№5 (57) от 15 февраля 2023 г.
Депутаты областного совета, представители профсоюзов и бизнеса обсудили проект новой редакции федерального закона о занятости. Собравшихся просили подойти к вопросу неформально и внести конкретные предложения – что можно улучшить для того, чтобы закон стал более жизнеспособным. Ведь нововведения коснутся большинства жителей: и молодых специалистов, и инвалидов, и самозанятых, и бывших военных. Обсуждение показало, что закон хорош. Но некоторые моменты он все же кардинально не изменит. Например, по проблеме теневой занятости необходимо собираться отдельно и прорабатывать предложения более детально. По ряду вопросов прозвучали достаточно острые выступления, показавшие, что ряд нюансов, увы, отрегулировать одним законом не получится.
Где взять молодых специалистов?
Руководитель департамента соцзащиты Ирина Гаврилина обозначила практически все новые положения, которые вводит закон. Так, например, в законопроекте впервые прописываются права самозанятых. Вводится понятие платформенной занятости (с использованием цифровых технологий) и собственно самозанятости. Кстати, оба варианта самозанятости можно совмещать с основной работой.
Одно из нововведений предусматривает финансовую поддержку работодателям, принимающим на работу молодёжь, а также содействие трудоустройству молодых людей в свободное от учебы время. Кстати, по этому пункту возникла интересная дискуссия. Так, депутат Андрей Фролов отметил, что с февраля прошлого года увеличилась нагрузка на многие промышленные предприятия, соответственно, вырос спрос на ряд рабочих специальностей. При этом зарплату – тем же токарям и фрезеровщикам – предлагают довольно высокую, по 60-80 тысяч. Но и за эту зарплату никто не идет на производство, потому что таких специалистов просто перестали готовить. Между тем для безработных есть центры занятости, где организуются различные курсы переподготовки, но там готовят лишь специалистов начального уровня. Токаря 6-го разряда из вчерашнего водителя за полгода на курсах не подготовить. Поэтому Фролов предложил доплачивать высококвалифицированным рабочим, чтобы они занимались повышением квалификации своих коллег прямо на предприятиях.
Руководитель департамента промышленности Анатолий Новиков отметил, что данные о потребности предприятий в рабочих специальностях собраны и переданы в образовательные учреждения, чтобы там готовили специалистов с учетом потребностей на ближайшие 3-5 лет. В этом году, кстати, власти впервые начали влиять на контрольные цифры приема по наиболее востребованным специальностям. Впрочем, специалистов высшего уровня можно вырастить только на самом производстве, и на это понадобится не год и не два. Такая работа длится десятилетиями.
Обучение по контракту
Еще одно новшество в законе – глава, посвященная взаимодействию органов службы занятости с органами системы образования. Предполагается, что такое взаимодействие поможет в решении особо острых кадровых вопросов. Например, устранит дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Также предлагается при утверждении контрольных цифр набора абитуриентов на бюджетные места учитывать региональные потребности рынка. При этом процедура общего приема и контрольных цифр будет идти при непосредственном участии службы занятости на основании данных в потребности кадров, полученных в ходе мониторинга.
Звучит красиво. Но на деле… Несколько лет назад проводился очень похожий круглый стол по проблемам занятости. Собравшимся рассказали, что в регионе полностью прекратили подготовку трактористов на машины на гусеничном ходу. И это при имеющейся потребности в таких специалистах! То есть закон, возможно, и решит вопрос взаимодействия с учреждениями образованиями. Но как это реально будет работать, если у нас перестали готовить специалистов по некоторым востребованным специальностям? Ведь прекратить обучение гораздо легче, чем запустить подготовку и набрать преподавателей. Между тем Ирина Гаврилина считает, что нововведение вернет давно забытую советскую традицию – контрактов на подготовку специалистов определенной профессии.
Гаврилиной был задан вопрос: где тем же сельхозпроизводителям брать механизаторов и каменщиков, если их практически нигде не готовят? По словам Гаврилиной, упор будет делаться на работу по профориентации со школьниками. Чтобы они имели четкое представление, где какие специалисты нужны. Будет практиковаться долгосрочное перспективное планирование по специальностям, – отметила чиновница. Причем не только по районам, но и по отраслям, чтобы заказ шел заранее по учебным учреждениям. Такая система сможет решить и проблему платного образования. Сейчас за обучение своих детей платят родители. А контрактная подготовка предполагает, что оплачивать учебу будет конкретное предприятие или что департамент выдаст направление на бесплатное обучение с учетом дальнейшего трудоустройства на конкретное предприятие. Но это все в теории. А когда доходит до практики, то выясняются потрясающие детали, просто перечеркивающие всё напрочь. Самый яркий пример – подготовка кадров для медицины.
Мединститут есть – врачей нет
Уполномоченный по правам человека в Орловской области Наталия Балашова затронула очень актуальный для региона вопрос: как применить новый закон для решения кадровой проблемы в орловской системе здравоохранения? Ни для кого не секрет, что особо остро стоит вопрос нехватки фельдшеров и врачей на селе. Некоторые ЦРБ испытывают жесточайшую нехватку кадров. Область была вынуждена даже организовать выездные бригады медиков, чтобы специалисты из крупных больниц все же добирались до некоторых «медвежьих углов» Орловщины. При этом в области есть свой мединститут. Но там сейчас обучается очень много представителей других государств. Если взять общее количество выпускников, то их очень много. Однако если вычесть оттуда всех, кто вернется работать в другие страны и регионы, то в Орловской области остается совсем ничего! Может быть, пока обсуждается проект поправок в закон, уже сейчас приступить к тому, чтобы готовить специалистов (в частности, медиков) по плановому или целевому принципу? По мнению Балашовой, нужно как можно скорее разработать алгоритм и запускать в работу новые механизмы, которые позволят решить проблему нехватки кадров для орловской медицины. Особенно с учетом имеющихся в регионе возможностей по подготовке врачей.
Еще один характерный пример – как на практике работает неповоротливая государственная система – привел депутат Виктор Макаров. К нему переехала семья беженцев, в которой были люди с медицинским образованием. Однако оперативно устроить их на работу по профилю не удалось. «Ко мне обратились беженцы – медсестра из реанимационного отделения и мама ее, более 25 лет терапевтом отработала. Я просил: дайте работу людям!!! А мне ответили: подожди, пока в Москве не рассмотрят их документы. И я вынужден был несчастную медсестру куда пристроить? Картошку перебирать!!! А мы говорим о нехватке кадров в медицине!» – эмоционально рассказал Виктор Макаров.
Можно ли выйти из тени?
Законопроект в числе прочего предполагает урегулировать вопросы противодействия нелегальной занятости. Например, письменные обращения граждан о фактах неформальной занятости, поступающие в органы государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам, подлежат обязательному направлению в межведомственные комиссии для анализа, систематизации и проработки. Предусматривается также создание реестра работодателей, у которых уже были зафиксированы случаи нелегального трудоустройства, рассказали выступавшие.
По этому вопросу также возникла интересная дискуссия. Так, региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин отметил, что проблемы нелегальной занятости настольно сложны и многогранны, что одним пунктом в законе это явление не искоренить. Нужно собираться отдельно, обсуждать только эту тему и разрабатывать комплекс мер, который мог бы повлиять на ситуацию. Можно подойти к вопросу поверхностно и заявить: сейчас мы соберем всех «теневиков» и заставим их работать в открытую! Но можно изучить вопрос более детально. Ведь наличию теневой занятости способствует целый ряд условий. И пока не будет найден детальный механизм воздействия на каждое из этих условий, это явление вряд ли можно будет искоренить.
Депутат Виктор Макаров в формулировках был проще. Он рассказал, что нелегальная занятость возникает не от хорошей жизни, а от чрезмерной налоговой нагрузки. «Я сам занимаюсь бизнесом. И первое, с чем я сталкиваюсь – попробуй увеличить зарплату своим сотрудникам! Вы знаете, сколько государство берет с зарплаты? Больше 40%! Попробуй тут увеличь зарплату! У тебя сразу выжмут весь бизнес. Отсюда и незаконная «теневая» занятость. Дайте людям работать! Вспомните хотя бы старые царские времена. 10% брали с дохода, потому что дальше считали – идет разорение производства. А мы выдерживаем 40%! Вот куда надо смотреть! В корень! Вот где истоки нелегальной занятости!» – заявил Виктор Макаров.
Еще один пример негативного воздействия теневой занятости на нашу жизнь привела Наталия Балашова. По ее словам, сейчас на рассмотрении находится заявление от местной жительницы, которой супруг не платит алименты на детей. Хотя он прекрасно трудоустроен в столице и получает там очень неплохую зарплату. Но поскольку он работает нелегально, его очень сложно привлечь к ответственности.
Что предлагают профсоюзы
Заместитель председателя федерации профсоюзов Орловской области Юрий Власов отметил, что в разработке закона профсоюзы принимали самое активное участие. При этом представители профсоюзов считают, что пока данный проект закона не решает проблему правовой и экономической незащищенности самозанятых и граждан, занятых с использованием цифровых платформ. Также профсоюзы настаивают, чтобы общие для всех занятых права были включены в основной законопроект. Это право на вступление в профсоюзы и профсоюзную защиту, право всех, независимо от форм занятости, на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование. Еще один важный момент – запрет заемного труда, который прописан в Трудовом кодексе, должен быть закреплен и в законе о занятости. Также профсоюзы предлагают продлить срок выплаты пособия по безработице на весь период переобучения, так как шестимесячнный период, предусмотренный законопроектом, зачастую недостаточен, чтобы безработный мог пройти качественную переподготовку, повысить свою квалификацию и затем найти достойную работу.
На бумаге – развитие, а что на деле?
Очень подробно о проблемах занятости в агропромышленном комплексе рассказала председатель Орловского областного комитета профсоюза работников АПК Ольга Чеусова. Она отметила, что за последние пять лет среднесписочная численность работников сельского хозяйства сократилась (в целом по стране) на 244,2 тыс. человек (на 19,1%), в пищевой промышленности – на 50,7 тыс. человек, или на 4,4%, в ветеринарии – на 6,1 тыс. человек (7,2%). В целом по экономике страны за этот период сокращение составило 2,4%. И здесь необходимо отметить, что сокращение численности работников АПК является устойчивой тенденцией последних лет. Люди ищут другой жизни – переезжают жить в города. И, по словам представителя профсоюзов, «это надо пресекать». И одним федеральным законом тут не обойтись.
Вместе с тем, по данным Росстата, численность требуемых работников на вакантные рабочие места в сельском хозяйстве составила свыше 38 тысяч человек, в пищевой промышленности – 47 тысяч человек, в ветеринарии – 4,5 тысячи. Очевидно, что эти рабочие места остаются вакантными по причинам низкой заработной платы, интенсивной трудовой нагрузки, высоких квалификационных требований. Для удовлетворения потребностей в рабочей силе организации АПК используют труд иностранных рабочих, особенно в растениеводстве.
Все эти процессы также характерны и для Орловской области. Как пример – 97 человек требуется сегодня ветеринарной службе нашего региона. Это результат недофинансирования, низких заработных плат. Профсоюзы много лет говорили о перекосах в этой отрасли. Да, с 1 января 2023 года должностные оклады увеличились. Но проблема, копившаяся много лет, одномоментно решена не будет! Также не полностью удовлетворена потребность в агрономах, ветврачах, зоотехниках, инженерах, механизаторах, доярках и скотниках.
Ольга Чеусова также обратила внимание, что у нас, как и по всей России, закрываются предприятия хлебопекарной отрасли, которые являются социально значимыми объектами. Сначала Дмитровский, потом Залегощенский хлебокомбинаты – и хочется спросить: кто следующий? Ведь очевидно, что лишившиеся рабочих мест люди в лучшем случае переедут в другие районы Орловщины, а скорее всего, отправятся искать работу в другие области. Зачем, как с ветеринарной службой, доводить ситуацию до обострения? Тенденция есть, и уже сейчас нужно думать, как решить эту проблему.
Выступающая поддержала предложение федерации профсоюзов по внесению дополнений в законопроект. Но эти дополнения не решают полностью проблемы правовой и социальной защищенности работников, поэтому надо добиваться, чтобы в каждом трудовом коллективе был представительный орган работников, чтобы заключались коллективные договоры и строго соблюдалось трудовое законодательство, – отметила Ольга Чеусова.
При чем здесь гастарбайтеры?
В своем выступлении бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин отметил, что новый законопроект потребует пересмотра и внесения изменений в другие нормативно-правовые акты. В частности, уже сейчас назрел вопрос изменения системы квот на привлечение иностранной рабочей силы. Прошедшая частичная мобилизация обострила нехватку рабочих рук во многих отраслях. Так, упоминавшуюся проблему нехватки водителей и механизаторов на селе можно было бы решить оперативно именно за счет привлечения иностранных рабочих, так как на подготовку своих специалистов уйдет слишком много времени. Но сейчас действующие законы не предусматривают упрощенный порядок рассмотрения заявок на привлечение иностранцев. Добавляет проблем и сложная демографическая ситуация. Провал рождаемости 90-х сейчас начнет ощущаться все в большей и большей степени, поэтому решать проблему нехватки рабочих рук все равно придется, и чем раньше власти начнут эту работу, тем менее остро эта проблема отразится на экономике.
Кстати, еще один важный вопрос затронул в своем выступлении депутат Виктор Макаров. Сейчас в Орловской области опять возрождается гигантомания в сельском хозяйстве. В регион заходят огромные агрохолдинги. Но мало кто вспоминает, что Орловщина уже проходила через этап гигантомании. Гиганты были мощные, но потом практически все рухнули. Современная экономика опирается на малый и средний бизнес, в том числе и для повышения устойчивости отрасли. Если разорится один гигант – это повлечет колоссальные последствия. Разорение небольшого производства к таким последствиям не приведет. Поэтому поддержка властей нужна небольшим предприятиям. При чем здесь гастарбайтеры? Просто орловская практика показала, что именно наемную рабочую силу активно привлекают вновь создаваемые гиганты в сфере АПК.
Предложения от ТПП
Президент региональной Торгово-промышленной палаты, депутат облсовета Светлана Ковалева внесла три предложения, которые могли бы улучшить обсуждаемый закон. В первую очередь она предложила доработать и более полно раскрыть сами понятия «самозанятость» и «платформенная занятость», обеспечив точное их толкование. Изначально концепция самозанятости базировалась на том, что человек будет свой дополнительный заработок декларировать и платить с него налоги. Однако в законе самозанятый определяется как человек, который на системной основе получает свой основной доход. То есть изначальная идея претерпела кардинальные изменения. Ведь по факту у самозанятых далеко не всегда есть стабильный доход. Сегодня может быть густо, а завтра пусто. По словам Ковалевой, у таких людей просто не будет возможности доказать системный доход, из-за чего они выпадут из регулирования закона.
Вторая поправка касалась тех, кто учится очно. В данной редакции закона о них ничего не говорится. Между тем в советское время обучение в институте включалось в стаж. Сейчас в большинстве случаев обучение в стаж не включается, но в то же время эти люди не могут считаться безработными. Получается, что несколько тысяч молодых орловцев просто выпадают из-под защиты закона.
Третья поправка касалась сохранения действующего размера квоты для приема на работу инвалидов, так как в новой редакции закона предлагается изменение этого параметра.
О поддержке безработных и не только
Читатель, наверняка, уже устал от перечисления всех новшеств, поэтому остальные мы дадим без подробностей.
Проектом закона вводятся новые категории граждан, которые теперь смогут рассчитывать на защиту государства. Это находящиеся под риском сокращения и уволенные с военной службы граждане. При этом уволенные военнослужащие и члены их семей получат преимущественное право на профобучение и переподготовку, а также приоритет при трудоустройстве. Также в законе прописано, что уволенные военнослужащие и члены их семей будут приравнены к лицам, испытывающим трудности в поиске работы – этот статус позволит им участвовать в особых программах содействия занятости.
Законопроект вводит нормы, допускающие регистрацию гражданина в качестве безработного как по месту его жительства, так и по месту пребывания. Это поможет защитить граждан от безработицы независимо от места нахождения на территории РФ.
Одна из дополнительных мер поддержки безработных – возможность коротких подработок во время нахождения на учете в качестве безработного. То есть, подработка не лишит гражданина статуса безработного, а значит, он не потеряет и пособие по безработице.
Услуга по социальной адаптации станет доступной и для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (сейчас эта услуга предоставляется только гражданам, признанным безработными).
Поиск работы и оказание гражданам услуг в сфере содействия занятости будут осуществлять по индивидуальному плану, который сформируют на основании комплексной профессиональной оценки гражданина. Такая оценка станет ключом для поиска подходящей конкретному человеку работы. Критерии для определения подходящей работы теперь учитывают пожелания гражданина, касающиеся сферы деятельности, типа занятости, желаемого места нахождения рабочего места, а также обстоятельства его жизненной ситуации.
Кроме того, законопроект закрепляет новый принцип определения размера пособия по безработице: предлагается рассчитывать его, исходя из МРОТ (сейчас расчёт происходит из среднемесячной зарплаты обратившегося гражданина). Так, размер максимального и минимального пособия повысится. При этом были приведены конкретные цифры по прошлому году и будущему, если расчет производить по старой схеме и по новой. Увеличение заметное.
Законопроект предусматривает возможность получения пособия по безработице для граждан, прекративших самозанятость или индивидуальную предпринимательскую деятельность, не только в минимальном размере, как сейчас, а исходя из среднего размера исчисленных налоговых отчислений.
Принципиальные изменения затронули систему содействия занятости инвалидов, а также возможности работодателей для устройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект закона предполагает дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов – в субъекте РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты для различных отраслей экономики, различных муниципальных образований, работодателей с различной среднесписочной численностью работников. Также устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты. Вводятся нормы, предусматривающие зависимость выполнения квоты от формы, степени и характера заболевания инвалида. В прошлом году было очень много дискуссий по региональному коэффициенту (который был взят по максимуму). Теперь везде будет введен унифицированный коэффициент, который уравняет все регионы. Также в прошлом году были вопросы по месторасположению работодателей. Так, болховские работодатели говорили, что у них в городе установлена определенная квота, а инвалидов, которых можно было бы взять на работу, просто нет. Теперь в законе будут учтены все эти нюансы, чтобы не ставить работодателей в ситуацию, когда они физически не могут исполнить требование властей.
Сергей Миляхин