение основных полномочий муниципальной власти – вопросов местного значения.
Тем не менее Негин признал, что в ситуации с ТТП есть «недоработка» администрации города.
– А что же делает аппарат управления (предприятием)? Ну, если он такой беззубый, давайте его оттуда уберем, и пусть администрация командирует туда чиновников, пусть они управляют предприятием, – предложил Негин. – У нас же нет претензий к работникам предприятия, они исправно возят людей, когда им такую возможность дают, а все вопросы лежат в плоскости управленческих решений.
Ну, а пока мэрия не откомандировала в ТТП своих представителей, депутаты решили создать депутатскую группу, которая должна проанализировать состояние ТТП, дать оценку принимавшимся управленческим решениям, выяснить, почему колоссально выросли убытки предприятия после увольнения Александра Коровина и куда, собственно, девались заработанные ТТП деньги.
Что будет с ТТП дальше, депутаты обсуждали уже на заседании профильного комитета. Репортаж с заседания читайте в рубрике “Политика”
Татьяна Филева