№1 (53) от 18 января 2023 г.
Осенью прошлого года в Государственной думе прошли парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах Российской Федерации», в которых, как ранее рассказывала наша газета, принимали участие и представители МУП ТТП города Орла. И именно водитель орловского троллейбуса Оксана Евдокимова, а не директор МУПа, не начальник транспортного управления мэрии Ничипоров и не мэр Парахин (который, к слову, на слушаниях присутствовал), рассказала депутатам нижней палаты российского парламента об удручающем состоянии орловского муниципального электротранспорта. Выступление Оксаны Евдокимовой, наряду с выступлениями председателя Государственной думы Вячеслава Володина, министра транспорта Виталия Савельева, руководителей думских фракций, топ-менеджеров крупных транспортных компаний, представителей профсоюзов, легли в основу постановления Госдумы, в котором утверждаются рекомендации по развитию городского электротранспорта. В этом документе четко сказано, что комплексную модернизацию городского общественного электротранспорта участники слушаний считают одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере транспорта. Еще раз: развитие городского электрического транспорта – одно из приоритетных направлений политики государства.
И вот буквально через полтора месяца на этом фоне Контрольно-счетная палата города Орла публикует официальную информацию о результатах проверки деятельности муниципального Трамвайно-троллейбусного предприятия. Из отчета КСП становится ясно, что, во-первых, орловские власти развитие трамвайного и троллейбусного движения в областном центре приоритетом вовсе не считают. А во-вторых, даже лаконичное официальное сообщение на сайте КСП дает четкое представление о том, что в последние три года ТТП грабили нагло и беззастенчиво.
Если пересказать отчет КСП вкратце, то он будет выглядеть так: потери, недостачи, неправомерные и неэффективные расходы, упущенная выгода. Ущерб, как мы полагаем, потянет не на одну сотню миллионов рублей. Если говорить подробнее, то эти подробности поистине шокируют.
Итак, по пунктам.
Первое. Потери предприятия в 2021 г. и прошедшем периоде 2022 г. составили 11 миллионов 573,29 тысячи рублей. Эта сумма сложилась за счет:
– приобретения неисправных транспортных средств, нуждавшихся в ремонте и не используемых в хозяйственной деятельности – 2 миллиона 226 тысяч рублей;
– судебных расходов в связи с несвоевременными расчётами за электроэнергию – 1 миллион 41,4 тысячи рублей;
– пени за несвоевременную оплату потреблённой электроэнергии – 5 миллионов 686,6 тысячи (!) рублей;
– исполнительских сборов – 2 миллиона 62 тысячи рублей;
– приобретения у ГУП ОО «Дорожная служба» и у МУПП ВКХ «Орёлводоканал» дизельного топлива по завышенной цене – 557,29 тысячи рублей и др.
Второе. В кассе предприятия выявлена недостача денежных средств за 2020 г., 2021 г. и 9 месяцев 2022 г. в сумме 63 миллиона 406,4 тысячи (!) рублей.
Здесь самое время вспомнить интервью, которое после своего выступления в Госдуме дала «Орловской среде-плюс» водитель троллейбуса Оксана Евдокимова. Процитируем фрагмент, в котором шла речь о выручке: «Нам говорят: автобусы выгоднее, чем троллейбусы. А чем? Дело в том, что автобусы заправляют за счет выручки, которую привозят троллейбусы и трамваи. А автобусы привозят намного меньше выручки, чем мы. Хотя они ездят практически битком. Мы не знаем, как так получается?»
То есть, грубо говоря, можно предположить, что выручку, которую привозили муниципальные автобусы, из кассы кто-то перекладывал в другое место – например, в чьи-то карманы. Полагаем, это в ближайшем будущем выяснят правоохранительные органы, а мы продолжим изучать отчет КСП.
Третье. Помимо недостачи денежных средств, аудиторы выявили – внимание! – недостачу 9 (!) автобусов ЛиАЗ первоначальной стоимостью 72 миллиона 672,5 тысячи рублей, безвозмездно полученных городом от ГУП «Мосгортранс». Как говорится в отчете КСП, документальное подтверждение фактического получения МУП «ТТП» и транспортировки в г. Орёл этих девяти автобусов отсутствует, как отсутствует и их регистрация в органах ГИБДД УМВД России по Орловской области.
Четвертое. Сумма неправомерных расходов МУП «ТТП» составила 8 миллионов 663,8 тысячи рублей, которые руководство предприятия с барского плеча потратило:
– на оплату услуг ИП Терешина, не являющегося авторизированной станцией техобслуживания лизинговых автобусов, – 322,5 тысячи рублей;
– неправомерные исправительные записи по хозяйственным операциям прошлых лет и увеличение прочих расходов на сумму начисленных пени и госпошлины – 8 миллионов 341,3 тысячи рублей.
Пятое. В этом и следующих пунктах речь пойдет о пресловутом лизинге, который как панацею от всех бед ТТП в недавнем прошлом широко рекламировал экс-директор МУПа Андрей Митин, ныне благоразумно покинувший родную Орловщину. Именно Митин стал пионером лизинга двух десятков автобусов для трамвайно-троллейбусного предприятия. Именно лизинг, по выражению Александра Коровина, много лет возглавлявшего ТТП города Орла, и подвел предприятие под нож. При этом есть все основания говорить, что лизинговую сделку Митин заключал без согласования с собственником предприятия в лице Управления муниципального имущества и землепользования города Орла (УМИЗ). Летом 2021 года на заседании профильного комитета горсовета депутат Виталий Рыбаков задал вопрос о согласовании сделки представителю УМИЗ. Вот что писал тогда присутствовавший на заседании корреспондент «Орловской среды»: «Выяснилось, что существует не один, а два договора лизинга. Один договор от ноября 2020 года, второй – от января уже этого года. Что касается второго договора, то положенного по закону согласования крупной сделки с учредителем – муниципалитетом – не было. Вскрылась и еще одна «замечательная» деталь: ТТП все же представило договор в мэрию, но… без даты и уже после заключения. Кстати, и по первому договору обращение ТТП в горадминистрацию было, но… после подписания документов». Проще говоря, договоры были согласованы задним числом: письмо, в котором УМИЗ давало согласие на сделку, подписала тогдашний начальник управления Татьяна Решетова.
Кстати, таких сделок – без согласования с собственником – аудиторы насчитали куда больше двух. По информации КСП, «без предварительного согласования с собственником имущества предприятием заключены крупные сделки с 8 поставщиками на общую сумму 107 421,79 тыс. рублей».
Но самое интересное даже не это. Читаем следующий пункт.
Шестое. Самое интересное, что из 20 взятых в лизинг автобусов 17 (!) простаивали с февраля 2021 года до конца августа 2022 года (впрочем, полагаем, они стоят и сейчас, указанная дата просто отражает временные границы контрольного мероприятия КСП). За это время, по данным КСП, упущенная выгода МУП «ТТП» составила 14 миллионов 958,32 тысячи рублей!
Более того, как отмечается в опубликованном на сайте КСП документе, «недобросовестные и неразумные действия руководителей МУП «ТТП» по фактическому отказу от технического обслуживания лизинговых автобусов на авторизированных станциях создали условия для прекращения гарантийных обязательств и осуществления ремонта данных автобусов за счёт собственных средств предприятия».
Но и это еще не все.
Седьмое. За лизинговые автобусы, которые простаивали, ТТП, разумеется, платило. Как сообщает КСП, неэффективные расходы МУП «ТТП» установлены в сумме 30 миллионов 670,4 тысячи рублей, в том числе:
– на оплату лизинговых платежей (без учёта авансов и выкупной стоимости) в связи с простоями 17 автобусов – 4 миллиона 316,39 тысячи рублей;
– в связи с неправильным выбором способа закупки товаров, работ, услуг, исключением возможности провести конкурентные способы закупки с целью экономии денежных средств – 26 миллионов 353,96 тысячи рублей.
И наконец восьмое. Все эти «чудеса» завершаются констатацией факта, что в ТТП почти три года велась недостоверная бухгалтерия: «бухгалтерская отчетность МУП «ТТП» за 2020 г., 2021 г. и 9 месяцев 2022 г. не дает достоверное и полное представление о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности, изменениях в его финансовом положении и движении денежных средств», – говорится в отчете КСП.
В заключение КСП сообщает, что «с целью принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, в адрес руководителя МУП «ТТП», начальника Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла направлены представления. Информация о результатах контрольного мероприятия направлена мэру города Орла, прокурору Орловской области, прокурору Заводского района города Орла, УМВД России по Орловской области. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Орловскому городскому Совету народных депутатов».
При этом, как совершенно справедливо отмечают авторы телеграм-канала «Акценты средней полосы», надежда у орловчан – только на прокурора: «Ведь очевидно, что фигурант уголовных дел Парахин понимает, что творится у него в городе.
Орловская область на фоне других регионов ЦФО выглядит территорией вопиющего правового нигилизма и хозяйственной несостоятельности. Мэр Орла Юрий Парахин и губернатор Андрей Клычков, который очень хочет переизбраться в сентябре, в очередной раз показали себя крайне неэффективными управленцами. Вероятно, займутся наведением порядка в регионе другие люди».
Остается надеяться, что те, кто будет наводить порядок, не забудут никого из фигурантов этой истории: ни многочисленных сменявших друг друга руководителей ТТП (и в первую очередь Митина и Чемерова), ни «начальника» транспортного цеха мэрии Ничипорова и его патрона Парахина, которые стали одними из главных лоббистов закупки автобусов для электротранспортного предприятия, что, в свою очередь, дало массу возможностей для воровства денежных средств ТТП (начиная от закупки горючего по завышенным ценам и заканчивая закупленными по таким же завышенным ценам и куда-то пропавшими девятью ЛиАЗами), ни губернатора Клычкова, с чьего полного одобрения перечисленные выше граждане осуществляли свою деятельность в МУП «ТТП» и администрации города Орла. И, возможно, тогда выяснится даже страшная тайна губернаторской квартиры в элитной столичной высотке, купленной всего за шесть миллионов рублей по некоей загадочной программе. И кто знает, не окажется ли эта программа связана с масштабными закупками автобусов для орловского ТТП – совершенно бесполезных и даже убыточных для города и предприятия и очень выгодных для отдельно взятых лиц…
Татьяна Филева
Комментирует депутат Орловского горсовета Игорь КОНОВАЛОВ:
Результат проверки ТТП Контрольно-счетной палатой закономерен, этого следовало ожидать. Серьезные проблемы начались в ТТП с 2015 года и достигли своего апогея в 2019-2020 годах. А последним гвоздем в крышку гроба ТТП стали два договора лизинга, подписанные бывшим генеральным директором Андреем Митиным без экономического обоснования и разрешения учредителя на проведение крупных сделок.
И, думаю, дело бы шло к неотвратимому банкротству, если бы в процесс не включились депутаты Справедливой команды и сам коллектив ТТП. Благодаря инициативе снизу и счастливому стечению обстоятельств простой водитель ТТП Оксана Евдокимова получила возможность выступить с главной трибуны Государственной Думы и рассказать о наболевшем – о том, что творится в транспортной инфраструктуре нашего города под руководством «профессионального управленца» и доктора наук мэра Парахина.
Также, в ответ на открытое обращение коллектива ТТП, глава СК РФ Александр Иванович Бастрыкин взял эту ситуацию под особый контроль!
А буквально недавно стало известно, что Министерство транспорта направило в наш регион циркуляр О ЗАПРЕТЕ ДЕМОНТАЖА КОНТАКТНЫХ сетей городского электротранспорта. И это очень своевременный документ, поскольку в последнее время невооруженным глазом было видно, что команда пока еще мэра Парахина под руководством товарища свыше толкала ТТП к банкротству, а электротранспорт к уничтожению, хотя они и уверяли депутатов и жителей, что пытаются спасти предприятие.
Но, как я полагаю, аппетиты у некой группы лиц разгорались все больше – особенно после удачного банкротства и последующей удачной продажи МУП ПАТП-1! Да и триггер был один и тот же: после того как Митин некоторое время руководил ПАТП-1, это муниципальное транспортное предприятие стало на путь неминуемого банкротства. И по странному стечению обстоятельств такая же история произошла в ТТП, когда тот же Митин подписал злополучные договоры лизинга, которые резко усугубили экономическое состояние предприятия и привели к тому, что МУПу был нанесен ущерб в особом крупном размере.
Поэтому считаю, что происходящим в ТТП должны серьезно заняться сотрудники Следственного управления Следственного комитета по Орловской области и лично руководитель управления Петр Иванович Юдин, чтобы определить всех виновных в разорении ТТП и довести эту группу граждан до суда.
А гражданское общество и депутаты Справедливой команды будут держать ситуацию на контроле!