№9 (106) от 13 марта 2024 г.
В последние дни сразу на нескольких площадках (в том числе и в Орловской области) шло активное обсуждение проблемы интернет-травли школьников. Наш мир так стремительно меняется. Многие родители выросли в то время, когда Интернета не было. Естественно, что они сами никогда не сталкивались с интернет-травлей, и не представляют, какую серьезную психологическую травму могут нанести их детям постоянные угрозы и издевательства в глобальной паутине. Помочь родителям и детям избежать опасностей глобальной паутины призван проект «Перезвони сам» https://vk.com/video-147412495_456239464. На очередную встречу были приглашены юристы, психологи, социальные работники. Что характерно, многие говорили о конкретных, применимых на практике моментах. Диалог длился два часа. И даже за это время некоторые из выступавших не успели до конца раскрыть все свои мысли – такая это оказалась сложная и многогранная проблема.
Что в имени тебе моем?
Интересный момент возник в самом начале дискуссии. Выступавшим был задан вопрос: можно ли не использовать чрезмерные англицизмы и заменить слово «буллинг» каким-нибудь русским аналогом? Например, словом «травля»? Ответ оказался чрезвычайно прост. Можно. Через «мокроступы» и «позорище» русский язык проходит с завидной регулярностью. Сейчас очередной такой виток. Но если заменить общепринятые в интернет-среде термины, то родители просто не будут понимать, о чем говорят их дети: диссинг, абьюз, троллинг, хейтинг и т.д. – все эти слова сразу понятны подросткам. Поэтому первым шагом к решению проблемы будет перейти со своим ребенком на общий язык.
Кстати, именно с общением могут возникнуть довольно серьезные трудности, так как жертвы кибербуллинга (то есть травли в интернете) очень часто замыкаются в себе. Подростки (к счастью, эта проблема не актуальна для младших школьников) не видят выхода из сложившейся ситуации. Пострадавшие от травли дети неохотно идут на контакт даже с родными людьми, не говоря уже о помощи психологов или людей в погонах. Из-за небольшого жизненного опыта затравленные тинейджеры еще не умеют правильно оценивать последствия (как реальные, так и гипотетические) происходящего вокруг них.
Базовая защита не меняется уже много лет: не корми тролля!
Способов защиты от кибербуллинга существует великое множество. В ходе вебинара отметили, что любую проблему всегда легче предотвратить, чем бороться с последствиями. Поэтому, какие бы просьбы и мотивы ни были у школьника, дети четко должны понимать – до 16 лет в соцсетях и мессенджерах нельзя указывать настоящие ФИО и возраст! Также категорически не рекомендуется давать в открытый доступ информацию о себе: о своих увлечениях, хобби, поездках всей семьей. Мало того, что это может повлечь волну негатива в виде так называемых фотожаб, так еще и в последнем случае (фото из поездок в реальном времени) даст злоумышленникам все необходимые данные, чтобы, например, ограбить квартиру. Технологий не надо бояться – нужно просто научить детей ими правильно пользоваться. В случае с соцсетями базовое правило – никакой личной информации: ни реального возраста, ни номера школы, ни семейных фото. Это аксиома.
На втором месте в перечне способов защиты идет старое доброе правило «не корми тролля». Самый простой и эффективный уход от возникающего конфликта – перестать реагировать на оскорбительные сообщения. Ведь человек по ту сторону экрана рассчитывает на определенные ответные эмоции, которые вызовут те или иные его сообщения. Если сломать логику агрессора, то атака в большинстве случаев прекращается. Взрослые люди ежедневно отправляют в «черный список» людей, которые им неприятны или преступают допустимые нормы общения, и не испытывают по этому поводу никаких угрызений совести. Важно объяснить ребенку, что реальные и виртуальные друзья – это совершенно разные явления. А беседу в чате, которая принимает нежелательный оборот, можно элементарно оборвать. Если перестать подкидывать троллю поводы для дальнейшего общения, конфликт затухает в зародыше.
Если ситуация по какой-либо причине вышла из-под контроля, то родители должны знать: законом предусмотрена такая мера, как «право на забвение». Любой человек может потребовать удалить из сети конфиденциальную информацию. И хотя ребенку кажется, что этот шаг обрушит все его связи, на самом деле, когда речь идет о кибербуллинге, задача родителей – прекратить волну негатива в отношении ребенка. Если есть такой инструмент, как право на забвение, то почему бы его не использовать? При этом стоит разобраться в технических деталях – как это работает. Закон о забвении предполагает удаление данных о человеке только из поисковых систем, но не удаление самих страниц, где эта информация размещена.
Травля 24/7
Пожалуй, самым интересным оказалось выступление практикующего психолога, которая объяснила механизм кибербуллинга. Многие взрослые отучились в школе еще до эпохи глобальной паутины и просто не представляют себе, что испытывает их ребенок, подвергшийся атакам агрессоров. Например, взрослые могут спокойно заснуть, зная, что утро вечера мудренее. И если, к примеру, у взрослого на работе возникли какие-то проблемы, то их решение можно отложить до утра. Дети оказываются совершенно в иной ситуации. Травля в сети не прекращается ни днем, ни ночью, ни во время уроков – поэтому даже просто заснуть для многих жертв буллинга оказывается невозможной задачей. Ведь они знают, что, пока спят, травля продолжается.
В качестве второй важной черты травли была отмечена повторяемость и как следствие – эффект накопления. Одно дело, когда вам на работе коллеги посолили чай, например, на 1 апреля, и совсем другое дело, когда соленый чай в вашей кружке оказывается день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. С кибербуллингом точно такая же картина. Дети быстро устают от непрекращающегося прессинга. И чем быстрее взрослые смогут вытащить ребенка из цифровой среды и отвлечь от виртуальных проблем, тем менее серьезными будут последствия.
Следующая черта, которая явно указывает на наличие проблем, – это увеличивающиеся ошибки в обучении. Ребенок не способен долго противостоять агрессорам, и зачастую проблемы в киберпространстве сказываются на качестве учебы. Ребенок, который постоянно думает, какие еще фотожабы на него публикуются сейчас в чатах, точно не способен сосредоточиться на учебе и усваивать новый материал. Учитывая, что подростки обычно неохотно делятся своими проблемами, очень важно не пропустить начало стремительного ухудшения учебы и понять, в чем здесь причина.
Еще один нюанс: в подростковой среде травля может происходить как в реальности, так и в виртуальном пространстве. Более того, буллинг способен переходить из одной среды в другую, и, что наиболее часто, – развиваться параллельно и в реале, и в виртуальной жизни. В итоге в какой-то момент может возникнуть ситуация, когда у ребенка просто не окажется пространства, где бы он был вне этого бесконечного давления. Эмоциональные проблемы жертв могут переходить в соматические, то есть уже достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Ребенок может отказываться вообще ходить в школу. У него могут появляться суицидальные мысли, либо желание раздобыть оружие и отомстить обидчикам.
Наблюдатели – тоже жертвы
В ходе вебинара была представлена пугающая статистика. По данным компании, занимающейся кибербезопасностью, хоть раз в жизни сталкивались с травлей три четверти российских школьников. Каждый второй ребенок признавался, что был жертвой буллинга в реальной жизни. Каждый третий становился жертвой травли в соцсетях и мессенджерах. Три четверти пострадавших признались, что причиной травли послужила их внешность. При этом львиная доля детей (практически 9 из 10) признались, что были свидетелями кибербуллинга.
Также выступающие отметили ряд неочевидных, но существенных моментов. Например, ребенок активно посещает различные кружки и секции, до многих из которых травля может просто не дойти, и которые могут стать «отдушиной», куда всегда может спрятаться жертва кибербуллинга. Но даже это не означает, что пострадавший не получит психологическую травму. Просто она будет не такой серьезной, но она будет. Еще один важный аспект: поскольку буллинг происходит в публичном пространстве, очень многие одноклассники, знакомые, соседи пострадавшего оказываются очевидцами или молчаливыми соучастниками происходящего. И тут необходимо понимать, что психологическую травму получает не только жертва, но и такие молчаливые сторонние наблюдатели. Ведь самым частотным случаем разрешения ситуации с буллингом, увы, остается смена жертвой учебного заведения или места жительства. И возникает вопрос: если жертва ушла, а агрессоров никто не «утихомирил», кто будет следующей целью кибербуллинга?
Как следствие, молчаливые свидетели происходящего боятся подходить к жертве, чтобы проявить какие-то человеческие чувства. Школьники всерьез опасаются, что завтра они сами могут оказаться в роли атакованных. И это тоже серьезная психологическая травма, которая останется с ними на всю жизнь – дети боятся быть людьми, проявлять обычные человеческие качества и эмоции!
Очень интересной оказалась часть выступления, касающаяся самих агрессоров. Дело в том, что эти товарищи прекрасно осознают все, что делают, и к каким последствиям могут привести их действия. Поэтому разговоры и убеждения, что так делать нельзя и т.п., не просто не приводят к положительным результатам. Всё ровно наоборот – агрессор убеждается, что достиг своей цели – его жертве очень плохо. А попытки взрослых воздействовать с помощью разговоров лишь убеждают агрессора, что никаких реальных рычагов воздействия у взрослых нет. Взывать к сочувствию человека, который намеренно унижает и оскорбляет другого? Так в этом и была цель буллинга – унижать и оскорблять! Как правило, у самих агрессоров в семье достаточно серьезные проблемы, поэтому не стоит даже пытаться тратить время и нервы на душеспасительные беседы. Существуют специальные службы и ведомства, которые занимаются подростковой преступностью – доверьте профессионалам решать действительно сложные задачи. Мы подробно писали об этом в статье «Школьные конфликты: законодательство и судебная практика» №7 (104) от 28 февраля 2024 г https://orelsredaplus.ru/shkolnye-konflikty-zakonodatelstvo-i-sudebnaya-praktika/
Казнить нельзя помиловать
Почему очень важно наказывать тех, кто занимается кибербуллингом? Как уже упоминалось выше, попытки взывать к совести агрессоров лишь подстегивают их на новые «подвиги». Наказание должно быть четким и неотвратимым. Дети (как жертвы, так и молчаливые свидетели) должны быть уверены, что взрослые смогут их защитить в любой ситуации. Авторитет взрослых должен быть выше, чем у тех, кто оскорбляет или мучает жертв. Но тут есть ряд серьезных преград. Во-первых, как мы уже упоминали, сами дети неохотно идут на контакт и рассказывают о своих проблемах. Во-вторых, взрослые зачастую не имеют доступа в те чаты или приватные беседы, где идет троллинг. Следовательно, очень сложно сделать самый первый шаг – понять, что ваш ребенок стал жертвой, и собрать хоть какие-то доказательства. В-третьих, у агрессора есть дополнительный и очень мощный фактор – анонимность. В-четвертых, ситуацию усугубляет высокая скорость распространения информации. Опубликованная фотожаба в считанные минуты набирает сотни и тысячи просмотров, вовлекая в процесс унижения жертвы все новых и новых агрессоров. И, пожалуй, самая главная сложность – отсутствие внешних маркеров. Если при обычной травле видно, что у ребенка порвали тетрадь, отняли ручку, спрятали портфель и т.д., то при кибербуллинге никаких внешних проявлений не будет. В-шестых, серьезно осложняет распознавание конфликта возраст жертв. Как мы уже упоминали, ученики младших классов крайне редко становятся жертвами кибербуллинга – это явление начинает процветать со средней школы. И родители зачастую списывают все на переходный возраст, подростковое бунтарство и т.д. В итоге, увы, зачастую взрослые вмешиваются в ситуацию, когда жертва не видит иного выхода, чем смена школы или места жительства.
К сожалению, формат газеты не позволяет познакомить со всеми тезисами, прозвучавшими на вебинаре, но его запись находится в свободном доступе и все желающие могут посмотреть его самостоятельно https://vk.com/video-147412495_456239464
Сергей МИЛЯХИН