№1 (143) от 15 января 2025 г.
В январе в Орле в очередной раз повысилась плата за капитальный ремонт. В этом году повышение не вызвало такого ажиотажа или общественного резонанса, как это было в 2021-м. Между тем ход самого капремонта постоянно попадает в поле зрения СМИ. Последний громкий скандал был связан с ремонтом дома №3 на Гостиной. Впрочем, на декабрьском заседании профильного комитета облсовета оказалось, что и помимо Гостиной в программе капремонта очень много «болевых точек». Так, нашумевшая программа замены лифтов может быть продлена. Так что людям не придется штурмовать верхние этажи по лестницам. В подпрограмме замены кровель назревает очередной громкий скандал. А перспективы судов самого фонда капремонта с неплательщиками пока не очень ясны. Расскажем обо всем подробно.
Пока суд да дело
На 2025 год региональным фондом капремонта запланировано капитально отремонтировать 195 МКД на сумму 1 млрд 38 млн рублей, в том числе запланирован ремонт кровли в 35 домах, и в 90 домах произойдет замена отработавших свой срок лифтов. Одной из задач регоператор назвал сбор долгов. Всего с момента старта программы капремонта собственники жилья накопили долгов на 618 миллионов рублей. Уровень собираемости взносов на капремонт (на конец минувшего года) составлял 91%. То есть не платит каждый десятый орловец. Должникам рассылаются уведомления об оплате с возможностью рассрочки платежей. Поэтому, если кто-то из жителей оказался в сложной жизненной ситуации, то есть возможность погасить долг частями. В 2024 году к должникам были поданы иски на сумму 46,7 млн рублей. Получены исполнительные листы на 43,7 млн рублей. Среди проблем руководитель регионального фонда Владимир Слизовский назвал… нехватку денег на судебные расходы. С первого сентября 2024 года размер пошлины при обращении в суды вырос практически в десять раз. Фонду остро нужны средства в размере 12 миллионов рублей на подачу исков в 2025 году.
Депутаты поинтересовались, сколько средств удается вернуть из имеющейся задолженности в 618 миллионов? Владимир Слизовский отметил, что сейчас в год по искам удается вернуть порядка 50-60 миллионов. Чтобы увеличить этот показатель, необходимо пропорционально увеличить и расходы, которые должен заложить фонд на претензионную работу. Пока же проблема в том, что из-за роста судебных пошлин в фонде нет средств даже на то, чтобы в 2025 году вести претензионную работу в прежнем объеме. Также Слизовский напомнил, что вообще средства на претензионную работу начали выделяться в необходимом размере только в последние годы. До этого такая работа не велась. Из-за чего и набежала внушительная сумма задолженности. Какие меры предпринимаются фондом, чтобы сократить число неплательщиков, Слизовский не пояснил. Разговор зашел о том, удастся ли фонду получить необходимые 12 миллионов дополнительных средств из облбюджета на претензионную работу, чтобы не снижать размеры взысканных с должников средств. Дело в том, что средства, которые аккумулируются на счетах фонда, по закону можно тратить только на проведение самого капремонта. На ведение претензионной работы необходимо просить деньги в областном бюджете.
Лифты еще поработают?
Интересное обсуждение вызвал вопрос о программе замены лифтов. Мы уже писали в статье «Капремонт – благо или проклятие?» в №35 (132) от 16 октября 2024 г. https://orelsredaplus.ru/kapremont-blago-ili-proklyatie/, что если до 2024 года средства по подпрограммам замены лифтов и крыш распределялись в соотношении три четверти на крыши и четверть на лифты, то теперь пропорции прямо противоположные. В ближайшие три года львиная доля средств пойдет на замену лифтов. Стоимость замены лифтов –порядка полутора миллиардов. За один год провести такую сумму нереально – рассматривается вопрос распределения этой суммы хотя бы на три года.
Депутаты попытались выяснить, как будет дробиться сумма подпрограммы ремонта лифтов на три года, но цифры никак не совпадали. Путаницы добавляло то, что часть средств оплачена в виде авансов, а часть еще предстоит заплатить. Кроме того, программу будут корректировать с учетом продления срока. У докладчика и депутатов не совпадали ни суммы, ни сроки. Будем надеяться, что в начале 2025 года этот вопрос прояснится. Тем более, что будут определены подрядчики, и появится ясность по всем параметрам (как временным, так и финансовым).
Дело ясное, что дело темное
На Орловщине в программе капремонта – 4300 домов. При этом в год ремонтируется примерно по 130 домов. Последние дома намечено отремонтировать в 2044 году. К сожалению, постоянно встает один и тот же вопрос: насколько качественно проводятся работы и не придется ли переделывать только что выполненный капремонт? Самый вопиющий случай известен всем: нескольким домам по улице Ленина после капремонта оказался необходим новый капремонт. Увы, таких примеров по Орлу с каждым годом становится все больше. Как раз в 2024 году в центре внимания депутатов оказалась ситуация с ремонтом дома на улице Гостиной. Ее детально разбирали на предыдущем комитете, и на декабрьском снова была поднята тема качества капитального ремонта. Депутат Михаил Вдовин поинтересовался, что произошло после визита депутатов на Гостиную? (Мы писали о ситуации в статьях «Гостиная, 3: «Наш дом изуродовали и хотят бросить» https://orelsredaplus.ru/gostinaya-3-nash-dom-izurodovali-i-hotyat-brosit/ и «Гостиная, 3: дом доводят до состояния аварийного?» https://orelsredaplus.ru/gostinaya-3-dom-dovodyat-do-sostoyaniya-avarijnogo/) Владимир Слизовский рассказал, что по состоянию на декабрь был заключен договор на дополнительное обследование этого дома. На момент проведения комитета это обследование еще велось. В зиму дом уходил с отбитой штукатуркой. И хотя на теплопотери отсутствие штукатурки существенно не влияет – на сохранность кирпичной кладки влияет – и очень существенно. Но жильцов многострадального здания, являющего лицом города, порадовать депутаты не смогли. Что с этим домом будет происходить дальше – сроки, этапы, объемы – все это будет определено только по итогам обследования, поэтому в декабре на комитете никаких ответов на вопросы депутатов не прозвучало. Все будет определяться в первых числах января, когда будут получены результаты допобследования, с опорой на вскрывшиеся подробности.
Подороже и покачественнее или просто подороже?
На комитете также обсудили ситуацию с заменой обычных плоских кровель на двускатные на пятиэтажках в Мценске. Наше издание писало про это в статье «Мэр Мценска допустил техническую ошибку?» №43 (140) от 11 декабря 2024 г. https://orelsredaplus.ru/mer-mczenska-dopustil-tehnicheskuyu-oshibku/
Депутат Виталий Рыбаков спросил у руководителя фонда капремонта, с чем связано такое странное решение? Ведь стоимость двускатной кровли в два-три раза выше, чем плоской. И от такого решения пострадают в первую очередь жители тех домов, до которых ремонт еще не добрался. Ведь если стоимость крови в три раза выше, то и отремонтировать получится в три раза меньше многоэтажек. А жильцы страдают от последствий таяния снега и проливных дождей уже сейчас.
«Я недавно был во Мценске. Там какое-то ноу-хау выдумал мценский мэр. Он плоские крыши переделывает в шатровые. Это в два, три, а где-то и в четыре раза дороже по смете. Плюс дольше по срокам. Я не понимаю. Мне пояснил мценский депутат, что в ходе ремонта одна крыша «съедает» три плоские крыши. В итоге из программы сразу выпадают три дома, которые ждут своего часа. Как прошла экспертиза такого проекта?» – задал вопрос депутат Рыбаков.
Владимир Слизовский отметил, что фонд работает с уже готовыми проектами. «Переустройство кровель имеет право на жизнь. По стоимости… Да, там в два-три раза получается дороже плоской кровли. Сейчас, грубо говоря, переустройство у нас от 8 до 10 тысяч. Сейчас ремонт идет за квадратный метр. Плоская кровля – 5-6 тысяч за метр. По исполнению подпрограммы ремонта кровель: в фонд приходят уже готовые проекты. Мы уже реализовываем проекты по предложению органов местного самоуправления. К нам приходят уже готовые экспертизы, готовые проекты. Департамент вносит их в подпрограмму, и мы ее исполняем», – пояснил Владимир Слизовский.
В итоге депутаты решили провести проверку и выяснить, не связана ли организация, которая занимается заменой кровель, с руководством города. Одно дело, когда жителям предлагают более качественный ремонт и гарантию того, что новая кровля благодаря изменениям в конструкции прослужит гораздо дольше плоской. И совершенно другое дело, если целью является просто увеличение стоимости работ, наносящее ущерб тем жильцам, до которых ремонт в итоге так и не дошел.
Кстати, в этой истории с крышами есть еще два существенных момента, требующих внимания. И об этом шла речь на декабрьском комитете областного совета. Во-первых, это изменение нагрузки. Шатровая кровля гораздо тяжелее плоской, и ее установка требует достаточно серьезных обследований и расчетов – выдержит ли дом увеличение нагрузки без ущерба для несущих конструкций. Дома в СССР строились с запасом прочности, но мценские пятиэтажки уже старые. Если кровля протекала, то это не могло не сказаться на состоянии межпанельных швов. И было ли это учтено при разработке проекта – большой вопрос, от которого зависит безопасность людей, вынужденных жить под тяжелой надстройкой.
Второй момент был упомянут вице-спикером Михаилом Вдовиным лишь вскользь, но от этого он не становится менее значимым. В Орле была аналогичная история, когда благодаря изменению конфигурации кровли была увеличена полезная жилплощадь. В этом случае ремонт обошелся жителям гораздо дешевле, ведь в таком преобразовании заинтересован тот, кто получил мансарды. Какие выводы были сделаны из орловского эксперимента? Можно ли использовать этот опыт для других многоэтажек, которые еще не накопили достаточно средств для ремонта кровли? Как будет использовано пространство под кровлей в Мценске? Надеемся, что эти вопросы получат больше внимания и будут разобраны гораздо детальнее в ходе следующих заседаний комитета.
Нововведения в работе
Еще один рассмотренный на комитете вопрос касался изменений в действующем законодательстве. «Вносить изменения в краткосрочные планы возможно при условии проведения комплексного обследования МКД. То есть не одной крыши, а всего дома в целом. Результаты этого обследования будут передаваться в областной департамент на комиссию для принятия решения о целесообразности его переноса на более ранний срок и о финансовой возможности фонда провести такие работы. То есть менять сроки ремонта можно будет только по результатам обследования специализированной организацией и с теми параметрами, которые прописаны в постановлении», – объяснил Владимир Слизовский.
Депутат Евгений Косогов уточнил, как и что будет меняться в связи с нововведением на 2026 год, поскольку программа 2025 года уже сформирована? По словам Слизовского, финансирование обследования домов может быть проведено либо за счет бюджета, либо за счет собственников. Депутат уточнил: если результаты обследования дома действуют всего лишь на протяжении года, то на следующий год нужно проводить еще одно обследование? Выяснилось, что в обследовании устанавливается процент износа отдельных конструктивных элементов. И проектировщик указывает целесообразность ремонта того или иного конструктивного элемента. Поэтому на следующий год вряд ли процент износа уменьшится. Эти данные будут актуальны и на следующий год и год спустя, что может быть использовано для корректировки программ, – пояснил руководитель фонда капремонта.
Евгений Косогов отметил, что может получиться так, что у города денег на обследование нет и у жителей средств тоже не хватит. В итоге жильцы могут просто оказаться за бортом подпрограммы по ремонту кровель. Поэтому данное нововведение необходимо держать на контроле. Руководитель фонда ответил, что изменения могут распространяться не только на кровли, а на любой конструктивный элемент здания, которому подошел срок ремонта и который требует досрочного восстановления.
Поскольку многие вопросы, которые обсуждались на комитете, получат продолжение уже в наступившем, 2025 году, наше издание еще вернется к теме в следующих выпусках.
Сергей МИЛЯХИН