№8 (46) от 16 ноября 2022 г.
На прошлой неделе на телеканале «Истоки» вышла программа «Вечерний гость». В эфире состоялся интересный разговор ведущей Натальи Тычинской с депутатом областного совета, председателем комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталием РЫБАКОВЫМ. Почему областную администрацию с завидным постоянством покидают высокопоставленные чиновники, а первые лица городской администрации не дружны с законом? Куда катится трамвайно-троллейбусное предприятие? Сколько на самом деле стоит квартира губернатора? Нужны ли Орловщине чиновники-варяги, или ставку надо делать на своих? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью Виталия Рыбакова.
– Вы известны, как человек, который критикует работу чиновников, критикует какие-либо социальные проекты реконструкции и строительства многих объектов. Должна сказать, что во многом я с вами согласна, но вот у меня создается такое ощущение, может быть, оно ошибочное, что поговорили и разошлись, а что-то меняется после вашей критики? Или все-таки тяжело эту машину сдвинуть с мертвой точки?
– Результаты есть. В противном случае я бы не занимался, как Дон Кихот у Сервантеса, борьбой с ветряными мельницами. Результаты конкретно есть – по работе чиновников из команды Клычкова, чтобы другим неповадно было…
– Как вы оцениваете результаты работы наших чиновников областной администрации?
– Есть такая поговорка – каков поп, таков и приход. Про чиновников из команды Клычкова можно говорить бесконечно долго. Например, взять хотя бы департамент здравоохранения. В Дмитровском районе два раза строили ФАПы. Результат – до сих пор ни один ФАП не работает. При этом дважды были потрачены бюджетные деньги.
Я встречался с Шуваловым (экс-руководитель департамента здравоохранения. – Прим. ред.), который после Залогина пришел, говорил ему, что надо сделать ротацию кадров в его департаменте, он был на оптимизме, но спустя какое-то время… он не смог. Или не дали. В результате чиновник Шувалов, хороший интеллигентный человек, грамотный, уволился. Это первый пример. Второй – Крымова, зам Клычкова по всей «социалке». Я к ней приходил не раз и не два. Задавал вопросы по Должанской школе, где Газпром выделил 200 миллионов рублей (на строительство здания школы. – Прим. ред.). В результате – школы нет, денег – 100 миллионов – нет, и 86 миллионов Газпром потребовал вернуть. Посадили подрядчиков, дали какие-то сроки, они, кажется, уже отсидели. Стал разбираться: оказывается, заказчиком строительства Должанской школы был… директор школы, кажется, учитель математики. Кто ему это доверил? Все нити ведут на Ленина, 1… Результат таков, что ни один чиновник до сих пор не привлечен к ответственности. То есть ситуация тотальной безнаказанности в команде товарища Клычкова.
– На мой взгляд в двух администрациях прослеживаются две четкие линии: в областной высокопоставленные чиновники с завидным постоянством покидают свои посты – Шувалов, Крымова, Максим Петров – начальник департамента промышленности и торговли; во второй администрации (города Орла. – Прим. ред.) – другая четкая линия: возбуждено уголовное дело на мэра, Минкин (бывший первый заместитель главы администрации. – Прим. ред.) отстранен от работы, Ничипорова обвиняют во взятке… Вообще что происходит?.. Какой-то сюрреализм во власти… Мне, например, непонятно, как такое может быть?
– Все упирается в самооценку. И в самоанализ своих поступков. И когда человек попадает на высокую должность – хоть в областной администрации, хоть в городской – у многих начинает кружиться голова. И они думают, что все можно. Я, например, Минкину Олегу Вячеславовичу не раз говорил: вы неправильно работаете, вам надо так и так. Он вскидывал голову: что вы меня учите! Я ему говорил, что надо проверить подрядчиков по мосту «Дружба», их производственную историю. Он отвечал: мы не обязаны. В результате мы получили то, что получили… Или взять Ничипорова, хотя он в ситуации задействован постфактум. Развал ТТП начался с 2015 года, когда пришла так называемая команда профессионалов. Простая логика: есть муниципальный маршрут электротранспорта. А электротранспорт – это будущее общественного транспорта, везде ему отдается приоритет. В Москве – электробусы, и хотя нам до электробусов далеко, хозяйство надо поддерживать. Но однажды какой-то чиновник решил на муниципальные маршруты внедрить частников. Небескорыстно – это мое мнение. И на муниципальных маршрутах, где работали полноценно троллейбусы и трамваи, стали кататься частники. Я думаю, не безвозмездно, как заявляли в СМИ перевозчики, которые отдавали по 100 тысяч в месяц. Это как надо было достать этих предпринимателей, чтобы они вышли в открытый эфир, сделали заявление и даже согласны пройти полиграф! Я считаю, что достали своим чиновничьим беспределом.
– Раз затронули тему транспорта… Вы недавно стали председателем комитета по транспорту и градостроительству в облсовете. Одно из старейших транспортных предприятий в нашем городе – Трамвайно-троллейбусное предприятие. Работники этого предприятия очень часто обращаются и к президенту, и к Генеральному прокурору, и к Бастрыкину… Они, по-моему, уже не знают, куда еще обращаться, потому что людям небезразлична судьба предприятия, а представителям нашей власти, мне кажется, как раз-таки наоборот. И создается впечатление, что банкротят это предприятие, и делают все для того чтобы оно перестало существовать – опять-таки в угоду каким-то личным целям. Так это?
– Это так абсолютно. Как я уже говорил, это началось с 2015 года. Попробовали на одном маршрутике пустить частника – дело пошло. Понравилось. Стали бывшего руководителя ТТП Александра Коровина притеснять только за то, что он потребовал у областного правительства компенсацию за перевозку льготников, которая была положена. И за то, что он осмелился подать в арбитражный суд на администрацию области, его вынудили уйти на пенсию. Во время руководства Александра Яковлевича ТТП работало, долги были текущие. И после его увольнения, когда его сменил главный инженер Гордюшин, ему не дали даже месяца проработать – создали такую ситуацию, что он написал заявление по собственному желанию.
– То есть тоже не пришелся ко двору?
– Да. Он, как и Коровин, инженер с большой буквы. Который по всем параметрам подходил на место генерального директора. Но… нашли человека, который 11 лет нигде не работал, и этот человек стал предтечей развала ТТП. Если при Коровине долг был миллионов 40, то сейчас долг ТТП – 300 миллионов. Разрушены все технические службы. Вчера собиралась рабочая группа по спасению ТТП, я тоже там присутствовал. ТТП надо делать государственным унитарным предприятием, чтобы финансирование шло из областного бюджета. Почему? Город Орел является главным донором бюджета Орловской области. Поскольку это столица региона, ответственность за транспортную структуру должна ложиться на администрацию Орловской области. Потому что администрация Орла не тянет ни по образовательному уровню чиновников, ни по профессиональному. Сколько ни вкачивай десятков миллионов в ТТП – это будет черная дыра для городского бюджета. Потому что есть такая русская поговорка: у семи нянек дитя без глаза. Поставили руководителем Митина – он заключил два договора лизинга на поставку автобусов. Я, когда был городским депутатом, задавал вопрос на комитете: было ли технико-экономическое обоснование и согласование этих сделок? Мне Решетова (экс-начальник УМИЗ города Орла. – Прим. ред.), под запись, сказала, что не было согласования. И Митин заключил два договора лизинга в нарушение закона. А что это для предприятия, у которого и так растут долги? Стало еще хуже. Потом пошли неплатежи, неисполнение договорных обязательств. В результате – 10 миллионов штрафных санкций. Кто за это будет отвечать? Во-первых, те, кто назначал такого директора, во-вторых, самого бывшего директора надо привлекать, и начальника управления муниципального имущества. Если мы сейчас этого не сделаем, мы дадим другим чиновникам почву, которая порождает все больше и больше проблем для жителей нашего города, – это безнаказанность.
– Что-то мне подсказывает, что никакой ответственности в итоге никто не понесет…
– Я думаю, что вы не правы. Я буду этим вопросом заниматься вплотную, мы с вами встретимся и подведем итоги. Дело в том, что я уже обратился в правоохранительные органы с заявлением, у меня есть целая переписка, и вопрос надо дожимать. Причинно-следственная связь в этой ситуации видна. Просто до каких-то пор ее никто не хотел замечать. Сейчас, когда, как говорится, поздно пить Боржоми, все тали обращать внимание на ТТП. Либо чиновники делают вид, что придают какое-то значение этой проблеме. Но я хочу предостеречь этих чиновников. Муниципальный транспорт – это основа жизни любого города. На частника руководству города нельзя рассчитывать. Это будет картельный сговор, как это было в Белгороде: договорились поднять цену – и городские чиновники ничего не сделают, город будет парализован, и они будут вынуждены подчиниться диктату частных перевозчиков. Это невозможно ни в Петербурге, ни в Москве. В Москве знаменитая фирма «Горэлектротранспорт». Кому она подчиняется? Правительству Москвы. И там на муниципальных маршрутах вы не найдете ни одного частника. Они работают на периферии.
– Вы так уверенно говорите. Есть возможность реанимировать ТТП, как вы считаете? И какие пути вы видите?
– Главное – не растерять кадры. И уклон должен быть не в сторону автобусов, как это делает сейчас команда Парахина. Это не будущее, будущее – за электробусами. Нельзя в ТТП ставить автобусы – это разные технологические ремонтные базы. Кроме того, сейчас есть проблема с водителями автобусов в связи с известной ситуацией. И доминанта – в сторону женщин. Любая женщина может обучиться водить троллейбус, и зарплата хорошая, и ездят женщины аккуратно. Поэтому – выход простой: не внедрять автобусы, а развивать электротранспорт. Повторю: это будущее нашего города. Для этого нужны квалифицированные чиновники: мы должны войти в федеральную программу, а это уже задача исполнительной власти. Посмотрите их декларации, за те деньги, которые они получают в администрации города, они должны там ночевать.
– Но в декларациях мы можем увидеть не только доходы, но и другие интересные моменты. Вот сейчас активно обсуждается вдруг появившаяся квартира у нашего губернатора стоимостью 6 миллионов рублей. Вот вы, кстати, человек, который разбирается в строительстве, оцените реальную стоимость квартиры в центре Москвы за 6 миллионов рублей.
– Я читал объяснение чиновника Клычкова, что он купил квартиру за 6 миллионов. Я так удивился, хотя чему тут удивляться? Он не виноват, как всегда: он купил, ему продали. Здесь будут вопросы к тому, кто продал. Почему такая заведомо низкая цена? Ведь номинальная стоимость клычковской квартиры – минимум 50-60 миллионов. Отнимите шесть, получим сколько? Это за что? За какие заслуги? Шесть миллионов стоит «двушка-бэушка» на улице Черкасской в нашем городе. Разве это не смешно, когда Клычков заявляет – купил. Будем разбираться и с этим вопросом. И придется, наверно, Клычкову эту квартиру сдавать – или через суд, или как-то по-другому, потому что не заслужил человек – это мое мнение – квартиру в центре Москвы, на Большой Филёвской, четыре комнаты – за шесть миллионов. Может, это какой-то тайный указ правительства Москвы? Будем разбираться. И донесем до общественности подробности по этой теме.
– А чем чревата эта история с квартирой для нашего губернатора, если будет доказано, что там не шесть миллионов фигурирует?
– Здесь все просто. Прокуратура проверяет сделку. Есть оценочные параметры любой недвижимости в Москве. И даже не оценщик, а любой человек, сравнив цены на рынке Орла и Москвы, поймет, что это какая-то мутная тема. Лично я видел договор купли-продажи. Клычков купил квартиру у департамента Москвы. Будем смотреть, что это за департамент, на каком основании была продана четырехкомнатная квартира в Москве за шесть миллионов. Я думаю, мы достигнем результата очень быстро. Кто бы что ни говорил.
– Хочу вернуться к вопросу о команде губернатора, которую довольно часто покидают люди, которых он приглашал. Почему так? И это удар по губернатору, или в принципе это нормальный процесс?
– Люди, которых приглашают сюда, думают, что здесь все работает по правилам. Но когда они окунаются в работу, это мое мнение, получается совершенно другая картина. Я уже приводил в пример Крымову и Шувалова. Помните, приезжал такой деятель культуры Юрий Грымов? Он приехал сюда окрыленный. Я несколько раз был у него на совещаниях. Он думал, что здесь мешки с деньгами, которые надо освоить. Но на самом деле здесь надо пахать, как наш президент говорит, как раб на галерах. Он (Грымов. – Прим. ред.) здесь покружился, посмотрел, что здесь надо работать – и где он сейчас? Был таков. Таких много. Взять хотя бы Илясова (экс-директор Корпорации развития Орловской области), дело которого сейчас в Заводском суде. Приехал человек, без опыта работы, без жизненного опыта. Клычков его назначил руководить Корпорацией развития, где проходят сотни миллионов рублей дотаций из бюджета Орловской области. И как-то так получилось, что у него то ли 300, то ли 400 тысяч оказался оклад. Я по этому поводу обращался к Клычкову, и к кому я только ни обращался и получал ответ: согласно закону о персональных данных, эта тема закрытая. И только потом Контрольно-счетная палата приоткрыла занавес в этой ситуации. В результате выявили, что Илясов подделал какие-то подписи и получал зарплату незаконно. И ущерб бюджету Орловской области составил три миллиона рублей. Уже идет суд, результат мы скоро узнаем.
После Илясова приезжает некий Панченко – аж с Сахалина! На комитете он нам такое рассказывал, размахивая руками!.. Я посмотрел на него и сразу вспомнил Ильфа и Петрова и думаю: вот это Бендер! Нью-Васюки, здесь будут дирижабли! Стал наблюдать за этим Панченко. Появилась информация, что Панченко в течение рабочего дня ездил в фитнес-зал, брал уроки игры на саксофоне. В рабочее время. При зарплате в 200 тысяч. А работа не шла. И когда он почувствовал, что за ним наблюдают некоторые депутаты, он понял, что надо бежать «до канадской границы». Как у О Генри. Его сменил небезызвестный Николай Шин, который на комитетах тоже рисовал радужные перспективы Корпорации. Но если сравнить список потенциальных инвесторов тогда и сейчас, получится отрицательный баланс. Даже те инвесторы, которые хотели прийти, отказались, потому что инвестиционный климат, как говорит Клычков на разных форумах, на самом деле никакой. Непривлекательный. Потому что нет инфраструктуры, в «Зеленой Роще» во Мценске не хватает энергоресурсов, не хватает электричества, там нет воды, потому что для производств нельзя использовать артезианскую воду, там должен быть водопровод с технической водой, но этого нет.
– Но это же вопрос решаемый?
– Решаемый. Но никто не хочет решать. Если сейчас проверить Корпорацию, выяснится такое… Но что меня пугает: я знаю, как работала КСП при Левине, и как она работает при Паршине. Если при Левине вскрывались и освещались все недостатки и нарушения, они были на виду и на слуху, то сейчас, при Паршине, ну нашли каких-то 10 тысяч, ну 30 тысяч, ну 500… Смешные суммы (нарушений. – Прим. ред.). Это мое мнение. Я этим тоже буду интересоваться, и думаю, что в краткосрочной перспективе мы дадим оценку новому руководителю КСП. Я ему говорил, что надо лучше работать. Он мне ответил: мы работаем.
– Вы такой внушительный список фамилий назвали – все печальней и печальней становится. Что тогда делать? Выбирать орловских? На них ориентироваться? Не приглашать приезжих?
– Проведем сравнение. Когда областью управлял Егор Семенович Строев, мы знали, что он всегда тут, в Орле, и ему в любое время можно задать вопросы. А когда началась чехарда с варягами, становилось все хуже и хуже. После Козлова пришел великий менеджер Потомский, который так поработал, что даже не доработал срока. Потом приехал Клычков. Я два года присматривался к этому человеку. Я никакой критики не допускал. Сейчас я позволяю себе критику, но я и предлагаю, что надо делать. Два года назад я обратился к Клычкову, к Муромскому с предложениями на 20 листах, где были изложены меры вывода нашего города из предбанкротного состояния. Через какое-то время я получаю от Клычкова ответ: спасибо, Виталий Анатольевич, за активную гражданскую позицию, мы учтем ваши пожелания. Прошло два года – никакие пожелания никто не учел, город скатился еще глубже в яму предбанкротного состояния. Вот вам результат.
– Отсюда опять-таки делаем вывод, что нет заинтересованности в том, чтобы город процветал…
– По большому счету дело даже не в Клычкове. Дело в его компетенции и в его волнении за то, что происходит в нашем регионе. Ведь Клычков сегодня-завтра уедет, а нам здесь жить, нашим детям, нашим внукам.
– А может он не хочет уезжать? С чего вы взяли, что он завтра уедет?
– Я думаю, после его «активной работы» ему не придется идти на второй срок, потому что точка невозврата пройдена.
Видеозапись интервью смотрите на странице депутата Виталия Рыбакова ВКонтакте