№18 (160) от 21 мая 2025 г.
Транспортная проблема в Орле уже давно стала очевидной. Как стало очевидным и то, что орловские чиновники решить ее не в состоянии. Даже тогда, когда им дают конкретные алгоритмы действий. Так, на майском заседании комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту целый ряд шагов по выводу из кризиса МУП ТТП предложил руководитель Курского транспортного предприятия. Также на трибуне побывали простые рабочие и водители орловского трамвайно-троллейбусного предприятия, которые перечислили очевидные способы спасения муниципального транспорта. Однако, как показала реакция областных и городских чиновников, реализовать на практике простые и очевидные меры для них – из разряда невероятного.
«Старые песни о главном»
Буквально месяц назад мы публиковали сразу два достаточно больших материала, посвященных транспортным проблемам Орла. «Кто велел «Герасиму» утопить «Муму»-ТТП?» в №14 (156) от 16 апреля 2025 г https://orelsredaplus.ru/kto-velel-gerasimu-utopit-mumu-ttp/ и «Транспортная безнадёга» в №16 (158) от 30 апреля 2025 г. https://orelsredaplus.ru/transportnaya-beznadyoga/ Честно говоря, было опасение, что заседание комитета будет проходить в режиме дежавю. Но с самого начала все пошло иначе. Например, в этот раз в Орел приехал генеральный директор государственного унитарного предприятия «Курскэлектротранс» Алексей Тихонов. Благодаря его выступлению орловцы получили уникальную возможность посмотреть на транспортную ситуацию в нашем городе как бы со стороны. А поскольку сам директор «варится» в теме уже не один год, то в его выступлении прозвучали четкие и понятные предложения: что нужно сделать для наведения порядка, исходя из его собственного опыта и с учетом уже пройденных им ошибок.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и обратить внимание, что в Курске местные власти сделали упор на развитие именно муниципального транспорта, а частники остались как бы «на подхвате». В Орле чиновники в своих речах говорят ровно о том же. Но рядовые орловцы прекрасно понимают, что «на словах» и «на деле» – это очень разные вещи. Например, последние покупки в лизинг орловских автобусов никак не вяжутся с пышными словесами про сохранение электротранспорта. А из выступления рядовых сотрудников ТТП стало понятно, что в суровой действительности орловские власти заботятся исключительно об интересах частных перевозчиков. Но к этому мы вернемся чуть ниже.
Кстати, в Курске предприятие также было муниципальным и сменило статус на ГУП всего два года назад. В Орле периодически заходит речь о таком «переподчинении», но каждый раз орловские областные чиновники заявляют, что не видят в этом необходимости. Вот и на майском комитете прозвучали «старые песни о главном». Между тем, в Курске все же пошли на преобразование. В итоге соседнее транспортное предприятие смогло попасть в федеральную программу по обновлению подвижного состава. И вряд ли в соседнем регионе (в отличие от Орла) областные власти должны своему же предприятию сотни миллионов за уже выполненную работу.
Вкратце познакомим читателей с информацией о состоянии муниципального транспорта на момент проведения комитета. Директор ТТП Игорь Косолапов рассказал депутатам, что ситуация остается сложной.

Игорь Косолапов
По двум маршрутам ходит 12 трамваев. Маршрут №4 все еще не запущен, так как ведутся ремонтные работы на пути. Асфальт вскрыт, и ставят стяжки. Также удалось закупить все необходимые для ремонта детали. Пуск ожидают со дня на день. По городу курсирует 14 троллейбусов (12 в первую и 14 во вторую смену). Из 20 полученных питерских машин семь уже вышли, и еще две должны выйти на линию на днях. Что касается автобусов, то на маршрутах работают 14 машин. Если все пойдет по плану, то до 1 июня удастся отремонтировать еще 17 автобусов. Администрация города выплатила предприятию 226 миллионов, поэтому идет формирование списка платежей, чтобы погасить накопившиеся долги (правда, не в полном объеме). Но ситуация будет стабилизирована, – заверил Косолапов. Также деньги в первую очередь пойдут на ремонт путей, закупку запчастей и всего необходимого для ремонта сетей. Всего на предприятии 48 автобусов ЛИАЗ на газомоторном топливе и 32 автобуса, взятых в лизинг. Если удастся полностью рассчитаться по лизинговым платежам, то ПАЗики полностью перейдут в собственность города. Проблемы предприятия требуют комплексного решения, отметил выступающий. Как найти и, главное, применить на практике такие решения, орловским депутатам и чиновникам и рассказал руководитель транспортного предприятия из соседнего региона.
Курский пример
«Все, что буду говорить – если есть такая возможность – возьмите на вооружение. В транспорте 35 лет. Я из Белгорода и работал в родственном предприятии МУПа. Прошел все те круги ада, которые сейчас проходит мой орловский коллега. Практически во всех регионах РФ, за исключением очень крупных и столиц, есть проблемы с транспортным обслуживанием населения. Многие пытаются затыкать дыры и сразу приобретать новый подвижной состав. Это неправильно. Первое, что нужно сделать, – это провести анализ существующей маршрутной сети и исключить дублирование. У нас с конца 90-х, после того как в бизнес пришли частники, они преследуют одну единственную цель – извлечение прибыли при минимальном капиталовложении. А у нас с вами социальная история по регулируемым тарифам. Мы говорим о муниципальных городских маршрутах», – рассказал гендиректор ГУП «Курскэлектротранс» Алексей Тихонов.

Алексей Тихонов
«После того, как провели анализ, нужно посмотреть еще раз распределение пассажиропотока по маршрутам. Посмотреть, что хотят люди. Город на месте не стоит. Развивается. Центры притяжения меняются. Меняются пассажиропотоки. Если у вас открываются какие-то предприятия крупные – это туда же. Сесть за расчеты. Безубыточность (сейчас тариф не беру) перевозок для подвижного состава большого класса – 2,4 пассажира на километр пробега. Именно при таких условиях, когда сначала переделаем маршрутную сеть, станет возможным обеспечение движения с раннего утра (чтобы люди такси не пользовались – в 4 утра ведь кто-то все равно на работу едет) и после 23 часов вечера – это окончание поздней рабочей смены, где трехсменка.
На втором этапе нужно вместе с городской архитектурой посмотреть состояние улично-дорожной сети. Там, где узкие места, надо дать «зеленый свет» общественному транспорту. Способов много. Самый распространенный – выделенные полосы.
И только после всего этого можно подходить к выбору типа, марки и моделей подвижного состава. Из своего опыта я могу сказать, что, эксплуатируя троллейбусы с увеличенным автономным ходом и трамваи, инфраструктура у меня точно так же требует ремонта; в таком же состоянии подстанции, и контактная сеть так же изношена и нуждается в замене. Только у меня троллейбусы с увеличенным автономным ходом по отношению к затратам на газомоторное топливо показывают эффективность в сегодняшних условиях 10-12% в зависимости от маршрута. А если мы немного вложимся в инфраструктуру… Я подсказал орловскому коллеге, как еще можно законно сэкономить на электроэнергии – можно поднять экономику до 18%. Вдумайтесь в цифры.
Плюс сегодня те, кто пользуется новым общественным транспортом, могли заметить, что машины дергаются непроизвольно. И вопрос не только к водителям, но и к производителям. А производители – одна и та же компонентная база. Если раньше мы получали европейские запчасти, сейчас Европа отрезана. Получаем Китай. Китай не стремится поставлять на наш рынок качественную продукцию, и дошло до того, что говорят: не хотите – не берите. А свое мы только начали строить, и неизвестно, когда построят… Пока относитесь к электроэнергии, как к бензину – ценник мы все видим. Можно посмотреть зарплату в отрасли. Если хотим привлечь профессионалов, должна быть конкурентная зарплата. Должны быть эффективные инструменты производства. Потому что транспорт – это тоже производство. Если не обслуживать, не ремонтировать, он будет ломаться. А уже много-много лет отрасль финансировалась по остаточному принципу, и в октябре 2021 года эту проблему подняли в Госдуме. Беда по всем регионам.
Расскажу, что в Курске удалось сделать. Все, что я перечислил, у нас в Курске уже удалось сделать. Ценник… Сегодня мы получаем 180 рублей за километр пробега по расписанию. У государства появились рычаги контроля. Мы под большим государевым оком. Любое отклонение от расписания на контрольных точках – плюс-минус 3 минуты – нам не платят за выполненную работу, и плюс штрафы. Любое нарушение контракта – штрафуют. Поэтому мы заинтересованы выполнять работу качественно и в срок. Когда я приехал два года назад, проблемы транспорта были в первой пятерке по жалобам. А сегодня остались единичные жалобы, и с повестки дня проблемы транспорта ушли», – отметил в своем выступлении Алексей Тихонов.
В чью пользу уберут дубли?
Затронули в ходе комитета и проблему участия Орла в федеральных программах, например, по обновлению подвижного состава. Гость из Курска напомнил, что самостоятельно ТТП подать заявку на включение в федеральный проект не может. Это должны делать региональные власти. Когда дошло дело до представителя области, то в беседу вступил руководитель профильного облдепартамента Алексей Субботин. Он напомнил, что МУП и ГУП – это разные формы, но от изменения станет ли больше денег в бюджете именно на работу транспорта? Поэтому передача предприятия региону вряд ли серьезно улучшит ситуацию.
Также господин Субботин отметил, что документы на участие в федеральных программах ТТП подготовлены. Кроме того, постоянно приобретаются автобусы для междугороднего движения, и это как раз делается благодаря федеральной помощи. Что касается упомянутых курским руководителем шагов, то в Орле также планируют отказаться от дублирующих маршрутов, – заявил господин Субботин. При этом, как обычно, не были названы конкретные сроки – когда же это произойдет. Не прозвучало и деталей процесса отмены дублирующих маршрутов.
Позвольте на этом месте немного отойти в сторону. Речь об отмене дублирующих маршрутов в Орле только на моей памяти ведется не менее полутора десятков лет. И дальше разговоров пока ничего никуда не продвинулось. Ведь самый «цимес» не только в том, сколько маршрутов необходимо убирать. Гораздо важнее – в чью пользу произойдет данное изменение? Не секрет, что львиная доля дубликатов появлялась на уже существующих муниципальных графиках и вводилась для выгоды частных перевозчиков. Соответственно, если убирать дублеров, то необходимо отказываться именно от тех, что появились хронологически позже, и оставлять муниципальные маршруты. События же последних месяцев показывают, что ТТП не в состоянии обслужить даже свои немногочисленные маршруты. Поэтому, если убрать еще частников, то это потребует от ТТП выделения гораздо больше количества транспорта на освободившиеся линии. А где его взять? Второй момент: не секрет, что и среди частников появилось много дублирующих маршрутов. И городские чиновники внедрили практику отмены дублей, как инструмент для давления на неугодных перевозчиков. После отмены маршрута №17 ситуация на оставшемся «дубле» №27 значительно ухудшилась. Поэтому нужно не просто убирать дублирующие маршруты, но и смотреть, как это влияет на транспортную ситуацию. Если после отмены того или иного маршрута пассажиры не могут влезть в битком набитые маршрутки, нужно уметь признавать свои ошибки и «откатывать» неверные решения назад. Пока же вся информация о грядущей отмене дублей держится за семью печатями, что уже наводит на печальные мысли – и пассажиры, и ТТП от предстоящей сверхсекретной реформы вряд ли что-то выиграют. Хорошие, полезные вещи делаются всегда публично, с подключением к обсуждению самих жителей и всех заинтересованных сторон.
Как ловят «зайцев»
Интересный пример, на который можно равняться орловским транспортникам, привел их курский коллега, когда зашла речь о контроле оплаты проезда. В курских салонах установлены системы видеоконтроля, которые сверяют число вошедших пассажиров с числом оплативших поездку. Результаты отражаются на интерактивной «тепловой карте». С учетом нехватки кондукторов бригада проверяющих заходит не во все троллейбусы подряд, а сверяется с «тепловой картой». Те трамваи и троллейбусы, которые горят зеленым светом, не проверяются, так как там все (или почти все) оплатили проезд. Зато транспорт с большим количеством «зайцев» светится красным, и именно такие транспортные средства распахивают свои двери контролерам. Что значительно повышает эффективность проверок и позволяет работать относительно небольшому числу проверяющих.
Но и тут есть одно существенное отличие «соловьиного края» от лысого Орла – это сумма штрафа для нарушителей. Если в Курске подняли планку для безбилетников и сделали работу контролеров эффективной, то в Орле депутаты областного совета уже несколько раз «заворачивали» инициативу об увеличении штрафов для «зайцев». С такой «поддержкой» наводить порядок в работе ТТП – это как носить воду решетом. Результат более чем предсказуем.
К тому же все еще актуален вопрос, где взять деньги на оснащение орловского муниципального транспорта такими датчиками? Теоретически новые «старые» троллейбусы, которые передала Орлу Северная столица, имеют необходимые камеры. Но на их реанимацию или полную замену тоже необходимы существенные средства, – отметили на комитете.
Алексей Тихонов, как человек, который работает и с электробусами, и с троллейбусами с повышенным автономным ходом, поделился очень интересной информацией. По его мнению, эти практически одинаковые в плане эксплуатации системы имеют лишь незначительную разницу в виде зарядных батарей. То есть, в тех городах, где уже проложены троллейбусные провода, выгоднее и логичнее использовать троллейбусы с автономным ходом. А вот там, где троллейбусы уже ликвидированы или электротранспорта нет вообще, имеет смысл приобретать электробусы и, соответственно, создавать под них необходимую инфраструктуру. За двумя зайцами одновременно лучше не гоняться, – предупредил орловских транспортников коллега из соседнего региона. Использовать имеющуюся инфраструктуру всегда выгоднее, чем создавать новую с нуля. Кстати, в прошлой статье мы уже указывали, что троллейбусы с повышенным автономным ходом могли бы закрыть проблемы жителей Выгонки (не дожидаясь ремонта подстанции), микрорайона Алроса и прочих «неблагополучных» в транспортном отношении районов. А маршрут с автовокзала на Наугорское шоссе (также не требующий введения новых подстанций или прокладки дополнительных линий) мог бы решить и проблему, которая возникнет в недалеком будущем. Ведь в Орле рано или поздно построят студенческий кампус, к тому же здесь уже реализуются два проекта КРТ. Пока, судя по ответам мэрии в соцсетях, городские власти не знают, какой пассажиропоток будет идти в эту часть Орла после ввода кампуса в строй и заселения всех новостроек. И соответственно не предпринимают никаких шагов, чтобы не доводить ситуацию на Наугорке до коллапса.
Простым русским языком
Очень необычным получилось обсуждение транспортных проблем еще и благодаря тому, что на комитет пригласили рабочих и водителей из ТТП. Они простым русским языком объяснили многие нюансы, касающиеся как ремонта подвижного состава, так и работы транспорта на линии. Так, председатель профсоюзной организации Виктор Юдин рассказал, что уже несколько дней в депо нет света. Проблемы с запчастями. Особенно обострилась ситуация после объединения двух совершенно разнопрофильных направлений (автобусного и электротранспорта). Кстати, об этом неоднократно говорили еще во время банкротства ПАТП – нельзя присоединять автобусы к электротранспорту. Но в итоге сейчас ТТП представляет гибрид со всеми вытекающими бедами. В итоге купили в лизинг плюс пригнали из Москвы кучу автобусов. И все это по большей части стоит мертвым грузом. Между тем, закупок конкретно по новым троллейбусам и трамваям не проводилось. Единственное пополнение – это б/у машины из Питера.

Виктор Юдин
Выступающий отметил, что еще два года назад представители коллектива приходили к господину Субботину и слышали от него ровно те же речи, что и сейчас: регион готовится вступить в федеральные программы. Однако никаких практических подвижек в этом направлении так и не видно, – посетовал Виктор Юдин. Не лучше обстоят дела и с губернатором Андреем Клычковым. На ТТП очень ждали, что он лично выкроит в своем плотном графике время на общение с коллективом проблемного предприятия. Но, увы, рабочие ТТП так и не дождались визита главы региона. Не смогли они попасть к Клычкову и на личный прием, хотя записывались. Выделение средств на закрытие первоочередных дыр не приводит к стабильному улучшению ситуации. Приезжающие с вечерней смены даже не могут принять душ – на предприятии просто нет горячей воды. Область обещала погасить долги по электроэнергии, но по факту уже 20 дней на предприятии царит мрак.
«Запчастей вообще нет! Если вам сказать, из чего мы собираем транспорт перед выходом на линию… Автобусов накупили. Сказали, что теперь все хорошо будет. А ведь для них тоже надо и фильтры покупать, и масло менять, а они в обслуживании намного тяжелее, чем электротранспорт! Хорошо, объединили. У автобусов подходит ТО газомоторного оборудования. А это тоже деньги! Без ТО их на линию выпустят! Плюс такая беда – стоит автобус с газом, и рядом – троллейбусы. А если утечка газа? Это же бомба! Сгорит все! Мы сколько раз говорили, что не должно такого быть! Если рванет, может, тогда хоть начнут шевелиться? Все говорят, что электротранспорт нужен. Долги вам погасим. Ага, 20 дней в темноте сидим!» – сумбурно, но очень эмоционально рассказал слесарь.
При этом он упомянул случаи по России, когда автобусы загорались (в Орле также были такие прецеденты), и поэтому автобусное подразделение и электротранспортное должны быть разделены, – убежден выступавший. Но главное – финансирование должно идти не на закрытие дыр и покрытие долгов (вместе с процентами и пенями), а как положено – вовремя и с запасом на закупку необходимых для стабильной работы запчастей. Особенно опасно недофинансирование на транспорте. Ведь нехватка нормальных запчастей может привести к серьезным последствиям.
Напрямую на комитете об этом речь не шла, но многие орловцы помнят историю с «бешеным трамваем», который пронесся по улице, сбивая на пути встречные машины. Не так давно было и ДТП, когда троллейбус сбил пешеходов, выходивших из маршрутки во втором ряду, что само по себе является грубейшим нарушением ПДД. Кстати, про второй ряд на комитете все же речь зашла. Чуть позже.
«Технический каннибализм» и прочие реалии ТТП
Вслед за слесарем на трибуну поднялся водитель Юрий Михайлов, который поведал про ситуацию, как она видится из-за руля. Выступающий отметил, что компенсацию от областных властей за перевозку льготников частные перевозчики получили в полном объеме, а ТТП до сих пор не может добиться возврата честно заработанных средств (мы неоднократно писали об этом в предыдущих материалах, поэтому не будем останавливаться еще раз на конфликте области и МУПа). Такая необычная забота о частниках по сравнению с отношением к муниципальному предприятию наводит на грустные размышления. Жалобы рядовых сотрудников МУПа в вышестоящие инстанции приводят лишь к отпискам. Реальных шагов по изменению сложившейся ситуации не видно. Например, что касается вышеупомянутого заявления руководства ТТП о предстоящем возврате на линию 32 ПАЗиков, по которым осталось только погасить лизинговые платежи, то с точки зрения водителя ситуация выглядит не столь радужно. По факту на линию могут вернуться только 8 машин. Остальные, помимо лизинговых платежей, имеют куда более серьезное препятствие для выхода на улицы города – им нужен дорогой ремонт. За недолгий период эксплуатации их просто «убили». По мнению выступающего, секрет в том, что руководство предприятия посчитало нецелесообразным закреплять за каждым автобусом своих водителей. В итоге любой шофер может отправиться в рейс на любом ПАЗике. Если на одном автобусе за неделю отработало 11 человек, то кто будет бережно относиться к технике? Не лучше ситуация и с ЛиАЗами. Значительная часть этих габаритных и потому крайне необходимых городу автобусов находится в ремонте, так еще и те, что на ходу, постоянно ломаются. По заверениям выступавшего, только в день проведения комитета еще два ЛиАЗа из 14, отправившиеся утром в рейс, к обеду уже вернулись в депо на ремонт. По мнению шофера, секрет опять же в недостатке финансов на полноценный и качественный ремонт. Автобусы латают тяп-ляп, только чтобы они смогли выехать за ворота. А как быстро он опять встанет на смотровую яму – увы, никто не учитывает. Беды с нехваткой запчастей приходится решать за счет «технического каннибализма». Этот термин обозначает явление, когда недостающие запчасти потихоньку снимают с других, еще действующих, механизмов и агрегатов.
«Вы что делаете?»
Один случай, рассказанный водителем, в достаточно полной мере раскрывает весь баланс сил и реальные мотивы действий чиновников, курирующих транспорт. «У нас есть главный инженер – Алексей Горбатов. Он пришел и умудрился выпустить на линию не 10, как обычно, а отправил сразу 28 муниципальных автобусов. И тут же звонок по телефону: вы что делаете? Побежали частные перевозчики жаловаться – «вы не даете нам работать!» Сразу же с линии наши автобусы убрали! Как так – 22 человека в резерве сидят! Выплачивается им средняя заработная плата», – эмоционально рассказал Юрий Михайлов. Именно этот пример показывает реальные приоритеты орловских властей. Все рассказы о том, что поддержка муниципального предприятия является приоритетом, – это лишь красивые слова. На деле же чиновники реальными шагами показывают, чьи интересы они бережно защищают.

Юрий Михайлов
Прошелся выступающий и по проблемам с ремонтом тех же ЛиАЗов, нехватка которых остро ощущается на многих городских маршрутах. «Они напичканы электроникой. А у нас кроме кувалды и зубила ничего нет. Чтобы провести диагностику, нужно специальное оборудование, плюс направить людей на обучение. Автобус едет, дергается. Это не непрофессионализм водителя – это автобус нужно до ума доводить. Только что выступали из Курска – меня удивило. Они не гонятся за прибылью. Они гонятся за безопасностью движения. За соблюдением графика и за культурой обслуживания пассажиров. Во что Орел превратился? Вы постойте на остановке, послушайте, что люди говорят, когда по 40 минут автобуса нет. Вот мой график – я утром сделал круг, перерыв. Еще сделал круг – на заправку еду. Ну неужели ни у кого нет мысли, чтобы от санатория «Лесного» хотя бы до сквера Гуртьева довезти пассажиров по пути на заправку? Что ж огромный ЛИАЗ пустой на заправку-то едет точно по маршруту? Какое образование надо иметь, чтобы пустые автобусы не гонять?!» – эмоционально отметил Юрий Михайлов.
Также он затронул давнюю беду Орла – нарушения частниками всех мыслимых и немыслимых правил дорожного движения. В областном центре после трагедии на Дворце спорта буквально несколько дней продержалась более-менее спокойная ситуация с высадкой пассажиров из второго ряда. Сейчас снова эту картину можно наблюдать на многих остановках. Частники устраивают гонки, пытаясь обогнать конкурентов, и нередко не ждут, пока освободится заездной карман, а становятся на остановку вторым рядом. Пассажиры вынуждены протискиваться между транспортом, стоящим в первом ряду. И ладно бы орловцы, как говорится, рублем могли отрегулировать этот процесс – просто не садились бы к нарушителям. Но когда 40 минут нет нужного тебе автобуса, а потом альтернатива – ждать еще 40 минут или сесть в автобус, нарушив ПДД, тут ответ очевиден.

Алексей Васильев
Сотрудник ТТП Алексей Васильев добавил несколько штрихов в мрачную картину: например, необходимо решать, как быть с заправкой ЛиАЗов, ради которой пустые автобусы приходится гонять на другой конец города. С микрорайона (от депо) автобусы холостым рейсом едут сначала 7 км на заправку и потом еще 7 км возвращаются назад через весь город. Потери от таких холостых пробегов просто колоссальные. По мнению выступавшего, необходимо искать решение в виде строительства заправки либо в Северном районе, либо где-то на объездной (поскольку там большой поток транспорта, и такой объект наверняка заинтересует инвесторов).
Председатель комитета Виталий Рыбаков отметил, что с ситуацией, когда ТТП запретили выпускать «лишние» автобусы в ущерб частным перевозчикам, необходимо разбираться отдельно и тщательно. Также он обратился к руководителю ТТП с просьбой, чтобы в отношении тех сотрудников, которые выступали на комитете, не предпринималось никаких санкций и наказаний. Поскольку, увы, похожие ситуации в Орле уже были – в частности, с сотрудниками УКХ, которые указывали на проблемы с приемкой моста Дружбы.
Сергей МИЛЯХИН