№9 (151) от 12 марта 2025 г.
В одном из прошлых номеров «Орловской среды» мы опубликовали обращение в прокуратуру Железнодорожного района пенсионера, ветерана труда и инвалида второй группы, жителя города Орла Н.
Орловец, много лет страдающий онкозаболеванием, попросил прокуратуру направить исковое заявление в суд о выплате ему департаментом здравоохранения 120 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного действиями-бездействиями департамента здравоохранения в части необеспечения его лекарственными препаратами на льготной основе.
Н. пояснил, что до 2020 года он как пациент онкодиспансера не имел существеных проблем с получением льготных лекарств. Трудности возникали, но не такие, которые начались с 2020 года. В 2023 году Н. был вынужден вообще отказаться от льготных лекарств — не было сил ходить по инстанциям, а в феврале 2025 года он попытался взыскать моральный вред с департамента здравоохранения за три года.
Суд состоялся, и вот как прокомментировал его решение Н.:
«Начну сразу с вынесенного решения. Суд решил: взыскать с департамента здравоохранения в мою пользу за счет казны Орловской области денежные средства в сумме 20 000 рублей за причиненный моральный вред, касающийся необеспечения меня лекарствами на льготной основе.
Читаем внимательно: взыскать за счет казны Орловской области. Департаменту от этого взыскания ни жарко, ни холодно! Зачем работать, если за промахи чиновников от здравоохранения заплатит вышестоящая организация? Всё организовано так, что с них никто ни за что не спросит и даже не объявит взыскание!
Задаю себе вопрос: так в чем же корень зла, если за четырнадцать лет моих обращений в департамент ни один из чиновников не смог решить проблему необеспечения льготными лекарствами?
Двигателем любой работы является материальное вознаграждение за неё, то есть зарплата. Раньше, ещё до перестройки, платили премии — не за то, что чиновник сидел на стуле ровно и перекладывал бумажки, а за то, что он думал головой и выполнял дополнительную работу на благо общества, — таким образом строилась вертикаль управления со строгой отчетностью по всем звеньям. И занимались этой работой отделы организационной и кадровой работы администрации области. Неполучение премии сотрудниками любого управления два-три раза, и материалы представлялись на аттестационную комиссию, как плановую, так и внеплановую. Любой приём на работу проводился на конкурсной основе. Кадровый потенциал состоял из резерва лучших сотрудников, которые проходили обучение и стажировку. За примером далеко ходить не надо: руководителем управления здравоохранения двадцать лет работал Михаил Васильевич Широков, требовательность которого к своим подчиненным, умение организовать работу на должном уровне являлись примером для сотрудников всей медицинской отрасли региона.
Нынешние сотрудники департамента здравоохранения, как видится, озабочены только честью мундира. Но как можно объяснить ответ чиновника департамента, что обеспечение льготными лекарствами инвалидов на льготной основе не является их обязанностью? Надо не закрывать глаза на недостатки, не запрещать провизорам ставить свои подписи на экземплярах рецептов инвалида об отсутствии лекарств, а принимать меры для решения вопроса. Но и это ещё не всё. Замена инвалиду лекарства с нарушением законодательных медицинских актов должна рассматриваться с наложением строжайшего взыскания.
Отказ инвалида от льготного лекарственного препарата — это ЧП, и его обращение в суд с иском об оплате лекарств, приобретенных за свой счёт, — эти два показателя должны являться приоритетом оценки работы всего департамента в этом направлении.
Анализируют ли в департаменте такие отказы и обращения? Знают ли об этом в правительстве Орловской области? Даже суд своим решением гладит департамент по головке, а администрация представляет к правительственной награде руководителя ГУП ОО «Орелфармация», на складах которой нашли просроченные лекарства для инвалидов на пять миллионов рублей.
Советский районный суд проявил гуманность по отношению к департаменту здравоохранения, гуманности по отношению к инвалиду в виде компенсации морального вреда — гораздо меньше. В мою пользу за счет казны Орловской области взыскано 20 000 рублей, этих денег хватит на покупку лекарств только на четыре месяца, так как с 2023 года я отказался от услуг департамента. Я четырнадцать лет боролся не только с онкологическим заболеванием, но и с департаментом за право получать льготные препараты — не было ни одного года, чтобы мне выдавали их в полном объёме. В 2020-2021-2022 годах вообще была экзекуция: я прошел десять заседаний судов, доказывая, что департамент нарушает мои права и действия-бездействие чиновников приносят мне нравственные и душевные страдания. Я полагаю, в целом у меня украли лет пять жизни. Кто и какой суммой может компенсировать эту потерю?
В конечном итоге все решения судов были приняты в мою пользу!
На заседании суда Советского района 25 февраля 2025 года судья задал мне единственный вопрос: «Как самочувствие сейчас?» Я ответил: «Сказать плохо — это ничего не сказать», – прежде чем пойти в суд, по состоянию здоровья я вынужден был в течение двух дней голодать.
Не хотелось бы вдаваться в «подробности» моего заболевания, скажу кратко: в 2015 году мне провели семь курсов химиотерапии из назначенных двенадцати. Остальные пришлось отменить, так как их проведение угрожало жизни. В феврале прошлого года без участия департамента здравоохранения по полису ОМС в Москве в клинике Логинова А.С. мне была проведена операция Шугабейкера. Как это делается, в нашем департаменте, оказывается, не знают.
Потом иммунная система дала сбой, и у меня возникло очередное сложно поддающееся лечению заболевание. Вот в таком состоянии я пребываю. Полагаю, справедливым решением суда было бы взыскание всех заявленных средств в мою пользу из премиального фонда департамента здравоохранения. Хотя у инвалидов и пропадает желание обращаться в суд, полагаю всё же, прокуратура отстоит своё исковое заявление в полном объёме, так как всё изложенное доказывает причинение мне физических и моральных страданий департаментом здравоохранения».
Житель Орла Н.