№9 (151) от 12 марта 2025 г.
На прошлой неделе прокуратура Орловской области сообщила о возбуждении уголовного дела по факту хищения 54 миллионов рублей, выделенных из бюджета на реконструкцию аэропорта «Южный». Ранее Следственный комитет возбудил два уголовных дела по фактам невыплаты заработной платы строителям аэропорта. Этому предшествовало опубликованное в СМИ и соцсетях обращение рабочих компании-подрядчика к прокурору Орловской области Алексею Тимошину с жалобами на задержки зарплат и рассказ тех же рабочих журналистам «Орловской среды-плюс» о том, что на самом деле происходит в орловском аэропорту. До этого чиновники уверяли депутатов и общественность, что все идет по плану, задолженность по зарплатам постепенно погашается, а аэропорт уже практически готов принимать самолеты. О том, что подрядчик находится на грани банкротства, что никакие работы на территории аэропорта не ведутся с начала года, что строительная техника продана, но при этом почти все бюджетные средства по контракту (порядка одного миллиарда 300 миллионов рублей) подрядной организации выплачены, подчиненные губернатора Клычкова скромно (или нагло?) умалчивали. Сам же Клычков на камеру выражал недовольство нарушением сроков контракта и апеллировал к правоохранителям: дескать, пусть разбираются. Что ж, силовики разобрались и выявили очередной факт воровства – в рамках очередного нацпроекта.
«Возмущению нет предела»
Итак, как проинформировала граждан прокуратура, в ходе проверок, проведенных УФСБ России по Орловской области и УЭБиПК УМВД России по Орловской области, выяснилось, что с ноября 2022 г. по март 2025 г. денежные средства, полученные подрядчиком – НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» – в качестве аванса, были переведены на расчетные счета генерального директора компании и аффилированных организации лиц.
В результате было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
На днях следствие ходатайствовало о помещении гендиректора компании-подрядчика под домашний арест.
Напомним, несколькими днями раньше СУ СК России по Орловской области сообщило, что «Ирмаст-Холдинг» задолжал своим работникам более 11 миллионов рублей – зарплаты людям не выплачивали либо задерживали выплаты с октября 2024 по февраль 2025 года. Итого, за две недели один из важнейших объектов, финансируемых из федерального бюджета в рамках нацпроектов, оброс сразу тремя уголовными делами. Поразительно, но жителей Орла и области это уже не удивляет – подобные скандалы за годы губернаторства Клычкова стали столь же частными, сколь и обыденными.

А вот вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин возмутился не на шутку.
«Возмущению нет предела, – написал Вдовин на своей странице ВКонтакте. – Сегодня из средств массовой информации узнал об очередном возбуждении уголовного дела о хищении 54 млн рублей на реконструкцию аэропорта «Южный». Ну, если на таких объектах, которые имеют очень важное значение в современной обстановке, воруют деньги, то, наверное, это уже предел терпения в сети коррупционных скандалов с подрядчиками. Что происходит, каковы причины этого и можем ли мы в рамках существующего законодательства не допускать на рынок таких подрядчиков, есть ли коррупционная заинтересованность в этом должностных лиц? На эти и другие вопросы с помощью правоохранительных органов надо найти ответы. Так продолжаться дальше не может».
Полагаем, что вопросы, заданные Вдовиным, носят риторический характер – и даже не потому, что не требуют ответов, а потому, что ответы на них, во-первых, известны, а во-вторых, могут носить совершенно противоположный характер. В зависимости от того, кто будет на них отвечать. Допустим, какой-нибудь чиновник «Орелгосзаказчика» (такой, например, как куратор реконструкции аэропорта Руслан Орлов) скажет, что другого подрядчика по закону выбрать было невозможно, что никакой коррупционной заинтересованности у членов команды Клычкова нет и быть не может, а происходящее в аэропорту – лишь стечение неблагоприятных обстоятельств, в котором никто не виноват. Но если посмотреть с другой стороны, руководствуясь логикой и здравым смыслом, то на вопросы Вдовина можно ответить иначе. И тогда окажется, что происходящее систематическое воровство бюджетных денег на строящихся дорогостоящих объектах – явление закономерное и спланированное. Что при желании, честности и профессионализме заказчика такой подрядчик, как «Ирмаст-Холдинг», не оказался бы единственным участником конкурса на реконструкцию орловского аэропорта и вполне мог НЕ получить этот контракт. И тогда не пришлось бы задавать вопрос про коррупционную заинтересованность чиновников, которая, на наш взгляд, здесь однозначно присутствует. В противном случае тот же чиновник Орлов не врал бы депутатам облсовета о 70-процентной готовности аэропорта и о погашении, пусть и постепенном, долгов перед рабочими. Заметим, мы вовсе не утверждаем, что Орлов и есть заинтересованное должностное лицо – скорее всего, интересанты имеют более высокий ранг, но то, что они имеются, вряд ли подлежит сомнению.
Трудно поверить, что при выборе подрядчика для реконструкции аэропорта орловские чиновники не ознакомились с досье «Ирмаст-Холдинг». И что ни сном ни духом не ведали о весьма интересной биографии одного из главных бенефициаров, которого еще в 2023 году СМИ называли руководителем компании. Речь идет о Сергее Солодовникове – человеке из Тюмени, которого в Орле знают то ли как советника, то ли как некоего консультанта руководства «Ирмаст-Холдинга». На деле же, как рассказывали корреспонденту ОС строители орловского аэропорта, именно Солодовников и руководил всеми процессами, в том числе и финансовыми.


Человек из Тюмени и его бизнес
Свой бизнес господин Солодовников начинал в 2000-х годах в Тюмени, где губернатором в то время был Сергей Собянин. После переезда Собянина в Москву вслед за ним перебрался и господин Солодовников, на тот момент – владелец компании «Аэродромстрой». Сменив регистрацию с тюменской на московскую, фирма Солодовникова выигрывает крупные подряды на ремонт и строительство дорог в разных регионах. Как писали «Ведомости», «в 2008 г. «Аэродромдорстрой» меняет структуру группы и проводит ребрендинг. С этого времени холдинг называется «МДС-групп». По информации издания, одна из аффилированных с «МДС-групп» компаний – «Строительное управление № 1» (СУ № 1) – «в июне 2011 г. получила свой первый крупный проект в Московской области, победив в конкурсе Росавиации на право реконструкции взлетно-посадочной полосы № 1 в аэропорту «Домодедово».
Потом было еще несколько многомиллиардных контрактов – например, на реконструкцию аэропорта Кольцово в Екатеринбурге.
«В рамках подготовки к ЧМ-2018 планировалось провести ремонт взлетно-посадочных полос и стоянок для самолетов, а также заменить светосигнальное оборудование в аэропорту, – сообщал Всероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.ру» в марте 2016 года. – В соответствии с контрактом, все работы должны были завершить до 2014 года, однако условия контракта так и не были выполнены. Сумму невыполненных работ специалисты оценили в 640 млн руб.
Срыв контракта эксперты объясняли тем, что параллельно с реконструкцией аэропорта Кольцово компания вела строительство и ремонт других объектов. И за счет денег, выделенных на реконструкцию аэропорта, она завершала строительство других объектов.
В результате руководитель ремонтных работ в аэропорту Кольцово уволился с предприятия и скрылся в неизвестном направлении».
Действительно, помимо аэропорта в столице Урала, компания господина Солодовникова в 2012 году получила контракт на реконструкцию и строительство взлетно-посадочных полос рулежных дорожек и мест стоянки самолетов в столичном аэропорту Домодедово.
«Общая стоимость проекта — порядка 35 млрд руб., – писал отраслевой интернет-журнал. – Работы должны были проводиться в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. В частности, на строительство третьей взлетно-посадочной полосы из государственной казны был выделен аванс в 3,5 млрд руб…
А летом 2015-го против Солодовникова было возбуждено уголовное дело. Как установило следствие, компания «СУ №1» выполнила лишь часть взятых на себя обязательств.
Так, при реконструкции первой взлетно-посадочной полосы не были выполнены работы почти на 440 млн руб. Строители не подключили электроснабжение к прожекторным мачтам, не ввели в эксплуатацию светосигнальное оборудование и т.д.
В связи с этим ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» обратилось с иском в арбитражный суд Московской области. За просрочку исполнения обязательств с «СУ №1» была взыскана неустойка в размере более 27 млн руб. Из материалов, представленных суду истцом, следовало, что задолженность строителей составляет более 500 млн руб.
С грехом пополам компания «СУ №1» вела и реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы. Строительство этого объекта стоимостью 13 млрд руб. строители должны были завершить в 2016 году, однако вряд ли они успеют сдать объект в запланированные сроки.
Возникли проблемы и со строительством третьей взлетно-посадочной полосы, которую должны были сдать в эксплуатацию опять же в 2016 году. Следствие установило, что одна часть аванса в размере 3,5 млрд руб. была направлена на погашение кредитов, а вторая оказалась на счетах фирм-однодневок, якобы подконтрольных Солодовникову.
Кроме того, выяснилось, что выполненные в аэропорту Домодедово работы не соответствуют тем, что были отражены в актах приемки. Например, к обозначенному в контракте сроку компания «СУ №1» выполнила лишь 10% работ».
Не правда ли, ситуация очень напоминает орловскую, с той лишь разницей, что в сообщениях о скандале в Домодедово нет информации о невыплате зарплат. Зато такая информация звучала в уральских СМИ, сообщавших о проблемах в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге.
Также СМИ писали о принципе пирамиды, которым, по их мнению, руководствовалась компания Солодовникова в своей работе.
Цитируем издание «Новый день» (Екатеринбург):
«…Источники, близкие к авиационной отрасли, поясняют, что… параллельно ЗАО «СУ-1» вело аналогичные работы в аэропорту Сокол в Магадане, в Воронеже и на ряде федеральных трасс. Освоить такой объем, похоже, не хватило ресурсов, а потому выполнять свои заказы компания стала по пирамидальному принципу – когда получаемая предоплата на строительство расходуется на завершение работ на предыдущих объектах, позволяющих закончить исполнение госконтракта, а заодно выплатить штрафы за просрочку. Таким образом, подобному бизнесу, чтобы существовать, необходимы новые заказы, иначе его ждет банкротство. Но неизбежным следствием становится срыв сроков сдачи работ на объектах.
В итоге в 2015 году, то есть спустя год после получения заказа, в Кольцово каких-то особых результатов его исполнения не наблюдалось. При этом ни материалы, ни оборудование якобы закуплены не были, и появлялись сведения, что сотрудники компании с декабря прошлого года имеют долги по зарплате и отказываются выходить на работу до их полного погашения. (…)
Источники нашего агентства, знакомые с происходящим изнутри, пояснили NDNews.ru: «Компании Солодовникова слишком сильно стремились к получению прибыли. В результате попали в ситуацию, когда у них не хватает средств для выполнения одного заказа без того, чтобы не получить другой, а аванс от него потратить на выплату неустоек, погашение долгов перед субподрядчиками и т.д. То есть эти компании стали своего рода строительными наркоманами. Существовать они могут, только получая новые заказы. Без новой дозы – остановка сердца».
И, судя по всему, он не ошибся. Сейчас все компании, связанные с именем Сергея Солодовникова, ушли с рынка. Скончались.
В отношении ЗАО «МДС Групп» 8 июня в ходе процесса о банкротстве введена процедура наблюдения. В базе исполнительных производств остаток суммы к взысканию составляет 1,6 млрд рублей.
В отношении АО «Строительное управление №1» также введена процедура наблюдения. Сумма, подлежащая взысканию, составляет 2,5 млрд рублей. 11 марта 2016 года УФАС по Свердловской области (весьма вероятно, что при участии ФСБ) дважды внесло компанию в реестр недобросовестных поставщиков. За невыполнение дорожных работ по заказу упомянутого ФУАД «Урал» и последующий разрыв двух контрактов.
ЗАО «АДС» («Аэродромдорстрой») на данный момент тоже находится в процессе банкротства. 3 ноября должно было состояться собрание бывших работников должника. В базе исполнительных производств долг «Аэродромдорстроя» оценивается в 2,2 млрд рублей. Среди них долги по кредитам «Промсвязьбанку» и «МТС банку». 5 сентября 2016 года компания была внесена в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тюменской области.
27 сентября банкротом был признан и сам Сергей Иванович Солодовников. Дело с участием его кредиторов начнет рассматривать Арбитражный суд Москвы 30 января 2017 года».
https://newdaynews.ru/ekb/585132.html
А спустя несколько лет имя Сергея Солодовникова вновь появилось в публичном пространстве – на этот раз он выступил в качестве руководителя компании «Ирмаст-Холдинг». Той самой, которая, как мы теперь знаем, фактически провалила реконструкцию орловского аэропорта.
Якутск, Ульяновск, Саранск, Калуга, Орел…
Жертвой «Ирмаст-холдинга» пал не один только орловский аэропорт. В 2018-2019 годах у компании возникли проблемы с прокуратурой, выявившей нарушения при проведении работ в аэропорту в Якутске. Кстати, реконструкция взлетно-посадочной полосы, которую проводил «Ирмаст-Холдинг» в якутском аэропорту изрядно затянулась – аж до 2023 года. При этом, как писал местный телеграм-канал @pryanayayakutia, «руководитель компании генподрядчика НАО «Ирмаст-Холдинг» Сергей Солодовников во время реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту столицы Якутии уже получил «черную» метку … у местных строителей… Как оказалось, завершив работы на объекте, приезжая компания «Ирмаст-Холдинг» попросту не подписала акты приемки документов с местными субподрядчиками, которых привлекли на разные виды работ, так как своих специалистов для их выполнения у них не оказалось».
В августе авторы телеграм-канала «Пряная Якутия» даже обратились в прокуратуру Якутии с требованием «оказать содействие в выплате субподрядчикам за проделанную непростую работу и проверке деятельности «Ирмаст-Холдинг». «Наверняка и по другим направлениям у них полный швах», – предположили авторы канала – и оказались правы. Вот лишь несколько примеров того самого «шваха».
В 2018 году претензии к работе холдинга возникли у Росавиации, которая «подала на компанию в суд как на подрядчика реконструкции аэродромной инфраструктуры ульяновского аэропорта «Баратаевка». Исковое заявление было подано в связи со срывом сроков реконструкции аэродрома», – писало ИА «СахаТайм». https://sakhatime.ru/incidents/15791/
В Ульяновске, где «Ирмаст-Холдинг» реконструировал в аэропорту взлетно-посадочную полосу, с компанией судилось Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Суть претензий: подрядчик выполнял работы и использовал материалы, не соответствовавшие проектной документации. По решению суда холдинг оштрафовали на 50 тысяч рублей за нарушение порядка осуществления строительства и норм градостроительного законодательства.
Еще один скандал с участием фирмы разгорелся в Саранске, где все в том же 2018 году попал в сизо руководитель обособленного подразделения «Аэропорт города Саранск» ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Александр Б. Его подозревали в получении взяток. Как сообщало издание «Улпресса», «по версии следствия, 42-летний Б. с декабря 2016 по май 2018 года за подписание документов, подтверждающих своевременное и качественное выполнение работ в аэропорту, получил от подрядной организации — ООО «Производственная компания» взятку в сумме 650 тысяч рублей. Подозреваемому ежемесячно перечислялись на банковскую карту по 50 тысяч рублей. Кроме этого обвинения высока вероятность возбуждения против Б. еще одного уголовного дела. Следствие проверяет схожий по сценарию эпизод. По 40 тысяч ему ежемесячно перечислял еще один подрядчик строительства — «Ирмаст-Холдинг». Общая сумма мзды по предварительным итогам составила 750 тысяч рублей».
https://ulpressa.ru/2018/09/04
Ну, и, как говорится, из последнего. Буквально на днях издание «Калужские новости» сообщило о срыве строительства школы, которое ведет «Ирмаст-Холдинг» на улице Комфортной в Калуге, и о долгах по зарплате строителям.
«Мало того, что стройка остановилась, так и рабочие, которые были задействованы на возведении объекта, остались без зарплаты. Сейчас общий долг компании перед сотрудниками оценивается в 5 млн рублей.
Последний раз зарплата людям выплачивалась лишь в ноябре и то частично. Без денег остались около 20 человек. Сейчас они в большинстве уволены из компании из-за окончания срочного договора.
Генподрядчиком строительства школы выступает «Ирмаст-холдинг». Рабочие со стройки неоднократно обращались к руководству по вопросу выплаты заработной платы. Внятных ответов, когда будут выплачены деньги, получить не удалось.
Стоит отметить, что от действий «Ирмаст-холдинг» пострадали не только строители, но и субподрядчики. Так, ранее калужане всполошились из-за того, что на стройплощадке школы на улице Комфортной в Калуге разбирают кран. Жителей успокоили в калужском минобразования. Там заверили, что строительство продолжается, а кран просто перемещается по площади объекта. Позже депутат по Правому берегу Яков Казацкий заявил, что на строительстве школы произошла смена подрядчика. Однако, источник «КН» утверждает, что кран со стройплощадки вернули арендодателю из-за той же неоплаты. И с тех самых пор никакого строительства не ведется», – пишет издание.
Словом, все точь-в-точь, как в Орле: так же не платят зарплаты и не рассчитываются с субподрядчиками, и так же врут чиновники, заверяя, что строительство продолжается…
В Орле, правда, возбудили уголовные дела, но разумеется, фигурируют в них лишь должностные лица компании-подрядчика. Появятся ли среди фигурантов чиновники, отдавшие этому подрядчику почти полтора миллиарда рублей и спустившие реконструкцию аэропорта на тормозах, неизвестно. Во всяком случае, за откровенный обман депутатов и граждан, которых уверяли, что реконструкция выполнена на 70% и что все проблемы находятся в процессе решения, точно никого не привлекут. Такой статьи – за вранье – еще не придумали. А хорошо бы, чтобы она была. Также хорошо было бы узнать от официальных лиц, что же будет с орловским аэропортом, куда вбухали более миллиарда рублей из бюджета. Подрядчик – неровен час – обанкротится, какому-нибудь стрелочнику, может, даже срок дадут – а дальше что? Останется забор вокруг чистого поля и каркас аэровокзала, который потихоньку начнут растаскивать на металлолом? Или найдут нового подрядчика, который достроит недостроенное? Но кто искать будет? Те же, кто привел «Ирмаст-Холдинг»? Тогда есть риск лишиться очередного бюджетного транша и снова не получить ничего. Так, может, уже пришла пора что-то в «консерватории», то есть в команде Клычкова подправить? Начать хотя бы с «Орелгосзаказчика», который провалил едва ли не все значимые объекты, на строительстве, ремонте или реконструкции которых «отмыты» и украдены уже, пожалуй, даже не миллионы, а миллиарды рублей. Может, пора заинтересоваться кому следует, как получается, что в качестве подрядчиков этот самый «Орелгосзаказчик» привлекает сюда либо откровенных аутсайдеров, которые всем должны, либо строительные пирамиды, и при этом покрывает все огрехи и оправдывает все нарушения, не забывая увеличивать цену контракта и выплачивая деньги за невыполненные работы? Может, уже пора установить неустановленных лиц, имена которых, полагаем, в Орловской области не знает разве что школьник? Или эти имена слишком известны, чтобы их устанавливать и тем более называть?
Комментирует депутат Орловского облсовета, председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков:

Виталий Рыбаков
– Я прекрасно знаю и понимаю, что значит не получить вовремя честно заработанную зарплату, так как в свое время, будучи простым рабочим, в конце 80-х – начале 90-х годов, часто не мог по несколько месяцев получить положенные мне деньги.
Приходишь домой – жена спрашивает: ты зарплату принес? И приходится объясняться, пересказывая, что месяцами обещает начальство… При этом обязательные коммунальные платежи, покупку продуктов, лекарств и оплату детского сада никто не отменял! И в магазине, аптеке и детском саду не объяснишь, что тебе начальство обещало потом заплатить… И вот, спустя 30 лет, в Орловской области все чаще мы наблюдаем похожую картину – людям не платят честно заработанные деньги! Причем не платят тем, кто строит или ремонтирует социально значимые объекты в рамках реализации национальных проектов! Это в нашем регионе стало уже нехорошей традицией. И уже не в первый раз рабочие, которым не платят, приходят в областной совет на заседания профильного комитета.
Ещё до публикации видеообращения ко мне обратились рабочие, которые строят аэропорт, и проинформировали меня, как председателя комитета по градостроительной деятельности и транспорту, о том, что зарплату им не платят с октября 2024 года. Я их пригласил на февральский комитет, но они, к сожалению, не пришли, поверив в очередные обещания руководства компании – генерального подрядчика. Спустя три дня мне позвонили те же рабочие и сказали, что их опять обманули! И что они обратились в СМИ. И тогда журналисты уважаемого издания «Орловская Среда-плюс» со съемочной группой выехали на место событий, где рабочие записали официальное видеообращение.
Отдельную признательность как депутат и гражданин выражаю другим СМИ – «ОРЛОВСКИЕ НОВОСТИ», «ОРЕЛТАЙМС», которые тоже осветили эту тему. Только сообща мы сможем противостоять коррупции в нашем отдельно взятом регионе!
Я считаю, что ситуация по невыплатам зарплат в нашей области носит уже системный характер: с этой проблемой столкнулись работники ТТП города Орла, строители ФОКа на улице Матвеева, школ в Жилино и на улице Зеленина, поликлиники ЦРБ во Мценске… А по районам нашей области устанешь перечислять, сколько организаций, получив гарантированные суммы из бюджета, по факту не выплачивают зарплату рабочим. На мой взгляд, причина этого кроется в кассовом разрыве, который допускают группа лиц из числа чиновников разного уровня и подрядчики. Есть известное высказывание «ЖАДНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ», и вот в этом кроется корень зла!
Подрядчики с молчаливого согласия чиновников, выраженного в полном отсутствии контроля за движением бюджетных средств, перечисляют сотни миллионов на счета подрядчиков, и у последних от такого количества денег голова идет кругом! И здесь начинается самое интересное. Часть денег, по моим наблюдениям, как это было при ремонте Красного моста, идет на оплату «входного билета», часть подрядчик забирает на личное потребление, а рабочим дают пару рублей и при этом обещают золотые горы. Для вида покупают на небольшую сумму стройматериалы – и на этом первая фаза строительства «по-клычковски» прекращается под видом разработки и согласования ПСД.
Ноу-хау «под ключ» в Орловской области придумала команда Клычкова, и жители даже придумали название этой системе – КЛЫЧКОВЩИНА!
– Кто главный распределитель бюджетных средств? Клычков!
– Кто главный контролер выполнения национальных проектов? Клычков!
– Кто ездит по объектам, пиарится за счет бюджета через подконтрольные СМИ и говорит: все сделаем, выполним, достигнем? Клычков!
Я ранее согласовал с председателем областного Совета Леонидом Семеновичем Музалевским работу по выявлению фактов коррупции в строительной и транспортной отрасли региона. Но когда на сессиях облсовета я указываю Клычкову на вопиющие факты коррупции, он, как обычно, отвечает, что это фантазии!
А какие тут могут быть фантазии, если по каждому такому факту надзорные и следственные органы возбуждают уголовные дела? Теперь перечень этих дел пополнился делом о хищениях в орловском аэропорту. Таким коррупционным процессам пора положить конец! И я считаю, что, если Клычков не способен навести порядок, если Клычков не может контролировать ситуацию в регионе, то он должен освободить занимаемую должность и покинуть область!