№2 (144) от 22 января 2025 г.
Проблемы при реализации в регионе национальных проектов стали предметом детального разбора на заседании сразу двух комитетов областного совета. Чиновники, не изменяя себе, бодро докладывали, как у нас все цветет и пахнет. Депутаты пытались докопаться до причин, почему строительство и капремонт ряда важнейших объектов оказались опять сорваны. Кроме того, в регионе налажены такие схемы, которые депутаты назвали «золотым ключиком». При всей очевидной неэффективности и вредности чиновники изо всех сил поддерживают процесс создания объектов «под ключ». В обсуждении проблем при реализации нацпроектов принял участие бизнес-омбудсмен, который очень прозрачно намекнул, что сами депутаты регионального заксобрания в состоянии повлиять на ситуацию. Однако депутаты уверены: рычаги для исправления многих проблем – в руках исполнительной власти.
Проекты по объявлениям
Полные итоги реализации нацпроектов в Орловской области за 2024 год будут подведены только в феврале, поэтому на заседании комитета по экономике главный докладчик – руководитель облдепартамента экономического развития и инвестиционной деятельности Сергей Антонцев просил депутатов подождать еще месяц. Однако депутаты и по неполным итогам уже имеют представление, что и где идет с явными перекосами. Так, по словам председателя комитета Юрия Ревина, нацпроект «Здравоохранение» выполнен на 48%, а «Образование» – на 66%. Картину испортили три объекта – две школы – в деревне Жилина Орловского муниципального округа и на улице Радзевича-Белевича в Орле, а также новая поликлиника Железнодорожного района. Председатель комитета напомнил, что президент требует полного исполнения нацпроектов. Люди должны получить необходимые им объекты не завтра и не послезавтра. Что школы, что поликлиника крайне необходимы областному центру. Между тем, если по поликлинике есть хоть какая-то ясность, и перспектива вырисовывается, то со школами все более чем печально. Но главное – какие причины лежат в основе, и какие шаги власти намерены предпринять, чтобы история не повторялась?
Сергей Антонцев напомнил, что уже неоднократно и на разных уровнях шла речь о чрезвычайно низком качестве разработки проектно-сметной документации как для строительства, так и для ремонта. Это больной вопрос по всем нацпроектам. Качество работы проектировщиков недопустимо низкое, что влечет массу доработок. Особенно на этапе экспертизы. Проекты приходится постоянно доделывать и переделывать. «Имеет право выполнять ПСД только лицензированная организация. Но наличие лицензии ни от чего не защищает. Мы сами сталкивались с такой ситуацией, когда заказывали ПСД. Выяснилось, что потом проектная команда формируется чуть ли не по объявлениям из интернета. Проектировщик имеет лицензию. Выигрывает аукцион. И потом, получив заказ на проект, выясняется, что проектировщик в организации – единственный сотрудник. Получив проект, он начинает собирать команду, и экспертиза состыковать не может части проекта. Мы сталкивались с таким – проект экспертизу не проходит. Начинаем беседовать с исполнителями, а они набраны непосредственно на этот проект и раньше никогда вместе не работали», – рассказал депутатам Сергей Антонцев.
Депутат Виталий Рыбаков усомнился, что найти серьезную проектную организацию – проблема. Те же орловские проектные институты не сказать, что купаются в заказах. Они с удовольствием бы взялись за эту работу. Или крупные застройщики, которые сейчас реализуют проекты в соседних регионах и имеют очень солидные проектные отделы – они тоже не спешат работать у нас. Причину депутат видит в сложившейся порочной практике, когда аукцион выигрывают по заведомо низкой цене (как произошло на школах или на том же ФАПе на улице Матвеева). Фирма выигрывает аукцион, а затем происходит переоценка объекта. Эта схема стала настолько распространенной, что серьезные и солидные организации просто оказываются участвовать в таких «договорных» аукционах.
Корень всех бед
Вторая причина срыва нацпроектов выявляется уже на этапе производства работ. Это низкое качество порядных организаций, которые берутся за выполнение контракта. Зачастую они не имеют ни необходимого опыта, ни должного числа сотрудников. И при этом никуда не деваются факты, когда подрядчик заходит на объект не с тем, чтобы выполнить контракт, а с целью хищения. Самый яркий такой пример орловцы могли наблюдать во время капремонта Красного моста в Орле. На комитете Сергей Антонцев привел еще и такой пример: «Идет процесс благоустройства. Особенно в муниципальных образованиях. В проекте прописан щебень определенной марки. Идет укладка дорожек материалом гораздо худшего качества. Приходится все возвращать назад. Чуть не снимать асфальт. Как это расценивать? Это умышленные действия подрядчика. Он же понимал, что укладывает щебень не той марки!»
Председатель комитета поинтересовался, есть ли возможность как-то повлиять на процесс, чтобы на торги выходили не непонятные структуры, а реально хорошо зарекомендовавшие себя строительные фирмы – и со штатом, и с опытом работы, и с отзывами о предыдущих выполненных объектах? Сергей Антонцев напомнил, что все упирается в печально известный 44-й федеральный закон, который не позволяет устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса. Кто предложит меньшую цену за выполнение контракта – с тем власти и обязаны его заключить. Если же вводятся какие-то дополнительные ограничения, то участники аукциона выходят в ФАС, и чиновники несут ответственность за введение ограничений.
Депутаты возразили, что 44-й закон используется по всей стране, но в других регионах таких громких скандалов нет. Антонцев парировал тем, что депутаты лучше знакомы с ситуацией в своем регионе, а проблемы по 44-му ФЗ есть везде. Просто эти проблемы не так хорошо знакомы у нас в области. Депутаты настаивали, что необходимо ужесточать контроль. И приводили примеры успешно простроенных крупных школ в других областях. У нас же ни школа в д. Жилина, ни школа на Родзевича-Белевича с мертвой точки так и не сдвинулись. Причем, не факт, что в этом году начнется хоть какое-то движение.
К разговору подключился бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин, который очень прозрачно намекнул депутатам, что, если закон не работает или работает плохо, то законодательный орган региона для того и существует, чтобы разрабатывать законодательные инициативы и выходить с ними на более высокий уровень. «Всегда по 44-ФЗ ложится в основу минимальная цена. А минимальная цена, там, где подрядчик в единственном числе. И потом начинают на левых схемах формировать команду. Это касается и проекта, это касается и исполнения. И, к сожалению, если раньше показателем была экономия средств, то на сегодня тихая радость – «сэкономили». А сэкономить можно только на прибыли, которая заложена в проекте. Как правило, это 10%, но не более. А если снижение в ходе аукциона идет на 25-30%, уже необходимо возбуждать уголовное дело. Это потенциально подталкивает и заказчика, и исполнителя к совершению преступления. Тот же щебень, который закупят за более низкую цену. А, следовательно, в качестве потеряют, и так можно продолжать цепочку. 44-й ФЗ создает условия для некачественного исполнения проектов, создает условия для стимулирования коррупции. И вопрос на сегодняшний день – это законодательные инициативы в части изменения этого закона, а возможно, и полной его отмены. Есть в нем положительные моменты, но перевешивают негативные. Мы все понимаем, что основным критерием является цена. Есть оговорки – сколько раз участвовал в исполнении контракта, сколько положительно исполнил. Но сама система организации исполнения муниципальных госзаказов сегодня стимулирует некачественное исполнение. И вопрос, в том числе и депутатского корпуса, субъектов законодательной инициативы – предъявить претензии и дать свои рекомендации и инициативы, которые бы изменили этот подход. Дешевое хорошим не бывает. Будь то услуги или же работы и производство товара какого-то. Не бывает! Мы все по хвостам стебаем – правоохранители слабо работают, контролеры плохо контролируют… Уже когда на 25% снизили цену – потенциально преступная схема», – изложил свое видение проблемы Евгений Лыкин.
Но депутаты опять перевели разговор на то, что нужно лучше прописывать условия контракта и каким-то чудом отсеивать тех, кто не имеет ни штата, ни опыта работы. Затем депутаты отметили существующую в регионе практику, когда один и тот же подрядчик, сорвав сроки или вообще не доведя толком до ума какой-либо проект, тут же выигрывает конкурс и начинает делать новый. Работа по внесению в «черный список» не просто поставлена в области отвратительно – складывается впечатление, что этой работы вообще нет. И здесь очевидна заинтересованность конкретных лиц. Поэтому депутаты и настаивали на том, чтобы организация, не оправдавшая возложенной на нее ответственности, больше не могла участвовать в других конкурсах. Для этого все законные рычаги у властей имеются, но не используются.
Авансы: давать или не давать?
Участникам заседания не удалось найти и общий язык по поводу авансирования работ. Депутаты настаивали на том, чтобы авансы выдавались в минимально допустимом объеме. Или же – в минимальном объеме на первую половину работ. И только когда подрядчик покажет, что отрабатывает все качественно и в срок, возможно увеличивать аванс на оставшуюся половину. Однако реалии современной жизни таковы, что по многим позициям изготовители материалов и оборудования требуют 100% предоплаты. Поэтому, с одной стороны, конечно же, выдавать авансы – это риск, и его можно попытаться минимизировать. Но с другой стороны, подрядчики могут просто не выполнить контракт без предоплаты поставщикам оборудования и материалов. Не секрет, что сейчас получить кредит практически нереально, а необходимым количеством свободных средств обладают далеко не все организации. Поэтому здесь опасность неотработки аванса полностью исключить невозможно.
К сожалению, еще один нюанс на комитете не затрагивался, но, напомним, ранее чиновники неоднократно заявляли, что по самым крупным объектам ведется казначейское сопровождение выделяемых подрядчикам средств. И механизм сопровождения вводился как раз для того, чтобы минимизировать риски. Однако на школе в деревне Жилина было похищено более ста миллионов аванса. Было ли там казначейское сопровождение? И если было, то как удалось похитить средства? Какие выводы будут сделаны из этой истории? Если же казначейского сопровождения не было, то почему подрядчик получил такой колоссальный аванс?
Но чиновники не теряют надежды на усиление контроля. Сергей Антонцев рассказал, что за подрядчиками начнут смотреть тщательнее на всех этапах реализации крупных проектов. И эту функцию заберут у главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). «Поставлена задача проведения контрольных мероприятий на всех этапах реализации того или иного объекта, включая скрытые работы. И на сегодня мы с контрольным управлением эту работу выстраиваем. В рамках информационной системы будут подготовлены контрольные точки по каждому объекту. И в этом году будут проводиться контрольные мероприятия не самими ГРБС, а уже контрольным управлением по каждому этапу, по каждому виду скрытых работ, и все это еженедельно будет рассматриваться», – отметил руководитель департамента.
Кстати, что касается ГРБС, то эта тема памяти затрагивается уже не менее 10 лет. И пока дальше разговоров дело не идет. Главным распорядителем бюджетных средств то на одной стройке, то на другой оказываются руководители ремонтируемых учреждений, естественно, не имеющие никакого отношения к процессам строительства. То главврач, то директор школы отвечает за качество укладки кирпичей и правильность подключения отопления. В очередной раз на пагубность такого подхода обратил внимание коллег депутат Виталий Рыбаков. «Необходимо прекратить практику, когда строят не строители. По Мценской больнице ГРБС – департамент здравоохранения. Что они понимают в стройке? Они в договорных отношениях на обслуживание с «Орелгосзаказчиком». В безвозмездных отношениях. А безвозмездные отношения – это ни о чем. Договор необходимо подписывать платный, чтобы и ответственность была реальной. У нас уже была практика, когда учителя строили в Долгом школу (где 100 миллионов украли), и виноватым сделали директора школы, который в строительстве ничего не понимает. Сейчас такая же ситуация в Мценске – депздрав занимается вопросами строительства. Что это такое? Прошу внести предложение – прекратить практику, когда врачи строят больницы! Это же смешно!» – заявил депутат.
Сэкономить время не получилось
Очень интересный момент был отмечен, когда речь зашла про судьбу многострадального «Титаника» – корпуса областной больницы. Депутаты поинтересовались, можно ли было как-то ускорить поставку оборудования, чтобы сэкономить время на оснащении нового корпуса и побыстрее запустить его в работу. Замруководителя депздрава Владимир Николаев пояснил, что в конкурсной документации закупка оборудования зачастую включает и пункт о монтаже на месте привезенной габаритной и очень дорогой техники. Следовательно, до тех пор, пока не подготовлено помещение и не проведены все необходимые коммуникации, нет никакого смысла объявлять аукционы. Оборудование не просто покупается. Поставщик его сразу же монтирует на месте будущей операционной или в кабинете для осмотра. И сразу же идет подключение и тестовая работа новых аппаратов. Только когда станет понятно, что все привезенное очень дорогое оборудование работает в положенном режиме и готово принимать пациентов – только тогда поставка считается завершенной.
С другой стороны, сроки поставки оборудования рассчитываются исходя из возможностей поставщиков. Никто тяжелое и очень дорогое оборудование не хранит на складах. Как только поставщик выигрывает конкурс, заключаются контракты с производителями, и после изготовления нужных устройств уже решаются логистические вопросы: либо доставка по России, если оборудование отечественное, либо поставка из-за рубежа, если аналогов у нас нет. Поэтому по срокам «поджаться» не получится – каждый этап, начиная от изготовления и заканчивая привозом и монтажом, имеет временные рамки, напомнил господин Николаев.
Депутаты не согласились с таким подходом, поскольку в ПСД уже заложены вся необходимая проводка и фундаменты под оборудование. Народные избранники стояли на том, что для оптимизации сроков закупки можно и нужно проводить параллельно со строительными работами. У нас же отмечались случаи, когда оборудование привозилось, и потом приходилось штробить только что отштукатуренные стены под укладку проводов. То есть даже проект создать толком не всегда удается. Собственно, о бедах с проектами мы уже достаточно подробно рассказали чуть выше. Также депутаты напомнили, что зачастую проемы дверей и окон не всегда доделываются до конца, чтобы вначале протащить в здание очень габаритное оборудование, а потом уже заделать дверные проемы. В итоге на комитете чиновники заявили, что «Титаник» в полном объеме со всем оборудованием заработает в декабре 2025 года. Так что свой 20-летний юбилей с начала строительства медицинский центр может встретить уже с пациентами и врачами.
ОПГ «Под ключ»
В отчете о реализации нацпроекта «Образование» чиновники профильного департамента заявили, что все показатели достигнуты. Это вызвало шквал удивленных возгласов депутатов. Ведь хорошо известно, что две школы (в деревне Жилина и на Родзевича-Белевича) зависли, а по одной уже пошли уголовные дела! Но чиновничья привычка называть белое черным и тут оказалась сильнее элементарной логики. «В конце 2024 года средства на строительство двух школ с 2024 года были перенесены во взаимодействии с Министерством просвещения на 2025 год, поэтому результаты нацпроекта «Образование» исполнены», – заявил представитель департамента образования. Депутаты уточнили – точно ли деньги сохранены в бюджете? Оказалось, что и тут ясности нет. Есть только обещания и заверения. «Денежные средства не освоены по итогам 2024 года, но они будут подтверждены к использованию в 2025 году, поскольку эти средства законтрактованы. Есть приказ Минфина РФ №233, который позволяет эту процедуру провести, и это будет проведено до 15 февраля 2025 года». Депутаты уточнили, будут ли выделены дополнительные средства, ведь за год стоимость и работ, и стройматериалов, и оборудования выросла. То есть уже сейчас понятно, что ранее заявленного объема средств не хватит. Но чиновники со спартанским спокойствием заявили, что подтверждено будет использование только ранее обозначенной суммы. Депутат Виталий Рыбаков отметил, что цена достройки школ вырастет как минимум на 100%. Но чиновники стояли на своем – цену проекта определяет проектно-сметная документация (ПСД). Когда этот документ будет на руках, можно говорить о том, насколько выросла цена строек. На момент проведения январского комитета ПСД по обеим школам отсутствовала. И это называется «полное выполнение нацпроекта»!
Впрочем, в этой истории важен другой момент – за чей счет будет идти дополнительное финансирование? По мнению депутата Виталия Рыбакова, вся нагрузка ляжет на областной бюджет: «Дополнительное финансирование будет за счет регионального бюджета. Потому что ранее и Мишустин, и другие члены правительства РФ сказали, что кто «прохлопал» в 2024 году нацпроекты – тому не будет никаких поблажек и допфинансирования из федерального бюджета. Поэтому все вопросы опять к кому? К ГРБС!»
Председатель комитета поразился, как проходила закладка камня и было объявлено о начале строительства без ПСД? Это же не сарай, а школа! В диалог вступил зам мэра Орла Алексей Степанов, который напомнил, что этот проект разрабатывался «под ключ», то есть победитель аукциона получал право не только строить объект, но и обязался разработать ПСД, и закупить оборудование. По итогам полностью сдается готовый объект. При этом депутаты ударили по самой болевой точке: если нет ПСД, в которой прописывается конечная цена всего строительства, то откуда застройщик знал, что вложится в заявленную сумму? Алексей Степанов пояснил: «Делается вначале не ПСД, а технико-ценовой аудит, который тоже проходит госэкспертизу. Он является базовой основой для всех последующих расчетов».
Свое видение ситуации обрисовал депутат Виталий Рыбаков: «Я смотрю по тем же стройматериалам. За год доски не подорожали на 100%, и другие материалы тоже не выросли в цене вдвое. Поэтому такое колоссальное подорожание строительства школ – это такой фейк… В свое время прокурор Орловской области Малкин говорил о том, что есть такая ОПГ «Мост». Сейчас я вижу ОПГ под названием «Под ключ». Для кого-то это будет золотой ключик, а для кого-то это станет ключом в камеру». Напомним, это уже далеко не первый объект, на котором цена вырастает в разы после заключения контракта. Самым ярким и показательным стало недавнее строительство ФОКа на улице Матвеева. Мы подробно расписывали, чем чревато строительство «под ключ» и насколько в итоге вырастает цена подобных строек в статье «Раздаем авансы! Обращайтесь!» №21 (118) от 19 июня 2024 г. https://orelsredaplus.ru/razdaem-avansy-obrashhajtes/
Угроза развития туризма Орловщину миновала
Еще одну важную деталь, разительно отличающуюся от бравурных докладов и отчетов об успехах нацпроектов, озвучила депутат Светлана Ковалева. «До меня дошла информация о плачевной реализации нацпроекта департаментом развития территорий. У нас есть субсидии, которые получают организации, которые могут построить глэмпинги и прочие места размещения туристов. В прошлом году у нас произошла катастрофическая ситуация. Один предприниматель обратился ко мне как к депутату. Ему не выделялись эти средства начиная с апреля (там происходила смена ГРБС), выделили в итоге деньги в конце сентября. Три раза переподписывался договор с казначейством. Вы представляете, какой уровень профессиональной подготовки наших чиновников! В итоге выделили деньги, но человека довели практически до инфаркта – он лежал в больнице. По другому направлению несколько наших организаций подали заявки. Одна из участниц нацпроекта получила деньги не тогда, когда могли все как следует построить, а буквально за две недели до конца года. И за две недели должны были все построить, чтобы отчитаться. Человек (база у нее в Малоархангельском районе) должен был построить эти самые глэмпинги пополам – половину своих средств вложили, а половину ожидали от государства. Деньги по нацпроекту были возвращены. А участник нацпроекта получил так называемый «волчий билет» – теперь она никогда не сможет участвовать в нацпроектах. Это настолько удручает – сегодня уже шла речь о том, как у нас реализуются нацпроекты – вот пример. Я посмотрела, в Смоленской области заявка висит на сайте уже сейчас, в январе висит заявка, и предприниматели могут начать работу. Когда у нас появится заявка? Хорошо, если, как в прошлом году, заявка появится в конце августа, потом ее продлили до ноября. Вот вам пример реализации нацпроекта помощи предпринимателю, Вот так у нас туризм развивают!» – эмоционально рассказала Светлана Ковалева. Увы, чиновника, отвечающего за развитие туризма, на комитете не было, поэтому к вопросу реализации конкретно этого направления решено было вернуться на следующих комитетах.
Мценские страдания
Еще один случай срыва нацпроектов достаточно подробно изучили на комитете по градостроительной деятельности и транспорту на примере ремонта поликлиники Мценской ЦРБ. По словам первого заместителя начальника «Орелгосзаказчика» Дмитрия Штыкова, на объекте до сих пор имеются серьезные проблемы в общении с подрядчиком. Техническая готовность объекта оценивается в 76%. Здесь завершены наружные работы: смонтирован вентилируемый фасад, обновлена кровля. Выполнены работы по устройству напольного керамогранита в коридорах и работы по оштукатуриванию помещений, запущена система отопления. Для завершения работ необходимо выполнить монтаж системы вентиляции, системы водоснабжения и канализации, электромонтажные работы, облицовку стен керамической плиткой, работы по главной входной группе, чистовую отделку. «Орелгосзаказчик» контролирует выполнение работ на объекте и пытается активизировать ход работ по капитальному ремонту поликлиники. В тоже время ведется претензионная работа с ООО ГК «Стройэлектромонтаж» в связи с невыполнением условий контракта.
Дмитрий Штыков также рассказал, что ситуация сложная из-за того, что на объекте задействованы четыре субподрядных организации, и часть из них не выполняет свои обязательства. Два из четырех субподрядчиков уже судятся со «Стройэлектромонтажом», и высока вероятность, что и третий субподрядчик также уйдет в суды. Вся надежда на четвертого субподрядчика. На объекте завершено работ на 80 миллионов рублей из контракта на 129 миллионов, но сделано немного больше и сейчас будет предъявляться к оплате. Пока строители пытаются сдать поликлинику к середине года. В недостроенном здании к марту 2025 года планируется запустить рентген-кабинет. Эта информация вызвала недоумение у присутствовавшего на комитете главврача ЦРБ, но чиновник заявил, что не видит проблем в том, чтобы посетителей принимали в здании, где работает сварка и продолжаются строительные работы. Главный врач Мценской ЦРБ Яна Карзова возразила, что не представляет, как это будет выглядеть. Но это не главное. Основное, по словам главврача, что без оснащения кабинета слаботочной системой, которая позволит обеспечить здание Интернетом, работа рентгена будет неэффективной. До сих пор даже нет ясности, с какой из субподрядных организаций заключен контракт на монтаж «слаботочки». И вишенка на торте: выяснилось, что в ПСД этот момент вообще был пропущен, и пришлось вносить коррективы уже по ходу ремонта!
В дальнейшем оказалось, что рентгенкабинет – далеко не самая большая беда для ЦРБ. По словам Яны Карзовой, учреждению не удалось добиться, чтобы строители подрядной и субподрядных организаций оплачивали коммунальные услуги – ведь инструмент потребляет достаточно много электроэнергии. Долги у больницы достигли отметки в полтора миллиона, и кто будет их гасить, пока совершенно непонятно. Подрядчик не идет на контакт с руководством больницы. Счета выставляются, больница обязана их оплачивать. Откуда взять дополнительные полтора миллиона, ведь это нецелевое расходование средств? Ответ на письменные обращения в «Госзаказчик» – могут ли ответственные за это чиновники помочь ЦРБ в решении серьезной проблемы? – до сих пор не пришел. В отчаянии главврач просила хотя бы депутатов помочь больнице выйти из тупика с оплатой за коммуналку.
Надеемся, у читателей сложилась достаточно подробная картина, насколько отличается реальная ситуация с реализацией в регионе нацпроектов от бравурных отчетов орловских чиновников.
Сергей МИЛЯХИН