№4 (101) от 7 февраля 2024 г.
На последней сессии облсовета депутаты тщетно пытались получить ответ на простой вопрос: когда в Орловской области все школы перейдут на работу в одну смену? Напомним, еще в 2018 году президент поручил ликвидировать к 2025 году обучение во вторую смену и сделать так, чтобы все ученики могли учиться с утра.
В Орловской области по состоянию на январь 2024 года во вторую смену учится 12 899 человек (в 33 школах). Это 17% всех школьников. Из них львиная доля – 10 128 учеников – учится в областном центре. На порядок меньше, но тоже довольно много, грызут гранит науки во вторую смену в пяти школах Ливен (1 402 ученика) и четырех школах Орловского муниципального округа (1 206 человек). Нужно учитывать и нюансы. Кроме вторых смен в школах областного центра есть еще так называемые «подвесные» смены. Они могут быть связаны с организацией продленки, спортивным режимом учащихся, особенностями школы. Статистику портит и тот факт, что «подвесные» смены организованы не во всех школах и во все дни недели. Какие телодвижения предпринимают чиновники для выполнения поручения президента и почему поставленная им задача вряд ли будет выполнена в обозримом будущем? Об этом шла речь на сессии облсовета.
Магия малых чисел
Как в спорте – начнем наш рассказ с простых упражнений. В Краснозоренском и Должанском районах во вторую смену занимаются лишь по одной школе. Причем в Краснозоренском районе во вторую смену учится всего шесть человек. В Должанском районе – 97 учеников. И теоретически именно тут выполнить поручение президента относительно просто. Но практически даже эти две школы не могут перейти на одну смену, – выяснилось на сессии.
Как рассказала руководитель облдепартамента образования Ирина Патронова, есть два варианта решения проблемы в отдаленных уголках Орловщины. Во-первых, это использование свободных площадей зданий детских садов для размещения в них начальных классов. И такой опыт в регионе уже имеется. Во-вторых, это организация подвоза обучающихся из малокомплектных школ в базовые. Для подвоза можно использовать школьные автобусы, которых только с 2012 по 2023 год поставлено в область 375 штук. Правда, депутаты усомнились в том, что проблема лишь в зданиях. Так, председатель профильного комитета Олег Кошелев отметил: дело не в нехватке площадей, а в недостатке учителей на селе. И решать в первую очередь нужно кадровую проблему. Поэтому варианты с использованием пустующих детских садов и подвозом детей в базовые школы вряд ли помогут. Если учителей нет, то кто будет учить детей? В пользу этой версии говорит и тот факт, что на сессии так и не прозвучало конкретного ответа, как именно и в какие сроки будет решена проблема второй смены в этих двух районах.
Трагедия больших чисел
В крупных городах решать проблему второй смены предлагается за счет строительства новых образовательных учреждений. Но в этом году максимум возможностей – это 4 125 новых мест в строящихся школах. Многострадальная школа на улице Зеленина в Орле, со слов руководителя профильного департамента, достроена и готовится к процедуре лицензирования. Также начато строительство двух новых школ в деревне Жилина Орловского округа и в Северном районе Орла. Решить проблему поможет не только строительство новых школ, но и капитальный ремонт уже имеющихся. Его в ближайшее время ожидают три школы Орла.
Снять проблему хотя бы частично удастся, если все пойдет, как планировалось. Самым ярким примером, как и почему не все идет без сучка и задоринки, стал долгострой на улице Зеленина в Орле. На сессии Ирина Патронова заверила депутатов: строительство этой школы вышло на финишную прямую. «Я была крайний, но не последний раз на объекте в эту среду. Хочу доложить, что там закончен монтаж и пожарной сигнализации, и видеонаблюдения. Лично я наблюдала, как идет установка кресел в актовом зале и за расстановкой оборудования на пищеблоке. По данным департамента строительства, строительно-монтажные работы на объекте завершены. Готовятся документы для образовательного лицензирования. Мы надеемся, что лицензия будет получена в феврале», – отметила Патронова.
Также на сессии коснулись строящихся школ в Жилино и на улице Родзевича-Белевича. Что касается первой, то оказалось, что для сокращения сроков ПСД разрабатывалась параллельно с начавшимся строительством. Также для сокращения сроков было принято решение об использовании типовых проектов. Однако в результате анализа градостроительных планов и габаритов выделенных участков выяснилось, что типовые проекты (ранее использованные на улице Зеленина) использовать невозможно. В итоге проектирование пришлось делать без типовой документации. На время проведения сессии ПСД была разработана и отправлена на проверку в госэкспертизу. На площадке в Жилино были выполнены подготовительные работы. Вывезен лишний грунт и весь мусор.
Контракт на строительство школы на Родзевича-Белевича подразумевает возведение объекта «под ключ». ПСД там также уже разработана и отправлена на экспертизу.
Что касается планов по строительству других школ, то никакой конкретики названо не было. Между тем, напомним, уже не первый год тянется эпопея (по-другому эту историю назвать уже не поворачивается язык) с возведением пристройки к школе №50. По последним данным, контракт с фирмой, которая занималась проектированием пристройки к школе на Наугорке, был расторгнут, так как в назначенное время документы так и не были готовы. И иногда молчание бывает гораздо красноречивее всяких слов. Судя по тому, что на сессии докладчиком этот объект вообще никак не упоминался, в обозримом будущем появления пристройки к школе на 1100 мест жителям Наугорки ждать не приходится. А между тем напомним, попытки решить проблему конкретно в этом микрорайоне предпринимаются аж с 2016 года! Пока результат нулевой.
Придется потесниться
В Орле только в этом году на капитальный ремонт собираются закрыть сразу три школы (в будущем есть надежда, что программа ремонта будет более насыщенной). Это означает, что учащиеся из закрывающихся школ на время капремонта будут переводиться в другие учебные заведения, где, соответственно, появится вторая смена. Естественно, депутаты поинтересовались, как будет складываться жизнь в тех школах, которые будут «уплотнены» на время ремонта? Ведь и до переезда детей из соседних школ там уже существовала система групп продленного дня, кружков и секций самой разной направленности. Как быть с этим? По словам Ирины Патроновой, во всех школах существует и допобразование, и продленки. При этом и без всякого уплотнения в Орле есть заведения, в которых отмечаются проблемы с организацией продленки (конкретные номера таких школ на сессии не назывались). Поэтому на продленку записывают в первую очередь ребят из семей так называемых незащищенных категорий и из семей участников СВО. Но накануне переезда в областной столице пройдет повторный мониторинг использования площадей всех образовательных учреждений, чтобы найти оптимальное решение по организации учебного процесса.
Депутат Виталий Рыбаков обратил внимание на то, что перед закрытием школ на ремонт необходимо тщательно всё проверить и перепроверить. Ведь существует большая вероятность, что ремонт закрытых школ не уложится в заявленные сроки. Прежде чем переводить детей и освобождать помещения, нужно проверить наличие материалов у подрядчиков и всего, что необходимо для ремонтных работ. Второй момент, на который обратил внимание Виталий Рыбаков – это странное поведение заместителя губернатора Владимира Ивановского, отвечающего за строительство. Ивановский очень удивился появлению депутата облсовета на совещании по строительству школ в администрации области. Потом даже было расследование – как информация о мероприятии «утекла» к депутатам. На вопрос, почему народных избранников не пускают на строительные площадки, Ивановский ответил, что он должен согласовать ответ с губернатором. При таком «дружном» взаимодействии двух ветвей власти на выдающиеся результаты рассчитывать не приходится.
Депутат Сергей Потемкин попросил назвать конкретный год – когда в Орловской области все же будет ликвидирована вторая смена? Увы, докладчица так и не смогла обозначить заветную дату. Равно как не был представлен конкретный план – сколько нужно построить школ и возможно ли это с учетом финансов областной столицы. Ведь нужно видеть реальную картину с перспективой на ближайшие годы. Вместо конкретных цифр и чисел депутаты услышали пожелание – нужно строить школы во всех новых микрорайонах.
Присутствующих на сессии абсолютно не устроил этот ответ, так как не было ни аналитики по соотношению рождаемости/смертности, ни по износу зданий старых школ, которые рано или поздно придется закрывать, так как их нельзя ремонтировать до бесконечности. Не услышали депутаты и самого основного – подавала ли область заявки на участие в федеральных проектах по строительству школ и какие здесь у Орловщины перспективы? Увы, не прозвучали на сессии даже планы развития города: где в Орле в ближайшее время собираются строить те самые новые микрорайоны, которые остро будут нуждаться в школах? Впрочем, пример Наугорки и рядом расположенного Болховского микрорайона как нельзя лучше показывает, что и сами «отцы города» порой понятия не имеют, какие потребности в школах будут у новых скоплений многоэтажек, где прокладывать выезды из стремительно растущих рядов высоток.
Спикер облсовета Леонид Музалевский попросил все же подготовить совместно с профильными департаментами подробный ответ по поводу перспектив развития образования в нашем регионе. Ведь не только депутатам, но и родителям будущих школьников необходимо знать, когда все же решится вопрос со второй сменой и будет ли он вообще снят в обозримом будущем.
Планы покрыты туманом неопределенности
Тему с неопределенными планами по поводу строительства новых школ развил в своем выступлении депутат Владислав Числов. Он отметил, что такие документы просто необходимо иметь. Чтобы власти на местах могли проводить довольно сложную и долгую подготовительную работу. Например, ни для кого не секрет, что в Орле есть острая проблема с участками под новое строительство. Следовательно, нужно иметь видение – хотя бы лет на 10 вперед – где потребуется построить новые школы. Чтобы у местных чиновников было время найти деньги для выкупа земельных участков или на подготовку участков с учетом сноса ветхих домов в рамках программ комплексного развития территорий.
Ирина Патронова отметила, что задача по поиску и подготовке земельных участков – немного не по профилю ее департамента. Поэтому руководителю департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области Алексею Субботину было дано протокольное поручение собрать муниципалитеты и проработать вопросы о строительстве школ в обозримой перспективе. А также детально разобраться с реконструкцией действующих школ и, если есть возможность, предусмотреть строительство пристроек к уже действующим школам. Результаты обсуждения этих вопросов должны быть направлены в областной совет, чтобы депутаты тоже были в курсе, что и где будет строиться в ближайшее время.
Еще одна проблема, которая была обозначена на сессии, – это перемещение жителей из центра Орла на окраины в новые микрорайоны. В областной столице сложилась ситуация, когда старые, сработавшиеся педагогические коллективы с заслуженной репутацией оказались именно в школах в центре города. Поэтому многие родители предпочитают возить детей с окраин в старые школы, выпускники которых показывают высокие результаты в учебе. Новым же учебным заведениям требуется время, чтобы заработать себе имя и уважение среди родителей учеников. Поэтому, по мнению депутата Павла Меркулова, строительство новых школ в новых микрорайонах еще не гарантирует отсутствие второй смены. Люди будут стараться выбирать не только те школы, что поближе к дому. Детей будут возить и в те, где учительский коллектив доказал высокую результативность в обучении. Поэтому, по мнению депутата, решение проблемы второй смены все равно упрется в то, что одни школы будут пользоваться гораздо более высоким спросом у родителей учеников, чем другие.
Упомянул депутат и «прекрасную» орловскую тенденцию – отдавать школьную территорию под строительство коммерческого жилья вместо пристроек к самим школам. Примеры – высотка, построенная на территории, ранее принадлежавшей школе №1; девятиэтажка на стадионе школы №38. Наконец, в этот же ряд можно отнести и два дома, которые выросли в центре города на стадионе за Дворцом пионеров. Приоритеты городских властей понятны, и они точно не в плоскости заботы об интересах подрастающего поколения.
Депутат Евгений Косогов отметил, что в администрации города нет стратегического планирования развития областного центра в разрезе строительства новых микрорайонов и важнейших социальных объектов. И нет такого же плана на уровне выше – в правительстве региона. Куда идет развитие города – нет понимания ни в одном департаменте. Между тем проблемы копятся годами. И прежде чем спрашивать у руководителей департаментов о ликвидации второй смены, нужно создать документ, где будут прописаны и направления работы, и сроки, и ответственные за каждый пункт.
Сергей МИЛЯХИН